Мудрый Экономист

Автомобиль: о стоянке и обслуживании

"Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 5

В последние годы открылось много предприятий, бизнес которых связан с обслуживанием автомобилей - их хранением на стоянке или разными услугами технического характера. При определенных условиях подобная деятельность переводится на ЕНВД. О том, каковы эти условия, а также о том, как их постоянно пытается расширить Минфин, расскажем в данной статье.

Что включается в площадь стоянки?

Напомним, согласно пп. 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ деятельность по оказанию услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок) переводится на ЕНВД.

Внимание! Если стоянка используется одновременно как платная для хранения автотранспортных средств и как штрафная, происходит совмещение уплаты ЕНВД и обычного режима налогообложения. По этой причине в такой ситуации необходимо организовать раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении разных видов деятельности (см. Письмо Минфина России от 10.12.2007 N 03-11-04/3/481). Причем, по мнению Минфина, для расчета ЕНВД используется вся площадь стоянки в квадратных метрах (Письмо от 01.06.2007 N 03-11-04/3/192).

В площадь стоянки включается общая площадь земельного участка, на которой размещена платная стоянка, определяемая на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов (ст. 346.27 НК РФ). Именно общая площадь стоянки, исчисляемая в квадратных метрах, в соответствии с п. 3 ст. 346.29 НК РФ используется для расчета суммы ЕНВД при оказании услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках.

По мнению финансистов, если налогоплательщик использует не только указанную в правоустанавливающих и (или) инвентаризационных документах площадь земельного участка, но и иную (в дополнение к указанной в упомянутых документах), то при исчислении ЕНВД в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности должна учитываться суммарная площадь всего фактически, не документально, используемого земельного участка (площадь стоянки) (Письмо от 19.05.2008 N 03-11-05/126).

Но возможна и иная ситуация, когда не вся площадь земельного участка, указанная в правоустанавливающем документе, а именно в договоре аренды, используется налогоплательщиком для организации стоянки. Однако он должен привести убедительные доказательства этого. В Постановлении ФАС ВСО от 02.07.2008 N А19-10249/07-20-Ф02-2886/08 суд указал, что используемые налогоплательщиком земельные участки полностью предоставлены ему для оказания услуг по хранению автотранспортных средств и извлечения дохода от указанного вида деятельности. Что касается порядка использования земельного участка, предоставленного для организации платной автостоянки, расположение на нем различных объектов налогоплательщик определяет самостоятельно исходя из цели предпринимательской деятельности - извлечения дохода.

У арбитров были аргументы против того, чтобы предприниматель исключил из налогооблагаемой базы часть территории, которая фактически использовалась для проезда автомобилей к местам стоянки. А вот площадь, используемую под вольер для собак, холодный склад и сторожку, они исключили из расчета.

В Определении ВАС РФ от 27.07.2007 N 9297/07 тоже сделан вывод, что нельзя уменьшать физический показатель "площадь стоянки" на площадь проездов (см. также Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2009 N А41-10753/08).

Отметим, что ФАС ДВО в Постановлении от 13.09.2007 N Ф03-А73/07-2/3562 высказался в пользу налогоплательщика. Однако причиной послужило то, что налоговый орган не доказал использование подъездных путей, включенных в общую площадь земельного участка, в целях оказания услуг по хранению автотранспортных средств.

Стоит учитывать, что помимо указания в договоре аренды площади земельного участка, в нем могут быть предусмотрены и другие условия, ограничивающие его использование. Приведем пример.

ФАС ПО в Постановлении от 23.04.2009 N А55-14259/2008 подтвердил право налогоплательщика делать расчет ЕНВД не со всей территории, переданной ему муниципалитетом в аренду, а за вычетом ее части. Положения заключенного договора аренды земельного участка в данном случае предусматривали, что арендатор обязан выполнять по требованиям соответствующих служб условия эксплуатации городских подземных и наземных коммуникаций, сооружений, дорог, проездов и т.п., обеспечить доступ к их ремонту и обслуживанию, эксплуатацию подземных и надземных коммуникаций, связанных с застройкой участка, организацией, имеющей разрешение на осуществление такой деятельности. На территории автостоянки определили технические зоны, запрещенные к использованию, в которые вошли места, где проходят подземные коммуникации: трубопроводы ливневой и бытовой канализации, электрокабели, коллекторы и колодцы сторонней организации, что подтверждается документами. В связи с этим налогоплательщика обязали обеспечить беспрепятственный доступ к объектам в радиусе, доступном подъезду спецавтотранспорта, что он и сделал.

Мало того, через территорию платной стоянки проходит дорога к интернату для слабовидящих, которая является дорогой общего пользования и не может учитываться при исчислении физического показателя. Также дополнительным соглашением к договору аренды земельного участка установлено, что общество обязано выделять безвозмездно не менее 10% мест для стоянки (парковки) технических и специализированных автотранспортных средств инвалидов. Суд посчитал очевидным, что все эти площади необходимо вычитать из расчета налога.

Суд того же округа признал законным уменьшение площади стоянки, включаемой в расчет ЕНВД, на площадь места, используемого для хозяйственных нужд и отделенного металлическим ограждением (Постановление от 30.06.2009 N А12-17245/2008).

Налоговый орган должен представить надлежащие доказательства, свидетельствующие о ведении заявителем предпринимательской деятельности, связанной с платными услугами по хранению автомобилей на автостоянке, при отсутствии которой ЕНВД не уплачивается (Постановление ФАС ПО от 24.03.2009 N А55-12147/2008).

Часто арбитры требуют именно от инспекторов доказательств того, что налогоплательщиком используется под стоянку вся предоставленная ему, например, по договору аренды площадь. Особенно в тех случаях, когда налогоплательщик находит способы обосновать правомерность расхождения данных, указанных в правоустанавливающем документе и налоговой декларации. Например, для этого налогоплательщики используют показатели количества машино-мест и площади одного машино-места (см., например, Постановление ФАС МО от 26.09.2007 N КА-А40/9614-07).

Этот же арбитражный суд в Постановлении от 02.05.2007 N КА-А41/3222-07 пояснил, что согласно п. 5.24 Строительных норм и правил Российской Федерации "Стоянки автомобилей" (СНиП 21-02-99) параметры мест для хранения автомобилей и проездов на автостоянке, расстояние между автомобилями на местах хранения, а также между автомобилями и конструкциями зданий определяются в зависимости от типа (класса) автомобилей, способа хранения, габаритов автомобилей, их маневренности и расстановки. Согласно п. 5.25 данных СНиП следует принимать такие минимальные размеры мест хранения: длина места стоянки - 5 м, ширина - 2,3 м, или 11,5 кв. м.

Физический показатель при исчислении ЕНВД должен определяться исходя из площади, фактически используемой для оказания платных услуг по хранению транспортных средств, а не только из площади, указанной в правоустанавливающих документах. Наличие правоустанавливающих документов на земельный участок подтверждает лишь обязанность налогоплательщика уплачивать земельный налог (арендную плату) независимо от того, какая часть участка им фактически используется (Постановление ФАС СКО от 25.06.2009 N А25-799/2008-12).

Но налогоплательщики не должны обольщаться, арбитражная практика по данному вопросу противоречива. Чуть выше мы упоминали положительные для налогоплательщиков решения ФАС ПО. Так вот, этот же арбитражный суд в Постановлении от 19.01.2009 N А65-14412/2008 указал, что в качестве физического показателя для расчета вмененного дохода по данному виду деятельности установлена общая площадь стоянки, определенная технической документацией на данный объект, в качестве которой в рассматриваемом случае выступает технический паспорт на автостоянку. Законодательство же не содержит указания, что в этих целях для исчисления ЕНВД можно применять площадь стояночных мест.

Существенно, что такой же позиции на данный момент придерживается ВАС РФ. В Определении от 10.08.2007 N 9743/07 отмечено, что поскольку в качестве физического показателя для расчета вмененного дохода по данному виду деятельности установлена площадь стоянки, то исчисление налога исходя из площади под машино-местами произведено обществом необоснованно.

Какие транспортные средства хранит "вмененщик"?

Возникает вопрос: при наличии каких транспортных средств услуги стоянки переводятся на ЕНВД? В Письме от 07.07.2008 N 03-11-04/3/314 Минфин для этого использовал определение транспортного средства, которое присутствует в ст. 346.27 НК РФ: транспортные средства - автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили).

Вероятно, в момент выхода Письма это было правомерно, однако с тех пор редакция данного определения изменилась. Поправки введены с 01.01.2009 Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ. Принципиальным является следующее уточнение, которое внесено в это определение: оно применяется только в целях пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, то есть при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов. Для услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по их хранению на платных стоянках подобного определения не приведено.

Финансисты, уже зная о применении с 01.01.2009 нового определения, в Письме от 28.10.2008 N 03-11-04/3/489, недолго думая, заметили, что имеются в виду автотранспортные средства, которые зарегистрированы в подразделении ГИБДД МВД. На самом деле такого условия в Налоговом кодексе нет. Можно, однако, предположить, что хотел этим сказать Минфин: на стоянке "вмененщика" могут быть не только легковые автомобили, но также, например, грузовые автомобили, автобусы, принадлежащие как физическим, так и юридическим лицам. Правда, в результате он ввел дополнительное ограничение к условиям, предусмотренным НК РФ.

Раз определение отсутствует в Налоговом кодексе, воспользуемся его п. 7 ст. 3 и п. 1 ст. 11. То есть прибегнем к определению, данному автотранспортным средствам в Методических рекомендациях по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (N 001МР/СЭ) <1>: автотранспортное средство устройство, приводимое в движение двигателем и предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем, а также имеющее массу в снаряженном состоянии более 400 кг. Снаряженная масса определяется как масса полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и пр.) и укомплектованного (запасным колесом, инструментом и т.п.) автотранспортного средства, но без груза или пассажиров, водителя или другого обслуживающего персонала и их багажа. Автотранспортные средства подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные. В состав пассажирских автотранспортных средств входят легковые автомобили и автобусы. К грузовым автотранспортным средствам относятся грузовые автомобили, в том числе специализированные. К специальным автотранспортным средствам относятся автомобили со специальным оборудованием, предназначенным для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ.

<1> Утверждены НИИАТ Минтранса России 12.10.2004, РФЦСЭ при Минюсте России 20.10.2004, ЭКЦ МВД России 18.10.2004, НПСО "ОТЭК" 20.10.2004.

На этом дополнения к Налоговому кодексу от Минфина не кончаются.

В упомянутом Письме от 07.07.2008 N 03-11-04/3/314 финансисты высказали еще одно спорное утверждение. Они считают, что, если налогоплательщик - владелец (арендатор) стоянки заключил договор с юридическим лицом на хранение автотранспортных средств, которые это юридическое лицо предназначает для перепродажи, такая деятельность не переводится на ЕНВД. Объясняется, что в данном случае автотранспортные средства являются товаром. В Письме от 23.07.2009 N 03-11-06/3/195 финансисты добавили также, что услуги по хранению автотранспортных средств, предназначенных для реализации, следует рассматривать как услуги по хранению товаров. При этом гл. 26.3 НК РФ указанный вид предпринимательской деятельности, разумеется, не предусмотрен.

Однако очевидно, что автотранспортные средства не перестают быть таковыми, даже став товаром, а пп. 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ не делает исключений ни для каких автотранспортных средств. Заметим, что здесь прослеживается уже упомянутая нами позиция Минфина - автотранспортные средства на стоянках, переведенных на ЕНВД, должны быть зарегистрированы. Ведь если они предназначены для перепродажи, то и не должны регистрироваться в ГИБДД.

Кроме того, Минфин, чтобы определить, можно ли применять ЕНВД при хранении какого-либо транспортного средства, иногда пользуется Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 <2>. Правда, в нем отсутствует понятие "автотранспортные средства", но финансисты в данном случае находчиво относят к таковым те, которые включены в раздел Классификатора "Средства транспортные" (см., например, Письмо от 01.06.2007 N 03-11-04/3/192). В качестве возражения заметим, что данный документ можно использовать в целях уплаты ЕНВД, поскольку он имеет совсем другие задачи.

<2> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.

На основании Классификатора Минфин приходит к выводу, что нельзя применять ЕНВД по операциям хранения на стоянке автопогрузчиков, строительных машин и механизмов. Действительно, данные устройства согласно ОКОФ включены в раздел "Машины и оборудование" (коды, соответственно, 14 2915540, 14 2947130). Но при этом, например, электропогрузчики (код 15 3599030) находятся в разделе "Средства транспортные". Согласитесь, с точки зрения уплаты ЕНВД по услугам предоставления мест для стоянки или хранения автотранспортных средств данное различие объяснить невозможно.

Хранение и ответственность - вещи несовместные?

Налогоплательщики, оказывающие услуги физическим и юридическим лицам по хранению на стоянке их автомобилей, нередко строят взаимоотношения с клиентами (как правило, физическими лицами) таким образом, что юридически не отвечают за сохранность данных автомобилей. Фактически услуги сводятся к предоставлению места, на котором можно оставить на время автомобиль. Минфин по этому поводу высказался в Письме от 28.01.2008 N 03-11-04/3/28.

Он указал, что отношения между юридическим и физическим лицом при оказании последнему услуг по хранению автотранспортных средств на автостоянке регулируются ГК РФ, а также Правилами оказания услуг автостоянок <3>, разработанными в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

<3> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 N 795.

В соответствии со ст. 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. Хранитель отвечает за утрату и недостачу принятых на хранение вещей (ст. ст. 901 и 902 ГК РФ). Убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются хранителем согласно ст. 393 ГК РФ. При безвозмездном же хранении за утрату и недостачу вещей убытки возмещаются в размере стоимости утраченных или недостающих вещей.

В результате Минфин не без оснований заключил, что услуги по предоставлению юридическим лицам мест для стоянки автотранспорта без предоставления услуг по сохранности автомобилей не относятся к услугам по хранению автотранспортных средств на платных стоянках. Поэтому предпринимательская деятельность по оказанию данных услуг подлежит налогообложению в рамках иного режима.

Переводить ли автомобильные услуги на "вмененку" - подскажет ОКУН

В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться в отношении оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств <4>. К данным услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному ОКУН <5> (ст. 346.27 НК РФ). В этом Классификаторе есть раздел "Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования" (код 017000), туда и включены указанные услуги.

<4> К данным услугам не относятся услуги по заправке автотранспортных средств, по гарантийному ремонту и обслуживанию, а также по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках и штрафных автостоянках (ст. 346.27 НК РФ).
<5> Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.

Если услуги включены в ОКУН, в упомянутый раздел, они обязательно переводятся на ЕНВД, даже если оказываются в соответствии с государственным контрактом, заключенным в рамках государственного оборонного заказа (Письмо Минфина России от 07.05.2008 N 03-11-03/09). А если налогоплательщик получает плату за оказанные услуги от страховых компаний по согласованию с потерпевшим лицом в счет сумм страховой выплаты страхователю, такие услуги тоже переводятся на ЕНВД (Письмо Минфина России от 12.02.2008 N 03-11-04/3/63).

Выше мы уже отмечали, что Минфин, оценивая возможность перевода услуг стоянок на ЕНВД, большое значение придает категории, к которой относится транспортное средство. В отношении услуг для автомобилей он также считает важным этот критерий. То есть, по мнению финансистов, вмененным налогом могут облагаться услуги для зарегистрированных транспортных средств (см., например, Письма от 02.07.2009 N 03-11-06/3/182, от 09.12.2008 N 03-11-04/3/553).

Обратимся к п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации". Там указывается, что все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в ГИБДД.

Но закавыка в том, что порядок уплаты ЕНВД регулируется исключительно Налоговым кодексом. И снова мы не находим в нем условия регистрации автотехники в ГИБДД. А указанные дополнения Минфина не являются обязательными для исполнения.

Следует констатировать и то, что не всегда внимательны финансисты просто при прочтении ОКУН. Например, согласно Письму Минфина России от 28.10.2008 N 03-11-04/3/489 услуги по техническому обслуживанию и ремонту мотоциклов, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, даже зарегистрированных, не переводятся на ЕНВД. Чиновники не смогли найти данные услуги в разделе "Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования" ОКУН. Однако создается впечатление, что они пришли к такому выводу, ограничившись прочтением только названия раздела. Ведь на самом деле в него, например, под кодом 017501 включены услуги по техническому обслуживанию и ремонту мотоциклов, мотоколясок и мотоприцепов.

Таким образом, налогоплательщик может переубедить Минфин. В Письме от 16.07.2009 N 03-11-09/250 последний сообщает, что получил от Ростехрегулирования Письмо от 19.06.2009 N 140-16/733. Указанное ведомство дало разъяснение о том, что услуги по ремонту и техническому обслуживанию мотоциклов относятся к позиции 017501 "Техническое обслуживание и ремонт мотоциклов, мотоколясок и мотоприцепов", входящей в группировку 017000 "Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования" ОКУН. В результате финансисты были вынуждены признать, что предпринимательская деятельность по оказанию услуг по ремонту и техническому обслуживанию мотоциклов подлежит обложению ЕНВД.

Минфин признает также, что услуги по установке дополнительного оборудования на автомобили переводятся на ЕНВД, так как они включены в ОКУН под кодом 017613, в том числе при установке противоугонной и поисковой (охранной) системы (Письма от 06.07.2009 N 03-11-06/3/183, от 08.07.2008 N 03-11-04/3/319 и от 15.02.2007 N 03-11-04/3/45). Причем то, что для установки используется собственное дополнительное оборудование и собственные запасные части, не влияет на квалификацию деятельности заявителя как оказания услуг и не доказывает факта их розничной продажи, даже если в заказе-наряде они выделены отдельно. В данном случае важным является их использование при оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств (Постановление ФАС ПО от 14.04.2009 N А65-12716/2008).

Однако переоборудование автомобилей не относится к понятию услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке транспортных средств (см., например, Постановление ФАС ПО от 24.04.2007 N А57-13699/06 <6>). Такой же вывод сделал ФАС УО в Постановлении от 16.08.2007 N Ф09-6452/07-С2 но поводу выполнения работ по изготовлению, сборке и монтажу кузовов на шасси КамАЗа. Как указал суд, такие услуги (работы) не сопряжены с восстановлением в первоначальное состояние и поддержанием технически исправного состояния автотранспортных средств в смысле, придаваемом этому понятию пп. 3 п. 2 ст. 346.26, ст. 346.27 НК РФ.

<6> Определением ВАС РФ от 14.08.2007 N 9888/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Что касается предпродажной подготовки автомобилей, она переводится на ЕНВД, так как согласно ОКУН относится к прочим услугам по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств по коду 017615. Выполнение работ (оказание услуг), связанных с ремонтом, техническим обслуживанием и мойкой автотранспортных средств, является договорным обязательством, регулируемым нормами гражданского законодательства РФ и, в частности, нормами ГК РФ о бытовом подряде (ст. 730) и (или) о возмездном оказании услуг (ст. 779).

Распространяется это и на случай, когда предпродажная подготовка осуществляется по договору с продавцом автомобилей, а покупателям - физическим лицам она обходится бесплатно (см. Письмо Минфина России от 07.07.2009 N 03-11-06/3/184). Субъектный состав потребителей услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств не ограничен, то есть таковыми могут быть как физические, так и юридические лица (в отличие от бытовых услуг, которые оказываются только физическим лицам) (Постановление ФАС СЗО от 28.04.2009 N А13-901/2008).

Положительный ответ дает Минфин и в отношении услуг по эвакуации автотранспорта автоэвакуаторами, в ОКУН включены услуги по транспортированию неисправных автотранспортных средств к месту их ремонта или стоянки (код 017610) (Письмо от 08.07.2008 N 03-11-04/3/318).

Есть в ОКУН такой вид услуг, как ремонт топливной аппаратуры дизельных двигателей (код 017404, подраздел 017400 "Ремонт грузовых автомобилей и автобусов"). Поэтому такая деятельность переводится на ЕНВД (Письмо Минфина России от 30.07.2009 N 03-11-06/3/198).

А вот такой вид услуг, как долив эксплуатационных жидкостей, в том числе топлива и масла, до технологической нормы, по мнению Минфина, ОКУН не предусмотрен. Финансовое ведомство ссылается и на то, что согласно ст. 346.27 НК РФ к услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств не относятся услуги по их заправке (Письмо от 24.06.2008 N 03-11-04/3/294).

Несмотря на то что в Налоговом кодексе прямо сказано, что услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств для перевода на ЕНВД должны быть упомянуты в ОКУН, а более ни в каком другом классификаторе, это не останавливает Минфин в попытках дополнить требования НК РФ - как и в отношении услуг стоянок, Минфин прибегает к ОКОФ. Вновь повторим, что мы сомневаемся в правомерности использования данного Классификатора в целях применения ЕНВД, в том числе и в данном случае. Тем не менее исходя из него, чиновники считают, что не переводится на ЕНВД деятельность по ремонту строительной техники, в том числе тракторов, экскаваторов, грейдеров, бульдозеров, кранов, компрессоров, генераторов и т.п. (Письмо от 24.01.2008 N 03-11-04/3/14).

Государственный техосмотр по-прежнему не на ЕНВД

Минфин постоянно обращает внимание на то, что ЕНВД облагаются именно услуги, перечисленные в разделе "Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования" ОКУН. Также неизменно он повторяет, что на общем режиме остается деятельность по проверке технического состояния автотранспортных средств при государственном техническом осмотре. В ОКУН к этим работам близок, но не соответствует им в полной мере вид деятельности "Контрольно-диагностические работы" (код 017104) (см. Письмо от 04.08.2009 N 03-11-06/3/201).

То, что это разные виды деятельности, Минфин подчеркивает в Письме от 15.05.2009 N 03-11-06/3/134. Для сравнения он приводит ОКВЭД <7>, в котором есть раздел "Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств" (код 50.20). Но он также не включает в себя "Технический контроль автомобилей: периодический технический осмотр легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, автобусов и других автотранспортных средств" (код 74.30.7), который относится к прочим услугам.

<7> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001, утв. Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.

Отсюда финансисты делают вывод, что контрольно-диагностические работы, указанные в ОКУН, не могут быть квалифицированы как услуги по техническому контролю автомобилей и периодическому их техническому осмотру. Следовательно, предпринимательская деятельность по оказанию услуг на оборудовании организации по проверке технического состояния автотранспортных средств при ежегодном государственном техническом осмотре по договору с УГИБДД не должна облагаться ЕНВД (см. также Письма от 29.01.2009 N 03-11-09/23, от 18.12.2008 N 03-11-04/3/561).

А.Б.Сухов

Эксперт журнала

"ЕНВД: бухгалтерский учет

и налогообложение"