Мудрый Экономист

Методология страхования рисков невозврата дебиторской задолженности в России

"Финансы", 2009, N 8

Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2007 г. с ипотечного кризиса в США, внес свои коррективы в специфику бизнеса в России.

Резко обостряется конкуренция, большое число компаний становится банкротами, растет величина просроченной дебиторской задолженности. В связи с кризисом предприятия вынуждены искать пути управления дебиторской задолженностью таким образом, чтобы не сорвать цикл оборачиваемости, минимизировать риски невозврата долгов за отгруженные товары и оказанные услуги. Поэтому эффективное управление дебиторской задолженностью предприятия на сегодняшний день является одной из первоочередных задач любого менеджера.

Западный опыт показывает, что одним из наиболее эффективных инструментов управления дебиторской задолженностью в таких случаях является применение прямого страхования, которое предполагает страхование риска убытков от несвоевременного возврата денежных средств покупателем, приобретающим продукцию на условиях отсрочки платежа, либо его банкротства.

В зарубежной страховой практике данный вид страхования, именуемый "делькредере", в настоящее время представляет собой особое условие договора, задачей которого является понижение кредитных рисков страхователей. Объектом страхования делькредере является дебиторская задолженность, возникающая у поставщика в связи с поставками товаров и услуг. Страхование осуществляется с целью предоставления компаниям страховых гарантий погашения дебиторской задолженности в обусловленные сроки в случае неплатежеспособности должника или неоплаты долга по иным причинам, тем самым снижая кредитные риски страхователя. В России данный вид страхования относится к числу сравнительно новых.

Страховая компания, прежде чем предложить конкретные условия страхования (размер страховой премии, франшизы), анализирует кредитные риски контрагентов компании-клиента, выбирает те из них, с которыми допустимо работать на условиях отсрочки платежа, и устанавливает для каждого кредитный лимит.

Безусловным преимуществом использования страхования дебиторской задолженности для предприятия является облегчение задачи планирования финансов, а также освобождение фирмы от необходимости самостоятельно оценивать платежеспособность контрагентов.

Как уже отмечалось, страхование дебиторской задолженности в российской практике появилось сравнительно недавно. Первые сделки между российскими страховщиками и страхователями подобных рисков начались только после кризиса 1998 г.

К основным факторам роста спроса на данный вид услуг в России можно отнести:

В развитых экономиках полис страхования дебиторской задолженности служит достойной заменой банковской гарантии и факторингу. Очевидно, борясь с конкурентами и предоставляя партнерам рассрочки платежей в период экономического кризиса, российские компании испытывают потребность в подобной защите. Тогда почему не происходит стремительного роста рынка?

Среди основных недостатков страхования дебиторской задолженности в России можно отметить достаточно высокую стоимость этой услуги по сравнению с аналогичными предложениями на зарубежных рынках. Данное обстоятельство связано с тем, что российские страховые компании, определяя размер премии, завышают стоимость страхования на такие виды услуг, не имея надежной методики оценки и управления кредитными рисками страхователей. Из-за слабой методологической проработанности и отсутствия национальной статистики по указанному виду страхования требуется очень серьезный, комплексный подход к оценке рисков в данном виде страховой деятельности.

Очевидно, что клиенту страховой компании выгодно страховать только сделки с наиболее проблемными партнерами, не "переплачивая" за партнеров надежных. В этом случае возникает антиселекция - получение рисков с высокой вероятностью наступления, что зачастую приводит к неблагоприятным последствиям для страховщика. В частности, одна из наиболее крупных российских страховых компаний ОАО "РОСНО" в 2006 г. понесла убытки по страхованию дебиторской задолженности в сумме, превышающей несколько миллионов долларов.

Простейшим выходом из подобной ситуации служит завышенный тариф на страхование единичной сделки, что не решает проблемы и сильно тормозит развитие данного вида страхования в России.

Таким образом, слабое развитие в настоящее время в России страхования дебиторской задолженности обусловлено целым рядом причин, среди которых:

Однако все перечисленные недостатки российского рынка страхования дебиторской задолженности являются следствием одного и того же основного фактора - отсутствия методологической базы для анализа положения контрагентов страхователя.

Зарубежная практика предполагает, что при страховании коммерческих (товарных) кредитов заключается договор страхования, по условиям которого предприятие, заключившее такой договор, сообщает обо всех своих покупателях страховой компании, которая оценивает кредитные риски по данным компаниям.

Для формирования методологических основ анализа кредитных рисков по операциям страхователя и внедрения созданных на их базе методик российским страховым компаниям необходимо провести тщательный анализ требований, принципов и процедур, применяемых зарубежными коллегами, а также выделить специфические особенности, характерные для отечественного рынка страхования. Такой анализ поможет сделать вывод о возможностях и перспективах развития страхования дебиторской задолженности и признания его одним из мощных рычагов борьбы с проблемой невозврата долгов, обострившейся в период экономического кризиса.

Страховая компания должна располагать собственной устойчивой системой управления кредитными рисками через структурированную методологию, учитывающую все основные факторы, влияющие на деятельность контрагентов страхователя. Только на основе четко структурированной методологии может быть разработана методика оценки кредитных рисков.

Все известные в настоящее время методики анализа платежеспособности контрагентов построены на расчете ограниченного набора финансовых показателей и имеют ряд существенных недостатков.

Во-первых, основным недостатком всех используемых в настоящее время методов оценки платежеспособности контрагентов страхователя на основе системы финансовых коэффициентов является то, что рассчитываемые коэффициенты отражают положение дел в прошлом, да и то лишь на отчетные даты и только в отношении некоторых сторон деятельности предприятий - в основном в части движения оборотных средств.

Во-вторых, для определения уровня платежеспособности предприятий необходима дифференциация нормативных показателей по отраслевым признакам, а также в соответствии со спецификой финансово-экономической деятельности.

В-третьих, существующие методики анализа не рассматривают данных внутренней оперативной финансовой информации предприятий в динамике за определенные периоды и, следовательно, не позволяют прогнозировать денежные поступления и платежи при определении платежеспособности предприятия на перспективу.

В-четвертых, они не учитывают многие факторы: репутацию заемщика, перспективы и особенности экономической конъюнктуры, в том числе динамику инфляции, оценки выпускаемой и реализуемой продукции.

Как показали проведенные нами исследования, факторы, которые являются наиболее существенными при определении платежеспособности контрагента, можно разделить на три блока:

Именно эти блоки факторов оказывают наибольшее влияние на оценку величины кредитного риска по предприятию.

Структурированная методология анализа контрагентов основана на определении в каждом из указанных блоков факторов, влияющих на оценку платежеспособности контрагента, определенных индикаторов для принятия решения.

Каждому из таких индикаторов присваивается класс (от 1 до 4, в зависимости от состояния индикатора). Каждому классу по каждому индикатору соответствует определенный расчетным путем поправочный коэффициент.

По каждому блоку факторов значения поправочных коэффициентов по всем индикаторам перемножаются, образуя относительную величину поправки кредитного лимита контрагента на соответствующий блок факторов.

При этом под кредитным лимитом в страховании дебиторской задолженности понимают максимальную сумму, в пределах которой страховщик несет свое обязательство по выплате страхового возмещения.

Базовый кредитный лимит по страхованию дебиторской задолженности должен быть рассчитан исходя из допущения, что страховщик не может покрыть риски страхователя на сумму более 10% ежеквартальной выручки контрагента.

Таким образом, каждому контрагенту присваивается по умолчанию базовый кредитный лимит на операции в размере 10% от его квартальной выручки.

В дальнейшем данная относительная величина кредитного лимита умножается на значения итоговых поправочных коэффициентов по описанным ранее блокам факторов, определяя таким образом итоговую величину кредитного лимита по каждому контрагенту, выраженную в процентах.

Автором разработаны индикаторы оценки платежеспособности контрагента, а также величины поправочных коэффициентов.

Далее устанавливается итоговый кредитный лимит и анализируемому контрагенту присваивается категория платежеспособности. При этом, если итоговая величина кредитного лимита в относительном выражении оказывается менее 5% от квартальной выручки контрагента, то это ведет к отказу в страховании операций страхователя с данным предприятием.

Описание соответствующих категорий приведено в таблице. Данная классификация нужна страховщику для определения тарифа, который будет применен для страхования операций страхователя с анализируемым контрагентом. При этом, как уже говорилось, операции с контрагентами, попавшими в четвертую категорию риска, страхованию не подлежат.

Категории платежеспособности контрагентов

     Категории    
платежеспособности
                   Оценка контрагента                 
Первая категория  
риска
Высокая степень платежеспособности:                   
- финансовое состояние устойчивое и стабильное
с растущей динамикой;
- предприятие имеет возможность своевременно
и полностью выполнять свои обязательства перед
контрагентами;
- вероятность невыполнения обязательств, даже в случае
неблагоприятных коммерческих, финансовых
и экономических условий, очень незначительна;
- все финансовые показатели деятельности находятся
выше нормативных значений и имеют положительную
динамику
Вторая категория  
риска
Средняя (достаточная) степень платежеспособности:     
- финансовое состояние устойчивое и стабильное, но без
положительной динамики;
- предприятие имеет достаточную способность
своевременно выполнять свои обязательства перед
контрагентами;
- вероятность невыполнения обязательств в случае
неблагоприятных коммерческих, финансовых
и экономических условий незначительна;
- многие финансовые показатели деятельности компании
(но не все) находятся в пределах нормативных значений
(или близких к ним) и отличаются стабильностью либо
незначительным ухудшением динамики
Третья категория  
риска
Удовлетворительная (низкая) степень                   
платежеспособности:
- финансовое состояние неустойчивое и нестабильное,
с отрицательной динамикой;
- предприятие не имеет достаточной возможности
своевременно и в полном объеме выполнять свои
обязательства перед контрагентами;
- существует высокая вероятность невыполнения
обязательств в случае неблагоприятных коммерческих,
финансовых и экономических условий;
- финансовые показатели организации ниже нормативных
и характеризуются значительным ухудшением динамики
развития бизнеса, прибыли, ростом издержек
и нестабильностью взаимоотношений с контрагентами
Четвертая         
категория риска
Низшая степень платежеспособности:                    
- финансовое состояние стабильно неудовлетворительное
(близкое к дефолту), со значительными отрицательными
изменениями динамики;
- предприятие не имеет возможности своевременно
и в полном объеме выполнять свои обязательства перед
контрагентами даже при благоприятных коммерческих,
финансовых и экономических условиях;
- финансовые показатели организации ниже нормативных
и характеризуются отрицательной динамикой развития
бизнеса, убытками и неудовлетворительными
взаимоотношениями с контрагентами

Как показали исследования, строгое соблюдение разработанной методики оценки платежеспособности контрагентов при страховании риска невозврата дебиторской задолженности является гарантией успешности и прибыльности страхования дебиторской задолженности клиентов для страховщиков.

На практике страховые компании нередко оценивают кредитоспособность дебиторов клиента, не сообщая им об этом (в этом случае в договоре страхования должен быть представлен раздел, посвященный конфиденциальности информации). Разработанная на основе предложенной методологии методика может быть использована и в этом случае, так как основана на публичной информации о контрагентах.

А.В.Чарышнов

Экономист