Мудрый Экономист

Классификация операций сектора государственного управления: проблемы применения

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 5

Ни для кого не секрет, что российское законодательство еще далеко от совершенства, хотя постоянно к этому стремится. При отнесении расходов на соответствующий код классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) согласно нормам Указаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н (далее - Приказ N 150н, Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ), нередко нарушается принцип единства и целостности норм законодательства. Кроме того, на правильность применения КОСГУ продолжает влиять и "человеческий фактор" в виде некорректной трактовки учетными работниками положений действующих нормативных документов, а также несоблюдения ими требований действующего законодательства в области использования КОСГУ. В статье рассмотрены нестыковки законодательства по вопросу применения КОСГУ и дан компетентный комментарий к анализируемой ситуации.

Материал изложен в наглядной форме и будет интересен и полезен не только разработчикам нормативных документов, но и всем участникам бюджетного процесса, поскольку в нем содержится информация об отнесении к КОСГУ отдельных расходов в соответствии с действующими требованиями нормативных актов.

В таблице отражены требования нормативных документов, несоответствия норм Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ другим нормативным актам, приведен комментарий автора.

Проблемы и нестыковки в области применения Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ)

Код

КОСГУ

Требования нормативных документов

Содержание проблемы

Комментарий автора

содержание

основание

211,

262

Выплата выходного

пособия работникам,

гражданским

служащим,

военнослужащим и

сотрудникам

правоохранительных

органов (органов

безопасности),

имеющим специальные

звания, при их

увольнении в связи

с ликвидацией либо

реорганизацией

учреждений, иными

организационно-

штатными

мероприятиями,

приводящими

к сокращению

численности или

штата учреждения,

осуществляемыми

в порядке и

в размерах,

установленных

законодательством

РФ, отражается по

коду 211 КОСГУ.

Вместе с тем выплата

выходных пособий для

данных работников

при их увольнении,

не связанном

с реорганизацией,

изменением структуры

учреждений и иными

организационно-

штатными

мероприятиями,

приводящими

к сокращению

численности или

штата учреждения,

отражается по коду

262 КОСГУ

Приказ N 150н

Нарушается принцип

единства требований

законодательства

Данные выплаты носят

социальный характер и

относятся к выплатам

работодателя. Поэтому

их следует отнести на

код 212 или 263 КОСГУ

211

Расходы по выплате

материальной помощи

за счет фонда оплаты

труда, не

относящиеся

к выплатам

поощрительного,

стимулирующего

характера,

с 01.01.2010

относятся на код 211

КОСГУ

Приказ N 150н

Поскольку данные

выплаты не носят

ни трудового,

ни стимулирующего

характера, относить

их на код 211 КОСГУ,

по мнению автора,

нецелесообразно

Поскольку

материальная помощь

в общем случае носит

компенсационный

характер, а все

основные компенсации,

выплачиваемые

работникам,

регламентированно

отражаются по коду

212 КОСГУ, по этому

же коду следует

отражать и указанные

выплаты

221

Приобретение

сим-карт для сотовых

телефонов работников

Обязательным

условием реализации

сим-карт является

заключение договора

оказания услуг

сотовой связи. На

код 221 КОСГУ могут

относиться затраты

на приобретение

сим-карт,

оформленные

договором между

поставщиком услуг

и учреждением

Если учреждение

оплачивает сим-карту,

оформленную на имя

работника, то речь

может идти лишь

о компенсации затрат

последнего. Такие

расходы относятся

на код 212 КОСГУ

Затраты на оказание

телекоммуникационных

услуг (Интернет,

IP-телефония и т.п.)

для подведомственных

учреждений

в г. Москве

централизованы

Постановления

Правительства Москвы

от 29.05.2007

N 429-ПП,

от 26.08.2008

N 755-ПП

Учреждения,

подведомственные

государственным

органам г. Москвы,

не имеют права

самостоятельно

заключать указанные

договоры

222

Оплата работ

и услуг,

осуществляемых

(оказываемых)

в рамках договора

транспортной

экспедиции, в том

числе: механизация

погрузки и выгрузки

имущества, плата

(сборы) за подачу

и уборку вагонов,

пользование

подъездным путем,

пользование вагонами

(контейнерами),

перевод стрелок,

укладка тормозных

башмаков, промывка

вагонов, маневровые

работы и т.п.

Приказ N 150н

Такие работы могут

осуществляться как

в рамках договоров

транспортной

экспедиции (то есть

через организации-

экспедиторы), так

и учреждением-

отправителем

самостоятельно.

В последнем случае

возникает проблема

отнесения затрат

учреждения на КОСГУ,

так как отнесение

этих затрат

к "транспортным

услугам" неочевидно

Согласно ст. 50

Федерального закона

от 10.01.2003 N 18-ФЗ

"Устав

железнодорожного

транспорта РФ"

на указанные работы

с учреждением должны

заключаться договоры

возмездного оказания

услуг по

использованию

инфраструктуры ж/д

транспорта (а не

договоры на

транспортировку).

Поэтому вне договоров

транспортной

экспедиции данные

затраты учреждения

формально должны

относиться на код 226

КОСГУ. Отсутствие

указанных выше

договоров (то есть

оплата

соответствующих услуг

по счетам в рамках

публичных сделок)

не меняет суть

хозяйственной

операции

Комплексное

обслуживание флота

(прием хозяйственно-

фекальных стоков,

пищевых отходов

и сухого мусора,

а также подсланевых

вод с судов,

снабжение их

питьевой водой

у причала, подход

топливозаправщика

к судну и т.п.)

Поскольку морские

воздушные и

космические корабли

отнесены к объектам

недвижимого

имущества,

перечисленные

расходы могут быть

отнесены на код 223

КОСГУ в качестве

коммунальных или на

код 225 КОСГУ как

содержание имущества

Данные расходы могут

быть отнесены на код

222 КОСГУ, только

если они

предусмотрены

условиями договоров

фрахта

223

Затраты на оплату

договоров на

подключение

к энергосетям

из кода 223 КОСГУ

исключены

Письмо Минфина

России от 19.03.2009

N 02-05-10/1251

Поскольку энергосети

не закреплены за

учреждением,

а принадлежат

соответствующим

энергоснабжающим

компаниям, данные

затраты следует

отражать по коду 226

КОСГУ

Оплата услуг

отопления, горячего

и холодного

водоснабжения,

потребления газа

и электроэнергии

(включая их

транспортировку

по водогазо-

распределительным

и электрическим

сетям), а также

плата за

снабженческо-

сбытовые услуги;

оплата

технологических нужд

(работ, связанных

с предоставлением

коммунальных услуг,

носящих

регламентированный

условиями

предоставления

коммунальных услуг

характер

(определенный

перечень работ

и периодичность

их выполнения)),

включенных

в обязательства

сторон по договору

на приобретение

коммунальных услуг

Суть проблемы

в следующем:

учреждением

заключены два

договора: один -

на поставку газа

и второй - на

обслуживание газовой

системы заказчика.

Надо ли первый

договор оплачивать

по коду 223,

а второй -

по коду 225 КОСГУ?

Не является ли

второй договор

реализацией

снабженческо-

сбытовых услуг

по газоснабжению?

В части расходов

по договору

на обслуживание

газовой системы

заказчика (получателя

коммунальных услуг)

возможны два варианта

их отражения:

  • в случае если эти

работы являются

необходимым условием

поставки газа и носят

регламентированный

условиями договора

поставки коммунальных

услуг характер

(определенный

перечень работ

и периодичность

их выполнения),

расходы на оплату

соответствующего

договора должны быть

отражены по коду 223

КОСГУ;

  • в случае если эти

работы осуществляются

сверх

регламентированного

условиями поставки

коммунальных услуг

перечня работ,

например работы по

замене вышедшего из

строя измерительного

датчика, вентиля, по

устранению утечки

газа и т.п., расходы

на оплату

соответствующего

договора должны быть

отражены по коду 225

КОСГУ. В данном

случае такие затраты

носят именно

технологический, а не

снабженческо-сбытовой

характер

Расходы по оплате

договоров

гражданско-правового

характера,

заключенных

с кочегарами

и сезонными

истопниками

Письма Минфина

России от 21.07.2009

N 02-05-10/2931,

от 05.02.2010

N 02-05-10/383

"О направлении

Методических

рекомендаций

по применению КОСГУ"

Поскольку договор

гражданско-правового

характера (договор

подряда)

предусматривает

обязательную

процедуру

приема-сдачи

выполненных работ

с оформлением акта,

а составлять акты на

каждый день работы

кочегара (когда

комиссия фактически

может принять его

работу) учреждения

не хотят, существует

риск признания

данных договоров

срочными трудовыми

с оплатой по коду

211 КОСГУ

Применять данную

схему расчетов

с физическими лицами

не рекомендуется.

Отнесение на код 223

КОСГУ в самом Приказе

N 150н не содержится

Приобретение

бутилированной

питьевой воды, если

у организации

отсутствует система

централизованного

питьевого

водоснабжения либо

органом санитарно-

эпидемиологического

надзора или

лабораторией

организации,

эксплуатирующей

системы

водоснабжения,

аккредитованной

в установленном

порядке на право

выполнения

исследований

качества питьевой

воды, выдано

заключение

о признании воды

не соответствующей

санитарным нормам,

отражается по коду

223 КОСГУ

Письма Минфина

России

N N 02-05-10/2931,

02-05-10/383

Если приобретается

вода, то почему она

не классифицируется

как материальные

запасы и не

отражается по коду

340 КОСГУ?

По мнению автора,

приобретение

бутилированной

питьевой воды

целесообразно

отражать по коду 340

КОСГУ, ведь данная

операция ничем не

отличается от

приобретения,

например, ГСМ. Однако

приобретение ГСМ мы

не списываем на код

225 КОСГУ как затраты

по содержанию

автотранспорта или на

код 222 КОСГУ как

часть затрат на

транспортные расходы

225

и 226

Пусконаладочные

работы разбиты

на осуществляемые

"вхолостую" и "под

нагрузкой"

Письма Минфина

России

N N 02-05-10/2931,

02-05-10/383

Постановлением Госстроя России

от 05.03.2004 N 15/1 утверждена Методика

определения стоимости строительной

продукции на территории Российской

Федерации (МДС 81-35.2004). Пунктом 4.102

указанного документа проведено

разграничение пусконаладочных работ на

проводимые "вхолостую" и "под нагрузкой".

Пусконаладочные работы "вхолостую"

осуществляются на основании локальной

сметы и учитываются как расходы

капитального характера, участвующие

в формировании первоначальной стоимости

объектов основных средств с отражением на

код 226 КОСГУ. Расходы на пусконаладочные

работы "под нагрузкой" являются расходами

некапитального характера, производимыми

после того, как первоначальная стоимость

объектов основных средств сформирована, то

есть они осуществляются при эксплуатации

построенных объектов за счет средств,

предусмотренных на их содержание (код 225

КОСГУ)

Расходы

по техническому

обслуживанию

охранно-пожарной

сигнализации (ОПС)

Письма Федерального

казначейства

от 16.12.2008

N 42-7.1-15/2.2-575,

Минфина России

N N 02-05-10/2931,

02-05-10/383

Указанные расходы

следует относить

на код 225 или на

код 226 КОСГУ?

Из приведенных Писем

следует, что, если

ОПС находится

в оперативном

управлении, аренде

или безвозмездном

пользовании, расходы

на ее обслуживание

следует относить

на код 225 КОСГУ;

если ОПС не находится

в оперативном

управлении, аренде

или безвозмездном

пользовании - на код

226 КОСГУ

226

Научно-

исследовательские,

опытно-

конструкторские,

опытно-

технологические,

геолого-разведочные

работы, услуги и

работы по типовому

проектированию,

планированию,

зонированию

и межеванию

Приказ N 150н

Имеются определенные

сложности при

квалификации работ

в качестве НИОКР

Например, работы по

"мониторингу особых

объектов нежилого

фонда г. Москвы",

проводимые согласно

Закону г. Москвы

от 11.07.2007 N 35

и Постановлению

Правительства Москвы

от 18.05.2004

N 320-ПП, хотя

и выполнялись

строительными НИИ

и оформлялись

договорами

на создание НТП,

по своей сущности

являются затратами на

содержание указанных

объектов и подлежат

отражению по коду 225

КОСГУ

Расходы по монтажу

локальных

вычислительных сетей

(ЛВС)

Приказ N 150н

Согласно Приказу

N 150н расходы

относятся на код 226

КОСГУ. Но при этом

прокладка ЛВС может

быть включена

в договор по

модернизации

(ремонту)

соответствующего

здания

В случае если

заключен договор

(государственный

контракт)

на капитальное

строительство или

капитальный ремонт

объекта, в рамках

которого

к обязанностям

подрядчика в том

числе относится

проведение работ

по монтажу сетей,

расходы на оплату

данного договора

(включающие затраты

подрядчика на

осуществление монтажа

сетей) следует

отразить

соответственно

по коду 310 или

по коду 225 КОСГУ

310

340

Затраты на

приобретение

комплектующих

к компьютерной

технике

Письма Минфина

России

N N 02-05-10/2931,

02-05-10/383

Данные затраты

следует относить на

код 310 или на код

340 КОСГУ?

Данные затраты

следует относить

на код 340 КОСГУ, так

как эти комплектующие

не могут

использоваться

по прямому назначению

самостоятельно

и имеют одинаковый

срок полезного

использования

И.Гарнов

Генеральный директор

ООО "Аудиторская компания "Интера"

Порядок возмещения средств ФСС
 
Борьба с коррупцией: подарки передаем в собственность государства