Мудрый Экономист

В ожидании реформы... Что будет с трудовой книжкой и трудовым стажем?

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2009, N 10

Дискуссия по поводу отмены трудовой книжки ведется уже не первый год, разработан соответствующий законопроект. По мнению автора статьи, отмена трудовой книжки повлечет за собой множество проблем. Более подробно об аргументах в пользу сохранения данного документа читайте в материале.

Реформа трудового законодательства предполагает отмену в скором будущем трудовой книжки. Однако на современном этапе среди документов, необходимых для заключения трудового договора, она имеет особое значение.

Как справедливо отмечают некоторые авторы, в частности О.В. Смирнов, трудовая книжка - своеобразный трудовой паспорт гражданина, отражающий все (или почти все) сведения о трудовой биографии работника [1].

Статья 66 Трудового кодекса РФ гласит: "Трудовая книжка - это основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника". Она содержит сведения о работнике, о выполняемых им служебных обязанностях, а также о поощрениях за успехи в работе.

Трудовые книжки ведутся на всех работающих граждан по трудовому договору (служебному контракту) работодателем независимо от формы собственности, организационно-правовой формы хозяйствования.

Трудовую книжку отменить?

Дискуссии по поводу отмены трудовых книжек ведутся давно, а выдвинутое депутатами Государственной Думы предложение об отмене трудовых книжек сегодня вызывает оживленные споры. Так, А. Исаев считает, что "...в эпоху военного коммунизма, в рамках всеобщей трудовой повинности данный документ играл определенную роль, поскольку был напрямую связан с выдачей продуктовых карточек. Но сегодня в России работа уже не является обязанностью, а военный коммунизм в стране давно отменен, поэтому от трудовых книжек можно отказаться...". И предлагает использовать западный опыт работы с кадрами, когда от претендента требуются лишь удостоверение личности, диплом, подтверждающий квалификацию, резюме и рекомендации с предыдущего места работы [2, 3].

Другие считают, что для подтверждения трудового стажа в определенной сфере деятельности достаточно трудового договора, который составляется в двух экземплярах, и один остается у работника <1>.

<1> См. дискуссии на сайте http://www.mainjob.ru.

Когда руководитель по управлению персоналом при приеме на работу работника проверяет его трудовую книжку, то лишних вопросов уже не возникает, так как трудовая книжка отвечает на большинство из них: о профессиональной деятельности, об опыте работы в определенных профессиях (если их было несколько), о других важных моментах, связанных с прошлой трудовой деятельностью гражданина. Если нет трудовой книжки, например, в связи с ее утерей? О работнике можно будет узнать только ту информацию, которую он сам захочет рассказать. И документ, подтверждающий квалификацию, здесь не поможет, а резюме, рекомендации и характеристики с предыдущего места работы, которые можно запросить, как правило, не всегда объективны. И сколько нужно рекомендаций? Как это будет определяться при отсутствии трудовой книжки?

Российскому гражданину, претендующему сегодня на ту или иную гарантию или льготу в сфере трудовых, социально-обеспечительных и иных отношений, необходимо собрать массу документов, подтверждающих юридические факты, имеющие значение для возникновения материальных отношений.

Цитируя документ. Сведения о трудовой деятельности граждан, не работающих на момент обращения с заявлением, заверяются сотрудником паспортно-визовой службы органов внутренних дел на основании подтверждающих документов. Для проверки достоверности сведений о трудовой деятельности, указанных в заявлении, сотрудник паспортно-визовой службы органов внутренних дел, оформляющий паспорт, вправе потребовать от гражданина предъявления документа, подтверждающего его трудовую деятельность (трудовая книжка, выписка из нее, справка с места работы).

Приказ МВД России от 26.05.1997 N 310 "Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (ред. от 12.02.2009).

Трудовую книжку сохранить

Отмена трудовой книжки повлечет за собой множество проблем. Поскольку ее "участие" в жизни человека не ограничивается лишь последующими социальными выплатами (пенсий, пособий и пр.), она имеет значение при оформлении заграничного паспорта, иногда требуется при получении банковского кредита, для подтверждения стажа по специальности и в других случаях. Представляется, что аргументов в пользу сохранения данного документа больше, чем в пользу его отмены, как анахронизма.

Трудовой стаж

В течение своей трудовой деятельности каждый человек сталкивается с необходимостью получения пособий по временной нетрудоспособности, в связи с материнством, по безработице, а с годами - в получении трудовой или государственной пенсии. Современные правовые отношения в сфере социального обеспечения базируются на таком понятии, как трудовой стаж, отсутствие которого лишает прав на получение социальных выплат, должности в определенных сферах профессиональной деятельности и т.п. Данная категория неразрывно связана с таким документом, как трудовая книжка, на основании которой можно подтвердить и квалификацию (профессию, должность), и опыт работы в определенных сферах деятельности, и продолжительность трудового стажа (страхового, специального, общего, стажа государственной службы, стажа по специальности/по профессии), и виды поощрении (награды, грамоты и т.д.), имеющие значение при определении права на льготы в сфере социального обеспечения (например, льготы в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", ред. от 24.07.2009).

Понятие трудового стажа является обобщенным, т.к. существуют названные выше его разновидности. Порядок исчисления трудового стажа установлен действующим законодательством, согласно которому существуют общие и отдельные правила исчисления для разных видов трудового стажа. Расчет трудового стажа производится в календарном порядке: каждые 30 дней переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев - в полные годы. Существует, в частности, Перечень отраслей промышленности, в которых работа в течение полного сезона засчитывается в стаж для назначения пенсии как за год работы (торфяная, лесозаготовительная, рыбная, плодоовощная промышленность, лесное хозяйство и пр.).

Таким образом, трудовой стаж можно определить как суммарную продолжительность трудовой и (или) иной деятельности, общественно полезной деятельности, иных социально значимых периодов, имеющих значение для определения права на отдельные виды социального обеспечения, на занятие отдельных должностей в определенных видах профессиональной деятельности, и в других социально значимых случаях, установленных законодательством.

Страховой стаж

Трудовой кодекс Российской Федерации среди основных принципов правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними, отношений закрепляет в качестве отраслевого принципа трудового права принцип обеспечения права на обязательное социальное страхование работников (ст. 2). Кроме того, в ТК РФ еще с 2006 г. в число иных отношений, непосредственно связанных с трудовыми и регулируемых трудовым законодательством, включены отношения по обязательному социальному страхованию работника (ст. 1), в связи с чем предусмотренные законодательством выплаты, связанные с обязательным социальным страхованием, зависят от продолжительности страхового стажа.

Страховой стаж как подинститут трудового стажа - относительно новая категория в законодательстве.

Впервые в российском законодательстве дефиниция страхового стажа появилась с принятием Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Тогда он определялся как суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачиваются страховые взносы.

В 1999 г. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" определил страховой стаж как суммарную продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов.

С 1 января 2002 г. в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. То есть право на трудовую пенсию устанавливается в зависимости от страхового стажа. Кроме того, данный Закон для осуществления оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в пенсионный капитал сохранил и общий трудовой стаж.

Законом о трудовых пенсиях сохранено право на досрочное назначение трудовых пенсий отдельным категориям застрахованных лиц, в частности лицам, осуществлявшим трудовую деятельность во вредных производствах <2>, занимавшихся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, педагогической деятельностью <3> и др.

<2> Постановление Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости..." (ред. от 24.04.2003); Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (ред. от 02.10.1991).
<3> Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости..." (ред. от 26.05.2009).

Право на досрочное пенсионное обеспечение зависит от выполнения работником того или иного вида деятельности. Как показывает правоприменительная практика, большинство проблем при решении вопросов по представлению работников к досрочному назначению пенсии связано с подтверждением специального стажа. Причин здесь несколько. Это и участие в осуществлении пенсионного обеспечения различных сторон: работника, организации, органов Пенсионного фонда, и сложность пенсионного законодательства [4].

Вступивший в силу 1 января 2007 г. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (ред. от 24.07.2009 вступит в действие только с 01.01.2010) со страховым стажем связывает размер указанных пособий. При этом данный Закон в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам включает периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Закон об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности закрепляет ряд общих правил, связанных с установлением содержания, исчислением и подтверждением страхового стажа. Как и ранее, размер пособия по временной нетрудоспособности дифференцирован в процентном отношении к среднему заработку в зависимости от продолжительности страхового стажа (страховые пороги сохранены: от 6 месяцев до 5 лет страхового стажа больничный лист оплачивается в размере 60% среднего заработка; от 5 до 8 лет - 80% среднего заработка; свыше 8 лет - 100% среднего заработка; в размере 60% среднего заработка - в случае, если гражданин заболел или получил травму в течение 30 дней после увольнения (в страховой стаж входит период по уходу за ребенком до 3 лет); менее 6 месяцев - оплата производится в размере минимального размера оплаты труда).

По сути, страховой стаж, учитываемый при назначении пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, заменил ранее действовавший до 2007 г. непрерывный трудовой стаж. Однако по новым правилам при подсчете страхового стажа иногда нужно будет сравнивать его с непрерывным трудовым стажем работника по состоянию на 1 января 2007 г. В целом ряде случаев непрерывный стаж может превысить страховой. И если страховой стаж окажется меньше непрерывного, то размер пособия надо будет определять исходя из непрерывного стажа по ранее действовавшим правилам.

В тех случаях, когда пособие по временной нетрудоспособности назначается лицам, не имеющим страховой стаж минимальной продолжительности, установленной законодательством, к страховому стажу предъявляются определенные требования, то есть специальные правила.

Таким образом, в сегодняшнем законодательстве закреплены две разновидности страхового стажа, положенные в основу страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и имеющие самостоятельное юридическое значение с учетом особенностей социального риска: страховой стаж, учитываемый при назначении трудовой пенсии, и страховой стаж, учитываемый при назначении пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам. И они оба подтверждаются в первую очередь трудовой книжкой.

Стаж государственной службы

Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (ред. от 18.07.2009) определено понятие стажа государственной службы, имеющего значение при определении права на пенсию за выслугу лет.

При наличии указанного вида стажа государственные гражданские служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, а в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (ред. от 28.04.2009) - военнослужащие и лица, приравненные к ним в пенсионных правах.

Стаж по специальности

Кроме того, в законодательстве встречается и такой вид трудового стажа, как стаж по специальности, - это стаж профессиональной деятельности, подтверждаемый квалификационным документом (дипломом, свидетельством, сертификатом и т.д.). Стаж по специальности подтверждает опыт работы гражданина по определенной квалификации, дающий ему в дальнейшем возможность претендовать на отдельные должности в определенных видах профессиональной деятельности. Подтверждение такого стажа возможно в первую очередь на основании трудовой книжки.

Историческая справка. "Не трудящийся да не ест".

Совнарком РСФСР 05.10.1918 принял Декрет "О трудовых книжках для нетрудящихся".

Трудовые книжки стали средством контроля за выполнением трудовых повинностей нетрудящимися элементами, а также единственным документом для таковых, удостоверяющим личность.

К нетрудящимся элементам относились:

  1. Лица, живущие на нетрудовой доход, поступления с имущества, проценты с капитала.
  2. Лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли.
  3. Члены советов и правлений акционерных обществ, компаний и всякого рода товариществ и директора этих обществ.
  4. Частные торговцы, биржевые маклеры, торговые и коммерческие посредники.
  5. Лица так называемых свободных профессий, если они не выполняют общественно полезных функций.
  6. Лица, не имеющие определенных занятий, например бывшие офицеры, воспитанники юнкерских училищ и кадетских корпусов, бывшие присяжные поверенные и их помощники, частные поверенные и прочие лица данной категории...

Без трудовой книжки нетрудящиеся элементы не могли перемещаться по стране, по ним выдавались продовольственные карточки (пролетариат получал эти карточки непосредственно на работе). На "Временном трудовом свидетельстве для буржуазии" было 2 лозунга в левом верхнем углу: "Кто не работает, да не ест!", а в правом несколько неожиданное: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!".

Выдача трудовых книжек, справок, свидетельств и других документов в соответствии с Инструкцией НКВД и НКЮ РСФСР от 12.10.1918 "Об организации советской рабоче-крестьянской милиции" возлагалась на милицию, а общее руководство этой работой осуществляли подотделы отделов управлений исполкомов.

Кодекс законов о труде 1918 г. обязал уже каждого трудящегося иметь трудовую книжку, в которую заносятся отметки о произведенных им работах и полученных вознаграждениях и пособиях.

В 1924 г. были введены трудовые карты, в 1926 г. - трудовые списки.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (ред. от 23.07.2008) статус адвоката вправе получить лицо, имеющее стаж по юридической специальности не менее двух лет либо прошедшее стажировку в адвокатском образовании в определенные Законом сроки. При этом названный Закон указывает, что в стаж по юридической специальности, необходимый для приобретения указанного статуса, включается работа в качестве судьи; в муниципальных должностях, требующих юридического образования; в качестве помощника адвоката, в качестве нотариуса и др.

Согласно Федеральному закону от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (ред. от 17.07.2009), на должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее 3 лет. На должности прокурора субъекта РФ, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее 5 лет.

Законом РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (ред. от 17.07.2009) установлено, что судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет; судьей Верховного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет и т.д. При этом в стаж работы по юридической профессии данный Закон включает время работы в государственных должностях, требующих юридического образования, в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ; муниципальных должностях, в т.ч. в органах местного самоуправления и др.

На основании Федерального закона от 30.05.2001 N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" (ред. от 09.02.2009) арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов Российской Федерации могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет. Каким же образом можно будет подтвердить безупречную репутацию такими документами, как резюме, характеристики или рекомендательные письма, не обладающие статусом юридического акта?

Оплата труда

В некоторых случаях стаж по профессии (специальности, должности) требуется при подсчете оплаты труда (денежного содержания). Подпунктом 1 п. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 18.07.2009) указанным служащим устанавливается ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, размеры которой определяются дифференцированно в процентном отношении:

от 1 года до 5 лет - 10%; от 5 до 10 лет - 15%; от 10 до 15 лет - 20%; свыше 15 лет - 30%.

Этот перечень можно продолжить.

Заключение

Изложенное позволяет сформулировать следующие выводы. Трудовой стаж дает каждому человеку гарантии на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, трудовых и государственных пенсий, других гарантий и льгот. Несмотря на недостатки законодательства о пенсионном обеспечении, трудовой стаж на сегодняшний день продолжает оставаться основным способом обеспечения своего существования после прекращения активной трудовой деятельности. Соответственно, трудовая книжка имеет право на существование столько, сколько законодательство будет предъявлять требования к наличию трудового стажа и его продолжительности в различных сферах деятельности человека.

Кроме того, реформа в сфере социального обеспечения продолжается. В частности, в соответствии с программой пенсионной реформы в РФ в настоящее время осуществляются конкретные действия по коренному реформированию системы финансирования и выплаты пенсий, в связи с особыми условиями труда Государственной Думой Федерального собрания РФ приняты в первом чтении проекты федеральных законов "Об обязательных профессиональных системах в Российской Федерации" и "О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем".

Все работодатели, имеющие рабочие места с особыми условиями труда, обязаны будут создавать профессиональные пенсионные системы (ППС) либо с Пенсионным фондом РФ (ПФР), либо с негосударственным пенсионным фондом (НПФ). Финансирование ППС будет производиться на накопительных принципах за счет уплаты работодателем дополнительных страховых взносов в процентах от начисленного работнику заработка (7% - за работников, занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, и 3% - за прочих работников) либо в ПФР, либо в НПФ.

При этом для работников, занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, ППС должны создаваться в обязательном порядке (в других случаях можно ограничиться компенсационными выплатами).

Пенсии, ранее именовавшиеся льготными, будут называться профессиональными пенсиями, выплачиваемыми в рамках обязательного профессионального страхования.

Несмотря на то что в большинстве случаев стаж работы сейчас носит страховой характер, поэтому правовое значение имеет уплата взносов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, без записей в трудовой книжке эта информация будет неполной. Нельзя ставить будущее человека в зависимость исключительно от сумм страховых взносов и страхового стажа. К сожалению, в настоящее время многие организации в стране рассчитываются со своими работниками "в конвертах". При таких схемах суммы доходов работников, которые декларируют организации, редко дотягивают даже до половины реальных. Можно встретить организации, оклады в которых ниже прожиточного минимума.

Возможно, что персонифицированный учет работников в налоговых органах и структурах Пенсионного фонда РФ когда-нибудь и достигнет того уровня, при котором отмирание трудовых книжек станет безболезненным, но излишняя поспешность в подобных делах едва ли уместна.

Кроме того, их отмена должна быть подкреплена не только Трудовым кодексом РФ, но и множеством других законодательных актов, что само по себе уже является проблемой.

В связи с вышеизложенным предложения по отмене трудовой книжки, а тем более их реализация преждевременны.

Литература

  1. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. О.В. Смирнова. М.: ТК Велби, Кнорус, 2003. 784 с.
  2. Царенко Ю. Сможет ли Россия отказаться от трудовых книжек? // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2006. N 12. С. 44.
  3. Исаев А., Мельников И. Трудовые книжки. Быть или не быть? // Известия. 5 апр. 2007. N 59. С. 12.
  4. Хотите получать досрочную пенсию - начните с проверки трудовой книжки: Информация отделения Пенсионного фонда РФ по Тульской области // Аудит-партнер. 2004 (сентябрь). N 18 (169).

С.Фильчакова

К. ю. н.,

доцент

кафедры гражданского права

и процесса

Байкальского государственного

университета экономики и права,

заместитель декана

факультета гражданского

и предпринимательского права

От имени работодателя. Представительство в индивидуальных трудовых отношениях
 
Где они, наследники... Проблемы социально-профессиональной ориентации сельской молодежи