Мудрый Экономист

Правовые позиции конституционного суда Российской Федерации обязательны для применения не только судами, но и органами исполнительной власти и местного самоуправления

"Трудовое право", 2009, N 10

Рекомендации по реализации правовых позиций Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 г. N 563-О.

Участнику конституционного производства отказано в пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в названном Определении.

В связи с изложенным в НЭПС поступило обращение на предмет получения рекомендаций по исполнению Определения Конституционного Суда Российской Федерации.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2008 г. N 556-О-Р "О разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 года N 2-П по делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" указано, что правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации являются основанием для пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам (п. 7). Поэтому отказ в пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам, которые установлены в Определении Конституционного Суда Российской Федерации, нельзя признать законным. В связи с изложенным заявители повторно могут обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации на предмет проверки конституционности ст. 392 ГПК РФ в смысле, который придан данной норме при рассмотрении заявления о пересмотре состоявшихся по делу судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам.

Подача надзорной жалобы не исключает обращения в Конституционный Суд Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения Конституционного Суда Российской Федерации, включая вынесенные им определения, обязательны для всех органов и организаций. В связи с этим заявители вправе на основании Определения Конституционного Суда Российской Федерации обратиться с заявлением о пересмотре принятого решения в соответствии с позициями Конституционного Суда Российской Федерации в соответствующий орган социального обеспечения, который обязан пересмотреть дела заявителей по вновь открывшимся обстоятельствам, установленным в Определении Конституционного Суда Российской Федерации. Отказ от удовлетворения заявления позволяет обжаловать решение органа социального обеспечения по правилам, установленным ст. ст. 254 - 258 ГПК РФ. При рассмотрении данного заявления суд обязан не только удовлетворить заявление, но и возложить на орган социального обеспечения обязанность по принятию решения с соблюдением правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.

Дела заявителей разрешены судами общей юрисдикции в порядке искового производства. По этой причине вынесенные в порядке искового производства решения не препятствуют обращению с заявлением в публично-правовом производстве с целью реализации требований, указанных в Определении Конституционного Суда Российской Федерации.

Перечисленные варианты реализации требований Определения Конституционного Суда Российской Федерации могут быть использованы одновременно.

Рекомендации могут быть использованы в качестве заключения НЭПС.

17 мая 2009 г.

В.И.Миронов

Д. ю. н.,

профессор,

заведующий кафедрой

гражданского процесса

и социальных отраслей права

РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина,

член НЭПС

и Научно-консультативного совета

при Генеральной прокуратуре

Российской Федерации

Правовая действительность жизни трудового кодекса
 
Гарантии при увольнении работников по инициативе работодателя: отдельные вопросы правоприменения