Мудрый Экономист

Изменения, внесенные в законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой единого социального налога и заменой его на страховые взносы во внебюджетные фонды

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2010, N 6

В связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), устанавливающего порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР (на обязательное пенсионное страхование), ФСС РФ (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), ФФОМС и ТФОМС (на обязательное медицинское страхование), Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ) вносятся изменения в законодательные акты РФ.

Положения Налогового кодекса РФ (НК РФ) о едином социальном налоге (ЕСН), порядке его исчисления и уплаты утратили силу с 01.01.2010. Единый социальный налог заменяется страховыми взносами на конкретные виды социального страхования. Федеральный закон N 213-ФЗ направлен на дальнейшее развитие системы обязательного социального страхования и повышение с 2010 г. уровня пенсионного обеспечения граждан. Далее приведены наиболее значимые изменения, внесенные Законом N 213-ФЗ в некоторые законодательные акты РФ.

Изменения в Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ).

  1. В ст. 1 Закона N 81-ФЗ уточнено, что социальное страхование для временно проживающих и подлежащих социальному страхованию иностранных лиц и лиц без гражданства проводится на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
  2. Статья 5.1 Закона N 81-ФЗ характеризует порядок исчисления среднего заработка в новой редакции, а именно:
  3. исчисление среднего заработка при назначении пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ);
  4. порядок исчисления среднего заработка при назначении пособия по беременности и родам устанавливается Правительством РФ следующим лицам:
  1. В ст. 8 уточнено, что пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
  2. В ст. 15 установлены размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком, которое выплачивается в следующих размерах (табл. 1).

Таблица 1

Размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Размер ежемесячного пособия

по уходу за ребенком в 2010 г.

Лица, которым выплачивается ежемесячное

пособие по уходу за ребенком

<*> 2060,41 руб. - по уходу за

одним ребенком.

<*> 4120,82 руб. - по уходу за

двумя детьми

Матери, уволенные в период:

  • беременности;
  • отпуска по беременности и родам в связи

с ликвидацией организаций;

  • прекращением физическими лицами

деятельности в качестве индивидуальных

предпринимателей;

  • прекращением полномочий частными

нотариусами;

  • прекращением статуса адвоката;
  • прекращением деятельности иными

физическими лицами, чья профессиональная

деятельность подлежит государственной

регистрации и (или) лицензированию

40% от среднего заработка, на

который начисляются страховые

взносы.

Минимальный размер

ежемесячного пособия по уходу

за ребенком не может быть

менее:

<*> 2060,41 руб. - по уходу за

одним ребенком;

<*> 4120,82 руб. - по уходу за

двумя детьми

Лица, фактически осуществляющие уход за

ребенком, подлежащие социальному

страхованию и находящиеся в отпуске по

уходу за ребенком:

  • матери либо отцы;
  • другие родственники;
  • опекуны

40% от среднего заработка за

последние 12 календарных

месяцев, предшествовавших

месяцу наступления отпуска по

уходу за ребенком.

Минимальный размер

ежемесячного пособия по уходу

за ребенком не может быть

менее:

<*> 2060,41 руб. - по уходу за

одним ребенком;

<*> 4120,82 руб. - по уходу за

двумя детьми.

<**> Максимальный размер

пособия по уходу за ребенком

не может превышать за полный

календарный месяц

13 833,33 руб.

  1. Матери, проходящие военную службу по

контракту, матери либо отцы, проходящие

службу:

  • в органах внутренних дел;
  • в Государственной противопожарной службе

МЧС России;

  • в качестве сотрудников учреждений и

органов уголовно-исполнительной системы,

органов по контролю за оборотом

наркотических средств и психотропных

веществ, таможенных органов и находящиеся

в отпуске по уходу за ребенком.

  1. Лица (матери либо отцы, другие

родственники, опекуны), фактически

осуществляющие уход за ребенком, уволенные

в период отпуска по уходу за ребенком в

связи:

  • с ликвидацией организаций;
  • прекращением физическими лицами

деятельности в качестве индивидуальных

предпринимателей;

  • прекращением полномочий частными

нотариусами;

  • прекращением статуса адвоката;
  • прекращением деятельности иными

физическими лицами, чья профессиональная

деятельность подлежит государственной

регистрации и (или) лицензированию

<*> Суммы минимального размера пособия приведены с учетом коэффициента инфляции в соответствии со ст. 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
<**> Сумма максимального размера исчисляется исходя из среднего заработка, соответствующего предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) на день наступления страхового случая, поделенной на 12, или:

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком < Предельная величина базы для начисления страховых взносов / 12.

Следовательно, в 2010 г. максимально допустимая величина пособия по уходу за ребенком равна 13 833,33 руб. (415 000 руб. / 12 x 40%).

Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).

  1. В ст. 1 Закона N 27-ФЗ введено новое понятие - отчетный период - это период, за который страхователь представляет в территориальный орган ПФР сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами:

Таким образом, страхователи за первый отчетный период 2010 г. (полугодие) представляют сведения до 01.08.2010, за второй отчетный период 2010 г. (календарный год) - до 01.02.2011.

Сведения об индивидуальном (персонифицированном) учете с 01.01.2011 представляются ежеквартально до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, т.е. в те же сроки, что и отчетность по страховым взносам в ПФР.

  1. В п. 5 ст. 11 Закона N 27-ФЗ уточнено: физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сведения о себе представляют по-прежнему до 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом.
  2. Пунктом 2 ст. 8 Закона N 27-ФЗ с 2011 г. предусмотрено, что страхователь при представлении сведений на 50 и более работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера) за предшествующий отчетный период представляет их в электронной форме, определяемой ПФР.
  3. Пункт 2 ст. 6 Закона N 27-ФЗ дополнен пп. 13, в котором конкретизированы суммы начисленных страхователем застрахованному лицу страховых взносов с 01.07.2010:
  1. Подпункт 1 п. 3 ст. 6 Закона N 27-ФЗ конкретизирован в части суммы страховых взносов на обязательное страхование, поступившей на накопительную часть трудовой пенсии, дополнен следующим положением: указанная сумма для лиц 1967 г. рождения и моложе учитывается по тарифу 6,0 процентного пункта тарифа страхового взноса.
  2. В ст. 17 уточнено, что финансовые санкции применяются за отчетный период и за истекший календарный год в виде 10% причитающихся соответственно за отчетный и за календарный год платежей в ПФР.

Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).

  1. В тексте Закона N 125-ФЗ установлено лицо, утверждающее формы отчетности по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которым с 01.01.2010 является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (Минздравсоцразвития России).
  2. Законом N 125-ФЗ изменены штрафные санкции за непредставление страхователем в установленный срок (не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом) установленной отчетности в ФСС РФ и его территориальные органы, которые составляют:

Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ).

  1. В новой редакции, соответствующей Закону N 212-ФЗ, изложены следующие статьи:
  1. Изменения, введенные в Закон N 165-ФЗ:

Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).

  1. В 2011 г. применяются тарифы страховых взносов для страхователей - лиц (организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц), производящих выплаты физическим лицам, приведенные в табл. 2.

Таблица 2

Тарифы страховых взносов для страхователей

Тариф страхового

взноса

На финансирование страховой части

трудовой пенсии

На финансирование

накопительной части

трудовой пенсии

Для лиц

1966 г. рождения

и старше

Для лиц

1967 г. рождения

и моложе

Для лиц

1967 г. рождения

и моложе

26%

26%

20%

6%

  1. В 2010 г. все страхователи уплачивают тарифы, приведенные в табл. 3, за исключением:

Таблица 3

Тарифы страховых взносов для страхователей

Тариф страхового

взноса

На финансирование страховой части

трудовой пенсии

На финансирование

накопительной части

трудовой пенсии

Для лиц

1966 г. рождения

и старше

Для лиц

1967 г. рождения

и моложе

Для лиц

1967 г. рождения

и моложе

20%

20%

14%

6%

  1. Страхователи - индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, которая определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз.

Соответствующие страхователи уплачивают соответствующие взносы только в ПФР и ФОМС в 2010 г. в следующих размерах: ПФР - МРОТ x 20% x 12, ФФОМС - МРОТ x 1,1% x 12, ТФОМС - МРОТ x 2% x 12.

Вышеназванные плательщики не исчисляют и не уплачивают взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ. Они могут добровольно вступить в правоотношения по этому виду обязательного социального страхования и уплачивать за себя страховые взносы путем подачи заявления в территориальный орган страховщика (ФСС РФ) по месту жительства. Уплата страховых взносов такими лицами, добровольно вступившими в правоотношения по данному виду страхования, производится не позднее 31-го декабря текущего года начиная с года подачи заявления.

Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).

  1. Изменено наименование Закона N 255-ФЗ на новое: "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
  2. Пунктом 1 ст. 1 установлено, что Закон N 255-ФЗ:
  1. Закон N 255-ФЗ дополнен ст. 1.1, которой предусмотрено, что законодательство РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством основывается на Конституции РФ и состоит из:
  1. Закон N 255-ФЗ дополнен ст. 1.2, определяющей его основные понятия:
  1. Закон N 255-ФЗ дополнен ст. 1.3, в которой:
  2. дано понятие страховых рисков. Страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются:
  1. перечислены страховые случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством:
  1. Закон N 255-ФЗ дополнен ст. 1.4, которой определены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:

Здесь же приведена нормативная база, в соответствии с которой определяются условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:

  1. Статья 2 Закона N 255-ФЗ изложена в новой редакции, в соответствии с которой обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, а именно:
  1. Закон N 255-ФЗ дополнен новыми статьями:

В ст. 2.1 приведен перечень лиц, которые являются страхователями на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, к этим лицам относятся:

В случае если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию. Статьей 2.2 определен страховщик на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которым является ФСС РФ.

Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Правовой статус и порядок организации деятельности ФСС РФ определяются федеральным законом.

В ст. 2.3 приведен порядок регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей.

  1. В новой редакции ст. 3 установлено, что пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) так же, как и прежде, за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 3-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета ФСС РФ, а вот застрахованным лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - за счет средств бюджета ФСС РФ с 1-го дня временной нетрудоспособности.
  2. Закон N 255-ФЗ дополнен гл. 1.1 "Права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", которая состоит из трех статей:
  1. Закон N 255-ФЗ дополнен гл. 1.2 "Особенности уплаты страховых взносов", которая состоит из пяти статей:

В ст. 4.4 определено, что правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется Законом N 212-ФЗ.

В ст. 4.5 приведен порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:

Порядок состоит в следующем:

  1. лица, изъявившие желание добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию, подают заявления в территориальный орган страховщика по месту жительства;
  2. соответствующие лица уплачивают страховые взносы в ФСС РФ исходя из стоимости страхового года;
  3. стоимость страхового года определяется как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов, установленного Законом N 212-ФЗ в части страховых взносов в ФСС РФ, увеличенного в 12 раз, или:
    Стоимость страхового года = МРОТ  x Т    x 12,
н фсс
где МРОТ - минимальный размер оплаты труда на начало финансового года,
н
за который уплачиваются страховые взносы;
Т - тариф страховых взносов в ФСС РФ;
фсс

12 - число месяцев в календарном году;

  1. уплата страховых взносов производится не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  2. страховые взносы перечисляются на счета территориальных органов страховщика одним из следующих способов:
  1. соответствующие лица приобретают право на получение страхового обеспечения при следующих условиях:
  1. в случае если соответствующее застрахованное лицо не уплатило страховые взносы за соответствующий календарный год в срок до 31 декабря текущего года, имевшиеся между ним и страховщиком правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекратившимися;
  2. порядок уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе порядок прекращения с ними правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяются Правилами уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 790.

Приведенный в ст. 4.6 порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета ФСС РФ аналогичен порядку, существовавшему ранее.

Статьей 4.7 установлен порядок проведения страховщиком проверок правильности расходов на выплату страхового обеспечения, основные особенности которого заключаются в следующем:

  1. камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения территориальным органом страховщика проводятся по месту регистрации страхователя;
  2. выездные проверки проводятся не чаще чем один раз в три года;
  3. внеплановые проверки страхователя проводятся в случае поступления жалобы застрахованного лица на отказ в выплате страхового обеспечения или на неправильное определение страхователем размера страхового обеспечения;
  4. территориальный орган страховщика выносит решение о непринятии расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем, к зачету в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ в следующих случаях:
  1. решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения вместе с требованием об их возмещении направляется страхователю в течение 3 дней со дня вынесения решения. Формы соответствующих решения и требования устанавливаются Минздравсоцразвития России;
  2. в случае невозмещения соответствующих расходов в срок, указанный в требовании, территориальным органом ФСС РФ производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ;
  3. выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения проводятся страховщиком одновременно с выездными проверками страхователя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в ФСС РФ.

Статьей 4.8 установлены правила учета и отчетности страхователей, которые состоят в следующем:

  1. страхователи, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, обязаны в установленном порядке вести учет:
  1. ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, обязаны представлять в территориальные органы страховщика отчеты (расчеты) по форме, утвержденной Минздравсоцразвития России, о суммах:
  1. формы отчетов (расчетов), представляемых лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также сроки и порядок их представления утверждаются Минздравсоцразвития России.
  2. Пункт 5 ст. 7 из Закона N 255-ФЗ исключен:

"5. Размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, установленный федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год. В случае если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать указанный максимальный размер указанного пособия по каждому месту работы".

  1. Часть 2 ст. 11 признана утратившей силу:

"2. Размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособия по беременности и родам, установленный федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год. В случае если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по беременности и родам не может превышать указанный максимальный размер указанного пособия по каждому месту работы".

  1. Закон дополнен гл. 3.1 "Обеспечение ежемесячным пособием по уходу за ребенком", содержащей две статьи:

В ст. 11.1 определены условия и продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком:

Статьей 11.2 установлен размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, которое составляет:

  1. 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия.

В соответствии с Законом N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" минимальный размер пособия составляет 1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком подлежит ежегодной индексации в соответствии со ст. 4.2 Закона N 81-ФЗ. В соответствии с вышесказанным:

  1. в случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста 1,5 лет размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется, причем эта сумма не может превышать 100% среднего заработка застрахованного лица и не может быть менее суммированного минимального размера этого пособия;
  2. размер ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми определяется с учетом предыдущих детей, рожденных (усыновленных) матерью данного ребенка;
  3. в случае ухода за ребенком, рожденным матерью, лишенной родительских прав в отношении предыдущих детей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размерах, установленных настоящей статьей, без учета детей, в отношении которых она была лишена родительских прав.
  4. Глава 4 в новой редакции называется "Назначение, исчисление и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком". В старой редакции Закона N 255-ФЗ порядок назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком отсутствовал. Назначение, исчисление и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком гарантировались Законом N 81-ФЗ и производились в соответствии с Положением о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 865.
  5. Статья 12 дополнена ч. 2.1, в которой установлено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 мес. со дня достижения ребенком возраста полутора лет.
  6. В ст. 13 определен порядок назначения и выплаты:

Порядок назначения и выплаты пособий состоит в следующем:

  1. как и прежде, эти пособия назначаются и выплачиваются страхователем по основному месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица;
  2. если застрахованное лицо работает у нескольких страхователей:
  1. застрахованному лицу в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой оно подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем по его последнему месту работы (службы, иной деятельности);
  2. застрахованным лицам: адвокатам, индивидуальным предпринимателям, членам крестьянских (фермерских) хозяйств, физическим лицам, не признаваемым индивидуальными предпринимателями, членам семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, а также иным категориям застрахованных лиц назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются территориальным органом страховщика в случае:
  1. для назначения и выплаты застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет:
  1. для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет:

В случае назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком территориальным органом страховщика застрахованное лицо представляет также сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено указанное пособие;

  1. страхователь осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты застрахованным лицам заработной платы (иных выплат, вознаграждений);
  2. назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком адвокатам, индивидуальным предпринимателям, членам крестьянских хозяйств, физическим лицам, не признаваемым индивидуальными предпринимателями, и т.п., а также иным категориям застрахованных лиц осуществляются территориальным органом страховщика, назначившим указанные пособия, через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию по заявлению получателя в случае:
  1. В новой редакции ст. 14 включает в себя, кроме установленного порядка по исчислению пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, порядок по исчислению ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Из статьи исключены части, характеризующие страховые взносы как ЕСН, и введены части, которые характеризуют страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в соответствии с Законом N 212-ФЗ.

Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у страхователя.

В случае если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) перед наступлением вышеуказанных страховых случаев, то соответствующие пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.

В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ в соответствии с Законом N 212-ФЗ.

Средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у страхователя на число календарных дней, приходящихся на соответствующий период, за который учитывается заработная плата.

Статья 14 дополнена ч. 2.1, 3.1, 5.1, 5.2, в соответствии с которыми:

  1. Статья 16 дополнена ч. 1.1, которая предусматривает в страховой стаж наравне с периодами работы засчитывать периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Налоговый кодекс РФ (НК РФ).

  1. Изменения, внесенные в гл. 23 НК РФ:
  2. налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с 01.01.2010 не удерживается не только с пенсий, назначаемых в установленном порядке действующим законодательством. Пунктом 2 ст. 217 НК РФ предусмотрено не облагать социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемым в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;
  3. в абз. 7 п. 8 ст. 217 НК РФ с 01.01.2010 введено ограничение по возрасту и срокам рождения детей, при котором не облагается единовременная материальная помощь работникам после рождения (усыновления, удочерения) ребенка, а именно НДФЛ не удерживается с сумм единовременной материальной помощи, выплачиваемой работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения) ребенка, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка. Ранее ограничений по возрасту и срокам рождения детей не устанавливалось.
  4. Изменения, внесенные в гл. 24 НК РФ.

Статьей 24 Закона N 213-ФЗ гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ с 01.01.2010 признана утратившей силу.

  1. Изменения, внесенные в гл. 25 НК РФ:
  2. п. 15 ст. 255 НК РФ с 01.01.2010 отменен. В соответствии с ним к расходам на оплату труда относились расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством РФ;
  3. в абз. 9 п. 16 ст. 255 НК РФ установлено, что с 01.01.2010 в расходах на оплату труда учитываются не только взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающего оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, но и расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ. Причем эти затраты включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6% от суммы расходов на оплату труда;
  4. п. 6 ст. 259 НК РФ с 01.01.2010 изложен в новой редакции, в соответствии с которой:

При определении доли доходов от покупателей - иностранных лиц учитываются доходы от иностранных лиц, местом осуществления деятельности которых не является территория РФ. Место осуществления деятельности покупателя определяется как место фактического присутствия покупателя на территории иностранного государства на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если программы для ЭВМ и базы данных, услуги (работы) и имущественные права, предусмотренные настоящим пунктом, приобретались через это постоянное представительство, место жительства физического лица.

Документами, подтверждающими получение доходов от покупателей - иностранных лиц, являются договор (копия договора), заключенный с иностранным лицом, и документы, подтверждающие факт оказания услуг (выполнения работ), или таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ;

  1. в абз. 7 п. 1 ст. 318 исключены слова "суммы единого социального налога". Здесь же добавлено, что помимо расходов на обязательное страхование с 01.01.2010 к прямым расходам относятся расходы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  2. аналогичные поправки внесены в абз. 2 п. 1, абз. 3 п. 3 и абз. 1 п. 4 ст. 324.1 НК РФ, в которой предусмотрен порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет.
  3. Изменения, внесенные в гл. 26.1, 26.2, 26.3 НК РФ, связаны в основном с тем, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы: ЕСХН, УСН или ЕНВД, с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. На 2010 г. указанным налогоплательщикам установлены пониженные тарифы страховых взносов: в 2010 г. они обязаны уплачивать лишь страховые взносы в ПФР, а взносы на медицинское и социальное страхование на случай болезни и в связи с материнством - рассчитывать по нулевой ставке. Начиная с 2011 г. организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН и ЕНВД, уплачивают страховые взносы в государственные внебюджетные фонды по совокупной ставке, равной 34%.

Плательщики ЕСХН, организации инвалидов, сельскохозяйственные товаропроизводители и резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны применяют пониженные тарифы в течение 2010 - 2014 гг.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

  1. Статья 5.44 "Сокрытие страхового случая" КоАП РФ утратила силу с 01.01.2010.
  2. Глава 15 КоАП РФ с 01.01.2010 получила название "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг" (добавлено "страхования").
  3. Статья 15.10 "Неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда" КоАП РФ дополнена штрафными санкциями за нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения плательщика страховых взносов и/или поручения органа контроля по перечислению страховых взносов, соответствующих пеней и/или штрафов в бюджет соответствующего внебюджетного фонда на должностных лиц в размере от 4000 руб. до 5000 руб.
  4. Глава 15 КоАП РФ дополнена ст. ст. 15.32 - 15.34 следующего содержания:
  5. ст. 15.32 установлены штрафные санкции за нарушение установленного законодательством РФ об обязательном социальном страховании срока регистрации в органах государственных внебюджетных фондов на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб.;
  6. ст. 15.33 установлены штрафные санкции:
  1. ст. 15.34 установлены штрафные санкции за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

Трудовой кодекс РФ (ТК РФ).

Изменения, внесенные в ТК РФ.

В ст. 262 ТК РФ установлено, что оплата каждого дополнительного выходного дня одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Ранее уточнение "в размере среднего заработка" отсутствовало.

Список литературы

  1. Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
  2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
  3. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
  4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования": Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
  5. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
  6. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ.
  7. Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ.
  8. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
  9. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ.

З.А.Скляренко

К. т. н.,

генеральный директор

аудиторской фирмы ООО "АЭЛИТА-сервис"

Направления развития доходной базы местных бюджетов Российской Федерации
 
Особенности бюджетного учета в подсобных сельских хозяйствах образовательных учреждений