Мудрый Экономист

Принимаются

"Главная книга", 2009, N 19

Установление минимального размера исполнительского сбора

Проект федерального закона N 199505-5. Одобрен Советом Федерации 21.09.2009

Исполнительский сбор за принудительное исполнение судебных актов приставами будет иметь минимальный предел: 500 руб. - для граждан и 5 тыс. руб. - для организаций. Сейчас исполнительский сбор никакими пределами не ограничен и взыскивается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости имущества <1>. Поэтому маленькие суммы будет выгоднее погашать добровольно и не доводить ситуацию до судебных приставов-исполнителей.

Специального срока вступления в силу этой поправки законопроект не предусматривает, поэтому по общему правилу она начнет действовать по истечении 1 месяца со дня официального опубликования.

<1> Пункт 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Освобождение от НДФЛ наследуемых пенсионных накоплений

Проект федерального закона N 104799-5. Одобрен Советом Федерации 21.09.2009

Напомним, что проектом предлагается освободить от НДФЛ суммы пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, выплачиваемые родственникам умершего застрахованного лица (детям, супругу, родителям, братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам).

Застрахованное лицо еще при жизни может подать заявление в ПФР, определив в нем круг лиц, которым будет произведена такая выплата после его смерти. Среди них могут быть как родственники, так и иные лица <2>. Со вступлением поправок в силу (с начала 2010 г.) НДФЛ с таких выплат будут платить лишь получатели, не являющиеся родственниками.

Кстати, самое главное - это не пропустить срок для обращения в ПФР за выплатой этих сумм, равный 6 месяцам с момента смерти застрахованного <3>.

<2> Пункт 12 ст. 9, п. 6 ст. 16 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
<3> Пункт 9 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.11.2007 N 741.

Порядок аренды рекламных мест на многоквартирных домах

Проект федерального закона N 166060-5. Одобрен Советом Федерации 21.09.2009

Проект вносит ясность в вопрос о том, с кем нужно заключать договоры о размещении наружной рекламы на многоквартирных домах. С момента официального опубликования закона такие договоры нужно будет заключать исключительно с лицом, уполномоченным на то общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Поэтому органы ТСЖ, ЖСК, муниципальные и иные органы более не смогут извлекать выгоду из общего имущества собственников квартир.

Корректировка ставок таможенных пошлин при вывозе товара

Проект федерального закона N 182044-5. Принят Госдумой в III чтении 25.09.2009

Сейчас за вывоз товаров, по которым заранее невозможно представить сведения, необходимые для их таможенного оформления (например, сырая нефть и нефтепродукты), взимаются пошлины по ставкам, действующим на момент декларирования такого вывоза, то есть на день принятия таможенным органом временной таможенной декларации <4>. Правительство же предложило (а законодатели пока его в этом поддержали) определять ставки на день фактического вывоза таких товаров. Поэтому если на этот момент ставки увеличатся, то экспортеру придется доплатить пошлину, а если уменьшатся, то таможенный орган вернет ему излишне уплаченные суммы.

<4> Пункт 5 ст. 138 ТК РФ.

Регулирование торговой деятельности

Проект федерального закона N 231757-5. Принят Госдумой в I чтении 11.09.2009

Депутаты рассмотрели и правительственный проект (подробнее см. журнал "Главная книга", 2009, N 15, с. 94), и проект, внесенный их коллегами (N 211907-5, см. журнал "Главная книга", 2009, N 12, с. 93), но предпочтение отдали первому, правда, с условиями его существенной доработки. Напомним, что в нем, в отличие от альтернативного депутатского проекта, не содержится норм о госрегулировании цен и наценок. Однако поскольку он запрещает навязывать в договорах производителям и поставщикам дискриминационные и невыгодные для них условия реализации, то это поддержит конкуренцию, обеспечит антимонопольное регулирование и, соответственно, поможет избежать безумных торговых наценок и роста цен.

Снятие ограничений на переход компаний к кредиторам

Проект федерального закона N 217109-5. Принят Госдумой в I чтении 18.09.2009

Законодатели поддержали инициативы Правительства РФ в части снятия некоторых ограничений и требований для хозяйственных обществ в отношении их уставного капитала (УК), эмиссии ими ценных бумаг и пересмотра способов защиты прав кредиторов при этом. Так, например, они одобрили идею оплаты дополнительных вкладов (акций) общества при увеличении УК путем зачета денежных требований к нему. Согласились они и с отсрочкой для обязательного уменьшения УК, когда он оказывается меньше стоимости чистых активов общества. Ведь уменьшение УК и ликвидация общества - слишком радикальные меры, которые не соответствуют современным потребностям рынка.

Ускоренный порядок возмещения НДС

Проект федерального закона N 223442-5. Минфин России готовит положительный отзыв Правительства РФ

В законопроекте идет речь о получении налогоплательщиками возможности возмещать НДС до завершения камеральной проверки их деклараций и принятия положительного решения об этом налоговым органом (см. журнал "Главная книга", 2009, N 15, с. 93). Вся процедура получения НДС на расчетный счет ориентировочно будет занимать до 11 дней с момента подачи декларации вместе с заявлением о возмещении. Крупнейшие налогоплательщики смогут воспользоваться таким ускоренным порядком без ограничений, а остальные - лишь при предоставлении банковской гарантии. Стоимость такой гарантии у каждого банка своя и составляет от 0,5 до 12%. Причем банки часто предусматривают условие, согласно которому если клиент задерживает возврат перечисленных банком по гарантии денег, то проценты по такой гарантии увеличиваются до кредитных ставок. Поэтому полученный заявителем "ускоренный НДС" в случае последующего отказа в его возмещении может обойтись ему в копеечку.

К сведению

http://www.minfin.ru/ru/press/speech/index.php?pg4=3&id4=8083.

Несмотря на то что отзыв на этот проект готовится положительный, Минфин России настаивает на том, чтобы условия доступа к ускоренному порядку у всех налогоплательщиков были равные, то есть банковская гарантия, по его мнению, должна быть обязательна для всех. При этом из-за наличия этого депутатского законопроекта свой альтернативный проект (см. журнал "Главная книга", 2009, N 9, с. 94), касающийся лишь экспортеров, Минфину вносить в Думу уже нет смысла.

Антиалкогольные и антитабачные поправки

Проекты федеральных законов N N 251793-5, 252057-5, 253272-5. Внесены в Госдуму в сентябре 2009 г. депутатами фракции "Справедливая Россия" и Законодательным собранием Пермского края

Рядом внесенных в Думу законопроектов предлагается:

<5> Статья 14.16 КоАП РФ.
<6> Статья 6.10 КоАП РФ.
<7> Статья 14.17 КоАП РФ.

Уточнение объекта налогообложения по недвижимости граждан

Проекты федеральных законов N N 252632-5, 254531-5. Внесены в Госдуму в сентябре 2009 г. Законодательным собранием Вологодской области и Курской областной Думой

Налогом на имущество физических лиц облагается находящаяся в их собственности недвижимость. При этом объектом налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а сам налог рассчитывается исходя из их суммарной инвентаризационной стоимости, причем в целом, то есть без учета того, что собственностью гражданина является лишь доля в этом имуществе <8>. В результате граждане, имеющие только долю, вынуждены платить налог по той же ставке, что и граждане, у которых в собственности находится целый объект <9>.

Чтобы устранить эту несправедливость и восполнить правовой пробел, в Думу внесены сразу два законопроекта. Депутаты Курской области продвигают идею при исчислении налога применять ставку соразмерно доле собственника. А депутаты Вологодской области пошли немного дальше и предлагают:

Уточненный порядок в обоих проектах планируется ввести с 1 января 2010 г.

<8> Статьи 2, 3 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
<9> Письмо Минфина России от 21.04.2008 N 03-05-04-01/19.
<10> Пункт 2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1.

Новые виды обособленных подразделений

Проект федерального закона N 252644-5. Внесен в Госдуму 11.09.2009 Законодательным собранием Кировской области

Платежные терминалы хотят приравнять к обособленным подразделениям. В результате по месту установки терминалов нужно будет вставать на учет в соответствующей налоговой инспекции <11> и уплачивать часть налогов, что повысит наполняемость региональных бюджетов <12>. Обосновывают авторы проекта свою инициативу тем, что терминалы могут работать круглосуточно и заменяют персонал, но налоги с их выручки платятся по месту регистрации компании-владельца, как правило - крупной федеральной сети.

Также на контроле

Срок давности для взыскания земельного и транспортного налога

К сведению

См. журнал "Главная книга", 2009, N 17, с. 92.

<11> Пункты 1, 4 ст. 83 НК РФ.
<12> Статья 19 НК РФ.

ОБСУЖДАЮТСЯ

Обновление форм заявлений о постановке на налоговый учет

Разработано ФНС России

ФНС России планирует обновить бланки документов для постановки на налоговый учет и снятия с такого учета граждан и организаций <13>, для чего уже разработала проекты новых форм. Изменения в основном технические (например, появились штрихкоды), но в некоторых формах немного поменялся и состав указываемых сведений. В частности, в заявлениях:

К сведению

С проектами уточненных форм можно ознакомиться на сайте ФНС России: http://www.nalog.ru/document.php?id=27540&topic=regnp_laws.

Также обсуждаются

Специализированные налоговые и банковские суды

К сведению

См. журнал "Главная книга", 2007, N 5, с. 95.

Повышение тарифов на ОСАГО

К сведению

См. журнал "Главная книга" 2008, N 21, с. 95.

Дисквалификация и штрафы за незаконные проверки бизнеса

Сокращение списка сертифицируемой продукции

<13> Утверждены Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@.

ПРЕДЛАГАЮТСЯ

Прогрессивная шкала НДФЛ

Предложено Счетной палатой РФ, поддержано ФНС России

Очередная идея продифференцировать ставки НДФЛ в зависимости от уровня доходов граждан инициирована Счетной палатой. Поддержал ее и глава ФНС России, по мнению которого должно быть не менее двух ставок - 13 и 20% и последнюю нужно применять уже с "приличного" уровня доходов. Кстати, подобный проект уже опять готовят депутаты фракции "Справедливая Россия" (прежний был отклонен Госдумой - см. журнал "Главная книга", 2007, N 8, с. 96).

Система прогрессивного налога в нашей стране уже использовалась, но положительных результатов не дала, поэтому и была отменена в 2001 г. После этого уже ни одно из предложений до стадии закона не дошло. Ведь против подобной налоговой реформы высказывались и в Минфине России, и сам премьер. Конечно же, не поддерживают ее бизнесмены и другие обеспеченные люди.

Также предлагаются

Запрет на выдачу зарплат до перечисления НДФЛ

Кодекс оказания госуслуг

Субсидиарная ответственность владельцев компаний за выплату зарплат

Проценты за просрочку оплаты вырастут
 
Не успеваем подготовить в срок декларацию: как снизить штраф