Мудрый Экономист

Рассчитываем пособия по новым правилам

"Зарплата", 2009, N 10

С 1 января 2010 г. вступают в силу поправки, внесенные в Федеральный закон о выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. В статье мы проанализируем данные изменения.

Со следующего года Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) будет действовать в новой редакции.

Изменения в него внесены Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ).

Одно из преобразований Закона N 255-ФЗ состоит в смене его названия. Со следующего года он будет именоваться так: "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (п. 1 ст. 34 Закона N 213-ФЗ).

Расширена сфера применения Закона N 255-ФЗ

Сейчас документ регулирует порядок и условия расчета выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

С 2010 г. Закон N 255-ФЗ призван:

Новые понятия, введенные в Закон N 255-ФЗ

В новой редакции Закона N 255-ФЗ были введены некоторые понятия, ранее не присутствовавшие в документе. Рассмотрим их.

Страхователи

Теперь в Законе N 255-ФЗ определено, кто является страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Согласно ч. 1 ст. 2.1 Закона N 255-ФЗ это лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию. К страхователям относятся:

К страхователям также приравниваются индивидуальные предприниматели, которые добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию с ФСС РФ (ч. 2 ст. 2.1 Закона N 255-ФЗ).

Права и обязанности страхователей перечислены в ст. 4.1 Закона N 255-ФЗ. Они, в частности, обязаны осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Отметим, что понятие "страхователи по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" фигурирует не только, когда речь идет о расчете и выплате пособий, но и о страховых взносах. В этом можно удостовериться, заглянув в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). В ней говорится, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Закон N 255-ФЗ в новой редакции будет регулировать правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Страховое обеспечение

В новой редакции Закона N 255-ФЗ дано определение страховому обеспечению. Это исполнение страховщиком, а в отдельных случаях и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом. Оно заключается в выплате пособий при наступлении страхового случая (п. 3 ч. 1 ст. 1.2 Закона N 255-ФЗ).

К видам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством относятся следующие выплаты (ч. 1 ст. 1.4 Закона N 255-ФЗ):

Застрахованные лица

Новая редакция ст. 2 Закона N 255-ФЗ определяет круг лиц, имеющих право на получение страхового обеспечения в виде пособий. В табл. 1 на с. 43 приведено сравнение старого и нового перечней лиц, подлежащих социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Таблица 1

     Круг лиц, подлежащих социальному страхованию на случай временной    
нетрудоспособности и в связи с материнством
        Старая редакция ст. 2
Закона N 255-ФЗ
        Новая редакция ст. 2
Закона N 255-ФЗ
Граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие
на территории РФ и лица без гражданства, работающие по трудовым
договорам, государственные гражданские и муниципальные служащие
 Адвокаты, индивидуальные предприниматели, в том числе члены крестьянских
(фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными
предпринимателями, члены родовых, семейных общин малочисленных народов
Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному
страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с
материнством и осуществляющие за себя уплату страховых взносов в ФСС РФ
Иные категории лиц, которые подлежат
обязательному социальному
страхованию при условии уплаты ими
или за них налогов и (или) страховых
взносов в ФСС РФ
Лица, замещающие государственные    
должности РФ, государственные
должности субъекта РФ, а также
муниципальные должности, замещаемые
на постоянной основе
                 -                  
Члены производственного кооператива,
принимающие личное трудовое участие
в его деятельности
                 -                  
Священнослужители                   
                 -                  
Лица, осужденные к лишению свободы  
и привлеченные к оплачиваемому труду

Предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, тоже могут получать пособия. Для этого они должны вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать страховые взносы в соответствии со ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ.

Страховые риски

Закон N 255-ФЗ дополнен ст. 1.3, в которой разъясняется, что подразумевается под страховыми рисками и страховыми случаями, в результате наступления которых и выплачиваются пособия.

Итак, в соответствии с ч. 1 ст. 1.3 Закона N 255-ФЗ страховыми рисками признаются:

В этой связи в ч. 2 ст. 1.3 Закона N 255-ФЗ приведен перечень страховых случаев по обязательному социальному страхованию (схема на с. 44).

         -----------------------------------------------------------------¬
---------+ Страховые случаи по обязательному социальному страхованию ¦
¦ L-----------------------------------------------------------------
¦ -----------------------------¬ ------------------------------------¬
¦ ¦Временная нетрудоспособность¦ ¦ Утрата трудоспособности вследствие¦
¦ ¦ застрахованного лица ¦ ¦заболевания или травмы, в том числе¦
¦ ¦ вследствие заболевания или ¦ -->¦ в связи с операцией ¦
+->¦ травмы (за исключением +--+ ¦ по искусственному прерыванию ¦
¦ ¦временной нетрудоспособности¦ ¦ ¦ беременности или осуществлением ¦
¦ ¦ вследствие несчастных ¦ ¦ ¦ экстракорпорального оплодотворения¦
¦ ¦ случаев на производстве ¦ ¦ L------------------------------------
¦ ¦ и профзаболеваний) ¦ ¦ ------------------------------------¬
¦ L----------------------------- +->¦ Необходимость осуществления ухода ¦
¦ -----------------------------¬ ¦ ¦ за больным членом семьи ¦
+->¦ Беременность и роды ¦ ¦ L------------------------------------
¦ L----------------------------- ¦ ------------------------------------¬
¦ -----------------------------¬ ¦ ¦ Осуществление протезирования ¦
+->¦ Рождение ребенка (детей) ¦ +->¦ по медицинским показаниям ¦
¦ L----------------------------- ¦ ¦ в стационарном специализированном ¦
¦ -----------------------------¬ ¦ ¦ учреждении ¦
¦ ¦ Уход за ребенком до ¦ ¦ L------------------------------------
+->¦ достижения им возраста ¦ ¦ ------------------------------------¬
¦ ¦ полутора лет ¦ ¦ ¦ Карантин застрахованного лица, ¦
¦ L----------------------------- ¦ ¦ а также карантин ребенка ¦
¦ -----------------------------¬ ¦ ¦в возрасте до семи лет, посещающего¦
¦ ¦ Смерть застрахованного лица¦ +->¦ дошкольное образовательное ¦
L->¦ или несовершеннолетнего ¦ ¦ ¦ учреждение, или другого члена ¦
¦ члена его семьи ¦ ¦ ¦ семьи, признанного в установленном¦
L----------------------------- ¦ ¦ порядке недееспособным ¦
¦ L------------------------------------
¦ ------------------------------------¬
¦ ¦Долечивание в установленном порядке¦
¦ ¦ в санаторно-курортных учреждениях,¦
L->¦ расположенных на территории РФ, ¦
¦ непосредственно после ¦
¦ стационарного лечения ¦
L------------------------------------

Схема Страховщик

Новая редакция Закона N 255-ФЗ, а именно ч. 1 ст. 2.2, устанавливает, что страховщиком является Фонд социального страхования. Права страховщика перечислены в ст. 4.2 Закона N 255-ФЗ. В частности, он может проводить проверки правильности начисления и уплаты страхователями страховых взносов в ФСС РФ и запрашивать у них документы, связанные с начислением и уплатой взносов (ч. 1 ст. 4.2 Закона N 255-ФЗ). В соответствии с ч. 2 ст. 4.2 Закона N 255-ФЗ в обязанности страховщика также входят:

Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Согласно ч. 3 ст. 1 Закона N 212-ФЗ особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 2010 г. будет производиться на основании Закона N 255-ФЗ. Этот документ не дает дополнительных уточнений, связанных с уплатой страховых взносов (ст. 4.4 Закона N 255-ФЗ). Следовательно, рассчитывать и уплачивать их нужно будет в соответствии с Законом N 212-ФЗ <1>.

<1> Подробнее об этом читайте на с. 28 номера. - Примеч. ред.

Финансовое обеспечение расходов страхователей

В Закон N 255-ФЗ включены положения, которые касаются использования средств ФСС РФ для выплаты пособий.

Как и сейчас, начисленные пособия будут уменьшать сумму страховых взносов в ФСС РФ, за исключением первых двух дней временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя.

Если сумма пособий превысит сумму страховых взносов, страхователь обратится за необходимыми средствами в региональное отделение ФСС РФ по месту своей регистрации (ч. 2 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ). Сейчас данный вопрос регулирует не Закон, а Постановление ФСС РФ от 09.03.2004 N 22 "Об утверждении Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования". Норма прописана в п. 3.7 данного документа.

Проверка расходов на выплату страхового обеспечения

В Закон N 255-ФЗ добавлены положения, касающиеся проверок выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Согласно ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ региональное отделение ФСС РФ по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки по вопросу правильности расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Выездные проверки делятся на плановые и внеплановые. Последние могут проводиться, если, например, в региональное отделение ФСС РФ поступит жалоба работника на то, что работодатель отказывается выплачивать пособие или его сумма неверно исчислена.

По итогам проверки может быть решено не принять к зачету расходы по выплате пособий. Например, в случае если пособие было выдано на основании неправильно оформленного документа. В решении будет указан срок для возмещения расходов, не принятых к зачету. Если страхователь его пропустит, региональное отделение фонда взыщет недоимку в соответствии с правилами, указанными в Законе N 212-ФЗ.

Новые правила расчета и выплаты пособий

Рассмотрим, какие изменения Закон N 213-ФЗ внес в порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также по уходу за ребенком.

Расчет среднего заработка

Как и в настоящее время, в 2010 г. пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам будут исчисляться исходя из среднего заработка работника. Сейчас он состоит из всех предусмотренных системой оплаты труда выплат, учитываемых при определении налоговой базы по ЕСН в части взносов в ФСС РФ. В следующем году в средний заработок будут включены все выплаты и вознаграждения в пользу работника, которые входят в базу для начисления страховых взносов в фонд в соответствии с Законом N 212-ФЗ (ч. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 7 и ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ входят выплаты и вознаграждения по трудовым договорам. О каких выплатах идет речь? Трудовое законодательство оперирует понятием "заработная плата" (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд с учетом стимулирующих и компенсирующих выплат (ст. 129 ТК РФ).

Что следует понимать под выплатами и вознаграждениями по трудовому договору, Законы N N 212-ФЗ и 255-ФЗ не разъясняют. Однако в ч. 7 ст. 14 Закона N 255-ФЗ сказано, что особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством РФ. В настоящее время - Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию".

Как сообщили редакции журнала "Зарплата" специалисты ФСС РФ, в этот документ готовятся поправки. Возможно, в его новой редакции укажут, какие выплаты и вознаграждения нужно учитывать при расчете пособий. Как только изменения будут приняты, мы сообщим о них на страницах журнала и на сайте www.zarp.ru.

Однако еще до принятия названных выше поправок можно утверждать, что страховые взносы не начисляются:

Ограничение размера пособий

Из Закона N 255-ФЗ исключено понятие "максимальный размер пособия". С 2010 г. при расчете пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком нужно учитывать их предельные размеры, которые зависят от предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ. В следующем году она составит 415 000 руб., в дальнейшем будет ежегодно индексироваться (ч. 4 и 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).

Пособие по временной нетрудоспособности

Предельная сумма пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств ФСС РФ, будет зависеть от продолжительности страхового стажа работника и от предельной величины базы для начисления страховых взносов (ч. 1 ст. 7 и ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ) (табл. 2).

Таблица 2

    Страховой стаж   
         Сумма пособия         
     Примечание    
До шести месяцев     
 В размере, не превышающем МРОТ
за календарный месяц
         -         
От шести месяцев     
до пяти лет
     60% среднего заработка    
При расчете пособия
нужно сравнить
средний дневной
заработок работника
со средним дневным
заработком, который
получен путем
деления
415 000 руб.
на 365 дней
От пяти до восьми    
лет
     80% среднего заработка    
Восемь лет и более   
    100% среднего заработка    

Рассмотрим, как в 2010 г. будет происходить расчет пособия по временной нетрудоспособности.

Алгоритм расчета пособия по временной нетрудоспособности в 2010 году

Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, будут определены Правительством РФ (ч. 7 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).

Представляем общий алгоритм расчета пособия по временной нетрудоспособности исходя из положений новой редакции Закона N 255-ФЗ.

1. Определяем расчетный период. По общему правилу он равен 12 календарным месяцам, предшествующим месяцу наступления временной нетрудоспособности.

2. Находим размер фактического заработка в расчетном периоде. При его расчете учитываются все выплаты и вознаграждения работнику, на которые начисляются страховые взносы в ФСС РФ.

3. Определяем средний дневной заработок исходя из фактического заработка работника. Для этого сумму фактического заработка нужно разделить на количество календарных дней расчетного периода. Если расчетный период (12 календарных месяцев) был отработан полностью, то количество календарных дней, учитываемых при расчете среднего дневного заработка, равно 365.

4. Находим средний дневной заработок исходя из предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ (415 000 руб.). Для этого 415 000 руб. нужно поделить на 365 дней.

5. Сравниваем суммы из п. п. 3 и 4 и выбираем меньшую из них.

6. Определяем размер дневного пособия исходя из страхового стажа работника. Для этого средний дневной заработок (см. п. 5) умножаем на 60, 80 или 100% в зависимости от страхового стажа работника.

7. Рассчитываем пособие по временной нетрудоспособности. Оно равно произведению суммы дневного пособия и количества календарных дней нетрудоспособности.

Пример. Работник болел в течение всего календарного месяца, который состоит из 31 календарного дня. Его страховой стаж равен четырем годам, сумма фактического заработка за последние 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, составляет 600 000 руб. Расчетный период сотрудник отработал полностью. Как определить сумму пособия по временной нетрудоспособности?

Решение. Согласно условию расчетный период отработан полностью, сумма фактического заработка за расчетный период составляет 600 000 руб. Определим средний дневной заработок работника. Он равен 1643,84 руб. (600 000 руб. : 365 календ. дн.).

Теперь рассчитаем средний дневной заработок исходя из предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ. Он составляет 1136,99 руб. (415 000 руб. : 365 календ. дн.).

Сравним две суммы. Средний дневной заработок, исчисленный исходя из предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, меньше среднего дневного заработка работника (1136,99 руб. x 1643,84 руб.), следовательно, исходя из него рассчитаем сумму дневного пособия. Она составит 60% среднего дневного заработка, поскольку страховой стаж работника меньше пяти лет, - 682,19 руб. (1136,99 руб. x 60%).

Определим сумму пособия за период болезни. Она равна 21 147,89 руб. (682,19 руб. x 31 календ. дн.).

Пособие по беременности и родам

Пособие по беременности и родам в 2010 г. будет выплачиваться застрахованной женщине за счет средств ФСС РФ в размере 100% среднего заработка. При расчете пособия также необходимо сравнить средний дневной заработок работницы со средним дневным заработком, который исчислен исходя из 415 000 руб., выбрать меньшую величину и определить сумму пособия по беременности и родам. Об этом говорится в ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ.

Пособие по уходу за ребенком

Пособие по уходу за ребенком, выплачиваемое за счет средств ФСС РФ, в 2010 г. будет составлять 40% среднего заработка, но не может превышать 13 833,33 руб. за календарный месяц. Данная сумма определяется следующим образом (ч. 5.1 и 5.2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ):

415 000 руб. : 12 мес. x 40% = 13 833,33 руб.

При этом ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком не может быть меньше 1500 руб., а по уходу за вторым и последующими детьми - 3000 руб. Эти величины индексируются и на 1 января 2009 г. составляли 1873,1 и 3746,2 руб. соответственно.

Если не было периода работы

В Закон N 255-ФЗ также добавлена норма по исчислению пособий в тех случаях, когда застрахованное лицо на момент наступления страхового случая не имеет периода работы или службы. Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ теперь в такой ситуации пособия исчисляются исходя из среднего заработка, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы) у данного страхователя, предшествующие месяцу наступления предыдущего страхового случая.

Периоды службы включаются в стаж

В настоящее время в страховой стаж для расчета пособий включаются периоды работы по трудовому договору, гражданской и муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 1 ст. 16 Закона N 255-ФЗ).

С 2010 г. в страховой стаж будут включаться периоды прохождения службы в армии и иной службы, предусмотренной Законом от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Об этом говорится в ч. 1.1, введенной в ст. 16 Закона N 255-ФЗ.

И.А.Гаврикова

Старший научный редактор

журнала "Зарплата"