Мудрый Экономист

О невозможности применения ЕНВД при оказании услуг по гарантийному обслуживанию

"Бухгалтер и закон", 2009, N 10

В данной статье автор на основании анализа норм Налогового кодекса РФ и позиции Минфина России рассматривает вопрос об отсутствии оснований для применения единого налога на вмененный доход организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими оказание услуг по гарантийному ремонту товаров.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД) могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания бытовых услуг населению, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН).

На основании ст. 346.27 НК РФ бытовыми услугами признаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов. Исходя из этого, в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход при условии, что указанные услуги поименованы в ОКУН (код 010000 "Бытовые услуги") и оказываются физическим лицам.

Минфин России в Письме от 11.12.2006 N 03-11-02/274, направленном Письмом ФНС России от 20.12.2006 N ШС-6-02/1239@ для сведения территориальных налоговых органов, разъяснил, что налогоплательщиками единого налога на вмененный доход признаются только те организации и индивидуальные предприниматели, которые оказывают физическим лицам платные бытовые услуги на основе договоров бытового подряда.

Согласно п. 1 ст. 470 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 ГК РФ, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.

В случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 ГК РФ, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока) (п. 2 ст. 470 ГК РФ).

Следовательно, существует два вида гарантии качества товара, предоставляемой продавцом покупателю: законная и договорная. При этом под гарантией качества товара понимается обязанность продавца (изготовителя) поддерживать в товаре надлежащее качество в пределах гарантийного срока, а при его понижении - устранять недостатки проданного товара, обнаруженные в течение времени действия гарантии в целях восстановления заданного в нем качества. Требования, установленные к качеству товара, определяются ст. 469 ГК РФ.

Согласно п. 2 ст. 476 ГК РФ в отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.

В силу п. 3 ст. 477 ГК РФ, если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока.

В соответствии с п. 1 ст. 18 и п. 1 ст. 19 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" физическое лицо - потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе предъявить претензии к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, в том числе по безвозмездному устранению недостатков товара.

Услуги по проведению гарантийного ремонта товаров ненадлежащего качества оказываются бесплатно за счет продавцов (изготовителей, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров).

Исходя из этого, контролирующие органы приходят к выводу, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оказание услуг по гарантийному ремонту товаров, налогоплательщиками ЕНВД в отношении указанной деятельности не признаются.

На это указал, например, Минфин России в Письме от 21.05.2009 N 03-11-06/3/144.

Следовательно, указанная предпринимательская деятельность должна облагаться налогами в рамках иного режима налогообложения.

Впервые такую точку зрения Минфин России изложил в Письме от 11.12.2006 N 03-11-02/274 и впоследствии ее не менял (см. Письма от 12.02.2008 N 03-11-04/3/65 и от 05.02.2008 N 03-11-04/2/26).

До этого Минфин России придерживался противоположной позиции. Так, в Письме от 11.07.2006 N 03-11-04/3/343 Минфин России утверждал, что оказываемые организацией услуги по ремонту бытовой техники населению, в том числе гарантийному, предусмотрены ОКУН (код 013000). Исключений для ремонта в период гарантийного срока эксплуатации бытовой техники ст. 346.27 НК РФ и ОКУН не предусмотрено. При этом оплата оказанных населению бытовых услуг по гарантийному ремонту бытовой техники изготовителями этой бытовой техники не является основанием для принятия решения о неотнесении гарантийного ремонта к бытовым услугам для населения. Следовательно, указанные бытовые услуги могут быть переведены на уплату ЕНВД.

Следует отметить, что ФАС Центрального округа в Постановлении от 12.05.2006 по делу N А09-12397/05-29 солидарен с финансовым ведомством.

По мнению суда, обстоятельство, в соответствии с которым гарантийный ремонт само физическое лицо не оплачивает, а расходы по данному ремонту компенсирует предприятие-изготовитель, не может являться основанием для невозможности применения предприятием системы налогообложения в виде ЕНВД, поскольку оно, занимаясь гарантийным ремонтом, оказывает услугу непосредственно физическому лицу. Следовательно, осуществляемая налогоплательщиком предпринимательская деятельность по устранению на безвозмездной основе обнаруженных физическими лицами - покупателями недостатков приобретенных ими товаров может быть отнесена к деятельности в сфере оказания бытовых услуг с применением системы налогообложения в виде ЕНВД.

Учитывая, что в 2009 г. Минфин России подтвердил ранее изложенную позицию, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оказание услуг по гарантийному ремонту товаров, не могут применять ЕНВД.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая, утвержденный Федеральным законом от 26.01.1996 N 14-ФЗ.
  2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая, утвержденный Федеральным законом от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

С.А.Понамарев

Специалист по налогам и сборам

Применение контрольно-кассовой техники: новое в законодательстве и в правоприменении
 
Проблемы отражения в бухгалтерском и налоговом учетах результатов работ по восстановлению основных средств