Мудрый Экономист

О проезде по платным дорогам

"Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2010, N 3

Вопросы пользования платными дорогами законодательно урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ. Правовым основанием для проезда пользователем по платной автодороге является соответствующий договор с владельцем автомобильной дороги или с концессионером - в случае, если вышеуказанная автомобильная дорога является объектом концессионного соглашения (ч. 1 ст. 40 Закона N 257-ФЗ).

Сторонами договора являются пользователь автомобильной дороги - физическое или юридическое лицо, использующее на возмездной основе автодороги в качестве участника дорожного движения, и владелец автодороги - исполнительный орган государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физическое или юридическое лицо, владеющее автомобильными дорогами на вещном праве.

Факт заключения договора подтверждается документом об оплате проезда (кассовый чек, квитанция и т.д.), который выдается пользователю в момент оплаты проезда. При этом сумма платы поступает на расчетный счет владельца. Однако если автомобильная дорога находится в государственной собственности, ситуация несколько иная.

Следует отметить, что в силу положений ст. 5 Закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться как в государственной (муниципальной), так и в частной собственности.

Согласно ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являются одним из видов неналоговых доходов бюджетов.

В соответствии с положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н (далее - Указания), поступление в доход бюджетов бюджетной системы РФ сумм платы за проезд по платным дорогам, находящимся в государственной и (или) муниципальной собственности, следует отражать по следующим кодам классификации доходов бюджетов (исходя из уровня органа государственной власти или местного самоуправления, в ведении которого находится автомобильная дорога):

000

1 11 09031 01 0000 120

Доходы от эксплуатации и использования

имущества автомобильных дорог, находящихся

в федеральной собственности

000

1 11 09032 02 0000 120

Доходы от эксплуатации и использования

имущества автомобильных дорог, находящихся

в собственности субъектов Российской

Федерации

000

1 11 09033 03 0000 120

Доходы от эксплуатации и использования

имущества автомобильных дорог, находящихся

в собственности внутригородских

муниципальных образований городов

федерального значения Москвы

и Санкт-Петербурга

000

1 11 09034 04 0000 120

Доходы от эксплуатации и использования

имущества автомобильных дорог, находящихся

в собственности городских округов

000

1 11 09035 05 0000 120

Доходы от эксплуатации и использования

имущества автомобильных дорог, находящихся

в собственности муниципальных районов

000

1 11 09035 10 0000 120

Доходы от эксплуатации и использования

имущества автомобильных дорог, находящихся

в собственности поселений

В 1 - 3-м разрядах кода следует указать значение соответствующего главного администратора доходов бюджета - органа государственной власти или местного самоуправления, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.

Что касается отражения расходов бюджетов бюджетной системы РФ, направленных на оплату проезда автотранспортных средств, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности, по платным дорогам, то согласно требованиям Указаний их следует отражать по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ в увязке с соответствующими показателями классификации расходов бюджетов (в силу положений ст. 70 Бюджетного кодекса РФ), в рамках которых осуществляется финансовое обеспечение выполнения функций органами государственной власти (местного самоуправления) или бюджетными учреждениями, в оперативном управлении которых находятся транспортные средства.

И.Ю.Кузьмин

Советник государственной

гражданской службы 3-го класса

Совершенствование государственного управления: контроль за использованием средств бюджетов
 
Финансовый аспект реорганизации бюджетных учреждений