Мудрый Экономист

Учет расходов на приобретение санаторных путевок

"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 3

С 2010 г. в бюджете Фонда социального страхования денежные средства на проведение оздоровительной кампании детей планироваться не будут. Вместе с тем согласно изменениям, внесенным Законом N 326-ФЗ <1> в Федеральные законы N N 124-ФЗ <2>, 184-ФЗ <3>, полномочия по осуществлению и финансовому обеспечению мероприятий по оздоровлению и отдыху детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время) закрепляются за государственными органами субъектов РФ. Таким образом, с 2010 г. распределение путевок и возмещение расходов по их приобретению будут производиться через уполномоченный орган субъекта РФ.

<1> Федеральный закон от 17.12.2009 N 326-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 12 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статьи 26.3 и 26.11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
<2> Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
<3> Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Порядок организации работы по оздоровлению детей, рекомендуемый Минздравсоцразвития

В целях сохранения гарантий на обеспечение оздоровления и отдыха детей в 2010 г., осуществляемых за счет средств субъекта РФ, Минздравсоцразвития в Письме от 29.09.2009 N 18-1/10/2-7642 рекомендует следующее:

а) предусмотреть на 2010 г. объем ассигнований на оздоровление детей на уровне не ниже объемов, предусмотренных на эти цели ФСС в 2009 г. по соответствующему субъекту РФ;

б) разработать необходимую нормативную правовую базу, включающую:

в) организовать информационную работу с населением по проведению детской оздоровительной кампании (организация приема заявлений; рассмотрение, приобретение путевок, выдача путевок или предоставление компенсации за самостоятельно приобретенную путевку; возможное участие средств родителей, работодателей и иных источников).

Региональная практика по разработке порядка обеспечения санаторными путевками

Учитывая вышеприведенные рекомендации Минздравсоцразвития, субъекты РФ разрабатывают свои правила приобретения и выдачи путевок, их оплаты или предоставления компенсации за приобретенные путевки, утверждая их местными нормативными актами. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Постановлением Правительства Московской области от 31.12.2009 N 1207/55 (далее - Постановление N 1207/55) утвержден Порядок предоставления частичной компенсации стоимости путевки организациям, состоящим на учете в налоговых органах Московской области и закупившим путевки для оздоровления детей гражданам.

Согласно данному Порядку в Московской области (МО) полномочиями по осуществлению и финансовому обеспечению мероприятий по оздоровлению детей наделено Министерство социальной защиты населения МО (далее - Министерство).

Учреждения, закупившие путевки для оздоровления детей своих работников, могут компенсировать часть своих расходов за счет средств бюджета МО. Для этого они направляют заявки в территориальные подразделения Министерства, в которых просят выделить за счет средств бюджета МО средства на частичную компенсацию стоимости путевок на оздоровление детей. Вместе с заявками учреждения представляют следующие документы:

Решение об объеме средств, выделяемых на частичную компенсацию стоимости путевок, доводится до учреждений распорядительным актом Министерства. Перечисление этих средств осуществляется на расчетные счета учреждений.

  1. Для детей, проживающих на территории Архангельской области, установлен несколько иной Порядок организации санаторного лечения и оздоровления, который утвержден Постановлением Правительства Архангельской области от 15.12.2009 N 186-пп.

Согласно этому Порядку путевки на санаторное лечение или оздоровление детей приобретаются в соответствии с государственными контрактами на оказание услуг по оздоровлению детей, заключенными Департаментом здравоохранения Архангельской области с санаториями или оздоровительными лагерями. Финансовое обеспечение оплаты путевок осуществляется за счет средств областного бюджета, выделенных на эти цели уполномоченному исполнительному органу государственной власти по Архангельской области по организации отдыха и оздоровления детей в детских санаториях и детских санаторных оздоровительных лагерях круглосуточного действия.

  1. Постановлением Правительства Вологодской области утвержден Порядок приобретения и выдачи путевок в организации, осуществляющие санаторное оздоровление детей, проживающих на территории Вологодской области, на 2010 г. (проект).

Согласно данному Порядку приобретение путевок обеспечивает Департамент труда и социального развития, при этом другой департамент области (Департамент здравоохранения) представляет ему расчет потребности в санаторно-оздоровительных путевках для детей, проживающих на территории области.

Департамент труда и социального развития осуществляет:

<4> "Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Из вышесказанного следует, что в каждом субъекте РФ порядок обеспечения путевками в санаторные и оздоровительные учреждения детей, проживающих на территории данного субъекта, будет различным.

Нормативы оплаты стоимости путевок в детские санаторно-курортные и оздоровительные организации

На 2010 г. таких нормативов не утверждено. Однако по рекомендациям Минздравсоцразвития для организации работы по обеспечению отдыха и оздоровления детей в новых условиях целесообразно учитывать опыт, накопленный ФСС при осуществлении аналогичной работы до 2010 г. (Письмо от 29.09.2009 N 18-1/10/2-7642). Иными словами, данным министерством рекомендовано в 2010 г. использовать нормативы оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации, действовавшие до 2010 г.

Напомним, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.03.2008 N 148 ФСС для детей застрахованных граждан (в том числе детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, находящихся в приемных семьях, а также пасынков и падчериц) до 1 января 2010 г. осуществлялась полная или частичная оплата стоимости путевок в следующие расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные организации, открытые в установленном порядке:

Учитывая данные нормативы, субъекты РФ разрабатывают и утверждают своими нормативными актами стоимость путевок, подлежащих оплате, по своему региону. Так, к примеру, в Московской области нормативы оплаты стоимости путевок следующие (п. 2 Постановления N 1207/55):

В Нижегородской области в целях обеспечения отдыха и здоровья детей в 2010 г. для оплаты за счет средств областного бюджета установлена средняя стоимость одного дня пребывания (Распоряжение Правительства Нижегородской области N 3182-р <5>):

<5> Распоряжение Правительства Нижегородской области от 22.12.2009 N 3182-р "Об установлении средней стоимости одного дня пребывания детей в учреждениях, организующих отдых и оздоровление детей, набора продуктов питания в лагерях с дневным пребыванием детей в 2010 году".

Бухгалтерский учет расходов на приобретение путевок

Расходы на приобретение путевок за счет средств бюджетов. Анализируя вышеприведенные нормативные акты субъектов РФ, определяющие порядок обеспечения санаторными путевками детей, проживающих на территории таких субъектов, можно сделать вывод о том, что в 2010 г. средства бюджетов субъектов РФ на оплату этих путевок будут выделяться уполномоченным органам субъекта РФ. Именно данные уполномоченные органы будут заниматься приобретением путевок для детей и их распределением.

Расходы на приобретение путевок за счет средств учреждения. Рассмотрим случаи, когда путевки работникам или их детям приобретаются учреждением за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Сразу стоит отметить, что возможность осуществления таких расходов учреждение обязано прописать во внутреннем локальном документе (например, в коллективном договоре) и предусмотреть в смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности.

При этом учреждению также стоит разработать и утвердить порядок предоставления санаторных путевок, а именно:

а) учреждение вначале оплачивает путевку полностью, а затем работники компенсируют какую-то часть оплаты путем внесения наличных денег в кассу учреждения;

б) работники оплачивают полную стоимость путевок, а затем учреждение компенсирует им часть произведенных затрат.

Размеры компенсаций, выплачиваемых сотрудникам за путевки, либо средств, вносимых работниками для их приобретения, также устанавливаются учреждением внутренними локальными актами.

В бюджетном учете оплаченные путевки в дома отдыха, санатории, турбазы учитываются на счете 201 05 000 "Денежные документы". Оплаченные путевки хранятся в кассе учреждения (п. 107 Инструкции N 148н <6>).

<6> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 148н (с изменениями, внесенными Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 152н).

Обратите внимание! В случае если путевки получены безвозмездно от общественных, профсоюзных и других организаций, то учитывать их следует на забалансовом счете 08 "Путевки неоплаченные". При этом храниться они должны в кассе учреждения наравне с денежными документами (п. 263 Инструкции N 148н).

Прием в кассу и выдача из кассы путевок оформляются приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001) и расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002) с оформлением на них записи "Фондовый". Учет операций с такими документами ведется на отдельных листах Кассовой книги (ф. 0504514). Приходные и расходные кассовые ордера с записью "Фондовый" регистрируются в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003) отдельно от операций по денежным средствам (п. 108 Инструкции N 148н).

Аналитический учет оплаченных путевок ведется в карточке учета средств и расчетов.

Учет операций с денежными документами ведется в журнале по прочим операциям.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации и рекомендациями по их применению <7>, изложенными в Письме Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383, расходы на приобретение неименных путевок для сотрудников учреждения на санаторно-курортное лечение следует относить на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

<7> Утверждены Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н.

Пример. Образовательное учреждение за счет средств от приносящей доход деятельности приобрело 10 путевок в детский санаторий. Стоимость каждой из них составила 5000 руб. Часть стоимости путевки (30%) работники компенсируют за счет своих личных средств путем их внесения в кассу учреждения.

Данные операции отразятся в бухгалтерском учете образовательного учреждения следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Произведена оплата путевок

авансом <*>

2 206 09 560

2 201 01 610

50 000

Получены путевки

2 201 05 510

2 302 09 730

50 000

Зачтен перечисленный аванс

2 302 09 830

2 206 09 660

50 000

Поступили в кассу денежные

средства от родителей

в возмещение части стоимости

путевок

(50 000 руб. x 30%)

2 201 04 510

1 208 09 660

15 000

Выданы путевки

2 208 09 560

2 201 05 610

50 000

Работниками представлены

отрывные талоны к санаторным

путевкам

2 106 04 340 (226)

2 208 09 660

35 000

<*> В соответствии с пп. "а" п. 8 Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1181 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" учреждения вправе предусматривать авансовые платежи по договорам на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение в размере 100%.

Л.Ларцева

Эксперт журнала

"Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение"