Мудрый Экономист

НДС и ЕНВД: автоматизация раздельного учета

"Налоговый учет для бухгалтера", 2009, N 10

Многим предприятиям, расширяющим свой "ареал" и развивающим новые бизнес-направления, на практике приходилось сталкиваться с ситуацией, когда в одном регионе все виды деятельности компании подпадали под общий режим налогообложения, а при экспансии отдельные из них оказывались "во владении" ЕНВД. Как известно, НК РФ в подобной ситуации обязывает налогоплательщиков вести раздельный учет НДС и налога на прибыль, что довольно трудоемко. Облегчить организацию сложного учета под силу только современному инструментальному пакету, такому, как "1С: Бухгалтерия предприятия 8".

Данный программный комплекс позволяет реализовать самые сложные моменты раздельного учета:

Разбор полетов

Рассмотрим пример реализации раздельного учета НДС в типовой конфигурации "1С: Бухгалтерия предприятия 8" для организаций с обособленным подразделением, выделенным на самостоятельный баланс (см. пример 1).

Пример. Алгоритм работы с программой в данной ситуации будет следующий:

  1. Заполнить параметры применения ЕНВД в настройках учетной политики. Указать счета учета доходов и расходов для операций, облагаемых ЕНВД (см. рисунок 1 <*>).
<*> Рисунок 1 не приводится.
  1. Сформировать перечень статей доходов для общего режима налогообложения и ЕНВД. Аналитика выручки компании заполняется в справочнике "Номенклатурные группы". Для корректной работы программы нельзя использовать одинаковые статьи доходов для общего режима и ЕНВД (см. рисунок 3 <*>).
<*> Рисунок 3 не приводится.

Аналитика доходов, не связанных с основной деятельностью предприятия, заполняется в справочнике "Прочие доходы и расходы". При этом признак отнесения доходов к общему режиму или ЕНВД определяется в специализированном реквизите "Отнесение расходов к деятельности, облагаемой ЕНВД". В типовой конфигурации редактирование элементов данного справочника реализовано в форме списка, для наглядности и удобства в нашем примере данный режим был изменен (см. рисунок 4 <*>).

<*> Рисунок 4 не приводится.
  1. Классифицировать расходы предприятия по видам деятельности, разделить их между общим режимом и ЕНВД. Выделить те расходы, которые должны распределяться по итогам отчетного периода. Для этого нужно заполнить справочник "Статьи затрат", указав для каждого элемента режим отнесения к деятельности, облагаемой ЕНВД (см. рисунок 5 <*>).
<*> Рисунок 5 не приводится.

После того как выполнены необходимые настройки, можно приступить к регистрации хозяйственных операций с помощью типовых документов конфигурации.

Набор хозяйственных операций для головной организации представлен в таблице 1.

Таблица 1

Корреспонденция
счетов
  Сумма,  
рублей
         Документ "1С: Бухгалтерия 8"         
 Дебет 
 Кредит
   1   
   2   
     3    
                       4                      
   20  
   60  
 16 949,15
Поступление товаров и услуг от 11.01.2008     
(покупка/комиссия). Акт от поставщика за
уборку производственных помещений на сумму
20 000 руб. (в том числе НДС - 3050,85 руб.)
   19  
   60  
  3 050,85
Поступление товаров и услуг от 11.01.2008     
(покупка/комиссия). Выделен НДС
   26  
   60  
 12 711,86
Поступление товаров и услуг от 15.01.2008     
(покупка/комиссия). Акт от поставщика за
уборку офисных помещений на сумму 15 000 руб.
(в том числе НДС - 2288,14 руб.)
   19  
   60  
  2 288,14
Поступление товаров и услуг от 15.01.2008     
(покупка/комиссия). Выделен НДС
   10  
   60  
  4 237,29
Поступление товаров и услуг от 18.01.2008     
(покупка/комиссия). ТОРГ-12 от поставщика на
канцелярские материалы на сумму 5000 руб. (в
том числе НДС - 762,71 руб.)
(100 шт. x 50 руб.)
   19  
   60  
    762,71
Поступление товаров и услуг от 18.01.2008     
(покупка/комиссия). Выделен НДС
   08  
   60  
 42 372,88
Поступление товаров и услуг от 23.01.2008     
(покупка/комиссия). ТОРГ-12 от поставщика на
мебель для офиса на сумму 50 000 руб. (в том
числе НДС - 7627,12 руб.)
   19  
   60  
  7 627,12
Поступление товаров и услуг от 23.01.2008     
(покупка/комиссия). Выделен НДС
   97  
   60  
  7 627,12
Поступление товаров и услуг от 23.01.2008     
(покупка/комиссия). Акт передачи на программу
"1С: Бухгалтерия" на сумму 9000 руб. (в том
числе НДС - 1372,88 руб.)
   19  
   60  
  1 372,88
Поступление товаров и услуг от 23.01.2008     
(покупка/комиссия). Выделен НДС
   62  
   90  
590 000,00
Реализация товаров и услуг от 31.01.2008      
(продажа/комиссия). Выручка от реализации по
основному виду деятельности
   90  
   68  
 90 000,00
НДС по реализации                             
   62  
   90  
100 000,00
Реализация товаров и услуг от 31.01.2008      
(продажа/комиссия). Выручка от реализации по
виду деятельности, облагаемому ЕНВД
   26  
   10  
    847,46
Требование-накладная от 30.01.2008. Частичное 
списание канцелярских материалов на
административные расходы (20 шт.)
Регламентные операции по НДС и налогу на прибыль за I квартал            
  ...  
  ...  
    ...   
                      ...                     
   26  
   10  
  3 389,83
Требование-накладная от 30.04.2008. Частичное 
списание канцелярских материалов на
административные расходы (80 шт.)
Регламентные операции по НДС и налогу на прибыль за II квартал           

Для первых двух актов выполненных работ важно правильно выбрать аналитику расходов, а именно статью затрат для счетов 20 и 26. В первом случае имеют место расходы, которые относятся только к основному виду деятельности компании, поэтому реквизит "Отнесение расходов к деятельности, облагаемой ЕНВД" для соответствующей статьи затрат должен быть установлен в значении "Не ЕНВД" так, как показано на рисунке 4 <*>. Во втором случае расходы должны распределяться, так как административное помещение используется для получения выручки и по основному направлению бизнеса, и по облагаемым ЕНВД. Поэтому реквизит "Отнесение расходов к деятельности, облагаемой ЕНВД" для соответствующей статьи затрат должен быть установлен в значение "Расходы распределяются".

Использование МПЗ

Важным аспектом для работы типовой конфигурации является предположение о том, что в общем случае в момент поступления материально-производственных запасов неизвестно, как поступившие МПЗ будут использоваться, и распределение НДС по таким операциям возможно только после списания МПЗ на затраты. Списание МПЗ на затраты осуществляется с помощью документа "Требование-накладная". При заполнении документа важно правильно выбрать аналитику счета затрат (в нашем случае это счет 26) и указать статью с видом "Отнесение расходов к деятельности, облагаемой ЕНВД" - "Расходы распределяются".

Продолжение примера. В рассматриваемом примере часть материалов списана в том же отчетном периоде, когда они поступили, а часть - в следующем. При этом весь НДС по несписанным материалам принят к вычету, и в следующем отчетном периоде часть НДС, приходящаяся на ЕНВД, должна быть восстановлена. Последовательность документов типовой конфигурации в первом квартале будет выглядеть следующим образом:

  1. поступление товаров и услуг на 100 единиц материалов;
  2. требование-накладная на 20 единиц материалов;
  3. распределение НДС косвенных расходов;
  4. формирование записей книги покупок, закладка "Вычет НДС по приобретенным ценностям".

Последовательность документов во втором квартале будет выглядеть так:

  1. требование-накладная на 80 единиц материалов;
  2. распределение НДС косвенных расходов;
  3. формирование записей книги продаж, закладка "НДС восстановлен".

"ОСновной" и "будущий" учет

Что касается раздельного учета НДС по операциям с основными средствами и расходами будущих периодов, то здесь ситуация несколько сложнее, так как пользователю нужно самостоятельно вводить корректирующие записи по НДС с помощью документов "Операция (бухгалтерский и налоговый учет)" и "Корректировка записей регистров". Рассмотрим, как можно разделить НДС по операции с основным средством (см. продолжение примера).

Продолжение примера. С помощью документа "Распределение НДС косвенных расходов" вычисляем коэффициент распределения - 1/6 = 0,1666666667 (17%). Здесь важно обратить внимание, что коэффициент не округляется перед распределением, поэтому даже незначительная корректировка данных, например изменение выручки в части ЕНВД на рубль, приведет к изменению сумм распределения при повторном заполнении документа, хотя коэффициент распределения, выраженный в процентах, остается неизменным.

Далее нужно отразить включение НДС в первоначальную стоимость актива на счетах бухгалтерского и налогового учета. Для этого нужно ввести документ "Операция (бухгалтерский и налоговый учет)" и заполнить его соответствующим образом (см. рисунок 7 <*>). Важно обратить внимание, что дата документа "Операция (бухгалтерский и налоговый учет)" должна предшествовать дате принятия к учету основного средства.

<*> Рисунок 7 не приводится.

Затем необходимо скорректировать данные по регистрам учета НДС, в частности по регистрам "НДС предъявленный" и "НДС, включенный в стоимость". Сделать это можно с помощью документа "Корректировка записей регистров". В настройке состава регистров нужно отметить вышеупомянутые регистры НДС (см. рисунок 8 <*>), после чего перейти на закладку "Регистры накопления" и заполнить данные по НДС следующим образом:

  1. Для регистра "НДС предъявленный":

a) Вид движения - "Расход";

b) Организация - "Магазин 23";

c) Счет-фактура - Документ "Поступление товаров и услуг", который соответствует приходной накладной на основное средство;

d) Вид ценности - "ОС";

e) Ставка НДС - "18%", соответствует ставке НДС из документа "Поступление товаров и услуг";

f) Счет учета НДС - "19.01", соответствует счету учета НДС из документа "Поступление товаров и услуг";

g) Поставщик - Контрагент;

h) Сумма без НДС - сумма без НДС, которая соответствует включенной в стоимость сумме НДС (100 / 18 x сумма НДС);

i) Сумма НДС - сумма НДС, которую нужно включить в стоимость;

j) Дата события - дата документа. Для удобства данная дата должна предшествовать дате принятия к учету основного средства;

k) Событие - "НДС включен в стоимость".

<*> Рисунок 8 не приводится.
  1. Для регистра "НДС, включенный в стоимость" поля заполняются аналогично. За исключением полей "Вид движения" и "Событие", которые отсутствуют в таблице.

Результат работы с НДС можно проверить в отчетах "Остатки и обороты", подменю "Прочие", меню "Отчеты", выбрав раздел учета "НДС предъявленный" и сделав выборку по организации и виду ценности (ОС) (см. рисунок 9 <*>).

<*> Рисунок 9 не приводится.

В колонке "Конечный остаток" отражается сумма НДС, которая в итоге будет включена в книгу покупок после принятия основного средства к учету.

Вести из филиалов

Для того чтобы учесть сведения филиала при формировании книги покупок и продаж и при этом не "испортить" данные бухгалтерского учета по головной организации, можно использовать специализированные документы ручного учета: "Отражение поступления товаров и услуг для НДС" для "входящего" НДС и "Отражение реализации товаров и услуг для НДС" для операций реализации.

Данные по авансам, которые нужно начислить и которые нужно зачесть, можно ввести в систему с помощью документа "Корректировка записей регистров", выбрав в настройке регистров накопления два регистра: "НДС начисленный" и "НДС с авансов". На закладке "НДС начисленный" нужно ввести данные об НДС с полученных авансов для книги продаж, а на закладке "НДС с авансов" - об НДС с авансов, которые были зачтены и должны быть отражены в книге покупок (см. продолжение примера).

Продолжение примера. Порядок заполнения данных на закладке "Регистры накопления" приведен в таблице 2.

Таблица 2

   Для регистра "НДС начисленный"  
      Для регистра "НДС с авансов"   
Вид движения - "Приход"            
Вид движения - "Приход"              
Организация - "Магазин 23"         
Организация - "Магазин 23"           
Счет-фактура - Документ "Документ  
расчетов с контрагентами (ручной
учет)" вместо документа "Платежное
поручение входящее"
Счет-фактура - Документ "Документ    
расчетов с контрагентами (ручной
учет)", вместо документа "Платежное
поручение входящее"
Вид ценности - "Авансы полученные" 
Покупатель - Контрагент              
Ставка НДС - "18/118"              
Договор контрагента                  
Покупатель - Контрагент            
Ставка НДС - "18/118", соответствует 
ставке НДС из документа "Поступление
товаров и услуг"
Вид начисления - "НДС с авансов"   
Валюта аванса                        
Договор контрагента                
Сумма без НДС                        
Сумма без НДС                      
Сумма НДС                            
Сумма НДС                          
Сумма в валюте                       
Дата события - дата аванса         
Дата события - дата документа. Для   
удобства данная дата должна
предшествовать дате принятия к учету
основного средства
Событие - "Получен аванс"          

Доработка

При работе с данными филиала имеется только одно существенное неудобство, которое требует доработок типовой конфигурации. При проведении документа "Формирование записей книги покупок" у пользователя нет возможности выбрать счет списания НДС, в результате сведения филиала повлияют на данные бухгалтерского учета головной организации. Эту особенность можно доработать, добавив в табличные части "Вычет НДС с авансов" и "Вычет НДС по приобретенным ценностям" колонку "Счет списания НДС". Если этот реквизит в строке не заполнен, то проводки по бухгалтерскому учету для данной строки не формируются.

С.Рогов

Управляющий партнер

компании "РГ-Софт",

сертифицированный специалист 1С