Мудрый Экономист

О налогообложении финансовых операций

"Финансы", 2009, N 9

Периодически возникающие в современной экономике кризисы несут в себе не только негативные последствия, но и возможности модернизации экономики с учетом текущих требований. Несмотря на продолжающиеся последние 15 лет в России процессы создания рыночной экономики, рынки ценных бумаг и капитала так и не достигли того уровня развития, который необходим для оптимального функционирования промышленности.

Что касается налогообложения, то действующая редакция Налогового кодекса РФ (НК РФ) содержит значительное количество специальных норм, касающихся особенностей исчисления налогов по операциям с ценными бумагами, сделкам РЕПО, производным и прочим финансовым инструментам. Однако, по нашему мнению, существующий порядок налогообложения отдельных видов операций (например, операций физических лиц с производными инструментами) не способствует наращиванию оборотов на финансовых рынках. При этом специальные налоговые режимы по отдельным сделкам вообще отсутствуют (например, по сделкам РЕПО с участием иностранных лиц или по сделкам займа ценных бумаг). Недостаточно урегулирован и вопрос российских инвестиций в иностранные юрисдикции. В российском налоговом законодательстве до сих пор отсутствуют широко распространенные в развитых налоговых юрисдикциях правила контроля доходов международных корпораций (CFC rules). Таким образом, амбициозные планы Правительства РФ по вхождению России в перечень 12 крупнейших мировых финансовых центров наряду с Гонконгом, Лондоном и Нью-Йорком потребуют значительной модернизации российского налогового законодательства, в том числе с учетом европейских налоговых директив. Указанная модернизация, по нашему мнению, должна быть направлена в основном на снижение налогового бремени по финансовым операциям, избежание двойного налогообложения и облегчение/удешевление трансграничного движения капитала и активов, т.е. дальнейшую более глубокую интеграцию в глобальную экономику. В условиях текущего финансового кризиса встает законный вопрос: так ли это будет хорошо для России и готовы ли мы продолжать усиливать зависимость своей экономики от международной политической и финансовой ситуации? Глубокая финансовая интеграция представляется для России несомненным благом, так как позволяет облегчить доступ к дешевым мировым финансовым ресурсам. Однако в целях избежания последующих финансовых потрясений представляется необходимым разработать механизмы защиты российской финансовой системы от возможного влияния мировых финансовых катаклизмов. А вот это сделать гораздо сложнее, чем облегчить налоговое бремя. Видимо поэтому, декларируя, с одной стороны, желание влиться в мировую финансовую систему, с другой стороны, Правительство РФ не спешит значительно модернизировать для этого налоговое законодательство.

Так, Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. (далее - Основные направления налоговой политики) предусмотрен ряд мер по дальнейшему развитию и модернизации системы налогообложения финансовых операций. Однако существенное снижение налогового бремени и значительная трансформация налоговой системы в целом в предстоящий период Правительством РФ не планируются.

Глобально Основные направления налоговой политики предусматривают развитие ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы по вопросам:

Помимо этого планируется внесение отдельных изменений в действующее налоговое законодательство, предусматривающих в основном установление особенностей налогообложения отдельных финансовых операций, порядок исчисления налогов по которым до сих пор не установлен.

Так, по налогу на прибыль Основные направления налоговой политики в целях предотвращения использования схем минимизации налогообложения предусматривают установление особого порядка переноса убытков при реорганизации, вводящего ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытков реорганизуемых организаций.

Предполагается также разработать правила определения "рыночного" уровня процентной ставки для использования его при определении предельно допустимого уровня процентов, относимых на расходы при сделках между взаимозависимыми лицами, а также по иным контролируемым сделкам. Вопрос применимости норм ст. 40 НК РФ к процентным ставкам давно дискутируется налоговым сообществом. Однако до настоящего времени так и не выработана единая позиция по вопросу возможности однозначной квалификации процентной ставки как стоимости услуги по выдаче денежных средств в кредит. С учетом изложенного в настоящее время к процентам напрямую неприменимы положения ст. 40 НК РФ, так как Кодексом установлено, что эти правила относятся только к ценам реализации товаров (работ, услуг). По нашему мнению, введение специальной нормы в отношении рыночного уровня процентов позволит избежать дальнейших разногласий по этому спорному вопросу. С учетом правил определения взаимной зависимости лиц планируется также уточнить ограничения на отнесение процентов по займам, предоставленным взаимозависимыми лицами, с точки зрения противодействия "недостаточной капитализации". Новую норму предполагается распространить как на сделки с иностранными, так и с российскими лицами.

В рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2008 г. в оперативном порядке уже был внесен целый ряд уточнений и изменений в законодательство о налогах и сборах. Указанные изменения позволили частично облегчить российским компаниям прохождение кризисного периода. Дальнейшее существенное снижение налогового бремени и значительная трансформация налоговой системы в целом в предстоящий период Правительством РФ не планируются, однако ряд мер подобного плана Основными направлениями налоговой политики все-таки предусмотрен. Так, в качестве оперативной меры в краткосрочной перспективе (до 31 декабря 2009 г.) предполагается увеличить предельную ставку процента по долговым обязательствам, принимаемую к вычету из налоговой базы по налогу на прибыль организаций, до величины, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка РФ.

В отношении операций с ценными бумагами планируется разработка ряда новых норм по неурегулированным до настоящего времени налоговым вопросам. Так, в современных условиях возрастает потребность в совершении операций по предоставлению займов в ценных бумагах. В связи с этим требуется установить правила исчисления налога на прибыль по таким операциям, в том числе:

Предполагается также урегулировать налогообложение операций РЕПО с иностранными участниками, а также доверительного управления в случае, когда за пределами России находится хотя бы одно из трех лиц (учредитель, бенефициар, доверительный управляющий). В случае, когда доверительным управляющим является российское лицо, а бенефициаром - иностранное, полагается целесообразным предусмотреть обязанность доверительного управляющего представлять сведения о стране налогового резидентства бенефициара, чтобы эмитент смог при выплате дивидендов доверительному управляющему удерживать налог по ставке, соответствующей соглашению об избежании двойного налогообложения со страной резидентства бенефициара.

Для облегчения операций с ценными бумагами иностранных эмитентов предлагается распространить правила налогообложения сделок РЕПО на иностранные эмиссионные ценные бумаги, соответствующие совокупности признаков эмиссионной ценной бумаги, указанной в ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

Принимая во внимание нестабильность на финансовых рынках, срок, в течение которого цена на ценную бумагу, сложившаяся на торгах в прошлом, считается рыночной, предполагается сократить с 12 месяцев до 90 дней.

По мнению разработчиков документа, следует наконец-то исключить из НК РФ норму, предусматривающую возможность определения рыночной цены ценных бумаг по цене аналогичных бумаг. Эта норма никогда не работала и никем для определения справедливой цены ценных бумаг не использовалась. Однако вероятность ее использования оставалась как возможность потрепать нервы налогоплательщиков при проведении налоговых проверок. Поскольку применение критерия аналогичности на рынке ценных бумаг невозможно (в силу уникальности каждой ценной бумаги), исключение этой бланковой нормы из НК РФ представляется вполне логичным. В документе предлагается также рассмотреть вопрос о возможности применения для определения рыночной цены ценных бумаг методики, установленной ФСФР России, для определения рыночной стоимости ценных бумаг.

Понятие биржевого клиринга находится в России в стадии становления. Отсутствие развернутого нормативного регулирования усложняет создание единой клиринговой системы в России и является одним из значимых факторов, сдерживающих повышение ликвидности биржевых торгов на российских биржах. В рамках системы мер, направленных на создание стимулов к появлению в России регионального финансового центра, предлагается установить особенности порядка налогообложения прибыли клиринговых организаций при осуществлении централизованного клиринга как составной части организованных биржевых торгов. Также предполагается рассмотреть целесообразность уточнения правил текущей переоценки отдельных видов финансовых инструментов срочных сделок (опционов) в целях исчисления налога на прибыль организаций для профессиональных участников фондового рынка. Указанные меры уже нашли реализацию в проекте федерального закона "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", внесенном Правительством РФ в Государственную Думу Распоряжением от 10.03.2009 N 281-р. Однако, по нашему мнению, указанный законопроект нуждается в значительной доработке как с точки зрения однозначности и простоты восприятия налоговых норм, так и с точки зрения комплексности подходов к вопросам налогообложения клиринговых организаций и рынка производных финансовых инструментов в целом.

В рамках разработки концепции создания в Российской Федерации мирового финансового центра в 2009 - 2010 гг. планируется дополнительно рассмотреть вопросы совершенствования режима освобождения от налога на прибыль доходов в виде дивидендов, полученных стратегическими инвесторами, при одновременном включении в законодательство норм, направленных на предотвращение злоупотреблений льготными режимами налогообложения, включая налогообложение прибыли контролируемых иностранных компаний. В частности, предполагается снять ограничение в 500 млн руб., необходимое для применения нулевой ставки налога на прибыль организаций при налогообложении дивидендов, получаемых российскими "стратегическими" инвесторами, т.е. лицами, владеющими более 50% акций организации, выплачивающей дивиденды. Данные меры, несомненно, положительно повлияют на финансовые рынки и позволят стимулировать приток инвестиций в стратегические отрасли.

Предполагается также уточнить порядок определения налоговой базы налоговым агентом по доходам от долевого участия для иностранных компаний, получающих доходы от участия в российских организациях. В частности, предлагается установить, что при определении налоговой базы для таких организаций не учитываются доходы, указанные в п. п. 1 и 3 ст. 275 НК РФ (т.е. доходы в виде дивидендов, получаемых иностранными организациями и физическими лицами, а также от иностранных организаций), а при определении суммы налога учитывается общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех получателей дивидендов, а не только налогоплательщиков - получателей дивидендов, как это предусмотрено в настоящее время.

В Основных направлениях налоговой политики предусмотрен также отказ от применения метода ЛИФО для целей исчисления прибыли как по операциям с ценными бумагами, так и при списании материально-производственных запасов. Необходимо отметить, что метод оценки ценных бумаг по стоимости последних приобретений (ЛИФО) в международной практике практически не применяется. В бухгалтерском учете от этого метода уже отказались в рамках его реформирования и приближения к МСФО. При этом в условиях растущего рынка применение метода ЛИФО позволяло отложить на более поздние сроки уплату налога по давно приобретенным ценным бумагам. Это снижало налоговое бремя компаний, имеющих долгосрочные портфельные инвестиции.

В рамках концепции создания в Российской Федерации международного финансового центра предполагается внести целый ряд изменений в законодательство о налогах и сборах в части уплаты налога на доходы физических лиц, направленных на оптимизацию порядка налогообложения физических лиц при совершении ими операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок. Речь идет о следующих изменениях:

Предполагаемые изменения, несомненно, положительно повлияют на инвестиции физических лиц в фондовые рынки, однако этот сектор настолько незначителен по своим объемам, что на финансовом рынке в целом эти положительные сдвиги почти не будут заметны. Физические лица в России не спешат вкладывать свободные средства в ценные бумаги. Эти вложения традиционно считаются высокорискованными и не такими уж доходными (по сравнению, например, с вложениями в недвижимость). Отпугивает инвесторов также риск потерять весь капитал в случае исчезновения фондового рынка как такового. Недостаточно развиты в России и инструменты коллективных инвестиций (ПИФы), управление которыми осуществляют специалисты. Участие в ПИФах несет, дополнительно к рискам фондового рынка, риск недобросовестности самой управляющей компании. Инвестиции в этот сектор осуществляют в основном профессионалы, которые на этом рынке и работают. Чтобы на фондовый рынок пришли накопления широких слоев населения, предполагаемых Основными направлениями изменений, несомненно, недостаточно.

Что касается порядка исчисления налога на добавленную стоимость, то, несмотря на то, что глобальные вопросы по пересмотру налоговой ставки до сих пор находятся в стадии обсуждения и с учетом кризиса явно решатся нескоро, в плановом периоде предполагается продолжить работу по оптимизации административных процедур, связанных с возмещением налога. Так, предполагается продолжить работу по оптимизации перечня документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки, рассмотреть вопрос о внесении в НК РФ изменений, направленных на сокращение сроков возмещения при осуществлении отдельных операций, облагаемых налогом по нулевой ставке.

Для брокерских и прочих сервисных компаний, оказывающих услуги на финансовых рынках, могут быть интересны ожидаемые изменения в порядок оформления счетов-фактур, а также решение вопроса о возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит-счетов) с целью урегулирования порядка применения налоговых вычетов. Анонсируется также дальнейшая работа по подготовке к проведению пилотного проекта по созданию системы составления и выставления счетов-фактур в электронном виде.

В отношении клиринговых организаций предлагается также уточнить для целей налога на добавленную стоимость порядок ведения раздельного учета облагаемых и не облагаемых налогом операций.

Рассмотренные нами изменения налогообложения финансовых операций, предусмотренные Основными направлениями налоговой политики, по нашему мнению, носят технический характер, и степень их влияния на финансовые рынки России в настоящий момент представляется весьма незначительной. Очевидно, что для достижения амбициозных целей по созданию в России полноценного финансового центра необходимы гораздо более радикальные преобразования налоговой системы.

Т.Ю.Сафонова

Менеджер

KPMG