Мудрый Экономист

Ликвидация юридического лица в рамках банкротства

"Налоговый вестник", 2009, N 10

Банкротство ликвидируемого должника

Юридическое лицо может быть ликвидировано вследствие признания его несостоятельным (банкротом) (п. 1 ст. 65 Гражданского кодекса РФ), за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации. Государственная корпорация может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ.

Процедура банкротства юридических лиц (за исключением кредитных организаций) регулируется нормами Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).

Упрощенная процедура банкротства

Законом о банкротстве (п. 2 ст. 9) установлено, что юридическое лицо - должник обязано обратиться в арбитражный суд с заявлением, если при проведении его ликвидации установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. Для подобного рода должников, в отношении которых установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, Законом о банкротстве предусмотрена специальная упрощенная процедура банкротства.

Ликвидатор (ликвидационная комиссия) обязан обратиться с заявлением в арбитражный суд о признании должника банкротом, если стоимость имущества ликвидируемого юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов (ст. 224 Закона о банкротстве).

При обнаружении обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 224 Закона о банкротстве, после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника (п. 3 ст. 224 Закона о банкротстве).

При применении норм упрощенной процедуры банкротства ликвидируемого должника необходимо иметь в виду следующее.

Упрощенная процедура банкротства ликвидируемого должника не применяется, если решением арбитражного суда на учредителей возложена обязанность по осуществлению ликвидации юридического лица, однако комиссия не образована. В этом случае производство по делу о банкротстве возбуждается в общем порядке (см. п. 62 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (ВАС РФ) от 15.12.2004 N 29).

Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 1 ст. 225 Закона о банкротстве). Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.

Если суд выясняет, что ликвидационная комиссия не образована, ликвидируемая организация будет проходить уже все стадии банкротства, поскольку в данном случае упрощенная процедура не применяется (п. 62 Постановления Пленума ВАС РФ N 29).

Судебная практика по данному вопросу единообразна (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 20.02.2009 по делу N А57-16396/2008, Западно-Сибирского округа от 16.06.2008 N Ф04-3618/2008(6531-А75-24)).

Вместе с тем, как указывает судебная практика, применение упрощенной процедуры банкротства не является препятствием для подачи заявления конкурсным кредитором в соответствии с нормами ст. ст. 7 и 11 Закона о банкротстве (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 14.12.2006 по делу N А65-9254/2006-СГ4-31, от 29.03.2007 по делу N А55-8682/06-40, Восточно-Сибирского округа от 12.03.2009 N А58-1249/08-Ф02-330/09).

Заявление в арбитраж

В соответствии с упрощенной процедурой банкротства ликвидируемого должника ликвидационная комиссия или ликвидатор обязаны подать заявление.

Заявление ликвидационной комиссии (ликвидатора), учредителей (участников) должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в арбитражный суд о признании ликвидируемого должника несостоятельным (банкротом) подается в соответствии с требованиями, установленными ст. ст. 37 и 38, а также с учетом п. 1 ст. 42 Закона о банкротстве.

Помимо документов, указанных в Арбитражном процессуальном кодексе РФ (АПК РФ), к заявлению ликвидируемого должника прилагаются следующие документы:

Решение суда и действия после его принятия

Арбитражный суд в судебном заседании рассматривает обоснованность доводов, изложенных в заявлении о признании несостоятельным (банкротом) ликвидируемого юридического лица, и по результатам рассмотрения принимает одно из двух решений:

В силу п. 2 ст. 225 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявлять свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом. Восстановление пропущенного срока Законом не предусмотрено (см. п. 3 Информационного письма ВАС РФ от 26.07.2005 N 93).

В соответствии с п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве требования конкурсных кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований, удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после этого удовлетворения. Соответственно кредитор вправе заявить свои требования и после закрытия реестра, но они будут удовлетворяться после требований, включенных в реестр (см. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 25.08.2008 N Ф04-5214/2008(10504-А45-22), Уральского округа от 09.12.2008 N Ф09-9186/08-С4).

Как говорилось выше, в рамках упрощенной процедуры банкротства ликвидируемого должника применяется стадия конкурсного производства в соответствии с нормами гл. VII Закона о банкротстве.

Согласно ст. 142 Закона о банкротстве определение размера требований кредиторов осуществляется по правилам ст. 100 этого Закона.

Конкурсный управляющий публикует сведения о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства (ст. 128 Закона о банкротстве). Опубликованию подлежат:

Нормами ст. 129 Закона о банкротстве установлены полномочия и обязанности конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий обязан:

Очередность погашения требований кредиторов

В силу норм Закона о банкротстве требования кредиторов погашаются за счет сформированной конкурсной массы. Вне очереди погашаются требования кредиторов по текущим платежам, возникшие до принятия заявления о признании должника банкротом (п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве).

Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности (п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве):

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очереди:

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога в порядке, установленном ст. 138 Закона о банкротстве.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве для удовлетворения обеспеченных залогом имущества должника требований кредиторов (ст. 142 Закона о банкротстве).

Определение о завершении конкурсного производства и внесение сведений в ЕГРЮЛ

Конкурсное производство в отношении ликвидируемого должника завершается после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства вынесением определения о завершении конкурсного производства. Указанное определение подлежит немедленному исполнению.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о ликвидации должника.

Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через 5 дней с даты представления определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

В обязанности конкурсного управляющего также входит подача заявления и определения о завершении конкурсного производства в регистрирующий орган в соответствии с нормами ст. ст. 9 и 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". С момента внесения записи о ликвидации юридического лица в ЕГРЮЛ юридическое лицо считается ликвидированным.

Последствия неподачи заявления о банкротстве

Рассмотрим последствия отказа от подачи заявления о признании ликвидируемого должника банкротом.

В силу п. 1 ст. 226 Закона о банкротстве нарушение требований, предусмотренных п. 2 ст. 224 этого Закона, является основанием для отказа во внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

При этом п. 2 ст. 226 Закона о банкротстве определено, что при нарушении требований п. п. 2 и 3 ст. 224 учредители, руководитель должника или председатель ликвидационной комиссии несут субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.

Банкротство отсутствующего должника (недействующего юридического лица)

Процедура банкротства отсутствующего должника (недействующего юридического лица) закреплена параграфом 2 гл. XI Закона о банкротстве.

Если гражданин-должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить его место нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности (ст. 227 Закона о банкротстве).

Действия ФНС России по банкротству отсутствующего должника

В качестве уполномоченного органа, имеющего право на подачу подобного рода заявления, выступает Федеральная налоговая служба (ФНС России), действующая на основании Постановления Правительства РФ от 29.05.2004 N 257.

Уполномоченный орган обязан представить в арбитражный суд одновременно с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом доказательства наличия средств, необходимых для финансирования процедур банкротства. При этом в компетенцию Правительства РФ входит определение порядка и условий финансирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников, в т.ч. размера вознаграждения конкурсного управляющего (п. 2 ст. 227 Закона о банкротстве).

Постановлением Правительства РФ от 21.10.2004 N 573 утверждено Положение о порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников (далее - Положение). В соответствии с его нормами уполномоченный орган обязан раскрывать в заявлении о признании отсутствующего должника банкротом информацию о наличии средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства, с указанием источника финансирования. Помимо этого Положение устанавливает:

Если доказательства наличия финансирования указанной процедуры не представлены, арбитражный суд прекращает производство по делу (п. 61 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29).

Напомним, что ликвидации на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ могут быть подвергнуты только действующие юридические лица. При наличии признаков недействующего юридического лица возбуждается дело о банкротстве отсутствующего должника (см. п. 4 Информационного письма ВАС РФ от 13.08.2004 N 84).

Одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника уполномоченный орган обязан представить в арбитражный суд доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения достаточного объема имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.

В качестве доказательств, в частности, могут рассматриваться ответы компетентных органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов-исполнителей действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. Если права должника на имущество не оформлены в установленном порядке, уполномоченный орган может доказать, что оно принадлежит должнику и права на это имущество могут быть оформлены в процедуре банкротства для целей обращения на него взыскания. Уполномоченным органом могут быть также представлены доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, или вследствие оспаривания сделок должника.

Действия суда и управляющего по банкротству отсутствующего должника

В силу норм ст. 228 Закона о банкротстве арбитражный суд принимает одно из следующих решений:

Решение принимается в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом.

При этом, как и в случае признания должника банкротом в процессе принудительной ликвидации, наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника не применяются.

Обязанность уведомить всех известных кредиторов отсутствующего должника возложена на арбитражного управляющего (п. 2 ст. 228 Закона о банкротстве). Специальными правилами о банкротстве отсутствующего должника не исключается необходимость опубликования сведений о признании его банкротом (п. 3 ст. 28 Закона о банкротстве).

Пленум ВАС РФ в Постановлении от 15.12.2004 N 29 указывает: поскольку специальный месячный срок на предъявление требований установлен в п. 2 ст. 228 Закона о банкротстве только для кредиторов, получивших уведомление конкурсного управляющего, требования кредиторов, не получивших указанное уведомление, могут быть заявлены в арбитражный суд вплоть до закрытия реестра требований кредиторов в срок, установленный абз. 3 п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве. Правило п. 4 этой статьи распространяется на случаи пропуска любого из названных сроков. Требования таких кредиторов включаются в реестр на основании определения арбитражного суда.

Открытие конкурсного производства осуществляется в порядке гл. VII Закона о банкротстве. В соответствии с нормами ст. 229 Закона удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке очередности, предусмотренной ст. 134 этого Закона.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий подает заявление и определение арбитражного суда о закрытии конкурсного производства в регистрирующий орган для внесения записи в ЕГРЮЛ.

Взыскание налогов при банкротстве

Признание хозяйствующего субъекта в соответствии с Законом о банкротстве должником предписывает налоговым органам подразделять платежи по налогам и сборам на текущие и не текущие. От правильного подразделения таких платежей зависят правомерность или неправомерность и порядок взыскания соответствующих сумм налогов при банкротстве организации.

Старая редакция Закона о банкротстве

Налоговым кодексом РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по его уплате исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках (п. 1 ст. 46 НК РФ).

При этом согласно абз. 7 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ (далее - Закон N 296-ФЗ) все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, а также текущие обязательства, указанные в п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве, можно заявлять только в ходе конкурсного производства. К обязательным платежам относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет и внебюджетные фонды.

Под текущими платежами следует понимать денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом (ст. 5 Закона о банкротстве). В связи с этим сумма налога, срок уплаты которой приходится на период после принятия заявления судом о признании должника банкротом, относится к текущим платежам.

Прежняя редакция Закона о банкротстве содержала перечень текущих обязательств, погашаемых вне очереди за счет конкурсной массы (п. 1 ст. 134). В них не упоминались задолженность по налогам и требования налогового органа о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей.

При этом по п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном данной статьей.

Кроме того, не допускалось принятие налоговым органом решений о безакцептном списании денежных средств со счета налогоплательщика, если в отношении него открыто конкурсное производство, даже если требования налогового органа являются текущими. Эта позиция нашла подтверждение в ВАС РФ (п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве"). Схематично изложенное выше выглядит следующим образом (актуально для отношений, возникших до 31 декабря 2008 г.):

                          ----------------------¬
¦Обязательные платежи:¦
¦ налоги, пени, штрафы¦
L---T-------------T----
¦/ ¦/
------------------------------+-----¬ ------+-----------------------------¬
¦Текущие платежи ¦ ¦Не текущие платежи ¦
+-----------------------------------+ +-----------------------------------+
¦Обязательные платежи, возникшие ¦ ¦Обязательные платежи, возникшие до ¦
¦после даты принятия заявления о ¦ ¦даты принятия заявления о ¦
¦признании должника банкротом. ¦ ¦признании должника банкротом. ¦
¦Например, налоги, срок уплаты ¦ ¦Важен момент их возникновения, а не¦
¦которых приходится на период после ¦ ¦обнаружения. Например, не может ¦
¦принятия заявления о банкротстве ¦ ¦быть признано текущим требование ¦
¦ ¦ ¦налогового органа об уплате ¦
¦ ¦ ¦налогов, пени и штрафов, ¦
¦ ¦ ¦доначисленных по результатам ¦
¦ ¦ ¦выездной налоговой проверки ¦
¦ ¦ ¦должника, проведенной за период, ¦
¦ ¦ ¦когда он еще не был признан ¦
¦ ¦ ¦должником ¦
L------------------------------------ L------------------------------------
L------------------------------------ ------------------------------------
/
--------------------------------------------------------------------------¬
¦Подлежат взысканию только в рамках конкурсного производства при условии ¦
¦их заявления до его открытия ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Новая редакция Закона о банкротстве

В настоящее время изложенная позиция претерпела серьезные изменения. Так, Законом N 296-ФЗ в Закон о банкротстве внесен ряд изменений. Первое изменение коснулось абз. 7 п. 1 ст. 126. Теперь требования кредиторов по текущим платежам исключены из перечня требований, которые могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Иными словами, требования по текущим платежам могут быть заявлены на любом этапе банкротства.

Еще одно изменение внесено в п. 2 ст. 134: установлена очередность удовлетворения "внеочередных" (текущих) требований кредиторов, согласно которой в четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам, в частности текущие требования налогового органа о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей. При этом из п. 4 ст. 142 исключено положение, согласно которому требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований, имущества должника.

Поскольку указанные изменения вступили в силу в конце 2008 г., а именно 31 декабря, с момента их вступления в силу:

Схематично это выглядит следующим образом:

                          ----------------------¬
¦Обязательные платежи:¦
¦ налоги, пени, штрафы¦
L---T-------------T----
¦/ ¦/
------------------------------+-----¬ ------+-----------------------------¬
¦Текущие платежи ¦ ¦Не текущие платежи ¦
+-----------------------------------+ +-----------------------------------+
¦Обязательные платежи, возникшие ¦ ¦Обязательные платежи, возникшие до ¦
¦после даты принятия заявления о ¦ ¦даты принятия заявления о ¦
¦признании должника банкротом. ¦ ¦признании должника банкротом. При ¦
¦Например, налоги, срок уплаты ¦ ¦этом важен момент их возникновения,¦
¦которых приходится на период после ¦ ¦а не обнаружения. Например, не ¦
¦принятия заявления о банкротстве ¦ ¦может быть признано текущим ¦
¦ ¦ ¦требование налогового органа об ¦
¦ ¦ ¦уплате налогов, пени и штрафов, ¦
¦ ¦ ¦доначисленных по результатам ¦
¦ ¦ ¦выездной налоговой проверки ¦
¦ ¦ ¦должника, проведенной за период, ¦
¦ ¦ ¦когда он еще не был признан ¦
¦ ¦ ¦должником ¦
L-----------------------------T------ L-----T------------------------------
¦/ ¦/
------------------------------+-----¬ ------+-----------------------------¬
¦Удовлетворяются во внеочередном ¦ ¦Подлежат взысканию только в рамках ¦
¦порядке (налоговый орган может ¦ ¦конкурсного производства ¦
¦взыскать их в бесспорном порядке) ¦ ¦ ¦
L------------------------------------ L------------------------------------

(актуально для отношений, возникших после 31 декабря 2008 г.).

В.И.Бородкин

Старший юрисконсульт

АКГ "Интерком-Аудит"

Д.М.Воронов

Начальник

отдела ведения споров

и урегулирования разногласий

с органами власти

АКГ "Интерком-Аудит"