Мудрый Экономист

Новшества социального обеспечения работников

"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 5

Со следующего года бухгалтерам всех организаций, в том числе и коммуникационных компаний, предстоит перейти с расчетов по ЕСН на новую модель социального страхования, в основе которой будут положены расчеты по страховым взносам напрямую с внебюджетными фондами. У операторов связи, помимо общих вопросов, могут возникнуть отраслевые нюансы практического применения новшеств законодательства, которым также будет уделено внимание в данном обзоре.

Знакомьтесь - Закон о страховых взносах

Фундаментом новой системы социального страхования работников является Закон о страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования <1> (далее - Закон о страховых взносах). В дополнение к нему принят не менее объемный документ - Закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты <2>, который вносит поправки в нормативные акты, положения которых в той или иной степени затрагивает Закон о страховых взносах. Бухгалтеру наиболее интересен будет первоисточник, так как именно Закон о страховых взносах во многом напоминает знакомые нормы гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ, утрачивающей силу со следующего года.

<1> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
<2> Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

В сферу регулирования Закона о страховых взносах не подпадают правоотношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данные взносы в ФСС не относятся к ЕСН и регулируются отдельным Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ, который пока не меняет правила исчисления взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Знакомясь с Законом о страховых взносах, выделим основные разделы:

Начнем с первого раздела, в котором по аналогии с правилами расчета ЕСН выделяются следующие элементы исчисления (налогообложения): плательщики, объект обложения, суммы, не подлежащие обложению, база и правила для начисления взносов, ставки, расчетный и отчетный периоды, а также правила и сроки уплаты взносов в фонды.

К какой категории плательщиков относятся операторы связи?

Плательщиками страховых взносов (далее - плательщики) в силу ст. 5 Закона о страховых взносах признаются лица, производящие выплаты и вознаграждения работникам (организации, предприниматели), и лица, которые не производят подобных выплат (предприниматели, адвокаты, нотариусы). Операторы связи, выплачивающие заработную плату своим работникам, относятся к первой категории плательщиков социальных взносов (к организациям). Именно с позиций работодателя операторам связи нужно применять нормы Закона о страховых взносах.

Все плательщики взносов должны состоять на учете в соответствующих внебюджетных фондах, которым закон предоставляет право проводить сверку плательщиков (ст. 6 Закона о страховых взносах). У коммуникационных компаний - плательщиков ЕСН в этом плане вопросов возникнуть не должно, так как они поставлены на учет в каждом внебюджетном фонде, имеют соответствующий регистрационный номер и уплачивают налог в отношении каждого внебюджетного фонда.

Что признается объектом обложения взносами?

Объект обложения определен только для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам. У остальных объект как таковой отсутствует в связи с тем, что они определяют налоговую базу исходя из стоимости страхового года. Но к операторам связи это не относится, для них как работодателей, производящих выплаты и вознаграждения работникам, объектами обложения страховыми взносами признаются:

Наиболее распространенным является первый из перечисленных объектов обложения, при этом в нем есть два исключения. Не признаются облагаемыми выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности на имущество (например, продажа имущества), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (например, аренда имущества). В роли продавцов и арендаторов могут оказаться сотрудники компании, а также сторонние лица, с которыми оформлены такие отношения.

Другим исключением являются выплаты и вознаграждения в пользу иностранцев, нанятых российской компанией за рубежом, по трудовому или гражданско-правовому договору. Они не относятся к объекту обложения страховыми взносами (п. п. 3, 4 ст. 7 Закона о страховых взносах), с выплат и вознаграждений таким работникам уплачиваются налоги и сборы по законодательству иностранного государства.

Закон о страховых взносах не имеет прямого отношения к налоговому законодательству, возможно, поэтому в нем нет еще одного исключения, предусмотренного в настоящее время для уплаты ЕСН. В Законе отсутствует положение, аналогичное тому, которое позволяет сейчас уменьшать налоговую базу по ЕСН на выплаты и вознаграждения, не учитываемые при налогообложении прибыли. Исходя из этого, со следующего года факт отнесения выплат и вознаграждений к учитываемым или не учитываемым при налогообложении прибыли не будет иметь значения при определении объекта обложения страховыми взносами.

Из чего складывается база взносов?

База для начисления организацией страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками за расчетный период в пользу физических лиц (работников), за исключением выплат, поименованных в ст. 9 Закона о страховых взносах. Таким образом, база для начисления страховых взносов есть не что иное, как стоимостная характеристика (денежное выражение) объекта обложения страховых взносов (выплат и вознаграждений в пользу работников).

Плательщики определяют базу для начисления страховых взносов отдельно по каждому физическому лицу с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. В базу будут включаться выплаты не только в денежной, но и в натуральной форме. В последнем случае социальные взносы считаются по ценам, используемым сторонами, или по ценам, подлежащим государственному регулированию. При этом косвенные налоги (такие, как НДС) учитываются в стоимости переданных товаров (работ, услуг), являющихся натуральными выплатами в пользу физического лица. Независимо от формы выплаты, как и для ЕСН, социальные взносы в отношении ФСС не нужно будет исчислять с вознаграждений, выплачиваемых физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.

Положения п. 4 ст. 8 Закона о страховых взносах ограничивают базу для начисления страховых взносов суммой 415 000 руб., выше которой такие взносы с выплат и вознаграждений в отношении каждого работника не начисляются. По сути, эта норма заменяет регрессивную шкалу ставок о ЕСН, которая на сегодняшний день позволяет не начислять налог на сумму выплат и вознаграждений в пользу одного лица, превышающую 600 000 руб. (за исключением ЕСН в ФБ). Однако в отличие от ЕСН верхний необлагаемый предел для страховых взносов ниже и к тому же он неокончательный.

Дело в том, что согласно Закону лимит для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы. Размер индексации будет определяться Правительством РФ, при этом индексирование будет производиться не ранее чем с 2011 г., поэтому в 2010 г. следует ориентироваться на сумму 415 000 руб. Нетрудно сосчитать, что при зарплате в 50 000 руб. работник достигнет необлагаемого предела в начале последнего квартала, начиная с которого организация сможет сэкономить на страховых взносах сотрудников с такой зарплатой.

Кроме того что база ограничена верхним пределом, есть другие послабления, которые позволяют не исключить из расчета страховых взносов выплаты социального характера, однако это уже следующий элемент обложения страховыми взносами.

Что не включается в расчет страховых взносов?

Перечень необлагаемых выплат, приведенный в ст. 9 Закона о страховых взносах, во многом повторяет действующую редакцию ст. 238 НК РФ, в которой указаны выплаты и вознаграждения, не облагаемые ЕСН. Тем не менее есть ряд отличий, в их числе:

  1. Включена в состав облагаемых выплат сумма компенсации за не использованный работником отпуск, которая в настоящее время не облагается ЕСН (абз. 6 пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). В то же время иные выплаты, связанные с увольнением (например, выходное пособие, выплачиваемое при сокращении штата в соответствии со ст. 178 ТК РФ), в следующем году остаются в числе не облагаемых социальными взносами выплат (абз. "д" пп. 2 п. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах).
  2. Отсутствует детализация государственных пособий, выплачиваемых в качестве видов обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, - пособий по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком, беременности и родам. Это не означает, что на эти пособия нужно начислять взносы. Квалификация относящихся к государственным пособиям выплат в действующем законодательстве не изменилась, поэтому в следующем году их можно исключить из расчета взносов (пп. 1 п. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах).
  3. Необлагаемые затраты на повышение профессионального уровня работников в абз. "е" пп. 2 п. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах конкретизированы затратами на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников. В отношении ЕСН в настоящее время бухгалтерам приходится принимать во внимание разъяснения финансового ведомства (например, Письмо от 17.07.2009 N 03-04-06-02/50) и выводы судей (Информационное письмо ВАС РФ от 14.03.2006 N 106).
  4. В Законе о страховых взносах по сравнению со ст. 238 НК РФ изменена формулировка необлагаемых выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (абз. "и" пп. 2 п. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах). Эти выплаты не включают детализацию командировочных расходов, тем не менее такие расходы остались в числе необлагаемых. Они выделены в отдельный п. 2 ст. 9 Закона о страховых взносах, содержание которого повторяет абз. 11 пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ.
  5. В список не облагаемых взносами выплат добавлены суммы платежей (взносов) по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими лицензии (в то же время остались в списке льготируемых взносы по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату медицинских расходов работников) (пп. 5 п. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах).
  6. Не нужно будет начислять страховые взносы на суммы пенсионных взносов плательщика по договорам негосударственного пенсионного обеспечения. Льготными останутся взносы, уплаченные работодателем-плательщиком в силу Закона о дополнительных страховых взносах и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений <3>, в размере не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника (пп. 6 п. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах).
<3> Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ.
  1. Уточнена льгота по отпускам для работников, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В случае проведения отпуска указанными лицами за пределами РФ не подлежит обложению стоимость проезда или перелета по тарифам от места отправления до пункта пропуска через границу РФ, включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг (пп. 7 п. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах).
  2. Суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку работников, не являются необлагаемыми, независимо от того, учитываются они или нет при налогообложении прибыли. Точно такой же порядок предусмотрен при квалификации в качестве необлагаемых сумм, выплачиваемых организациями своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и строительство жилья.
  3. Не учитывается при расчете взносов материальная помощь в размере до 4000 руб., выплачиваемая персоналу любых работодателей, а не только бюджетных учреждений, которая в настоящее время не облагается в сумме не более 3000 руб.

Напоминаем, что полный перечень сумм, не облагаемых страховыми взносами, поименован в ст. 9 Закона о страховых взносах.

Какие страховые тарифы нужно применять операторам связи?

Для коммуникационных компаний отраслевых нюансов при расчете ЕСН не установлено, нет их и в страховых взносах. Поэтому операторы связи применяют тарифы, установленные для большинства плательщиков страховых взносов.

Под тарифом страхового взноса понимается размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления взносов или процент отчислений. Статьей 12 Закона о страховых взносах установлены следующие тарифы: в Пенсионный фонд - 26%, Фонд социального страхования - 2,9%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2,1%, территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3%. Прямым подсчетом несложно определить, что согласно данной норме нагрузка на страхователя составит 34%. Несколько лет назад тариф ЕСН был равен 35,6%. Однако социальные взносы - это не ЕСН, и указанные страховые тарифы являются, скорее, базисными значениями при расчете страховых взносов.

В Законе о страховых взносах установлен также переходный период для всех плательщиков страховых взносов. В общем случае это 2010 г., а для отдельных категорий плательщиков это еще и период с 2011 г. по 2014 г. Но операторов связи в списке льготников, применяющих пониженные ставки в 2011 - 2014 гг., нет. Поэтому они могут рассчитывать на "переходные" ставки только в 2010 г.

Для большинства плательщиков в следующем году нагрузка по социальным взносам останется такой же, как и в этом году по ЕСН (26%). При этом ставки в фонды не изменятся, за исключением Пенсионного фонда, взносы в который возрастут с 14 до 20% (за счет включения действующей сегодня составляющей ЕСН, уплачиваемой в ФБ). Ставки взносов в остальные фонды останутся на прежнем уровне. Для наглядности обобщим тарифы взносов для операторов связи в таблице.

    Период (год)   
Пенсионный
фонд
    Фонд   
социального
страхования
     Фонд     
обязательного
медстрахования
Территориальный
фонд
страхования
2010 <*>
    20%   
    2,9%   
     1,1%     
       2%      
2011 и далее       
    26%   
    2,9%   
     2,1%     
       3%      
<*> В таблице все тарифы установлены к выплатам и вознаграждениям сотрудников, не превышающим нарастающим итогом с начала года 415 000 руб.

Бухгалтер компании, в которой есть работники-инвалиды, знает, что в настоящее время от обложения ЕСН освобождаются выплаты и вознаграждения в пользу данных работников в размере, не превышающем 100 000 руб. за налоговый период (пп. 1 п. 1 ст. 239 НК РФ). В Законе о страховых взносах такой льготы не предусмотрено. Взамен у работодателя есть возможность применять пониженные ставки. В отношении таких работников в 2010 г. компания может уплачивать взносы только в Пенсионный фонд по ставке 14%, а в 2011 - 2014 гг. использовать переходную пониженную шкалу ставок, которая обобщена в таблице.

    Период (год)   
Пенсионный
фонд
    Фонд   
социального
страхования
     Фонд     
обязательного
медстрахования
Территориальный
фонд
страхования
         Для сотрудников, являющихся инвалидами I, II, III группы        
2010               
    14%   
     -     
      -       
       -       
2011 - 2012        
    16%   
    1,9%   
     1,1%     
      1,2%     
2013 - 2014        
    21%   
    2,4%   
     1,6%     
      2,1%     

Заметим, на пониженные тарифы могут рассчитывать небольшие организации связи, применяющие спецрежим (например, "упрощенку"). В 2010 г. они будут продолжать уплачивать взносы только в Пенсионный фонд в размере 14% от сумм выплат и вознаграждений, начисленных работникам. Но во все последующие годы им придется уплачивать взносы во все внебюджетные фонды наравне со всеми по общей ставке (34%).

Расчетный и отчетные периоды

По сравнению с ЕСН при начислении страховых взносов используется не налоговый, а расчетный период, в качестве которого тоже признается календарный год. Отчетными периодами так же, как у ЕСН, являются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (ст. 10 Закона о страховых взносах, ст. 240 НК РФ).

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов

Правило определения даты начисления выплат и иных вознаграждений в целях расчета взносов осталось неизменным: это день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника медицинского учреждения (физического лица, в пользу которого производятся выплаты и иные вознаграждения) (п. 1 ст. 11 Закона о страховых взносах, ст. 242 НК РФ).

Исчисление и уплата самих страховых взносов во внебюджетные фонды производятся в порядке, аналогичном действующим правилам расчета и уплаты ЕСН. В частности, сумма социальных взносов исчисляется и уплачивается отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд (п. 1 ст. 15 Закона о страховых взносах).

В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление ежемесячных обязательных платежей за вычетом сумм ежемесячных платежей, исчисленных ранее с начала расчетного периода. В течение расчетного периода взносы уплачиваются страхователем в виде ежемесячных платежей не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:

Операторам связи, которые имеют обособленные подразделения, следует учитывать следующее. Такие подразделения могут исполнять обязанности плательщиков по уплате взносов и представлению расчетов в соответствующие фонды, но для этого должны быть выполнены три условия: подразделение выделено на отдельный баланс, имеет расчетный счет и начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу работников или физических лиц. Тогда сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы для начисления страховых взносов, относящейся к этому подразделению. Сумма взносов, подлежащая уплате по месту нахождения головного подразделения, определяется как разница между общей суммой взносов, подлежащей уплате учреждением в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения его обособленных подразделений (п. п. 12, 13 ст. 15 Закона о страховых взносах).

Обращаем внимание на персонифицированные сведения, представляемые в Пенсионный фонд по итогам года. Со следующего года их придется формировать также по итогам полугодия, а уже в 2011 г. об индивидуальном персонифицированном учете придется отчитываться ежеквартально (за первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год). Такие уточнения в ст. 1 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете <4> выведены ст. 12 Закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты.

<4> Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ.

Учетные и отраслевые особенности отражения взносов

В настоящий момент уплачиваемый организациями ЕСН в бухгалтерском учете относится к расходам по обычным видам деятельности, а для целей налогообложения может быть учтен в составе либо прямых (п. 1 ст. 318 НК РФ), либо косвенных расходов (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Налог учитывается в полной сумме и в момент начисления, в связи с чем между учетом и налогообложением разниц в части исчисления ЕСН не возникает. Сказанное относится к операторам и коммуникационным компаниям, не оказывающим регулируемые услуги и не ведущим раздельный отраслевой учет.

Операторы, занимающие существенное положение в сети, субъекты естественных монополий и операторы универсального обслуживания в учете руководствуются отраслевыми Методическими рекомендациями по ведению раздельного учета доходов и расходов <5>. Они предписывают включать суммы ЕСН в статью затрат - расходы на персонал (п. 24). В связи с тем что страховые взносы фактически заменяют ЕСН, логично учитывать их также по аналогии - в статье затрат, включающей расходы на персонал. В дальнейшем, они распределяются между основными, вспомогательными, совместными производственными процессами и неосновными видами деятельности. Если в Методические рекомендации не будет внесено уточнений по отражению страховых взносов в отраслевом учете, то операторы связи вправе определить порядок учета страховых взносов, уплачиваемых во внебюджетные фонды, в своей учетной политике. Единственное, нужно помнить: страховые взносы должны быть определены по всем объектам калькулирования себестоимости оказываемых операторам услуг связи в соответствии с методологией раздельного учета.

<5> Утверждены Приказом Мининформсвязи России от 21.03.2006 N 33.

Контроль за начислением и уплатой страховых взносов

Законом о страховых взносах органам контроля за уплатой страховых взносов предоставлено право самостоятельно проводить камеральные и выездные проверки плательщиков. Целью проверок является контроль правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. В случае неуплаты или неполной уплаты взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика (ст. 19 Закона о страховых взносах). Кроме этого, в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки с плательщика взыскиваются пени, которые начисляются со дня, следующего за предусмотренным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. В отдельной ст. 46 Закона о страховых взносах говорится об ответственности за непредставление расчета по начисленным и уплаченным взносам. Есть в Законе ответственность за отказ или непредставление плательщиком в проверяющий орган документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой взносов (ст. 48 Закона о страховых взносах).

В ходе контрольных мероприятий контролирующий орган каждого внебюджетного фонда руководствуется своим нормативным актом: сотрудники отделений Пенсионного фонда - Законом об обязательном пенсионном страховании <6>, работники ФСС - Законом об обязательном социальном страховании <7>. Срок проведения проверок, их периодичность, охватываемый период и другие ограничения во многом определены так же, как в нормах, установленных НК РФ для налоговых проверок организаций.

<6> Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
<7> Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ.

По результатам проверок начисления и уплаты страховых взносов составляются акты проверок, формы которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Ознакомившись с актом, проверяемое лицо вправе представить свои возражения по сделанным проверяющими выводам. К возражениям можно приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие их обоснованность для контролирующих органов.

На основании всех имеющихся документов производится рассмотрение материалов проверки, после чего руководитель контролирующего органа принимает решение о привлечении к ответственности или об отказе в наложении штрафных санкций. Важно, что в Законе о страховых взносах перечислены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения (ст. 43), и обстоятельства, смягчающие и отягощающие ответственность нарушителя (ст. 44). Также у плательщиков есть право на обжалование вынесенных решений. Плательщик, который не согласен с принятым решением, может обжаловать действия (бездействие) должностных лиц в письменной форме в вышестоящем органе контроля за уплатой страховых взносов (у вышестоящего должностного лица) или суде. По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящее должностное лицо) вправе оставить жалобу без удовлетворения, отменить акт или решение органа контроля за уплатой страховых взносов, изменить решение органа контроля за уплатой страховых взносов или вынести новое решение по существу.

Закон о страховых взносах пока не вступил в силу, но операторам связи уже сейчас нужно готовиться к его практическому применению и уточнять в фондах основные нюансы расчетов по социальному страхованию в будущем году.

М.В.Кириллов

Эксперт журнала

"Услуги связи:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Нюансы приобретения импортного оборудования
 
Очередные уточнения, вносимые в правила инвестиционного налогообложения