Мудрый Экономист

Обзор последних налоговых изменений

"Бухгалтер-профессионал автотранспортного предприятия", 2009, N 9

Законодатели не перестают удивлять и радовать нас изменениями в Налоговом кодексе РФ. В 2008 г. главный налоговый закон страны менялся 25 раз, а с января 2009 г. - еще 8 раз. Наиболее значимым изменениям подверглись гл. 21 "НДС", 23 "НДФЛ" и 24 "ЕСН", а также специальных налоговых режимов. Отдельные налоги не просто меняются, а упраздняются вовсе. Об этом рассказывает данный материал.

НДС

Изменения, внесенные в гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ, привели не только к корректировке порядка ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур и книг покупок и продаж. Они породили такую массу сложностей и противоречий, что для их разъяснения понадобилось специальное Постановление Правительства РФ от 26 мая 2009 г. N 451 (далее - Постановление N 451). В соответствии с этим документом:

  1. приобретая товары (работы, услуги, имущественные права) для одновременного использования в операциях, облагаемых и не облагаемых НДС, счета-фактуры на предоплату необходимо регистрировать в книге покупок на сумму, указанную в данном счете-фактуре. Это дает покупателю возможность принять к вычету налог со всей суммы предоплаты. Но после отгрузки товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав и получения счета-фактуры налог с предоплаты, ранее принятый к вычету, придется восстановить. При ведении раздельного учета облагаемых и не облагаемых НДС операций часть "входного" НДС принимается к вычету, а остальная сумма относится на увеличение стоимости приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав);
  2. при безденежных формах расчетов в книге покупок не должны регистрироваться счета-фактуры на предоплату. Это делает невозможным принять НДС с предоплаты к вычету;
  3. счета-фактуры на предоплату не составляются при освобождении от уплаты НДС в соответствии с нормами ст. ст. 145 и 149 Налогового кодекса РФ. Такой же порядок действует и при реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке;
  4. в случае выполнения работ, оказания услуг или при передаче имущественных прав в строках счета-фактуры, отведенных для данных о грузоотправителе и грузополучателе, необходимо проставить прочерки в соответствии с абз. 6 и 7 Состава показателей счета-фактуры.

Кроме того, при заполнении счета-фактуры в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 451 необходимо указывать полное и сокращенное наименования продавца. Данный пункт неизбежно вызывал массу споров и конфликтов с налоговиками. Дело в том, что иметь сокращенное наименование это право, а не обязанность фирмы. Поэтому Федеральная налоговая служба в своем Информационном сообщении от 23 июня 2009 г. разъяснила: "...вне зависимости от того, что Правительство Российской Федерации Постановлением N 451 от 26 мая 2009 г. изменило союз "или" на союз "и", при заполнении налогоплательщиками строки 2 счета-фактуры, в которой указывается наименование продавца, налоговые органы не будут рассматривать как ошибку при заполнении счета-фактуры, влекущую отказ в применении налоговых вычетов покупателем, в том случае, если в строке 2 счета-фактуры продавцом указано только полное или только сокращенное наименования, соответствующие учредительным документам".

При этом если при заполнении строки 2 счета-фактуры налогоплательщиком НДС - продавцом указано только полное или только сокращенное наименование, то данный счет-фактура не может являться основанием для отказа в принятии к вычету суммы налога, предъявленной продавцом. Между тем Минфин России в своем Письме от 6 июля 2009 г. N 03-07-15/102 придерживается аналогичного мнения.

НДФЛ

Налог на доходы физических лиц также претерпел изменения. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 117-ФЗ к доходам налогоплательщиков теперь не будут отнесены:

Предусмотренное настоящим пунктом освобождение от налогообложения предоставляется за каждый фактически отработанный полный месяц в течение срока действия трудового договора (контракта) в календарном году при одновременном соблюдении следующих условий:

Если при соблюдении установленных настоящим пунктом ограничений общая сумма указанного в абз. 1 настоящего пункта дохода, полученного работником в соответствующем месяце, составляет менее 4300 руб., разница между этой суммой и фактически полученной суммой указанного в абз. 1 настоящего пункта дохода учитывается при расчете предельной суммы дохода, установленной абз. 3 настоящего пункта, в последующих месяцах календарного года;

Это подтверждается новыми п. п. 43 - 47 ст. 217 Налогового кодекса РФ.

Статья же 212 Налогового кодекса РФ также была изменена. В соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 202-ФЗ в эту статью была введена дополнительная норма, устанавливающая особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды. Теперь признается доходом материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными банками, находящимися на территории Российской Федерации, в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.

Упрощенная система налогообложения

Не обошли законодатели своим вниманием и упрощенную систему налогообложения. Согласно Федеральному закону от 17 июля 2009 г. N 165-ФЗ был уточнен порядок применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента.

В частности, из перечня оснований, по которым индивидуальный предприниматель может быть лишен права на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента, исключено привлечение им в своей предпринимательской деятельности наемных работников (в том числе по договорам гражданско-правового характера) и осуществление на основе патента вида предпринимательской деятельности, не предусмотренного законом субъекта РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 155-ФЗ индивидуальный предприниматель сможет привлечь наемных работников в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых не должна превышать за налоговый период пять человек.

Однако самым громким нововведением последнего времени, касающимся упрощенной системы налогообложения, является изменение лимита дохода.

В настоящий момент компания вправе перейти на применение упрощенной системы налогообложения, если ее доходы за девять месяцев не превышают 15 млн руб.

В соответствии же с поправками, внесенными в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 204-ФЗ, если за девять месяцев 2009 г. доход фирмы не превысит 45 млн руб., то с 2010 г. она вправе перейти на применение упрощенной системы налогообложения. И, следовательно, действие абз. 1 п. 2 ст. 346.12 НК РФ приостановлено до 1 октября 2012 г. А после этого величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, применяется с 1 октября 2012 г. по 31 декабря 2013 г. включительно в размере, который с учетом индексации действовал в 2009 г.

Однако здесь не все так радужно. Если раньше сумму в 15 млн руб. было необходимо умножать на значение коэффициентов-дефляторов, то теперь этого делать не придется. Поэтому увеличение порога отсечения в три раза во многом иллюзорно.

Сам же расчет доходов фирмы для перехода на "упрощенку" не изменился. Он по-прежнему производится по правилам ст. 248 Налогового кодекса РФ.

Однако нововведения на этом не заканчиваются. Также законодательно увеличен и лимит доходов при применении упрощенной системы налогообложения. Сейчас предел дохода фирмы составляет 20 млн руб., помноженных на коэффициенты-дефляторы.

В соответствии с обновленным п. 4.1 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г. максимально возможная сумма дохода для применении упрощенной системы налогообложения составит 60 млн руб. При этом, так же как и с 45 млн, коэффициенты-дефляторы здесь не действуют.

ЕНВД

Напрямую изменений в Налоговом кодексе РФ в отношении плательщиков ЕНВД не произошло. Однако Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 162-ФЗ дополнена ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ п. 2.1. В соответствии с этим изменением плательщики ЕНВД теперь могут не применять кассовую технику при наличных расчетах с покупателями или клиентами. Если предприниматель или организация теряют право на применение ЕНВД, то автоматически у них возникает обязанность применять ККТ при наличных расчетах.

Вместе с тем сохранена обязанность по просьбе покупателя или клиента оформлять документ, подтверждающий прием денег. Таким документом, как и раньше, являются товарный чек, квитанция или бланки строгой отчетности, отвечающие определенным требованиям и содержащие все необходимые реквизиты, установленные Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 359. Однако требования выдавать какой-то конкретный документ новая редакция Закона не содержит.

Такой документ может быть разработан самостоятельно, то есть не являться унифицированной формой. Однако он должен содержать необходимые реквизиты. К таким реквизитам, в частности, относятся:

Несмотря на отмену обязанности выдавать кассовый чек, за налоговыми органами сохраняется право и обязанность контролировать соблюдение требования о выдаче надлежащих документов при проведении расчетов наличными и платежными картами. В случае выявления соответствующих нарушений они смогут привлекать плательщиков ЕНВД к ответственности. Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрен штраф в размере 1500 - 2000 руб. для граждан, 3000 - 4000 руб. - для должностных лиц и 30 000 - 40 000 руб. - для организаций.

Новый п. 2.1 ст. 2 гласит, что плательщики ЕНВД "...могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой...". То есть отказ от применения ККТ - это право, а не обязанность плательщика ЕНВД. Поэтому, если по какой-то причине предприниматель не хочет отказываться от применения кассового аппарата, он вправе продолжить им пользоваться.

Но здесь стоит помнить о том, что если предприниматель продолжает пользоваться кассовым аппаратом, то налоговики по-прежнему вправе посетить его с проверкой. Поэтому, если организация все же решит отказаться от использования кассы, лучше ее снять с учета в налоговых органах.

Не следует также забывать и про КоАП РФ, согласно которому неприменение в установленных законом случаях ККТ, а также отказ покупателю в выдаче в вышеназванном случае соответствующего документа влечет административную ответственность. А что именно следует понимать под неприменением ККМ, разъяснено Постановлением Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. N 16 (Письмо Минфина России от 12 августа 2009 г. N 03-01-15/8-412).

Единый социальный налог

Перейдем теперь к самым нашумевшим поправкам в налоговое законодательство - изменениям, касающимся ЕСН.

С 1 января 2010 г. произойдет отмена единого социального налога, регулируемого гл. 24 Налогового кодекса РФ. На смену ЕСН придут страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС) и Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС и ТФОМС). Глава 24 будет исключена из текста Налогового кодекса РФ с 1 января 2010 г.

Но изменится не только Налоговый кодекс РФ, но и несколько десятков нормативных документов. Например, существенной переработке подвергся Закон "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", он сменил название и теперь будет называться "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Изменения, внесенные в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливают новый порядок расчета размеров трудовых пенсий. Например, расчет страховой части трудовой пенсии по старости будет осуществляться с учетом "фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии", существенно превышающего размер базовой части трудовой пенсии. Это 1950 руб. в месяц в настоящее время. Кроме того, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лиц (за исключением достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, будет равняться 2562 руб. в месяц, для лиц же, достигших 80 лет, или инвалидам I группы, не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, - 5124 руб. в месяц.

Что же еще изменится с принятием этих законов с 1 января 2010 г.?

На 2010 г. установлен так называемый переходный период. В 2010 г. единый социальный налог прекратит свое существование. На смену ему придут взносы в ПФР, ФСС, ФФОМС и ТФОМС. Поскольку налога не будет, то и налоговые органы не будут контролировать уплату взносов. А контроль исчисления и уплаты взносов в соответствующие фонды будут осуществлять контролеры из этих фондов. Это означает для налогоплательщика увеличение количества проверок. Например, Пенсионный фонд РФ сможет проводить выездные проверки, во время которых он будет проверять не только правильность исчисления взносов и своевременность их уплаты, но также и предоставление сведений персонифицированного учета. Такая проверка не может проводиться чаще, чем раз в три года.

Отчетность по начисленным, а также уплаченным взносам в ПФР, ТФОМС и ФФОМС необходимо сдавать ежеквартально до первого числа второго месяца следующего за отчетным кварталом. А вот сроки сдачи расчетов в ФСС не изменятся.

Перейдем теперь к самому болезненному вопросу для работодателя - ставкам взносов в фонды. Ставки для работодателей в 2010 г. останутся на уровне 2009 г. То есть в ПФР - 20%, в ФСС - 2,9%, ФФОМС - 1,1% и ТФОМС - 2,0%.

Суммы взносов в ПФР будут распределяться в следующем порядке: для лиц 1966 года рождения и старше на финансирование страховой части трудовой пенсии 20%, для лиц 1967 года рождения и моложе на финансирование страховой части 14%, на финансирование накопительной части 6%.

Еще одно изменение коснется регрессивной шкалы при расчете взносов - она отменяется. Вместе с тем с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы взиматься не будут. То есть при превышении порога в 415 000 руб. с суммы превышения взносы платить не нужно. Данная предельная величина базы для начисления страховых взносов, как обещают законодатели, будет ежегодно индексироваться. И произойдет это уже в 2011 г.

Взносы в фонды будут начисляться на все выплаты физлицам. Здесь не будет играть роли, пойдут ли эти выплаты в уменьшение налога на прибыль или нет. С 2010 г. будут облагаться взносами и некоторые не облагаемые ранее доходы. В данном случае речь идет о компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда (кроме молока и т.п.) будут облагаться взносами по полной программе. Материальная помощь по случаю рождения ребенка в сумме до 50 000 руб. не облагается взносами только в случае выплаты ее в первый год после рождения.

Некоторое послабление будет сделано для тех, кто выплачивает средства иностранцам. А именно: с 2010 г. не облагаются взносами выплаты в пользу временно пребывающих иностранцев и лиц без гражданства.

Повезло также и индивидуальным предпринимателям, нотариусам и адвокатам. С 2010 г. они будут уплачивать не только фиксированные взносы в ПФР, но и в ФФОМС и ТФОМС.

Изменится и порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности. Здесь будет применяться новый максимум среднедневного заработка. Он исчисляется исходя из предельной величины базы для начисления страховых взносов. Например, в 2010 г. максимальный среднедневной заработок составит: 415 000 руб. : 365 дней = 1136 руб. 99 коп. В 2011 г. данная величина будет иной в связи с предполагаемой индексацией максимального лимита в 415 000 руб. Вроде хорошо, однако из ст. 255 Налогового кодекса РФ исчезнет пункт о доплате до реального среднедневного заработка. А это, в свою очередь, исключает возможность учесть такие доплаты при расчете налога на прибыль.

Максимальный размер выплат по пособиям по уходу за ребенком в связи с введением лимита в 415 000 руб. также изменится. В 2010 г. он составит: 415 000 руб. : 12 мес. x 40% = 13 833 руб. 33 коп.

К положительным нововведениям можно отнести отмену штрафов в ФСС за неподачу расчетов. Ответственность устанавливается в процентах от суммы взносов к уплате, но не менее 100 руб. (до 180 дней просрочки) и 1000 руб. (свыше 180 дней).

Вместе с тем при ошибке в КБК взносы не будут считаться уплаченными вне зависимости от того, попали они в нужный фонд или нет.

В 2011 г. переходный период закончится и произойдет повышение ставок взносов до указанных 34%.

Льготные тарифы страховых взносов в 2011 - 2014 гг. предусмотрены лишь для сельхозпроизводителей, плательщиков ЕСХН, общин малочисленных народов, резидентов технико-внедренческих особых экономических зон и организаций инвалидов.

Организации и индивидуальные предприниматели со среднесписочной численностью более 50 человек за предыдущий календарный год обязаны будут сдавать отчетность с 2011 г. только в электронном формате с электронной цифровой подписью. Прогресс налицо!

К неприятным нововведениям относится то, что с 2011 г. к ежеквартальному отчету по начисленным и уплаченным взносам добавится ежеквартальная персонифицированная отчетность в ПФР, сдаваемая ранее раз в год.

С 2015 г. произойдет отмена всех льгот. То есть все страхователи будут обязаны уплачивать взносы по одинаковым ставкам.

Резюме

Таким образом, подводя итоги, можно выделить основные и наиболее существенные изменения в налоговом законодательстве.

  1. Расширен список доходов физических лиц, которые облагаются налогом. Это отдельные виды доходов, получаемых в натуральной форме, а также виды материальной выгоды.
  2. Уточнен порядок применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента. А именно: предприниматель - "упрощенец" на патенте сможет нанимать работников численностью до пяти человек. При этом он не потеряет право на применение указанного спецрежима.
  3. Смягчены критерии, позволяющие фирмам применять упрощенную систему налогообложения. Заработав за девять месяцев 2009 г. не более 45 млн руб., с января 2010 г. можно перейти на "упрощенку". Лимит доходов для работы на "упрощенке" в 2010 г. будет равен 60 млн руб. А вот коэффициент-дефлятор применять не надо.
  4. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, освобождаются от обязанности применения контрольно-кассовой техники. Им дано право выбора - работать с кассой или снять ее с учета.
  5. Отменяется единый социальный налог, а из Налогового кодекса РФ будет изъята гл. 24. Взамен вернутся платежи в отдельные социальные фонды, сотрудникам которых будет дано право контроля. Размер социальных платежей с 2011 г. составит 34%. Однако тут же вводится ограничение по суммарному доходу с начала года в размере 415 000 руб. С сумм, превышающих это ограничение, взносы уплачивать не нужно.

Ф.Филина

Эксперт журнала

И.Толмачев

Эксперт журнала

Нюансы проведения выездных налоговых проверок
 
Организация предоставляет питание сотрудникам