Мудрый Экономист

Досрочная пенсия лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность

"Отдел кадров бюджетного учреждения", 2010, N 2

Назначение досрочной пенсии различным категориям работников зачастую вызывает судебные споры, поскольку в течение работы отдельного сотрудника законодательство может изменяться, и к моменту назначения пенсии нормы правовых актов иногда противоречат друг другу. Подробно рассмотрим несколько определений ВС РФ, принятых в прошлом году по вопросам назначения досрочной трудовой пенсии по старости работникам, осуществлявшим педагогическую деятельность, и включения отдельных периодов в стаж для назначения данной пенсии.

Вопрос о тождественности выполняемых работником функций тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть решен в судебном порядке только в случае неправильного наименования работодателем занимаемой истцом должности.

Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда по Калининскому району г. Уфы Республики Башкортостан (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным решения комиссии Управления от 29.08.2008 N 39, которым ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Основанием для принятия такого решения послужила невозможность включения в стаж отдельных периодов работы истца.

Калининский районный суд г. Уфы принял решение от 21.11.2008 об удовлетворении заявленных требований и включении в специальный стаж истца периода нахождения в учебном отпуске с 03.06.1991 по 06.07.1991 (1 месяц 4 дня), а также периодов работы в должности:

Суд также постановил обязать Управление назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения Н. к ответчику, то есть с 03.06.2008. Принятое решение было оставлено без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 29.01.2009.

Управлением была подана надзорная жалоба с просьбой отменить состоявшиеся по делу судебные постановления в связи с тем, что при рассмотрении дела были допущены существенные нарушения норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ нашла жалобу подлежащей удовлетворению частично. Приведем выводы, сделанные при рассмотрении материалов дела.

Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленного иска в части включения в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов работы Н. в должности "руководитель кружка" в Доме творчества для детей и юношества и Доме пионеров, исходил из следующего.

Хотя в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (далее - Список N 781), а также в ранее действовавшем Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 (далее - Список N 1067), отсутствовала должность "руководитель кружка", в них предусмотрена должность "педагог дополнительного образования". Поскольку Приказом N 21 <1> должность руководителя кружка переименована в должность педагога дополнительного образования, а истец, работая руководителем кружка и педагогом дополнительного образования, имел аналогичные должностные обязанности, это, по мнению судебных инстанций, подтверждает тождественность осуществляемых Н. трудовых функций в спорные периоды, значит, имеются правовые основания для включения этих периодов в специальных стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. С приведенной позицией согласился и суд кассационной инстанции. Судебная коллегия не была согласна с указанными выводами.

<1> Приказ Минобразования России 25.01.1993 N 21 "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке проведения внеочередной аттестации работников учреждений и организаций образования и других вопросах по переводу работников на условия оплаты труда по ЕТС" утратил силу в связи с изданием Приказа Минобразования России от 28.09.2000 N 2797 "Об отмене Приказа Минобразования России от 25 января 1993 г. N 21, Приказов Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. N 463/1268 и от 14 декабря 1995 г. N 622/1646".

Согласно пп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого Закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Пунктом 3 ст. 28 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 7 - 13 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ. Однако ни действующим в настоящее время Списком N 781, ни ранее действовавшими Списком N 1067 и Списком профессий и должностей <2> не предусматривалось право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности "руководитель кружка".

<2> Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463.

Судебная коллегия также не согласилась с выводами нижестоящих судебных инстанций о возможности установления тождества выполняемых истцом функций, условий и характера его деятельности в должности "руководитель кружка" и в должности "педагог дополнительного образования" по следующим основаниям. Приказом N 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность "педагог дополнительного образования", которая впервые была включена в Список N 1067, а позднее - в Список N 781. В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных ст. ст. 27 и 28 Закона N 173-ФЗ, а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, принадлежит Минтруду по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом. Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 367, наряду с должностью "педагог дополнительного образования" сохранено и прежнее название должности - "руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)". В данном случае имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах, а вопрос о тождественности выполняемых Н. функций тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, мог быть решен в судебном порядке только в случае неправильного наименования работодателем занимаемой истцом должности. При таких обстоятельствах выводы суда о незаконности решения Управления в части отказа включить в стаж работы Н. по специальности периоды его трудовой деятельности в должности "руководитель кружка" и назначить с учетом данных периодов трудовую пенсию по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста нельзя признать соответствующими регулирующим спорные правоотношения нормам закона, правовых оснований для удовлетворения заявленного иска в указанной части у суда не имелось.

Судебная коллегия признала подлежащими отмене решение Калининского районного суда г. Уфы от 21.11.2008 и определение судебной коллегии по гражданским делам ВС Республики Башкортостан от 29.01.2009 в части удовлетворения требований Н. о признании незаконным решения Управления и обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 03.06.2008. В удовлетворении исковых требований в вышеуказанной части Н. отказано.

Период нахождения работницы в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет включается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, если данный отпуск был предоставлен во время действия законов, предусматривающих включение этого периода в указанный стаж.

Из Определения ВС РФ от 05.03.2009 N 19-В09-2 известно, что Т. обратилась в суд с иском о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда по г. Невинномысску (далее - ответчик, Управление) от 03.11.2006, которым Т. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по пп. 10 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ. В частности, Т. просила включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период ее нахождения в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 25.04.1991 по 31.03.1992.

Решением Невинномысского городского суда от 13.03.2007 иск удовлетворен. Далее определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 11.05.2007 решение суда первой инстанции отменено, по делу вынесено новое решение об отказе в удовлетворении иска. В надзорной жалобе Т. просила отменить состоявшееся по делу определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда и оставить в силе решение Невинномысского городского суда. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ нашла, что надзорная жалоба подлежит удовлетворению, а состоявшееся по делу определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 11.05.2007 подлежит отмене по следующим основаниям.

Статьей 167 КЗоТ РСФСР было предусмотрено включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 N 235 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

С 06.10.1992 вступил в силу Закон РФ от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (далее - Закон N 3543-1), согласно которому ст. 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции. С этого времени период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Однако решение суда в части отказа в удовлетворении требования истицы о включении в специальный стаж периода с 25.04.1991 по 31.03.1992 - времени отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет - является неправильным, поскольку суд не применил нормы материального права, подлежащие применению при разрешении данного спора. Согласно п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989 повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22.05.1990 N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства СССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970. Их ст. 71 была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Согласно Закону N 1501-1 законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с ним.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов и ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. от 09.12.1971) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Кроме того, п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Закона N 173-ФЗ), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона N 3543-1, с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Ссылки суда кассационной инстанции на положения п. 7 Разъяснений "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 N 375/24-11, не указывающего, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, не могут быть приняты во внимание, поскольку данный пункт не содержит и каких-либо ограничений по возможности учета времени дополнительного неоплачиваемого отпуска в стаже, дающем право на пенсию на льготных условиях. Единственное ограничение по учету времени дополнительных отпусков, поименованное в настоящем пункте, - стаж, дающий право на ежегодные оплачиваемые отпуска.

Кроме того, положения Разъяснений N 375/24-11 не могут рассматриваться в отрыве от нормативного регулирования данных правоотношений, установленного в КЗоТ РСФСР и допускавшего до 06.10.1992 включение времени дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж работы по специальности, в том числе и для случаев назначения пенсии на льготных условиях.

Учитывая указанное, судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ отменила определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 11.05.2007 и оставила в силе решение Невинномысского городского суда от 13.03.2007.

Если вновь принятые нормативные правовые акты, регулирующие порядок назначения льготной пенсии по старости, ухудшают положение работников, начавших трудовую деятельность в период действия принятых ранее правовых актов, то вновь принятые акты применению не подлежат. При этом назначение трудовой пенсии производится в соответствии с законами, действовавшими в период осуществления трудовой деятельности.

К. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда в округе Муром и Муромском районе (далее - Управление, ответчик) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, ссылаясь на то, что ответчиком необоснованно исключены из специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, периоды ее работы с 01.10.1998 по 31.08.1999 и с 01.09.1999 по 12.09.2000 в должности музыкального руководителя в яслях-саду N 13, а также периоды ее нахождения в отпусках по уходу за детьми с 26.07.1981 по 30.04.1982 и с 26.08.1987 по 01.01.1989.

Решением Муромского городского суда Владимирской области от 04.12.2007, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 05.02.2008, заявленные требования удовлетворены. Суд постановил включить указанные периоды в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и обязал назначить такую пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона N 173-ФЗ в связи с педагогической деятельностью.

По результатам изучения доводов надзорной жалобы 17.09.2008 судьей ВС РФ дело было истребовано в ВС РФ. Определением судьи ВС РФ от 02.12.2008 надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ. Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, судебная коллегия пришла к заключению, что судебные постановления вынесены с существенными нарушениями норм материального права.

Было установлено, что 12.09.2007 К. обратилась в Управление за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп. 10 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ. Согласно ответу Управления в стаж, дающий право на назначение вышеуказанной пенсии, не подлежат включению периоды ее работы с 01.10.1998 по 31.08.1999 и с 01.09.1999 по 12.09.2000 в должности музыкального руководителя в яслях-саду N 13, поскольку в данный период не выполнялась норма рабочего времени, а также периоды ее нахождения в отпусках по уходу за детьми с 26.07.1981 по 30.04.1982 и с 26.08.1987 по 01.01.1989, поскольку включение такого вида отпуска не предусмотрено действующим законодательством.

Удовлетворяя заявленные требования в части включения в специальный стаж истицы периодов ее работы в должности музыкального руководителя на неполную ставку, суд сослался на Перечень учреждений и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 (далее - Перечень), и Разъяснения Госкомтруда СССР от 17.05.1960 N 19 (далее - Разъяснения N 19), в которых имелись ссылки на должность воспитателя и руководителя-воспитателя.

Между тем согласно пп. 10 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Пункт 3 указанной статьи предусматривает, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 7 - 13 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (далее - Правила N 781), периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Суд установил, что истица работала в должности музыкального руководителя в яслях-саду N 13 с 01.10.1998 по 31.08.1999 и с 01.09.1999 по 12.09.2000 - на 0,5 и 0,75 ставки соответственно.

Разрешая спор, суд указал, что при определении стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, следует руководствоваться Перечнем и Разъяснениями N 19, поскольку указанные акты предусматривали включение работы в должности музыкального руководителя в льготный стаж без каких-либо условий относительно нормы выработки, а последующие нормативные акты, регулирующие порядок назначения льготной пенсии по старости, ухудшают положение истицы в области пенсионного обеспечения, а потому применению не подлежат.

Суд не учел Список профессий и должностей, в котором должность музыкального руководителя отсутствовала. В то же время в п. 3 утвердившего этот Список Постановления N 463 за другими педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", но с 01.10.1993 указанный пункт признан утратившим силу.

Затем были утверждены Список N 1067 и (в п. 1 этого же Постановления) Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Пункт 3 данного Постановления предусматривал, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком профессий и должностей, а периоды работы после 01.11.1999 - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными данным Постановлением. Так, в Списке N 1067 должность музыкального руководителя поименована, при этом в п. 1 указанных Правил говорится о необходимости выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Таким образом, в период с 01.10.1993 по 01.11.1999 законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Данный пробел законодатель в пределах своих полномочий ликвидировал путем указания в п. 5 Правил N 781 на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

При таких обстоятельствах вывод суда о необходимости включения вышеназванных периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от учебной нагрузки, является неправильным, так как К. не была выработана норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы, а в период, когда такая работа осуществлялась, нормы материального права, на которые сослался суд, применению не подлежали.

На основании вышеизложенного Судебная коллегия пришла к выводу о необходимости отмены состоявшихся судебных постановлений и вынесла новое судебное постановление, которым в удовлетворении требований о признании Управлением права К. на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью отказала.

А.П.Крючков

Эксперт журнала

"Отдел кадров

бюджетного учреждения"

Подготовка кадров для государственной службы
 
Порядок назначения и выплаты "детских" пособий