Мудрый Экономист

Ограничения прав клиентов банка на распоряжение средствами на счете

"Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2009, N 5

В статье автором анализируются положения законодательства РФ и судебно-арбитражной практики по вопросам ограничения прав клиентов банка на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, а также приводится перечень правовых оснований для возврата банком без исполнения решений о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счете, и приостановлении операций по счету.

Статья 858 ГК РФ предусматривает возможность ограничения прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, только в двух формах: наложение ареста на денежные средства, находящиеся на счете, и приостановление операций по счету в случаях, предусмотренных законом.

Наложение ареста на денежные средства, находящиеся на банковском счете

Согласно ст. 27 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках) при наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах, кредитная организация незамедлительно по получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест.

Из приведенной выше нормы следует, что арест означает временное прекращение расходных операций по счету в пределах средств, на которые наложен арест.

Анализ законодательства РФ позволяет сделать вывод, что арест денежных средств, находящихся на счете, применяется в качестве:

Представляется, что во всех указанных выше случаях порядок наложения ареста на денежные средства, находящиеся на банковских счетах, должен быть идентичным.

Порядок наложения ареста судебным приставом-исполнителем на денежные средства, находящиеся в банке, установлен ст. 81 Закона об исполнительном производстве.

В соответствии с этим порядком судебный пристав-исполнитель направляет в банк постановление о наложении ареста на денежные средства должника. В случае, когда неизвестны реквизиты счетов должника, судебный пристав-исполнитель направляет в банк постановление о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные счета должника в размере задолженности. Банк незамедлительно исполняет постановление о наложении ареста на денежные средства должника и сообщает судебному приставу-исполнителю реквизиты счетов должника и размер денежных средств должника, арестованных по каждому счету. Судебный пристав-исполнитель незамедлительно принимает меры по снятию ареста с излишне арестованных банком денежных средств должника.

Статьей 8 Закона об исполнительном производстве закреплено право взыскателя направить в банк исполнительный документ, содержащий требование об аресте денежных средств. При этом одновременно с исполнительным документом взыскатель должен представить в банк соответствующее заявление.

Ответственность банка за неисполнение решения о наложении ареста на счет

Согласно ч. 3 ст. 6 Закона об исполнительном производстве невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена ответственность банка за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований о наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся на банковском счете.

Пунктом 2 ст. 17.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена только ответственность банка за неисполнение содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника: административный штраф в размере половины от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более одного миллиона рублей.

Порядок привлечения банка к административной ответственности за неисполнение исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств с должника, установлен ст. 114 Закона об исполнительном производстве.

Возврат банком без исполнения решений о наложении ареста

Отметим правовые основания, на которые надо обратить внимание банку, принимая решение о возврате без исполнения решений о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах клиентов.

  1. Не подлежит исполнению банком решение о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счете, принятое неуполномоченным государственным органом и не соответствующее требованиям законодательства РФ.

К государственным органам, уполномоченным налагать арест на денежные средства, находящиеся на счетах, согласно ст. 27 Закона о банках относятся суд, арбитражный суд, судья, а также органы предварительного следствия при наличии судебного решения. Право налагать арест на денежные средства должника, находящиеся на счетах, ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" предоставлено также судебным приставам-исполнителям.

Решения о наложении ареста, принятые другими государственными органами, не подлежат исполнению.

Таким образом, основаниями прекращения банком расходных операций по счету в пределах денежных средств, на которые наложен арест, являются исполнительные документы, выданные судьей, судом общей юрисдикции, арбитражным судом или судебным приставом-исполнителем, а также постановления органов предварительного следствия при наличии судебного решения.

Решения о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. ст. 13 и 14 Закона об исполнительном производстве.

Формы постановления о наложении ареста на денежные средства, находящиеся в банке или иной кредитной организации, и постановления о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, установлены Приказом ФССП России от 30.01.2008 N 26 "Об утверждении Методических рекомендаций о порядке использования примерных форм процессуальных документов, необходимых для учета, ведения, формирования и хранения материалов исполнительного производства".

Решения органов предварительного следствия о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах, для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества принимаются в порядке, установленном ст. 115 УПК РФ.

  1. Не может быть исполнено банком решение о наложении ареста на счет (решение без указания конкретной суммы денежных средств, подлежащей аресту).

Вывод о том, что в решении о наложении ареста должна быть указана сумма денежных средств, подлежащих аресту, следует из анализа ст. 27 Закона о банках и ст. ст. 69 и 81 Закона об исполнительном производстве.

Так, согласно ст. ст. 69 и 81 Закона об исполнительном производстве постановление судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на денежные счета должника должно содержать указание на размер задолженности, то есть размер, необходимый для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Судебно-арбитражная практика также исходит из того, что счет не может быть объектом ареста, а наложение ареста на денежные средства должно производиться только в пределах задолженности.

Так, из п. 6 Пленума ВАС РФ от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" и Информационного письма ВАС РФ от 25.07.1996 N 6 следует, что арест налагается не на счета ответчика в кредитных учреждениях, а на имеющиеся на его счетах средства в пределах заявленной суммы иска.

В п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" указывается, что арест налагается на имеющиеся на его банковских счетах средства, а также на средства, поступившие на корреспондентский счет банка на имя ответчика, в пределах заявленной суммы требований.

Следует отметить, что судебно-арбитражная практика по вопросу наложения ареста на денежные средства, которые поступят на счет в будущем, претерпела изменения.

Если ранее судебно-арбитражная практика исходила из того, что режим ареста не может быть распространен на денежные средства, которые в будущем поступят на счет (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.2003 N 9985/02, Информационное письмо ВАС РФ от 25.07.1996 N 6), то согласно подходу, изложенному в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55, арбитражный суд вправе наложить арест на средства, которые поступят на счета ответчика и корреспондентский счет банка на имя ответчика в будущем, в пределах заявленной суммы требований.

В этом плане представляет интерес Постановление ФАС ВСО от 24.11.2005 N А33-3704/05-Ф02-5854/05-С2, из которого следует, что мнение о недопустимости наложения ареста на денежные средства должника, находящиеся на его счете, по накоплению не учитывает особенностей режима денежных средств на банковских счетах и предполагает арест в большинстве случаев либо фактически невозможным, либо практически бессмысленным. Наложение судебным приставом-исполнителем ареста на денежные средства должника по накоплению в сумме, не превышающей размер суммы, подлежащей взысканию в соответствии с исполнительными документами, является законной мерой реализации принудительного исполнения решения суда, применение которой направлено на обеспечение исполнения исполнительного документа. Избрание судебным приставом-исполнителем такой меры принудительного исполнения исполнительных листов арбитражного суда, как наложение ареста на поступающие на расчетный счет заявителя в банке денежные средства, не противоречит Закону об исполнительном производстве, ст. 858 ГК РФ и ст. 27 Закона о банках.

  1. Неправомерными являются требования, содержащиеся в постановлениях судебных приставов-исполнителей об аресте денежных средств, находящихся на счете, в размере, значительно превышающем сумму, подлежащую взысканию в соответствии с исполнительным документом.

Так, в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 21.06.2004 N 77 отмечается, что арбитражный суд правомерно признал частично незаконным постановление судебного пристава-исполнителя об аресте денежных средств, находящихся на счете в банке, в размере, значительно превышающем сумму, подлежащую взысканию в соответствии с исполнительным документом.

Согласно Закону об исполнительном производстве (в ред. Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ) взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства и иные ценности, находящиеся в наличности либо на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, обращается в том размере и объеме, которые необходимы для исполнения исполнительного документа с учетом взыскания исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

Арест денежных средств должника сверх указанного выше размера свидетельствует о необоснованном ограничении его права.

  1. Основанием для возврата банком без исполнения решения о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счете клиента-должника, является отсутствие средств на счете на момент поступления в банк такого решения.

По нашему мнению, решение о наложении ареста на денежные средства подлежит возврату банком без исполнения в случае отсутствия средств на счете, если такое решение не содержит прямого указания о наложении ареста на средства, которые поступят на счет в будущем, в пределах суммы, подлежащей аресту.

Такой вывод подтверждается нормой ст. 70 Закона об исполнительном производстве, согласно которой в качестве одного из оснований неисполнения банком исполнительного документа полностью указано отсутствие на счетах должника денежных средств.

Подтверждением отсутствия на счете денежных средств на момент получения банком решения о наложения ареста является выписка из счета клиента-должника, которую следует прилагать к возвращаемому без исполнения решению о наложении ареста.

  1. При наложении ареста на денежные средства необходимо учитывать особенности режима счетов, на которых они находятся.

Так, не может быть наложен арест на денежные средства, находящиеся на специальном счете профессионального участника рынка ценных бумаг, в целях обращения на них взыскания по обязательствам профессионального участника рынка ценных бумаг - владельца этого счета.

Такой вывод основан на норме ст. 73 Закона об исполнительном производстве, согласно которой по долгам профессионального участника рынка ценных бумаг не может быть обращено взыскание на денежные средства его клиентов, находящиеся на отдельном банковском счете (счетах), открытом профессиональным участником рынка ценных бумаг в банке (специальный счет профессионального участника рынка ценных бумаг), в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг).

Согласно ст. ст. 3 и 7 Закона о рынке ценных бумаг профессиональным участникам рынка ценных бумаг в банке могут открываться специальные счета двух видов: специальные брокерские и специальные депозитарные счета.

Следует отметить, что ч. 5 ст. 81 Закона об исполнительном производстве допускает возможность наложения ареста на денежные средства, находящиеся на специальном счете профессионального участника рынка ценных бумаг, принадлежащие должнику.

Обязанность брокера представить уполномоченному государственному органу по его запросу информацию о наличии и сумме денежных средств клиента, учитываемых на специальном брокерском счете, в случае наложения на них ареста, предусмотрена Положением о требованиях к разделению денежных средств брокера и денежных средств его клиентов и обеспечению прав клиентов при использовании денежных средств клиентов в собственных интересах брокера, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 13.08.2003 N 03-39/пс.

Не может быть наложен арест на денежные средства, зачисленные для оплаты инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда на отдельный банковский счет управляющей компании этого инвестиционного фонда (транзитный счет), в целях обращения на них взыскания по обязательствам такой управляющей компании, что следует из положений ст. 73 Закона об исполнительном производстве и ст. 13.1 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах".

Не подлежат аресту денежные средства, находящиеся на внутрибанковских счетах, так как указанные счета открываются банком без участия клиентов (договоры банковского счета не заключаются), в связи с чем на такие счета не распространяются правила гл. 45 ГК РФ и, следовательно, денежные средства, находящиеся на таких счетах, не подлежат аресту.

Примером внутрибанковских счетов могут служить счета 30403 "Средства участников РЦ ОРЦБ для обеспечения расчетов по операциям на ОРЦБ", именуемые торговыми счетами, которые открываются кредитной организацией, выполняющей функции Расчетного центра ОРЦБ, для обеспечения расчетов участников РЦ ОРЦБ по операциям на различных секторах ОРЦБ. Режим указанных счетов, установленный Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденными Положением ЦБ РФ от 26.03.2007 N 302-П, предусматривает зачисление участниками РЦ ОРЦБ на эти счета средств для участия в расчетах по итогам торгов различными финансовыми активами, которые блокируются Расчетным центром ОРЦБ до завершения таких расчетов. В конце операционного дня указанные счета подлежат обнулению. Термин "внутрибанковские счета" по отношению к указанным счетам используется в Положении ЦБ РФ от 25.03.2003 N 219-П "Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг".

6. Не подлежат исполнению исполнительные документы, поступившие в банк по истечении установленного законом срока предъявления их к исполнению.

Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению установлены ст. 21 Закона об исполнительном производстве, в соответствии с которой исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения. Исключением являются сроки предъявления к исполнению исполнительных листов, указанных в ч. 2, 4 и 7 ст. 21 Закона об исполнительном производстве.

  1. Подлежит возврату без исполнения решение о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на корсчете банка-респондента, у которого отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

Согласно ст. 20 Закона о банках с момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций приостанавливается исполнение исполнительных документов об имущественных взысканиях, не допускается принудительное исполнение иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, за исключением исполнения исполнительных документов о взыскании задолженности по текущим обязательствам кредитной организации.

  1. Не подлежит исполнению банком решение о наложении ареста на денежные средства клиента, признанного банкротом.

Согласно ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника являются решения суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.

  1. Основанием для отказа в приеме банком от взыскателя заявления и исполнительного документа о наложении ареста на денежные средства является отсутствие в заявлении взыскателя сведений, предусмотренных законодательством РФ, или указание в нем неточных сведений.

Согласно ст. 8 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк непосредственно взыскателем.

Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк заявление, в котором указываются:

  1. реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства;
  2. фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;
  3. наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя - юридического лица.

Представитель взыскателя предъявляет документ, удостоверяющий его полномочия, и сведения, указанные выше, о взыскателе и о себе.

Порядок приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями (юридическими и физическими лицами) непосредственно в банки, в которых открыты банковские счета должников, установлен Положением ЦБ РФ от 10.04.2006 N 285-П (далее - Положение N 285-П).

В соответствии с этим порядком банк при приеме от взыскателя или его представителя документов должен проверить:

При отсутствии в заявлении сведений, предусмотренных указанным Положением N 285-П, указании неточных сведений, предъявлении исполнительного документа с нарушением установленных в отношении его требований данное заявление вместе с исполнительным документом банком не принимается.

Статья 70 Закона об исполнительном производстве предоставляет банку право задержать исполнение исполнительного документа для проверки его подлинности либо достоверности сведений, представленных взыскателем в заявлении, но не более чем на семь дней, в случае обоснованных сомнений в подлинности исполнительного документа, полученного непосредственно от взыскателя (его представителя), или сомнений в достоверности указанных в заявлении сведений.

Приостановление операций по счету

Приостановление налоговыми органами операций по счетам в банке применяется в качестве обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа (п. 1 ст. 76 НК РФ), а также в случае непредставления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Порядок приостановления операций по счетам установлен ст. 76 НК РФ.

Отметим отдельные положения этого порядка, имеющие практическое значение для исполнения банком решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам.

Во-первых, в ст. 76 раскрывается понятие "приостановление операций по счету".

Приостановление операций по счету, применяемое налоговыми органами для обеспечения исполнения решения о взыскании налога и сбора, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, а приостановление операций по счету, применяемое налоговыми органами в случае непредставления налогоплательщиками налоговой декларации в налоговый орган, означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету.

НК РФ предусматривает также возможность приостановления операций по валютному счету налогоплательщика-организации в банке.

Во-вторых, приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

В-третьих, решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может приниматься только руководителем или заместителем руководителя налогового органа.

В-четвертых, приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде. Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации вручается должностным лицом налогового органа представителю банка по месту нахождения этого банка под расписку или направляется в банк в электронном виде либо иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

Порядок направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке на бумажном носителе утвержден Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/824@.

Порядок направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в электронном виде через Банк России установлен Положением ЦБ РФ от 09.10.2008 N 322-П.

В-пятых, банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

ФНС России рекомендует банкам при выполнении ими указанной обязанности использовать форму справки об остатках денежных средств на счете (счетах) организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой; адвоката, учредившего адвокатский кабинет), утвержденную Приказом ФНС России от 30.03.2007 N ММ-3-06/178@.

Основания и порядок приостановления таможенными органами операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке установлены ст. 351.2 Таможенного кодекса РФ.

Согласно указанной статье Таможенного кодекса РФ приостановление операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке применяется для обеспечения исполнения решения о бесспорном взыскании.

Полномочия по приостановлению операции (операций) по счету осуществляет также федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.06.2004 N 307 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, является Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Порядок издания Федеральной службой по финансовому мониторингу (ранее - Комитет РФ по финансовому мониторингу (КФМ России)) постановлений о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом установлен Положением КФМ России, утвержденным Приказом КФМ России от 16.06.2003 N 72.

Ответственность банка за неисполнение решения о приостановлении операций

Ответственность банка и его должностных лиц за неисполнение решения уполномоченного государственного органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента установлена ст. 134 НК РФ и ст. 15.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ст. 134 НК РФ исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности - в размере 10 тыс. руб.

В соответствии со ст. 15.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление банком либо иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о приостановлении операций по таким счетам, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.

Возврат банком без исполнения решений о приостановлении операций по счетам

При рассмотрении поступивших в банк решений о приостановлении операций по счетам клиентов банку необходимо учитывать следующие правовые основания для возврата без исполнения таких решений.

  1. Не подлежит исполнению решение (постановление) о приостановлении операций по счетам, принятое (изданное) неуполномоченным государственным органом.

В соответствии с законодательством РФ государственными органами, уполномоченными принимать решения о приостановлении операций, являются налоговые и таможенные органы, а также Федеральная служба по финансовому мониторингу, на что указывалось выше.

  1. Подлежат возврату без исполнения решения налоговых органов о приостановлении операций по счетам, которые не подпадают под определение счетов, изложенное в п. 2 ст. 11 НК РФ.

Решения налоговых органов о приостановлении операций не распространяются на счета, которые не подпадают под определение счетов, изложенное в п. 2 ст. 11 НК РФ, согласно которому счета (счет) - расчетные (текущие) счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.

Примером вида счетов, которые не подпадают под указанное выше определение и, следовательно, операции по которым не подлежат приостановлению, являются накопительные счета.

В соответствии с режимом указанных счетов, установленным п. 1.15 части I Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденных Положением ЦБ РФ от 26.03.2007 N 302-П, расходование средств с накопительных счетов не допускается. Средства с накопительных счетов по истечении срока перечисляются на оформленные в установленном порядке банковские счета клиентов. Накопительные счета не должны использоваться для задержки расчетов и нарушения действующей очередности платежей.



Не подлежат приостановлению операции по внутрибанковским счетам, так как указанные счета также не подпадают под определение счетов, изложенное в п. 2 ст. 11 НК РФ.

  1. Не подлежит исполнению банком решение о приостановлении операций по счетам клиента, признанного арбитражным судом банкротом.

В этом плане примечательно Постановление ФАС ЗСО от 03.07.2006 N Ф04-4026/2006(24130-А27-33), из которого следует, что банк обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа о привлечении его к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 134 НК РФ, за неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам предприятия, признанного банкротом. Решением арбитражного суда заявленные требования удовлетворены в полном объеме. При этом арбитражный суд обоснованно исходил из того, что согласно ст. 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытия конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основаниями для снятия ареста на имущество должника являются решения суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.

С учетом того что приостановление операций по счетам является ограничением распоряжения имуществом должника, решение налогового органа о приостановлении операций по счетам не могло быть принято банком к исполнению на стадии конкурсного производства как не соответствующее требованиям закона.

Таким образом, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что введение налоговым органом ограничений на проведение операций по счетам организации-банкрота осуществлено с нарушением норм гражданского права РФ, вследствие чего оснований для привлечения банка к ответственности по ст. 134 НК РФ не имеется.

  1. Подлежит возврату без исполнения решение о приостановлении операций по счету клиента, если такое решение не соответствует установленной нормативными правовыми актами форме.

Так, решение налогового органа о приостановлении операции должно соответствовать форме, утвержденной Приказом ФНС от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@, решение таможенного органа - форме, утвержденной Приказом ГТК России от 03.06.2002 N 567 (Приложение 1 к Приказу ГТК России), постановление Федеральной службы по финансовому мониторингу о приостановлении операций с денежными средствами и иным имуществом - форме Приложения 1 к Положению "Об издании КФМ России постановления о приостановлении операции (операций) с денежными средствами или иным имуществом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденному Приказом КФМ России от 16.06.2003 N 72.

Анализ судебно-арбитражной практики позволяет выявить следующие нарушения налоговыми органами документального оформления решений о приостановлении операций по счетам.

Так, согласно Постановлению ФАС ВСО от 13.06.2007 N А74-4624/06-Ф02-3403/07 арбитражный суд правомерно признал незаконным решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, поскольку решение о приостановлении операций по счетам не соответствует утвержденной форме, в решении отсутствуют конкретные обстоятельства и основания, повлекшие приостановление операций по счетам.



В Постановлении ФАС ЗСО от 21.06.2007 N Ф04-4026/2007(35411-А75-31) отмечается, что арбитражный суд признал недействительными решения налогового органа о приостановлении операций по счету общества, поскольку эти решения не могли подлежать и не подлежали исполнению банком ввиду неправильного указания в них номера банковского счета общества.

Из Постановления ФАС СЗО от 14.06.2007 N А05-13604/2006-18 следует, что дело по заявлению общества о признании недействительным решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке направлено на новое рассмотрение, поскольку право подписи решения о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке предоставлено только руководителю налогового органа (его заместителям), вместе с тем в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие должностное положение лица, подписавшего оспариваемое решение, на дату вынесения решения.

* * *

Таким образом, поступающие в банк документы, являющиеся основанием для ограничения прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, подлежат тщательной проверке банком на предмет их соответствия требованиям законодательства.

Такая проверка обусловлена тем обстоятельством, что неисполнение указанных документов может привести к наложению на банк штрафных санкций и привлечению его должностных лиц к административной ответственности. С другой стороны, исполнение не соответствующего требованиям законодательства документа может повлечь значительные убытки для клиента банка, что, в свою очередь, может негативно отразиться на репутации банка.

С.П.Карчевский

Начальник юридического управления

Расчетная палата ММВБ (ЗАО)