Мудрый Экономист

Профильное обучение как технология формирования внешнего кадрового резерва. Из опыта оао "салаватнефтеоргсинтез"

"Кадровик. Кадровое делопроизводство", 2009, N 10

В статье речь идет о формировании внешнего кадрового резерва для крупного и стабильного предприятия. Работа с внешним резервом ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" включает профильное обучение - целевую подготовку студентов в вузах, магистерскую программу Французского института нефти и иные виды сотрудничества с учебными заведениями, нацеленные на подготовку кадров для нужд предприятия. В отличие от краткосрочных проектов такой способ подготовки внешнего кадрового резерва является стратегическим.

Создание кадрового резерва организации необходимо для более качественного обеспечения компании подготовленными сотрудниками с определенным уровнем профессиональных и корпоративных компетенций.

Есть множество технологий отбора кандидатов в резерв из числа сотрудников, не меньше - способов отбора из числа внешних претендентов. Внешний резерв обычно формируется из внешних источников (таких как выпускники учебных заведений, сторонние кандидаты и проч.). При подборе кандидата из внешнего источника изучаются его профессиональные, личностные качества, с кандидатом проводится собеседование. После приема на работу неизбежен достаточно долгий и подчас сложный период адаптации сотрудника.

Но есть и иной, особый, вид формирования внешнего кадрового резерва - "выращивание" под себя сотрудников, которые, придя на работу в организацию, уже будут обладать всеми необходимыми компетенциями. Причем выращивание с такого возраста, когда уже можно говорить о профессиональной ориентации и самоопределении и при этом нет "закостенелости" устоев, поведения, мышления.

Успешным примером такого подхода является работа с внешним резервом в ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" - крупном центре нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности России и РБ. Градообразующая компания - престижный работодатель, численность персонала которого составляет более 12 тыс. человек, что несет существенную социальную ответственность.

Сотрудничество "школа - вуз - предприятие"

В акционерном обществе "Салаватнефтеоргсинтез" постоянно внедряются современные технологии, новые производства, идет автоматизация технологических и управленческих процессов. Непрерывное развитие и стабильное функционирование компании такого уровня возможно лишь при наличии высокопрофессиональных специалистов. Успешной компании нужны интеллектуальные, нацеленные на успех сотрудники, именно поэтому она принимает самое активное участие в целенаправленной подготовке кадров - внешний кадровый резерв в компании "выращивается" буквально со школьной скамьи.

Для решения этой задачи было решено реализовать проект профильного обучения на базе трехстороннего сотрудничества "школа - вуз - предприятие". Итоговая задача проекта - растить высококвалифицированных специалистов, которые будут получать максимум знаний и навыков начиная со школы. Особенность нового подхода к профильному обучению такова, что для учащихся десятых и одиннадцатых профильных классов планируется долгосрочная перспектива в три этапа: школа, университет, конкретное производство.

Профильные классы

Подготовка будущих специалистов не должна ограничиваться школьными предметами. Система подготовки предусматривает: интенсивную учебную нагрузку по профильным предметам (физика, математика, химия), языковую подготовку и преподавание информатики, спецкурсов по математике. На практике учебный процесс идет так: обучение по шестидневной неделе, причем три дня в неделю занятия по базовым предметам проходят в школе, три дня - по профильным предметам - в университете. Преподавание ведется как школьными, так и университетскими преподавателями.

Также университет участвует в комплектовании класса, предоставляет имеющуюся у него научную и техническую базу для проведения занятий. Одаренные учащиеся привлекаются к совместной научной работе на кафедрах.

Предприятие оказывает информационную, материально-техническую поддержку учебного процесса, проводит экскурсии непосредственно на производство, предлагает университету актуальные темы для курсовых и дипломных работ.

Во многих мероприятиях класса принимают участие специалисты предприятия. Представители компании входят в состав любой комиссии, принимающей решение относительно профильного класса, участвуют в педсоветах, классных часах. Участие в классных часах работников предприятия носит характер профориентации и адаптации. Заранее сформированный график участия (табл. 1) позволяет всем подготовиться к беседе, сформулировать вопросы и ответы на них, сделать этот час общения наиболее продуктивным.

Таблица 1

График посещений классных часов

               График посещений классных часов СОШ N 12, 2008 - 2009              
Тематика
 Ф.И.О., 
должность
_,_2008
_,_2008
_,_2008
_,_2008
_,_2009
_,_2009
_,_2009
_,_2009
*******
*******
*******
*******
*******
*******
*******
*******

В рамках проекта предусмотрены воспитание всесторонне развитой личности, формирование у подростков системы культурных ценностей. С этой целью для них организуется культурно-познавательная программа. Кроме этого, идет планомерное и последовательное приобщение учеников к корпоративным ценностям компании - ведь они будут являться в будущем их носителями и трансляторами. В начале года составляется и утверждается план мероприятий профильных классов.

Поступить в профильный класс может любой девятиклассник. Для этого после прохождения вступительного тестирования и собеседования по химии, физике и математике его результат должен оказаться в числе лучших. Несколько вакантных мест предназначено для тех, кто проявляет в ходе испытаний неординарные качества и способности, активную жизненную позицию, и показавших достойный уровень владения профильными предметами. Например, без экзаменов учащимися профильного класса становятся победители ежегодной полиолимпиады. В табл. 2 представлена сводная таблица результатов отбора в профильный класс, которая показывает уровень владения основными предметами.

Таблица 2

Результаты отбора в профильный класс

  Ф.И.О. 
учащегося
 Средний 
балл
аттестата
  Средний 
балл
предметов,
изучаемых
в 10 кл.
 Отметки по профильным 
предметам
 Показатели при отборе (баллы) 
        Рейтинг        
Математика
Физика
Химия
Контрольная
работа
Собеседование
 Итог
Аттестат
Предметы
Отбор
   4,43  
   4,21   
   4  4   
   4  
  4  
    23,5   
      2,5    
 26  
   15   
   13   
  17 
   4,67  
   4,79   
   5  5   
   5  
  5  
    25,5   
      9      
 34,5
    9   
    4   
  11 
   5 (с  
отличием)
   5      
   5  5   
   5  
  5  
     -     
       -     
олимп
    1   
    1   
олимп
   4,90  
   4,86   
   5  5   
   4  
  5  
    28,5   
      9,5    
 38  
    3   
    3   
   8 
   4,95  
   4,93   
   5  5   
   5  
  5  
    39,5   
      7,5    
 47  
    2   
    2   
  67 
   4,90  
   4,86   
   5  5   
   5  
  5  
    44     
     11,5    
 55,5
    3   
    3   
   1 
   4,24  
   4,07   
   4  4   
   4  
  4  
    22,5   
      4,5    
 27  
   18   
   14   
  16 
   4,90  
   4,86   
   4  5   
   5  
  4  
    21     
      5      
 26  
    3   
    3   
  17 
   4,62  
   4,43   
   4  4   
   5  
  5  
     -     
      -      
олимп
   10   
    8   
олимп
   4,86  
   4,79   
   4  5   
   4  
  5  
     -     
      -      
олимп
    4   
    4   
олимп
   4,90  
   4,86   
   5  5   
   4  
  5  
     -     
      -      
олимп
    3   
    3   
олимп
Итого по 
классу
   4,74  
   4,68   
 18 мест
 14 мест
  18 
мест

В дальнейшем успеваемость учеников профильных классов регулярно подвергается мониторингу. Для оперативности работы сформирована база данных, в которую вносится вся известная информация об учащихся класса - от рейтинга и успеваемости до домашних адресов и телефонов.

Ученики профильного класса обладают хорошей мотивацией к обучению и развитию. Они стараются максимально быстро включиться в процесс обучения, так как осознают, что от их усилий зависит их дальнейший путь в профессию. Школьники чувствуют заботу о себе, и это вызывает в них повышенное чувство ответственности. Ведь если в их образование вкладывают особые усилия, то должна быть и соответствующая отдача.

Риски долгосрочной стратегии

Следует сказать, что профильное обучение является одним из элементов многоступенчатой выстраиваемой системы подготовки будущих высококлассных специалистов компании. Работа с внешним резервом предприятия включает в себя и целевую подготовку студентов в вузах, и магистерскую программу Французского института нефти, и иные виды сотрудничества учебными заведениями, нацеленные на подготовку кадров для нужд предприятия.

В отличие от краткосрочных проектов, такой способ подготовки внешнего кадрового резерва можно назвать стратегическим. Позволить себе подобный проект может лишь то предприятие, которое нацелено на долгосрочную перспективу развития, стабильное, прогрессивное. А если это предприятие является градообразующим, то у проекта есть еще и широкий социальный резонанс.

Вводя в программу формирования внешнего кадрового резерва такое профильное обучение, необходимо сначала максимально объективно взвесить возможности организации, проанализировать плюсы и минусы, оценить риски. Тем более что реальный результат проекта можно будет оценить только через 7 лет после его старта. За эти 7 лет будут видны только косвенные результаты, такие как успешное окончание школы, поступление в вузы, успеваемость, различные научные студенческие работы.

Вполне естественно, что многим предприятиям будет выгодней и логичней обойтись стандартным видом резерва, в том числе и внешнего - отбор студентов вузов на последних курсах, формирование банка резюме интересных кандидатов, наблюдение за лучшими "головами" в необходимом сегменте рынка.

Но если все-таки предприятие выбирает подобный долгосрочный проект, то необходимо четко определить и сформулировать функции школы, вуза и предприятия, очертить зону ответственности каждой из сторон и закрепить это юридически. Такой подход изначально настроит всех участников проекта на равноправные, партнерские отношения. И инициатором в этом вопросе однозначно должна выступать организация.

Ниже представлен проект договора о сотрудничестве, который каждая компания может скорректировать с учетом своих специфических особенностей. Главное преимущество данного договора - наличие перспективы развития организации, реализующейся через развитие талантливого молодого поколения.

Примерный образец

Договор о сотрудничестве между предприятием, университетом и школой

______________, именуемое в дальнейшем Предприятие, в лице _____________, действующего на основании ______________, с одной стороны ______________, именуемый в дальнейшем Университет, в лице ______________, действующего на основании ______________, с другой стороны, и ______________, именуемая в дальнейшем Школа, в лице ______________, действующего на основании ______________, с третьей стороны, именуемые вместе Стороны, а по отдельности - Сторона, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

Предметом настоящего договора является сотрудничество между Предприятием, Университетом и Школой в области подготовки специалистов с высшим образованием по схеме "школа - университет - предприятие".

Стороны принимают на себя обязательства по осуществлению мероприятий, направленных на проведение профессиональной ориентации учащихся и получение качественных знаний, умений и навыков для дальнейшей реализации на Предприятии.

2. Обязательства сторон

2.1. Обязательства Предприятия

2.1.1. Совместно со Школой и Университетом организовывать профильные классы в Школе.

2.1.2. Проводить рекламную и профориентационную работу среди учащихся школ, направленную на привлечение наиболее одаренной молодежи к участию в проекте по организации профильного класса.

2.1.3. Оказывать Школе информационно-техническую поддержку учебного процесса.

2.1.4. Оказывать содействие в организации культурно-оздоровительных, научно-познавательных мероприятий, проводимых в Школе.

2.1.5. Осуществлять контроль за успеваемостью учащихся профильных классов Школы и студентов Университета, направленных на обучение Предприятием.

2.1.6. Организовывать экскурсии для учащихся Школы и Университета на Предприятие.

2.1.7. Содействовать в организации проведения всех видов практик в соответствии с учебными планами.

2.1.8. Предлагать Университету актуальные темы для курсовых и дипломных проектирований.

2.1.9. Принимать участие в работе государственных аттестационных комиссий Университета.

2.1.10. Оказывать Школе и Университету финансовую поддержку для осуществления мероприятий, направленных на совершенствование учебного процесса и развитие материально-технической базы.

2.2. Обязательства Университета

2.2.1. Участвовать в организации и комплектовании профильных классов Школы.

2.2.2. Предоставлять материально-техническую базу Университета для проведения занятий по физике, математике, химии. Проводить занятия по данным предметам преподавателями Университета.

2.2.3. Привлекать одаренных учащихся из профильных классов к совместной научной работе на кафедрах Университета.

2.2.4. Привлекать ведущих специалистов Предприятия для участия в работе государственных аттестационных комиссий.

2.2.5. Организовывать рекламные кампании в Университете для повышения рейтинга Предприятия среди студентов.

2.3. Обязательства Школы

2.3.1. Организовывать профильные классы с углубленным изучением математики, физики, химии, информатики из числа наиболее способных учащихся школ города, ориентированных на поступление в Университет и дальнейшую работу на Предприятии.

2.3.2. Обеспечивать учащихся профильных классов совокупностью знаний и навыков, предусмотренных учебной программой, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

2.3.3. Назначать преподавателей в профильные классы по согласованию с Университетом и Предприятием и создавать условия для проведения занятий в Школе.

2.3.4. Проводить профориентационную работу с учащимися, с учетом планов Предприятия по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием.

2.3.5. Организовать совместные с Университетом и Предприятием проверки знаний и умений учащихся профильных классов.

2.3.6. По запросам Университета и Предприятия представлять информацию об успеваемости учащихся профильных классов.

3. Ответственность сторон

3.1. Договаривающиеся Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств в соответствии с действующим законодательством.

4. Изменение и расторжение договора

4.1. Все изменения и дополнения к настоящему договору оформляются дополнительным соглашением Сторон, которое является неотъемлемой частью настоящего договора.

4.2. Договор может быть расторгнут досрочно по письменному соглашению Сторон. Предложение о досрочном расторжении настоящего договора должно быть рассмотрено другими Сторонами в течение 15 дней.

5. Разрешение споров

5.1. В случае возникновения споров по вопросам, предусмотренным настоящим договором или в связи с ним, Стороны примут все меры к их разрешению путем переговоров.

5.2. В случае невозможности разрешения указанных споров путем переговоров они будут разрешаться в порядке, установленном действующим законодательством.

6. Прочие положения

6.1. Настоящий договор составлен в трех экземплярах, из которых один находится на Предприятии, другой - в Университете, третий - в Школе.

6.2. Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами.

6.3. Договор заключается сроком на 5 лет.

6.4. Стороны в срок не позднее 2 месяцев до окончания срока договора извещают друг друга о его продлении или расторжении.

А.Коннова

Ведущий специалист

отдела обучения

и развития персонала

управления по работе

с персоналом

ОАО "Салаватнефтеоргсинтез"