Мудрый Экономист

Подрядные торги (тендер)

"Аудит и налогообложение", 2009, N 10

Одной из форм размещения заказов на строительство, предусматривающей выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе конкурса, являются подрядные торги. Все чаще вместо слова "торги" употребляют термин "тендер". Тендер представляет собой конкурентную форму размещения заказов на выполнение работ или предоставление услуг по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки, на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия. В статье рассмотрены правовые основы проведения торгов, порядок их проведения, а также учет расходов на участие в торгах.

Согласно ст. 447 ГК РФ договор может быть заключен путем проведения торгов и заключается с лицом, эти торги выигравшим.

Положение о подрядных торгах в РФ утверждено Распоряжением Госкомимущества России N 660-р и Госстроя России N 18-7 от 13.04.1993 (далее - Положение). Положение определяет общий порядок и условия подготовки, организации, проведения, регулирования последствий подрядных торгов на выполнение всего комплекса работ и оказания услуг, связанных со строительством новых, расширением, реконструкцией и ремонтом действующих объектов на территории РФ.

Подрядные торги, в соответствии с п. 1.5 Положения, могут проводиться при размещении заказов на:

Виды подрядных торгов. Состав участников

Торги могут проводиться как с предварительной квалификацией претендентов, так и без таковой, они могут быть гласными и негласными.

При гласных торгах вскрытие конвертов с предложениями и оглашение их основных условий производится в присутствии представителей фирм, участвующих в торгах. Обычно при проведении гласных торгов тендерный комитет (орган, создаваемый для организации и проведения торгов) публикует в открытой печати сведения о фирме, получившей заказ с указанием его объема и общей суммы подписанного контракта.

При негласных торгах тендерные комитеты не вскрывают предложения в присутствии участников торгов и не публикуют сведения о фирме, получившей заказ.

В зависимости от формы проведения торги подразделяются на открытые и закрытые.

К участию в открытых торгах приглашаются все желающие фирмы и организации. Сведения о проведении таких торгов публикуются в периодической печати. Следует отметить, что большое число участников открытых торгов обостряет конкуренцию, что дает возможность разместить заказы на более выгодных условиях.

К участию в закрытых торгах приглашается ограниченное число фирм, и объявления о проведении закрытых торгов не публикуются. Приглашения принять участие в торгах направляются в индивидуальном порядке. В закрытых торгах участвуют наиболее крупные фирмы и организации.

Основными участниками торгов являются заказчик, организатор торгов, тендерный комитет, претенденты (лица, решившие принять участие в торгах до момента регистрации оферты) и оференты (лица, от имени которых представлена оферта). Расходы по подготовке и проведению торгов осуществляются за счет заказчика и относятся на стоимость строительства.

Напомним, что офертой является предложение заключить контракт в отношении конкретного предмета торгов на условиях, определяемых в тендерной документации.

Объявление о проведении торгов

Объявление о проведении торгов публикуется в печати организатором торгов или тендерным комитетом за два - шесть месяцев до срока представления оферт. Если торги предусматривают процедуру предварительной квалификации, сообщение об этом должно в обязательном порядке содержаться в объявлении о торгах.

В объявлении должны быть указаны следующие сведения (п. 4.3 Положения):

Состав тендерной документации

Тендерная документация передается в комплекте по официальному запросу претендента за плату. Порядок и условия выкупа тендерной документации определяет тендерный комитет (п. 5.2 Положения).

Тендерная документация включает в себя следующие основные разделы:

Тендерная документация состоит из технической и коммерческой части. Техническая часть представляет собой описание и общую информацию о месторасположении и назначении объекта торгов, его основных технико-экономических данных, наличии внешней инфраструктуры, местных строительных материалов, подъездных дорог, а также сроках строительства. В технической части также представлены информация о проведении и результатах инженерных изысканий на строительной площадке объекта, технические данные объекта, генеральный план, архитектурно-строительная часть, включая чертежи с объемно-планировочными решениями, водоснабжение и канализация, отопление и вентиляция, электротехнические работы, газоснабжение, слаботочные системы, описание и основные характеристики технологического оборудования, требования экологической безопасности. Описание работ по их видам и группам также представлено в технической части тендерной документации.

Коммерческая часть включает требования в отношении цены и порядка ее определения, условий и сроков поставки, условий платежа и графика платежа, источника финансирования контракта, банковской гарантии на выполнение инофирмой или российской строительной организацией работ в соответствии с представляемой офертой в случае выигрыша ею торгов.

По усмотрению тендерного комитета в коммерческую часть тендерной документации может быть включено требование, касающееся отдельных видов страхования ответственности подрядчика (иностранной фирмы или российской организации) за невыполнение своих обязательств, исходя из соображения экономической целесообразности.

Документы, необходимые для участия претендента в торгах

Чтобы принять участие в торгах, претендент должен представить следующие документы (п. 5.6 Положения):

Документация, представляемая оферентами в тендерный комитет, должна соответствовать требованиям, содержащимся в тендерной документации.

Оферты принимаются в двойных конвертах. Во внешний конверт вкладываются заявка на участие в торгах, копия платежного документа, подтверждающая внесение задатка, и внутренний конверт, в котором находится оферта. Внутренний конверт должен быть запечатан оферентом на момент подачи оферты.

Тендерный комитет после проверки наличия необходимых документов, за исключением содержащихся в запечатанном конверте, обязан зарегистрировать оферту и другую документацию, причем такая регистрация должна быть осуществлена немедленно после ее представления и приемки.

Оференту выдается расписка, подтверждающая прием и регистрацию его оферты.

Порядок проведения торгов. Заключение контракта

Торги на объекты, расположенные на территории России, проводятся по месту нахождения организатора торгов и должны происходить в день, час и месте, объявленных официально (разд. 7 Положения).

Вскрытие конвертов производится тендерным комитетом при наличии полномочного состава тендерного комитета. Перед вскрытием конвертов проверяется их сохранность.

В зависимости от сложности предмета торгов тендерный комитет устанавливает срок рассмотрения оферт, при этом срок не может превышать шести месяцев с момента вскрытия конвертов. Установленный срок объявляется на первом заседании по торгам тендерного комитета.

Оференты не имеют права присутствовать при оценке оферт, которая осуществляется оценочной комиссией. В состав комиссии входят заказчик (организатор торгов), проектные и другие организации.

Техническая и коммерческая части оферты оцениваются отдельно. Оценка осуществляется на основе балльной системы, разрабатываемой тендерным комитетом.

Оферент вправе в любое время отозвать свою оферту, но при этом следует учитывать, что внесенный задаток ему не будет возвращен.

Подрядные торги могут быть объявлены несостоявшимися, если:

Если представленные оферты не соответствуют условиям тендерной документации, торги считаются состоявшимися, но имеющими отрицательный результат. При объявлении торгов несостоявшимися или имеющими отрицательный результат задаток подлежит возврату оферентам.

Повторные торги могут быть проведены в том случае, если самая низкая цена, предложенная оферентами, значительно превышает расчетную цену, определенную экспертами с учетом статистических и прогнозируемых индексов цен в строительстве.

Победителем торгов выбирается оферент, предложение которого наиболее полно отвечает всем требованиям тендерной документации, причем тендерный комитет не обязан мотивировать свой выбор перед претендентами. В течение трех дней после принятия решения тендерный комитет обязан направить официальное извещение оференту, выигравшему торги.

Победитель торгов имеет право на заключение контракта с заказчиком на условиях, установленных поданной им офертой, составленной в соответствии с тендерной документацией (п. 2.18 Положения).

Протокол о результатах торгов представляется заказчику либо по его поручению организатору торгов в трехдневный срок после принятия соответствующего решения на утверждение.

Заказчик в недельный срок должен рассмотреть представленные документы и принять решение об утверждении результатов торгов. Если результаты не утверждаются, мотивированное решение об этом направляется в тендерный комитет. Торги считаются завершенными после утверждения их результатов заказчиком.

Получив уведомление, победитель торгов обязан внести второй задаток на расчетный счет заказчика. Срок внесения второго задатка устанавливает тендерный комитет. Если в установленный срок второй задаток внесен не будет, организатор торгов может отменить присуждение заказа данному победителю. В этом случае первый задаток не возвращается.

После внесения второго задатка заказчик и победитель торгов заключают контракт, в который по взаимному согласию сторон могут быть внесены иные условия, не изменяющие условий, содержащихся в тендерной документации и оферте победителя.

Если победитель торгов отказывается от подписания контракта с заказчиком, внесенные задатки ему не возвращаются.

Внесение задатка

Согласно п. 4 ст. 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые приняли участие в торгах, но не выиграли их.

При заключении договора с лицом, выигравшем торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Пунктом 5 ст. 448 ГК РФ определено, что лицо, выигравшее торги, и организатор торгов в день проведения торгов подписывают протокол о результатах торгов.

Если лицо, выигравшее торги, уклоняется от подписания протокола, оно утрачивает внесенный задаток. Если же от подписания протокола уклоняется организатор торгов, он обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, причиненные в торгах убытки. Убытки возмещаются в части, превышающей сумму задатка.

Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из сторон от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

В соответствии со ст. 380 ГК РФ задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Соглашение о задатке независимо от его суммы должно быть совершено в письменной форме.

Мы говорим о подрядных торгах, где задаток вносится потенциальным подрядчиком. На момент внесения задатка еще нет ни контракта, ни какого-либо денежного обязательства победителя торгов перед заказчиком. Соответственно, возникает вопрос: как засчитать сумму внесенного задатка в счет обязательств по подрядному договору?

В Постановлении ФАС Центрального округа от 28.02.2007 по делу N А48-2962/06-4 отмечено, что указанные в ст. 380 ГК РФ и п. 4 ст. 448 ГК РФ обеспечительные меры в виде задатка отличаются по своему существу и влекут разные правовые последствия.

Задаток, внесенный для участия в подрядных торгах, на мой взгляд, должен быть возвращен лицу, выигравшему торги.

Учет расходов на участие в торгах

Результаты торгов становятся известными не сразу, а лишь по прошествии определенного времени. До тех пор, пока не объявлены результаты торгов, расходы организации-претендента на участие в торгах следует учитывать в качестве расходов будущих периодов.

Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов. Указанные расходы подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией - равномерно, пропорционально объему продукции или иным способом, - в течение периода, к которому они относятся.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97 "Расходы будущих периодов".

В периоде, когда будут объявлены результаты торгов, расходы, учтенные организацией-претендентом на счете 97, в зависимости от исхода торгов, будут списаны:

Вопрос учета в целях налогообложения прибыли организаций расходов на участие в тендерах рассмотрен в Письме ФНС России от 18.11.2005 N ММ-6-02/961 "Об учете для целей налогообложения расходов организаций на участие в тендерах в случае проигрыша торгов".

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ. Напомню, что названная статья содержит перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а также убытки в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные, в частности, документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Тендерные торги в качестве необходимых условий участия в них могут предусматривать:

В целях налогообложения прибыли необходимо учитывать возможность участия организации в торгах в рамках своей основной деятельности, а также характер расходов, возможность их возврата при различных исходах тендерных торгов или возмещения подобных расходов в стоимости строительных работ.

В вышеуказанном Письме ФНС России разъясняет, что расходы организации, связанные с участием в тендерных торгах, которые проиграны, могут быть признаны для целей налогообложения в составе внереализационных расходов, в случае если они осуществлены в связи с выполнением требований, предъявляемых организаторами торгов участникам торгов, и не возвращаются ему при проигрыше. В частности, к таким расходам могут быть отнесены расходы по уплате сбора за участие в конкурсе, расходы по приобретению тендерной документации, приобретению банковской гарантии. Указанные расходы, подтвержденные документально, учитываются для целей налогообложения прибыли единовременно.

Кроме того, в случае возврата организаторами торгов сумм, внесенных участниками торгов за участие в тендере, подобные суммы у участника включаются в состав внереализационных доходов (аналогичные разъяснения дает и Минфин России в Письме от 16.01.2008 N 03-03-06/1/7).

Н.Сибиряков

Аудитор