Мудрый Экономист

Уплата налогов в 2009 году: общемировая картина

"Налоги и налогообложение", 2009, N 10

10 ноября 2008 г. Всемирный банк, МФК и PricewaterhouseCoopers представили третье ежегодное исследование "Уплата налогов в 2009 году" (Paying Taxes 2009). Основные выводы, сделанные по результатам исследования, были опубликованы в декабрьском выпуске в 2008 г. В этом выпуске мы завершаем начатую в февральском и майском номерах журнала публикацию перевода наиболее важных разделов исследования. Перевод с официального английского издания исследования специально для нашего издания осуществлен экспертом аналитической группы "Foros" Натальей Дороховой.

Налоги и взносы, связанные с трудовой деятельностью - значительный вклад в ТТР

Налоги и взносы, связанные с трудовой деятельностью, составляют 34% от ТТР. Они составляют значительную часть расходов предпринимателей. Европа продолжает оставаться регионом, где налоги и взносы, связанные с трудовой деятельностью, являются основными. Самой значительной частью поступлений для четырех экономик с самыми высокими ТТР в ЕС (Бельгия, Испания, Франция, Италия) являются налоги и взносы, связанные с трудовой деятельностью. Средняя ТТР для компаний, принявших участие в исследовании, составила 52,07%, из которых 20,8% - налоги и взносы, связанные с трудовой деятельностью.

Для анализируемой итальянской компании, рассматриваемой в методологии "Уплаты налогов", вносимые налоги и взносы, связанные с трудовой деятельностью, также составляют самую значительную часть ТТР. Налоги и взносы, связанные с трудовой деятельностью, составляют 59% от ТТР. Выплаты по социальным гарантиям, вносимые компаниями в отношении своих работников в Италии, включают обязательную выплату при прекращении работы (11% от ТТР) и ряд социальных выплат, которые в сумме образуют 48% от ТТР.

В целом налоги и взносы, связанные с трудовой деятельностью, в ЕС насчитывают более половины от ТТР анализируемой компании. Налоги и взносы, связанные с трудовой деятельностью, также являются важной частью фискальной политики в экономиках в странах БРИК, ОЭСР и "Большой восьмерки".

Налоги и взносы, связанные с трудовой деятельностью в Африке, составляют наименьшую часть по сравнению с другими регионами. Если взять, например, Южную Африку, то данные по этому региону существенно отличаются от того, что мы видим в ЕС. В Южной Африке, хотя там четыре разных налога и взноса, связанных с трудовой деятельностью, все они составляют только 2% от ТТР, составляющей 34,2%. Это происходит потому, что самая значительная часть налогов и взносов, связанных с трудовой деятельностью, взимается с работников. Анализируемой компании в Южной Африке требуется 50 часов для выполнения обязанности по уплате этих налогов, что составляет 25% от времени, необходимого для уплаты всех налогов. Каждый из этих налогов регулируется отдельным налоговым законом. Недавние реформы привели к отмене одного из этих налогов, но три все еще остаются.

Нигерия служит примером африканской страны, в которой для выполнения требований по уплате налогов и взносов, связанных с трудовой деятельностью, требуется много времени. Анализируемая компания должна уплатить три налога и взноса, связанных с трудовой деятельностью, что занимает у нее 378 часов. 280 из этих часов тратится на подготовку расчетов налогов:

  1. Сбор данных из внутренних источников (например, бухгалтерская отчетность) - 120 часов.
  2. Дополнительный анализ учетно-бухгалтерской информации для выделения сложных вопросов по налогам - 120 часов.
  3. Фактический расчет налоговых обязательств, включая ввод данных в компьютерную программу/электронные таблицы или документы - 40 часов.

При подаче отчетности требуется:

Еще 80 часов требуется для уплаты налогов:

  1. Расчет требуемых налоговых платежей, включающий, если необходимо, извлечение данных из бухгалтерской отчетности и время, затрачиваемое на выполнение и обновление систем бухгалтерского учета на предмет изменений налоговых ставок и правил - 40 часов.
  2. Осуществление требуемых налоговых платежей как в диалоговом режиме, так и в кабинете налогового инспектора (включая время на ожидание своей очереди и время на дорогу, если требуется) - 40 часов.

Время, необходимое для выполнения требований об уплате налогов и взносов, связанных с трудовой деятельностью, в Нигерии уменьшилось с 480 часов, необходимых в прошлом году, во многом благодаря реформам процедуры уплаты (централизация мест оплаты) и электронной системы подачи декларации.

Ранее подчеркивалось, что некоторые экономики при проведении налоговой реформы уделили главное внимание налогам и взносам, связанным с трудовой деятельностью, в некоторых случаях уменьшив ставку взносов, в других - упростив систему взимания налогов. Данные по уплате налогов показывают, что налоги и взносы, связанные с трудовой деятельностью, являются частью налогового бремени, возлагаемого на анализируемую компанию. Таким образом, упрощение взимания таких налогов будет иметь положительное влияние на удобство уплаты налогов в целом. В этом отношении следует особо отметить Францию и Украину.

Во Франции в рамках подготовки к электронному документообороту была упрощена процедура уплаты налогов и взносов, связанных с трудовой деятельностью. Это существенно уменьшило количество платежей по налогам и взносам, связанным с трудовой деятельностью (с 14 до 2), значительно повысило рейтинг Франции по налоговым платежам (с 65 до 35 места).

На Украине количество часов, которое требуется компании для соблюдения требований об уплате налогов, было значительно сокращено - с 732 до 416 часов. Это было достигнуто за счет упрощения подачи деклараций и введения электронных диалоговых систем внесения налоговых платежей. Но улучшение рейтинга по показателю времени, необходимого для соблюдения требований об уплате налогов, произошло только на четыре позиции (с 176 до 172 места).

Эти примеры показывают, что исследования только изменений в рейтинге не достаточно для общего понимания диапазона реформы и ее влияния.

Влияние потребительских налогов

Потребительские налоги по всему миру взимаются с производства и/или продажи товаров и услуг. Во многих экономиках поступления от потребительских налогов составляют наибольшую часть всех налоговых поступлений. Существует презумпция, что влияние потребительских налогов на бизнес относительно ограничено, т.к. эти налоги компании взимают, но не уплачивают сами. Тем не менее анализ "Уплаты налогов" показывает, что есть некоторые вопросы, которые компаниям необходимо принять во внимание. В числе таковых: вид и разновидность взимаемого потребительского налога, а также количество часов, необходимое для соблюдения требований об уплате этих налогов. Кроме того, довольно часто имеет место ситуация, когда компания сама будет уплачивать некоторые налоги с торгового оборота, - в некоторых случаях за свое собственное потребление и через неподлежащий возмещению НДС на определенные товарно-материальные ценности.

Разновидности потребительских налогов

Существуют различные разновидности потребительских налогов, устанавливаемых властями. В некоторых экономиках они могут составлять значительную часть всех налогов, которые платят предприниматели. Четыре основных вида налога с торгового оборота имеют очень разное влияние на анализируемую компанию. В анализе, проведенном в данном разделе, основное внимание уделяется преимущественно НДС, налогам с торгового оборота и их влиянию на рейтинг по уплате налогов.

Продолжающееся по всему миру уменьшение ставок налога на доходы корпорации требует переноса соответствующего налогового бремени из налогов на прибыль на потребительские налоги. Налог на добавленную стоимость (НДС) является наиболее распространенным видом потребительского налога, который вводят экономики.

В настоящее время во всем мире НДС является преобладающим видом потребительского налога - в той или иной форме он используется в 79% всех экономик.

США остаются единственным членом ОЭСР и "Большой восьмерки", не использующим НДС.

Система НДС подразумевает, что конечный покупатель уплачивает налог в то время как предприниматели, будучи соответствующим звеном в цепи снабжения, действуют как неоплачиваемые сборщики налога на "добавленную стоимость". Таким образом, для предпринимателей важно эффективное соблюдение требований об уплате данного налога, а у властей есть полномочия для разработки простой системы НДС, в отношении которой возникает небольшое количество спорных вопросов и затруднений.

Хорошим примером страны, которая воплотила концепцию системы НДС, служит Бразилия. Это государство ввело несколько уровней данной системы: федеральный акцизный сбор (IPI), НДС штата на товары и услуги (ICMS) и НДС для социальных взносов (PIS/COFINS <1>).

<1> COFINS, составляющий 7,6%, - это ежемесячный федеральный социальный взнос, рассчитываемый в процентном отношении к доходу. Нововведенная система COFINS предназначена для удостоверения, что налог взимается только один раз с итоговой стоимости каждой сделки, но некоторые компании до сих пор подпадают под действие старой системы ЦОФИНС, в соответствии с которой COFINS взимается в размере 3% и без возможности применения кредитной системы.

В Индии также есть два различных налога на добавленную стоимость. Это федеральный НДС (CENVAT) и НДС, взимаемый штатами. В дополнение к этим налогам на добавленную стоимость есть еще и центральный налог с торгового оборота. НДС штата был введен с использованием общей системы, явившейся результатом переговорного процесса. Эта общая система устранила кумулятивный эффект от региональных налогов и обеспечила единообразные цены на товары по всем штатам. Правительство также нацелено на введение "налога на товары и услуги" в 2010 г. Оно надеется, что как только общая система хорошо укрепится на практике, у властей станет больше возможностей для ускорения подачи заявок, замену ежемесячной на ежеквартальную отчетность и рассмотрения возможности упразднения других налогов.

Время, необходимое для выполнения требований по уплате потребительских налогов

Взимание потребительских налогов предпринимателями может значительно увеличить необходимое время и соответствующие налоговые платежи. В связи с этим необходимо, чтобы процедура выполнения требований законодательства об уплате потребительских налогов была эффективной. В среднем 36% всего необходимого для уплаты налогов времени тратится на потребительские налоги. Таким образом, эффективность систем и процедур важна для этих видов налогов, и при введении новых потребительских налогов требуется большая осторожность, чтобы минимизировать временные затраты на их уплату.

В Боснии 1 января 2006 г. был введен НДС как новый налог. Это увеличило время, необходимое для выполнения требований законодательства об уплате налогов со 192 до 264 часов. Возложение на предпринимателей сбора дополнительных доходов может стать обоснованным обременением либо может привести к сокращению других обременений. Но всегда ли власти принимают во внимание эти вопросы, когда изменяют налоговые системы?

Налоги с торгового оборота

Налоги с торгового оборота, пожалуй, являются лучшими примерами вопросов, которые следует принимать во внимание при проведении различий между вносимыми и взимаемыми налогами. Ниже приведены четыре вида налогов "с оборота", для которых предусмотрены различные методы обработки исходных данных и которые в связи с этим различными способами оказывают влияние на положение в рейтингах: налоги с торгового оборота взимаются только в конечном пункте продажи с покупателя и, как правило, не относятся к налогам, вносимым компанией, так как взыскиваются с конечного потребителя. Такой вид налога с торгового оборота рассматривается как взимаемый налог. НДС также обычно является взимаемым налогом. Это налог, который отдельно обозначается в цене, уплачиваемой покупателем; добавленный налог, уплаченный продавцом может быть зачтен предпринимателем в счет налога на реализацию; налоговым органам представляется отчет по чистой прибыли. Каждая из этих характерных черт указывает на то, что НДС - взимаемый налог. Исключением является ситуация, когда начисленный НДС не подлежит возмещению, тогда он образует вносимый налог. В анализируемой компании в общем нет не подлежащего возмещению НДС, хотя есть и некоторые исключения.

Налоги с торгового оборота, имеющие кумулятивный эффект, которые есть, например, в некоторых африканских экономиках, добавляют дополнительные расходы на каждого потребителя, так что часть из них вносится каждой компанией в цепи снабжения.

Эти налоги начисляются по итогам отчета о прибыли и убытках, что влияет на рентабельность компании, в то время как НДС и налог с оборота на конечный продукт не влияют. Для целей указания данных эти налоги - вносимые налоги до тех пор, пока эти налоги компания начисляет на покупки. Налоги с оборота - это вносимые налоги, так как они обычно исчисляются в процентном отношении к обороту компании и уплачиваются налоговым органам. Они становятся частью расходов компании и влияют на ее доходность.

В Латинской Америке и странах Карибского бассейна есть много экономик, где время, необходимое для уплаты потребительских налогов, составляет значительную часть всего времени, необходимого для выполнения требований законодательства об уплате налогов. В Бразилии анализируемой компании требуется больше всего времени для уплаты всех ее налогов, в общей сложности 2600 часов. Из них 1374 часа уходит на выполнение требований законодательства об уплате потребительских налогов, из которых 577 часов тратятся на сбор данных и анализ систем бухгалтерского учета.

Сложности, связанные с НДС, в данном случае очевидны.

Отдельные проблемы, с которыми сталкивается Бразилия, также отражены в исследованиях предприятий, проведенных Всемирным банком. 84% опрошенных налогоплательщиков из Бразилии считают, что налоговые ставки являются главным ограничением, и 66% налогоплательщиков - что главным ограничением является система сбора налогов.

Сбор данных из внутренних источников (например, бухгалтерская отчетность)

Дополнительный анализ учетно-бухгалтерской информации для выделения сложных вопросов по налогам.

Кумулятивные налоги с торгового оборота, налоги с оборота и их влияние на ТТР

Кумулятивные налоги с торгового оборота являются характерной чертой некоторых африканских экономик, включая Бурунди, Демократическую Республику Конго, Гамбию, Сьерра-Леоне. ТТР этих государств составляет более 100%. Это означает, что анализируемая компания не получит достаточной чистой прибыли до вычета налогов, чтобы заплатить все свои налоги в данной стране. Большую часть ТТР в этих экономиках составляют либо кумулятивные налоги с торгового оборота, либо налоги с оборота.

В Центральной Африканской Республике есть налог с оборота, основанный на базе налога на доходы корпорации.

Налоги с оборота взимаются в Аргентине и Белоруссии.

При проведении исследования уплаты налогов презюмировалось, что анализируемая компания вне зависимости от места расположения имеет фиксированную ставку чистого валового дохода (20%). Таким образом в ситуации, когда она уплачивает значительные потребительские налоги на свои сделки, невозможно (исходя из данной презумпции) внести изменения в ее ценообразование, как это можно сделать в обычных условиях. Чистый валовый доход в 20% недостаточен в этих экономиках для того, чтобы компания могла заплатить свои налоги. Если налоги с торгового оборота кумулятивные, компании нужно получать чистый валовый доход намного выше, чем 20%, чтобы платить все свои налоги.

Платежи по потребительским налогам и электронный документооборот

Потребительские налоги составляют самую большую часть всех налоговых платежей (48%), которые должна внести анализируемая компания, и это особенно очевидно в некоторых регионах.

В половине экономик африканских государств есть налоги с торгового оборота, которые составляют более 30% всех обязательных налоговых платежей.

Одним из способов, при помощи которого страны уменьшают обременения компаний в отношении потребительских налогов, является введение электронного документооборота.

Хорошим примером реформы в этой сфере является Азербайджан. В этой стране введена новая диалоговая система. Кроме того, властями была разработана бухгалтерская компьютерная программа. Все это облегчило расчет налоговых платежей. Повышение доступности банковских услуг через Интернет также является большим шагом вперед. Количество платежей в целом уменьшилось с 38 до 23. Из уменьшившихся платежей 11 из 15 имели отношение к потребительским налогам.

Электронный документооборот оказал значительное влияние на среднее количество платежей по налогам с торгового оборота, отчасти благодаря методологии, используемой в исследовании "Ведение бизнеса. Уплата налогов". Там, где разрешен полный электронный оборот и он используется большинством среднего предпринимательства, считается, что налог платится раз в год, даже если платежи фактически осуществляются чаще.

Немногим более 25% исследуемых экономик используют электронный документооборот для всех своих налогов на торговый оборот. Немногим менее 75% - не имеют электронного документооборота и в среднем они требуют 10,6 платежей.

Резюме

  1. Данные, полученные в рамках проекта "Ведение бизнеса", показывают, что налог на доходы корпорации - это только один из многих налогов, которые должна уплачивать анализируемая компания.
  2. Для налога на доходы корпорации характерно наименьшее количество времени, необходимого для его уплаты, и наименьшее количество платежей.
  3. Уменьшение ставки налога на доходы корпорации - это самая распространенная из принятых властями реформ, но важно принимать во внимание не просто официальную ставку налога на доходы корпорации, но также и действующую ставку этого налога.
  4. Время, необходимое для выполнения требований законодательства об уплате налога на доходы корпорации, в разных странах существенно различается. Конструктивным способом определения, когда система нуждается в изменении как для властей, так и для бизнес-сообщества, является сравнение с другими экономиками.
  5. При оценке целесообразно учитывать налоги и взносы, связанные с трудовой деятельностью, т.к. они являются налогами, возлагаемыми на бизнес, и таким образом являются частью ТТР.
  6. Власти могут по своему усмотрению возлагать налоги и взносы, связанные с трудовой деятельностью, либо на работодателей, либо на работников.
  7. Существует много примеров, когда власти устанавливают несколько налогов и взносов, связанных с трудовой деятельностью.
  8. Налоги и взносы, связанные с трудовой деятельностью, часто составляют значительную часть ТТР. В их число входит большое количество налоговых платежей, и они существенно увеличивают количество времени, необходимого анализируемой компании для их уплаты.
  9. Часто презюмируется, что потребительские налоги - это просто налоги, взимаемые от имени правительства и поэтому они оказывают минимальное влияние на бизнес. Тем не менее некоторые налоги на торговый оборот могут быть вносимым налогом, и все налоги с торгового оборота и потребительские налоги имеют существенное влияние на количество времени, затраченного на их уплату и сумму налоговых платежей.
  10. Данные "Уплаты налогов" показывают, что существует множество различных видов потребительских налогов, включающих ряд различных налогов на торговый оборот. По всему миру НДС становится преобладающим видом потребительского налога.
  11. При оценке масштаба влияния реформы важно принимать во внимание исходные данные по каждому из индикаторов в дополнение к рейтингам.

Дальнейшее выявление сути системы взимания налогов

Данные по уплате налогов измеряют удобство уплаты налогов для компаний по всему миру. Наша цель состоит в раскрытии источников данных и методологии с тем, чтобы налоговые системы по всему миру можно было сравнить на основе единых критериев и дать оценку с точки зрения компаний, которые уплачивают налоги.

Налоговые системы распределяются по рейтингам на основе трех индикаторов, выбранных Всемирным банком - Международной финансовой корпорацией так, чтобы они согласовались с его более широким исследованием - "Проект по ведению бизнеса". Упомянутые индикаторы касаются стадий (количество платежей), времени (количество часов, необходимых для выполнения требований законодательства об уплате налогов) и расходов (общая налоговая ставка). При сборе данных для исследования этого года участников попросили представить дополнительные данные, не использующиеся для расчета показателей главных индикаторов, но дающие важное представление о сути налоговых систем.

За этой просьбой последовали различные обсуждения прошлогодних результатов среди влиятельных лиц, как бизнесменов, так и политиков. Целью было собрать дополнительные данные о различных аспектах сложностей в налоговой системе, не охваченных действующими презумпциями исследования, с тем, чтобы представить дальнейшее выявление сути открытий, сделанных в настоящем исследовании.

В связи с этим в собираемые в этом году сведения были включены следующие дополнительные вопросы:

(Ответ на этот вопрос был получен по 83% экономик.)

Некоторые из дополнительных вопросов требовали субъективной оценки при ответе на них. Следует подчеркнуть, что в отличие от вопросов, касающихся главных индикаторов, докладчикам было не обязательно отвечать на эти дополнительные вопросы. Кроме того, ответы на эти вопросы не подвергались тщательной проверке Всемирным банком, как это имело место в отношении идентификационных данных. Нашей целью при выделении этих дополнительных данных является сбор мнений по поводу их полезности и целесообразности расширения процесса их сбора и проверки в следующем году. Эти данные можно получить по запросу на сайте "Ведение бизнеса": http://www.doingbusiness.org/features/taxes2009.aspx and www.pwc.com/payingtaxes.

Сколько налоговых органов в вашей стране?

В тех странах, где функционирует более одного налогового органа, а особенно где более одного уровня налоговых органов (например, федеральный, уровень штата и местный) правила и нормы, регулирующие различные налоги на разных уровнях налогообложения, неминуемо приводят к усложнению налоговой системы, с которой сталкиваются компании. Это выражается в объеме информации, которую необходимо указать в налоговой декларации и количестве налоговых платежей. Среднестатистическая анализируемая компания ведет свою деятельность в одном населенном пункте и, как правило, не сталкивается с этими дополнительными сложностями, но многие другие компании сталкиваются.

Можно привести несколько интересных примеров и сравнений.

В Бразилии, помимо федерального налогового органа, полномочия по сбору налогов предоставлены соответствующим органам в 27 штатах, а также 5 тыс. муниципальных органов. Это считается главной причиной сложностей, связанных не только с уплатой налогов на прибыль, но также и с уплатой косвенных потребительских налогов. На различных уровнях государственной власти существует и постоянно изменяется множество законов, регулирующих налоговые ставки.

И напротив, в Великобритании существует один общегосударственный налоговый орган (образовавшийся вследствие объединения Налогового управления и Агентства ее Величества по сборам и налоговым платежам), который регулирует большинство налогов. Только акцизный сбор с автотранспортного средства, взимаемый Агентством по лицензированию водителей и транспортных средств, и местные налоги на имущество предприятий (взимаются приблизительно 430 местными советами) регулируются отдельно.

В Австралии есть два федеральных налоговых органа: Австралийское налоговое управление и Австралийское таможенное управление. Также есть шесть штатов и две территории, которые взимают налоги, и 645 местных советов по стране. Проведенное в Австралии компанией "ПрайсвотерхаусКуперс", Советом предпринимателей Австралии и Ассоциацией по налогу на корпорацию исследование показало, что налоговая система этого государства предусматривает 55 различных налогов, взимаемых с компаний, и что это может вылиться в 169 случаев обложения налогом (количество налоговых обязательств, которые должна исполнить компания, если она подпадает под налогообложение всеми налогами как на федеральном уровне, так и в штате). Это значительно сложнее, чем в Великобритании, где предусмотрено 22 налога, которые должна платить компания (и преимущественно через централизованную налоговую систему, как было отмечено выше). Таким образом, хотя Австралия и занимает высокую позицию в рейтинге по уплате налогов по критерию времени, необходимого для соблюдения требований налогового законодательства, следует учесть, что природа анализируемой компании не позволяет оценить в полной мере влияние в целом на все компании сложностей местной налоговой системы.

Работа, проведенная компанией "ПрайсвотерхаусКуперс" в Канаде, обнаружила сходные результаты. В 2007 г. проведенное "Исследование общих налоговых поступлений" для Канадского совета руководителей компаний показало, что в Канаде компании должны уплачивать 49 различных налогов и 18 других обязательных государственных платежей на федеральном, региональном и местном уровнях. Было выявлено более 200 возможных случаев обложения компаний налогом. Большинство компаний, принимавших участие в исследовании, - это крупные корпорации, и поэтому результаты не вполне сопоставимы с условиями, в которых ведет деятельность анализируемая компания (Канада занимает 30 место в рейтинге по критерию времени, необходимого для соблюдения требований налогового законодательства - 119 часов), но тем не менее этот пример иллюстрирует, что наличие нескольких уровней налогообложения может существенно его усложнить.

Входят ли вопросы по выплатам по социальным гарантиям в компетенцию налоговых органов?

В ходе обсуждений с заинтересованными влиятельными лицами неизменно возникал вопрос о том, правильно ли при оценке удобства уплаты налогов принимать во внимание и выплаты по социальным гарантиям (страховые взносы). По мнению Всемирного банка и компании "ПрайсвотерхаусКуперс", все налоги должны быть включены в исследование, даже если они уплачиваются иному агентству, нежели основному налоговому органу.

Администрирование социальных взносов отдельным от основного налогового государственным органом достаточно распространено. Особенно это характерно для африканских государств, стран Латинской Америки, Карибского бассейна и АСЕАН. В странах "Большой восьмерки" и ЕС немного чаще такое регулирование осуществляется одним и тем же органом, но в целом в большинстве стран эти вопросы регулируются отдельными государственными органами.

Считаете ли Вы неясным налоговое законодательство Вашей страны?

Может считаться, что неясности в налоговой системе приводят к более высокому показателю уплаты налогов по временному индикатору, т.к. требуется больше времени для подготовки расчетов, когда не вполне понятно законодательство, на основании которого они производятся. Это отчасти так. Тем не менее следует подчеркнуть, что у анализируемой компании не возникает больших сложностей при решении налоговых вопросов. Помимо этого, индикатор времени, необходимого для выполнения требований об уплате налогов, не включает время, которое затрачивается в очереди к налоговому инспектору или время споров с ним. Весьма вероятно, что в случае если мнения по какому-либо налоговому вопросу различаются, налогоплательщику придется вести продолжительный последовательный диалог с представителями налоговых органов для согласования позиции. Все это добавляет неопределенности налогоплательщикам-предпринимателям.

Для дальнейшего развития данных, входящих в состав индикатора, будет ценно учитывать время, потраченное на согласование позиции по налоговым вопросам с представителями налоговых органов после заполнения и подачи налоговой декларации. Однако это достаточно сложно - рассчитать непосредственно в данном исследовании.

Рассчитывая показатель сложности законодательства, для начала мы сравнили количество страниц в налоговых законах ряда юрисдикций. Тем не менее мы признаем, что этот критерий, как показатель меры сложности, слишком упрощенческий. Мы взяли его только как отправной пункт дальнейших исследований. Более тщательный анализ требует принимать во внимание размер шрифта, параметры страницы и частоту внесения изменений. Также необходимо исследование данных о том, в какой степени используемые подзаконные нормативные акты или не имеющие силу закона инструкции могут быть применимы.

До настоящего времени мы не разработали оптимального метода, учитывающего все эти факторы, но полезным может оказаться краткое изложение отношения налогоплательщиков к своей налоговой системе. Чуть более половины докладчиков по всему миру (с некоторыми интересными региональными особенностями) считают свой налоговый режим неясным.

В Латинской Америке и странах Карибского бассейна, а также африканских странах многие опрошенные не ответили на эти вопросы, что, вероятно, говорит о том, что людям в странах с менее развитой экономикой сложнее пояснить эти вопросы.

Отвечая на этот вопрос, в Бразилии отметили различное отношение к налогоплательщикам по одинаковым операциям среди многочисленных налоговых органов и огромный массив законодательных и административных актов, в которые часто вносятся поправки.

В большинстве стран "Большой восьмерки" также считают свое налоговое законодательство неясным. В Италии, как отметил наш респондент, некоторые сложности вызваны тем, что нет единого налогового кодекса или единого законодательного акта, регулирующего отчисления в социальные фонды, эти вопросы регулируются разными законами. Кроме того, поправки в эти законы вносятся достаточно часто.

Такая же ситуация и в большинстве стран АСЕАН. Во Вьетнаме, например, на практике в дополнение к "официальным письмам" требуется руководств, а толкование законодательства в разных местностях может различаться.

Какие методы и факторы учитываются при отборе компаний, подвергающихся налоговому аудиту (налоговой проверке) фискальными органами?

То, как компании выбираются для проведения налогового аудита и как он проводится, может быть предметом беспокойства для компаний и считаться одной из дополнительных сложностей, с которой они сталкиваются при уплате налогов. В связи с этим респонденты представили полезную информацию, которая может служить отправным пунктом для оценки того, какое влияние оказывает стиль общения и позиция налогового органа.

Может показаться неожиданным, но значительное количество налоговых органов во всех регионах мира выбирают компании для проведения налогового аудита посредством случайного выбора.

В некоторых странах отбор для проведения аудита производится различными способами.

Так, в Намибии компания может быть выбрана:

В Корее аудит может быть проведен, когда компания подает заявление о денежном возмещении, в иных случаях налоговый орган старается проводить аудит компании раз в пять лет, так как срок исковой давности составляет именно 5 лет.

Для предпринимателей также важна доступность данных о том, как распределяются государственные доходы от налоговых поступлений, чтобы они могли видеть, на что идут их платежи. Предоставление властями ясной, "прозрачной" информации о налоговых доходах и государственных расходах является важной составляющей установления контакта между бизнесом и властью и повышения доверия к налоговой системе.

Успех бизнеса во многом зависит от представителей власти. В свою очередь власти при финансировании расходных статей бюджета также зависят от бизнеса, от его доходности, от занятости, от потребляемых и поставляемых товаров и услуг, от налоговых платежей, которые вносит компания. Для властей важно, чтобы налоговая система была основой стабильного экономического процветания страны.

Удобство уплаты налогов является очень важным вопросом для бизнеса. "Исследование предприятий", проведенное Всемирным банком, показало, что налоговые ставки и система сбора налогов являются одними из главных препятствий к ведению бизнеса. Исследование "ПрайсвотерхаусКуперс", проведенное среди руководителей компаний в 2007 г., показало, что в крупнейших странах налогообложение вместе с трудовым законодательством - это те сферы, в которые им бы хотелось, чтобы власти внесли улучшения. В связи с чем существование конструктивного диалога о налогах между бизнесом и властью является ключевым моментом в повышении доверия со стороны бизнеса и его инвестиционных инициатив.

Понимание сущности всех налогов, которые уплачивают предприниматели, является важной частью этого процесса, и такие исследования, как "Проект по ведению бизнеса Всемирного банка - Международной финансовой корпорации" и эмпирические исследования компании "ПрайсвотерхаусКуперс" с группами крупных компаний по всему миру, помогают в предоставлении властям и бизнесу соответствующей информации.

Также усиливается осознание предпринимателями того, что уплата ими налогов - это не только расходы, но и инвестиции в развитие страны, где они ведут свой бизнес. Бизнес признает необходимость вносить посредством уплаты налогов (иногда и напрямую) свой вклад в развитие инфраструктуры страны и благосостояния ее населения.

Заданные дополнительные вопросы были направлены на получение первичного впечатления, насколько доступна официальная информация о доходах от налоговых поступлений.

В целом представители 38% экономик не ответили на этот вопрос, причем особенно часто затруднения с ответом проявлялись у представителей африканских государств. Представители 26 стран ответили, что данные о налоговых поступлениях не общедоступны. Такая ситуация сложилась в том числе в двух странах АСЕАН (Бруней и Филиппины).

Резюме

  1. Количество уровней налоговых органов и количество отдельных властей может добавить сложностей налоговой системе.
  2. Есть некоторые интересные примеры экономик, где несколько уровней налогового управления. Это привносит дополнительные трудности.
  3. Налоги и взносы, связанные с трудовой деятельностью, часто взимаются различными государственными органами.
  4. Неясности в налоговой системе могут усугубить сложности и неопределенность в этой сфере. Более 50% респондентов, принимавших участие в исследовании "Уплата налогов", считает налоговое законодательство своей страны неясным.
  5. Способ выбора компании для проведения налогового аудита может влиять на восприятие сложностей и неясностей. Неожиданно большое количество респондентов ответило, что в их странах есть практика отбора компании на основе случайного выбора.
  6. Открытость информации по налогам, взимаемым государством, и ясная государственная фискальная политика повышает доверие бизнеса. 26 респондентов ответили, что эта информация не является общедоступной.

Зависимое поведение: налоговые льготы и экологические налоги.

Безусловно, помимо способа сбора доходов для финансирования необходимых государственных расходов, для властей налоговые системы являются способом влияния на поведение физических лиц и предпринимателей. В связи с этим в опросник этого года были включены дополнительные вопросы, ответы на которые должны были дать понять, как это отражается на анализируемой компании. Однако обсуждение этой темы не должно рассматриваться как анализ преимуществ и недостатков использования налогов для указанных целей.

Как и в случае с рассмотренными выше дополнительными вопросами, ответы на данные вопросы весьма субъективны. Кроме того, отвечать на эти вопросы респондентам было необязательно, и ответы не подвергались тщательной проверке Всемирным банком, как это имело место в отношении идентификационных данных. Освещая эти данные, мы хотели собрать мнения об их полезности для того, чтобы определить, стоит ли нам расширить свою деятельность в данном направлении.

Налоговые льготы

По всему миру множество примеров, когда налоги используются как меры стимулирования, но применительно к анализируемой компании в исследовании "Уплата налогов" внимание сосредоточено на универсальных льготах для малого бизнеса, особенно для научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Так как специальные вопросы не задавались, мы собрали некоторые общие сведения в сфере экологических налогов в аспекте влияния налогов на поведение. Докладчикам задавали вопросы по поводу двух видов налоговых льгот - налоговые льготы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (R&D) и налоговые льготы для малого и среднего бизнеса (SME). В целом более 40 процентов докладчиков, ответивших на эти вопросы, отметили, что в их экономике есть специальные налоговые режимы для малого и среднего предпринимательства. Это прежде всего касается стран ЕС, "Большой восьмерки" и ОЭСР. Во всех странах БРИК также есть такой режим. SME режимы не обязательно предусматривают более низкую ставку налога. Они могут предусматривать увеличенные отсрочки уплаты платежа для SME и ускоренную процедуру налогового аудита, проводящегося с учетом масштаба компании. Некоторые страны не требуют от SME уплаты в рассрочку некоего подобия предварительного налога, который должны платить крупные компании. В Новой Зеландии налоговые органы представили на обсуждение документ, предлагающий большое количество разрешительной документации для небольших и средних предприятий, включая упрощение правил, касающихся не подлежащих вычету расходов.

Примерно такое же количество стран в целом предусматривают льготы на осуществление научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности (R&D). В ОЭСР этот показатель гораздо выше и составляет более 80%. Он также высок и для стран "Большой восьмерки" и ЕС (более 70%). Все страны БРИК предоставляют эти льготы.

Интересно отметить не только отличие между регионами, но и различие в том, на каких льготах делается акцент в различных местностях. 67% респондентов АСЕАН сказали, что в их стране есть налоговые льготы на R&D, а льготы для SME отметили только 33% опрошенных. Большая доля льгот на R&D не удивительна, учитывая, что это регион с промышленностью с высоким уровнем технологии.

В Таиланде, при соблюдении определенных условий, может быть предоставлен дополнительный вычет, равный 100% расходов, понесенных на осуществление научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности.

В Брунее двойной вычет может быть предоставлен компаниям на R&D расходы, а в Малайзии двойной вычет может также быть предоставлен для "утвержденных" R&D компаний.

Респонденты Африки, Латинской Америки и стран Карибского региона показали, что в этих странах самый низкий уровень льгот на R&D. Анализируемая компания в Южной Африке может претендовать на вычет в размере 150% от условных R&D расходов. Также предусмотрены вычеты из налоговых обязательств, связанные с затратами капитальных активов фирмы, на здания (или его часть), машины и производственное оборудование, инвентарь, орудия производства и предметы, используемые для осуществления деятельности компании.

Экологические налоги

Экологический налог был определен как "налог, чью налоговую базу составляет натуральная единица (или замещающая ее величина), которая оказывает определенное негативное влияние на окружающую среду" <2>. Многие экономики ввели новые экологические налоги, которые взимаются с компаний. Целью этих налогов является стимулирование компаний изменить их поведение так, чтобы они могли осуществлять свою деятельность не в ущерб окружающей среде, а также достигнуть определенных экологических целей и задач, поставленных государственными органами и международными организациями. Некоторые экономики также привели в соответствие существующие налоги (часто известные как "квазиэкологические налоги", например налог на потребление горюче-смазочных материалов).

<2> United Nations, European Commission, International Monetary Fund, Organisation for Economic Co-operation and Development, World Bank, 2005, Handbook of National Accounting: Integrated Environmental and Economic Accounting 2003, Studies in Methods, Series F, N 61, Rev. 1, Glossary, United Nations, New York, paras. 2.102 & 6.26.

В Великобритании Служба государственной статистики квалифицирует как экологические налоги:

В Нидерландах с компаний взимается налог на отходы производства.

В Ирландии существует налог на полиэтиленовые пакеты, взимаемый с физических лиц за использование полиэтиленовых пакетов.

В Канаде также есть сбор с авиапассажиров.

Экологические налоги входят в данные, собранные в рамках исследования по уплате налогов, но только в тех случаях, когда они уплачиваются анализируемой компанией. В иных случаях они включены в категорию "другие налоги". В целом, учитывая презумпции, которые были сделаны в отношении анализируемой компании, налог на отходы производства - это единственный налог, который они уплачивают.

В Румынии, например, "квазиэкологические налоги" включают и налоги на упаковки. В Великобритании компания обязана уплачивать налог на захоронение отходов за производственные отходы этой компании.

"Квазиэкологические налоги", о которых говорилось выше, также входят в данные, собранные в рамках исследования по уплате налогов и включены в группу "другие налоги". Вопрос о правильности квалификации данных налогов как экологических является спорным, но если будет признано, что они являются таковыми, то общее количество экологических налогов, отраженных в данных исследования по уплате налогов, будет очень высоким во всех регионах. В настоящее время невозможно ответить на вопрос о том, действительно ли экологические налоги влияют на поведение в широком смысле. Тем не менее определенная эмпирическая работа, проведенная компанией "ПрайсвотерхаусКуперс" в Великобритании, по исследованию влияния экологических налогов <3>, позволила сделать некоторые выводы о влиянии экологических налогов на поведение.

<3> Спасение Планеты - могут ли налоги и нормативные акты помочь? Материалы для обсуждения "ПрайсвотерхаусКуперс". Июль 2007.

В 2007 г. были собраны данные по 151 компании, осуществляющих различные виды предпринимательской деятельности и различных масштабов. Отчет содержал вывод о том, что влияние на поведение семи экологических налогов, признаваемых ООН, отличается.

Компании считают только 3 налога непосредственно или справедливо влияющими на поведение. Это - налог на захоронение отходов (74%), налог на агрегаты (63%) и сбор за изменение климата (59%). Ни один из других налогов (в т.ч. квазиэкологических) не набрал более 50%, и в среднем они получили поддержку только у 24% респондентов, а сбор с авиапассажиров эффективным считают только 17% компаний <4>.

<4> Власти Великобритании объявили о своем намерении изменить порядок действия этого налога с ноября 2009 г.

Исследование выявило четкое различие по показателю эффективности изменения поведения компании между специально разработанными для этой цели налогами, имеющими явно выраженную экологическую направленность (такие, как налог на захоронение отходов) и другими налогами, которые изначально не были разработаны для достижения экологических целей и борьбы с изменением климата, но имеют экологические последствия (такие, как сбор на горюче-смазочные материалы) или налоги, которые менее явно связаны с загрязнением окружающей среды (такие, как сбор с авиапассажиров).

Дискуссии по поводу эффективности экологических налогов продолжаются. Эта та сфера, внимание к которой растет, так как вопросы вокруг изменения климата все чаще поднимаются в международных организациях и среди властей отдельных государств.

Количество экологических налогов, вероятно, будет расти, и их влияние на удобство уплаты налогов должно быть тщательно исследовано на предмет возможности этих налогов достигнуть их "зеленой цели". В силу презумпций, сделанных для исследований подобно исследованию "Уплата налогов" и ограниченному влиянию этих налогов на анализируемую компанию, важно будет задать дополнительные вопросы для того, чтобы охватить эту важную сферу.

Резюме

  1. В среднем около 45% респондентов, ответивших на данные вопросы, отметили, что в их экономиках есть налоговые льготы для SME R&D.

При этом больше всего таких ответов было в ОЭСР, странах "Большой восьмерки" и БРИК.

  1. Экологические налоги имеют большой потенциал в сфере влияния на поведение. Нужно включить более широкий перечень вопросов, чтобы определить, есть ли тенденция введения таких налогов, а также понять, считают ли их эффективными для достижения экологических целей.

Что образует хорошую налоговую систему? Перспективы, указанные "ПрайсвотерхаусКуперс"

Во всех странах существует требование взимать налоги, и задача властей по выполнению этого требования не из легких. Существует множество способов взимания налогов, равно как и способов воздействия со стороны властей для достижения этой цели. В таком случае можно ли говорить о существовании "хорошей" налоговой системы?

Проект "Ведение бизнеса" освещает различные аспекты налоговых систем экономик, участвовавших в исследовании, и их влияния на малый и средний бизнес этих стран, представляя сравнение налоговых систем применительно к анализируемой компании и с учетом установленных презумпций. Нашей целью было предоставление количественных данных для ознакомления и поощрения обсуждений. С таким настроем мы представляем ниже некоторые предположения о том, что составляет краеугольный камень "хорошей" налоговой системы. Они были разработаны по итогам обсуждений с предпринимателями, властями и иными лицами, а также соображений консультантов компании "ПрайсвотерхаусКуперс" по всему миру.

В качестве отправного пункта мы перечислили 20 отличительных черт, но эти положения нуждаются в дальнейшем развитии. Мы будем рады любым замечаниям наших читателей по рассматриваемому вопросу. Наша компания собирается расширить приведенный перечень в следующем году и включить непосредственные вопросы в данной сфере в исследование "Уплата налогов" будущего года.

Предлагаемые характерные черты "хорошей" налоговой системы. Ставить ясную цель.

  1. Налоговая система была придумана для сбора определенного количества доходов, покрывающих необходимые государственные расходы.
  2. Ее целью является сбалансировать государственный бюджет на определенный период.
  3. Она преследует социальные задачи как вопросы перераспределения доходов.
  4. Она учитывает способность платить налоги, что является прогрессивным.

Иметь долгосрочные перспективы.

  1. Налоговая система является устойчивой и непротиворечивой, что гарантирует возможность принятия долгосрочных инвестиционных решений, и дает основания рассчитывать, что налоговое законодательство существенно не изменит коммерческую ценность этих решений.
  2. Она стремится установить справедливое соотношение стоимости природных ресурсов страны в доходах от налогов, при этом сохраняя возможность получения прибыли от этой деятельности.
  3. Она скорее помогает, нежели препятствует бизнесу и торговле. Если страна намеревается осуществлять внешнеторговую деятельность, то налоговая система должна быть конкурентоспособной в сравнении с системами в других экономиках.
  4. Она гибкая и быстро реагирует на экономические и социальные изменения в стране. Система имеет потенциал не только собирать доходы, но и поощрять социально ориентированное поведение.

Быть ясной и эффективной.

  1. В налоговой системе есть механизмы, позволяющие проводить соответствующие предварительные консультации с влиятельными лицами, помогающие доводить необходимую информацию до сведения лиц, формирующих политику и разрабатывающих законопроекты.
  2. Она понятна, прозрачна и легко применима.
  3. Она обеспечивает разумную и устойчивую взаимосвязь между налогами. Это относится и к транснациональным компаниям, в случае когда есть важные международные взаимосвязи.
  4. Она минимизирует административные барьеры при подготовке и подаче декларации и уплате налогов как для налогоплательщиков (особенно предпринимателей), так и для властей. Возможность подачи декларации в диалоговом режиме и объединение ряда налогов могут в этом помочь.

Справедливое и понятное применение законодательства.

  1. Налоговые нормы должны содержаться в доступном для пользователей законодательстве, а не зависеть от практики налоговых органов.
  2. Налоговая система должна единообразно применяться налоговыми органами.
  3. Должен быть ясный и доступный путь для разрешения споров между налогоплательщиками и налоговыми органами в разумные сроки.
  4. Национальное налоговое законодательство должно соответствовать общепризнанным международным принципам.

Позитивный стиль общения и участливая позиция налогового органа способствуют взаимодействию.

  1. Налоговые органы должны осознавать необходимость поддержки и помощи налогоплательщикам, а не только их проверку.
  2. Налоговые органы и предприниматели должны развивать конструктивный диалог и отходить от недружелюбных взаимоотношений.
  3. Необходимо признать значимость налоговых консультантов для слаженной работы налоговой системы.
  4. Работа системы должна строиться на основе взаимного доверия и уважения: налогоплательщики презюмируются добросовестными, пока не доказано иное, и в ответ ведут себя честно и открыто с налоговыми органами.
Некоторые правовые аспекты возникновения права на налоговые вычеты по НДФЛ
 
Пеня за нарушение срока уплаты налога: правовая природа, спорные вопросы начисления и взыскания