Мудрый Экономист

Реформирование социального налогообложения

"Все о налогах", 2009, N 11

Государственные внебюджетные фонды созданы федеральными, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. До 2001 г. отчисления во внебюджетные фонды осуществлялись налогоплательщиками с фонда оплаты труда и зачислялись в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования РФ, фонд занятости.

С введением в действие второй части Налогового кодекса РФ (НК РФ) с 1 января 2001 г. вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Главой 24 НК РФ был введен единый социальный налог (ЕСН).

Несомненно, единый социальный налог с позиции законодательства перераспределял налоги в пользу физических лиц. Но с психологической точки зрения руководители предприятий воспринимали его как налог, который должен уплачиваться с заработной платы. Более того, основная часть работников не представляла, какие отчисления делает в его пользу работодатель. Поэтому, даже имея налоговую ставку 26% и регрессивный метод налогообложения, многие работодатели и работники уклонялись от легализации заработной платы. Широкое распространение получили различные схемы уклонения от полной уплаты ЕСН в бюджет, так как для большинства предприятий уплата ЕСН означала их банкротство.

С 1 января 2010 г. на территории Российской Федерации перестает действовать гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ (п. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ; далее - Закон N 213-ФЗ) и вводится новый порядок уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 62 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"; далее - Закон N 212-ФЗ).

Вместо ЕСН вновь придется перечислять:

Контролировать правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты страховых взносов будут ПФР и ФСС. При этом функции контролера уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование достались ПФР. Получается, что одна из целей введения ЕСН - снижение прямых административных издержек вследствие передачи функций по сбору этих средств Министерству по налогам и сборам РФ, а потом Федеральной налоговой службе - себя не оправдала.

По сравнению с процедурой начисления и перечисления ЕСН есть некоторые существенные изменения.

В 2010 г. налоговая нагрузка останется прежней - 26%. Тарифы страховых взносов будут составлять 20% (ПФР), 2,9% (ФСС), 1,1% (ФФОМС) и 2% (ТФОМС). По страховым взносам на обязательное пенсионное страхование распределение следующее:

С 1 января 2011 г. общий тариф страхового взноса будет составлять 34%:

При этом в отношении отдельных плательщиков введены переходные положения на период до 2015 г. С 1 января 2015 г. порядок начисления взносов для всех категорий налогоплательщиков будет единым. Таким образом, регрессивный метод налогообложения отменяется.

Объект обложения страховыми взносами в целом совпадает с объектом обложения ЕСН. Однако есть и отличия. Например, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, признаются объектом обложения вне зависимости от того, отнесены они к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, или нет. Данное исключение частично компенсируется тем, что перечень сумм, которые не подлежат обложению страховыми взносами (приведен в ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ), расширен.

Есть существенные изменения и для тех, кто имел льготы по ЕСН. Те, кто в настоящее время освобожден от уплаты ЕСН, постепенно утратят преимущество по налоговой нагрузке в части "зарплатных" отчислений. Они становятся плательщиками страховых взносов во все государственные внебюджетные фонды.

В 2010 г. льготники еще будут применять пониженные тарифы страховых взносов. В связи с этим нагрузка останется прежней: льготники должны будут уплачивать страховые взносы только в ПФР в размере 14%. В течение 2011 - 2014 гг. бывшие льготники, за исключением представителей малого бизнеса, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный налог (ЕНВД), будут применять пониженные тарифы, указанные в ч. 2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН либо переведенные на уплату ЕНВД, с 2011 г. будут начислять страховые взносы по полной программе (на общих началах).

В настоящее время индивидуальные предприниматели, вне зависимости от того, есть у них работники или нет, не позднее 31 декабря текущего года уплачивают суммы страховых взносов в ПФР в виде фиксированного платежа, размер которого устанавливается исходя из стоимости страхового года (ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).

С 2010 г. индивидуальные предприниматели будут уплачивать страховые взносы не только в ПФР, но и в ФОМС (термин "фиксированный платеж" больше не используется). Срок уплаты - не позднее 31 декабря текущего года, исходя из стоимости страхового года, которая зависит от минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов, уплачиваемых в соответствующий государственный внебюджетный фонд.

Если минимальный размер оплаты труда останется на прежнем уровне (4330 руб.), то индивидуальные предприниматели будут уплачивать в бюджет суммы страховых взносов, приведенные в табл. 1.

Таблица 1

  Период 
 Тариф страхового
взноса, %
  Сумма страхового взноса за 
год, руб.
  Общая сумма  
страховых
взносов за год,
руб.
   ПФР   
(МРОТ x
гр. 2 x
12 мес.)
  ФФОМС  
(МРОТ x
гр. 3 x
12 мес.)
  ТФОМС  
(МРОТ x
гр. 4 x
12 мес.)
 ПФР 
ФФОМС
ТФОМС
    1    
  2  
  3  
  4  
    5    
    6    
    7    
       8       
2010 г.  
  20 
 1,1 
  2  
10 392   
   571,56
 1 039,20
   12 002,76   
С 2011 г.
  26 
 2,1 
  3  
13 509,60
 1 091,16
 1 558,80
   16 159,56   

Распределение страхового взноса в ПФР, направляемого на финансирование страховой и (или) накопительной частей трудовой пенсии, представлено в табл. 2.

Таблица 2

  Период 
     Тариф    
страхового
взноса в ПФР,
%
  Для лиц 1966  
года рождения и
старше
  Для лиц 1967 года рождения и 
моложе
 Страховая часть
трудовой пенсии
Страховая часть
трудовой пенсии
 Накопительная 
часть трудовой
пенсии
2010 г.  
      20      
       20%      
(10 392 руб.)
      14%      
(7274,40 руб.)
       6%      
(3117,60 руб.)
С 2011 г.
      26      
       26%      
(13 509,60 руб.)
      20%      
(10 392 руб.)
       6%      
(3117,60 руб.)

Как показывают данные табл. 2, нагрузка налогоплательщика по социальному страхованию значительно увеличивается.

Страховые взносы подлежат исчислению и уплате отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд на соответствующие счета Федерального казначейства (ч. 1 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). При этом в течение расчетного периода (календарного года) надо будет уплачивать страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, за который этот платеж начислен. За несвоевременную уплату страховых взносов будут уплачиваться пени. Порядок их начисления не изменился.

Организациям и индивидуальным предпринимателям, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, отчитываться перед органами контроля придется ежеквартально: перед ПФР - до 1 -го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом; перед ФСС (как и сейчас) - до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Так, расчеты за I квартал 2010 г. надо будет представить в ПФР до 01.05.2010, в ФСС - до 16.04.2010.

Обратите внимание: отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год, поэтому сроки представления отчетности за календарный год такие же, как за первый квартал, полугодие и девять месяцев.

Непредставление расчета в орган контроля в установленный срок плательщика страховых взносов влечет взыскание штрафа. Размер штрафа - 5% от суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основании этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, предусмотренного для его представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 руб. (ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ). Штраф увеличится, если плательщик опоздает с представлением расчета более чем на 180 календарных дней. В этом случае штрафные санкции составят 30% от суммы страховых взносов и 10% от суммы страховых взносов за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня. При этом размер штрафа не может быть менее 1000 руб.

Статьей 119 НК РФ установлены аналогичные штрафные санкции за непредставление налоговой декларации. За непредставление расчетной ведомости в ФСС сейчас определен штраф в размере 1000 руб., а за повторное совершение этого деяния в течение календарного года - 5000 руб.

Помимо изложенного, на основании ст. 29 Закона N 213-ФЗ вносятся изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Так, со следующего года за непредставление в положенные сроки расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере от 300 до 500 руб. будут привлекаться должностные лица (п. 2 ст. 15.33 КоАП РФ). Данная норма не распространяется на индивидуальных предпринимателей.

Коснулись изменения и индивидуального (персонифицированного) учета каждого застрахованного в ПФР лица.

Вместе со сведениями, предусмотренными п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", представляются данные о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у страхователя застрахованных лиц (п. 4 ст. 12 Закона N 213-ФЗ, вступающего в силу с 01.01.2011). В целях плавного перехода на новую систему в 2010 г. отчетными периодами будут полугодие и календарный год. Поэтому страхователи за первый отчетный период 2010 г. должны будут представить сведения о застрахованных лицах и общие сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах до 01.08.2010, а за второй отчетный период (календарный год) - до 01.02.2011.

Закон N 212-ФЗ возлагает контроль за их уплатой:

Следовательно, за органами контроля закрепляются полномочия, в основном аналогичные тем, которыми в соответствии с НК РФ были наделены налоговые органы при осуществлении ими контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты ЕСН.

Однако в отличие от налоговых органов органам контроля не предоставлено полномочий приостанавливать операции по счетам плательщика в банке и налагать арест на имущество плательщика, а также производить выемку документов.

Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, образовавшихся на 01.01.2001, по-прежнему будет осуществляться налоговыми органами в порядке, установленном НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2010) (ст. 39 Закона N 213-ФЗ). Выездная проверка должна будет проводиться не чаще одного раза в три года. В отличие от налоговой, она не может продолжаться более двух месяцев. Не может также осуществляться и повторная выездная проверка.

В то же время в случае поступления жалобы застрахованного лица на отказ страхователя в выплате страхового обеспечения или на неправильное определение страхователем размера страхового обеспечения территориальный орган ФСС вправе провести внеплановую выездную проверку правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения. В ходе проверки изъятие подлинников документов не допускается.

Таким образом, реформирование социального налогообложения началось. Но, как показывает практика, мы еще долгое время будем обращаться к гл. 24 НК РФ с целью определения эффективности новой системы отчислений в государственные внебюджетные фонды и дальнейшей ее оптимизации.

И.В.Евсеева

К. э. н.,

доцент,

зав. кафедрой

МФЮА

Об отдельных вопросах, связанных со спорами о преимущественном праве приобретения акций закрытых акционерных обществ
 
Откуда деньжата, или несколько легальных способов достать средства на развитие бизнеса