Мудрый Экономист

Требуется узкий специалист...

"Кадровик. Рекрутинг для кадровика", 2009, N 8(3)

В нынешний период экономического кризиса кадровые службы предприятий на время отказываются от услуг кадровых агентств, осуществляя поиск и подбор персонала своими силами. Но есть сферы деятельности, которые требуют особого подхода и определенной базы. Речь идет о так называемых узких специалистах. В статье рассказывается о специфике подбора персонала в области инженерных систем и сложного оборудования, которым занимается кадровое агентство "РЕСКОЛД консалтинг".

Специализация

Начиная с 2004 г. кадровое агентство "РЕСКОЛД консалтинг" осуществляет деятельность по подбору персонала для бизнеса, связанного с холодильным оборудованием и кондиционированием. Специализация определила название "Rescold": "Res" (researching) тщательный поиск, исследование, "cold" - холод. Второе слово в названии кадрового агентства - consulting - определяет нашу миссию: это, в первую очередь, консультирование наших заказчиков по кадровым вопросам. Сюда относится определение необходимых и достаточных компетенций и опыта специалистов - кандидатов по каждой вакансии, факторов их мотивации, соответствующих зарплатному уровню каждой вакансии и реальной ситуации на рынке труда.

Сегодня кадровое агентство поддерживает контакты с тысячами технических специалистов среднего и высшего звена.

Управление техническими службами и продажами, управление проектами, проектирование, продажи, монтаж и сервисное обслуживание - далеко не полный перечень вакансий, по которым "РЕСКОЛД консалтинг" постоянно осуществляет поиск и подбор персонала для заказчиков в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

Кадровое агентство "РЕСКОЛД консалтинг" с 2006 г. член Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП) - профессионального объединения рекрутеров в России, СНГ и на территории Восточной Европы.

Индивидуальные решения

Одной из главных особенностей подбора специалистов в области узкой специализации (в случае "РЕСКОЛД консалтинг" - в области инженерных систем и сложного оборудования) является необходимость применения технологий Executive search, чаще используемых при поиске и подборе руководителей высшего звена. Технологии классического рекрутинга, результативные при поиске, привлечении и оценке специалистов на типовые вакансии, применимы при работе в узком секторе рынка весьма редко и не всегда успешны. Почему так?

Большая часть инженерных компаний, работающих сегодня в РФ, является или дочерними компаниями иностранных мультинациональных концернов, или реально российскими компаниями, но, как правило, использующими в своей инженерной деятельности и оборудование, и технологии, и бизнес-модели тех же иностранных концернов. Речь идет именно об инженерных, а не о торговых компаниях, реализующих чью-нибудь готовую продукцию. Ноу-хау в оборудовании и технологиях основных игроков инженерного рынка, их бизнес-модели складывались десятилетиями, если не веками, и они многообразны, так же как многообразны и эти компании. Адаптация их к работе на российском рынке привела к появлению еще большего количества индивидуальных требований к компетенциям специалистов.

Результат этих индивидуальностей и проявляется в требованиях к знаниям, опыту и навыкам инженерных специалистов в каждой компании и по каждой позиции.

Конечно, можно выделить основные, схожие требования к компетенциям специалистов по всем компаниям по каждой позиции. Так, например, общие требования по вакансии "Инженер-продавец оборудования": высшее техническое образование, опыт продаж - от трех лет. Но или поиск персонала на основе только этих схожих компетенций без учета индивидуальных требований в большинстве случаев не дает результата, или срок закрытия вакансии растягивается на долгие месяцы, поскольку идет поток "не тех" кандидатов. Для примера: только "типовых" по схожести позиций в области продаж оборудования "РЕСКОЛД консалтинг" насчитывает 14 типов, а с учетом индивидуальностей их количество становится бесконечным.

Типовые позиции специалистов в области продаж:

Эти индивидуальности мало зависят от уровня позиции с точки зрения сложности ее закрытия. Например, как вам нравится с точки зрения рекрутинга позиция сервисного инженера башенных кранов, с глубокими знаниями и навыками в области механического оборудования, электротехники, электроники, включая опыт программирования контроллеров производства компании N? Уже трудно для рекрутинга? А добавьте сюда еще знание языков: английский язык - свободно, японский - технический. И сколько таких специалистов живут в России? И сколько лет можно просматривать все самые известные и очень даже платные интернет-ресурсы в поисках такого специалиста?

Именно поэтому при подборе специалистов в области узкой специализации используются технологии Executive search. Как правило, эту технологию связывают с подбором топ-менеджеров, она включает в себя комплекс мероприятий по исследованию рынка и выявлению ведущих профессионалов. В нашей работе упор делается в большей степени на специализацию по определенному сегменту рынка или бизнеса. Считается, что кадровые агентства с четкой отраслевой специализацией имеют достаточно обширные связи в "профильных кругах" специалистов, могут в любое время дать аналитическую справку по различным профессиям и условиям работы.

Что должен знать консультант?

Необходимость использования технологий Executive search предопределяет и отношения между заказчиком и агентством - стопроцентно партнерские, "доктор - пациент", а не "заказчик - исполнитель".

Консультант агентства - чаще всего не дипломированный специалист в той или иной узкой области инженерии. Его знания области специализации, включая оборудование, не так глубоки, как инженера, но значительно шире по рынку специализации, типам подобного оборудования, по технологиям и бизнес-моделям разных компаний этой области. Начиная новый проект, консультант должен точно понимать все индивидуальности компании и конкретной позиции, только в этом случае работа по привлечению специалистов будет успешной. Лучшим источником этих знаний может быть только партнер - компания-работодатель.

Если компания прибегает к недешевым услугам агентства, это не значит, что это модно и престижно. Это значит, что у компании есть те или иные проблемы в поиске и привлечении необходимых ей специалистов. Но как можно помочь решить проблему, если не знать, в чем она заключается? Это похоже на ситуацию "доктор - пациент", в которой на вопрос доктора "Что у вас болит?" пациент отвечает: "Это коммерческая тайна. Вы доктор, вы сами и определяйте!".

Вот только несколько тем, глубокое знание которых применительно к каждому партнеру необходимо для успешной работы консультанта:

К сожалению, "готовых" специалистов-консультантов такого уровня не обучают ни в одном учебном заведении, и специализированным кадровым агентствам приходится ежегодно инвестировать в обучение собственных консультантов немалые средства, в связи с чем количество подобных консультантов на рынке весьма ограничено и все они распределены по известным агентствам.

Следующая особенность работы консультанта - знание и поддержание конкретных специалистов своей области. В процессе работы консультант должен знакомиться и поддерживать личные отношения все с большим и большим кругом специалистов в области своей специализации, консультировать их. Это знание специалистов консультантами требуется во всех областях применения Executive search, но в области специализации "РЕСКОЛД консалтинг" оно более широко по позициям. Так, консультант должен быть знаком лично как с сервисными инженерами башенных кранов, так и с техническими директорами.

Очень часто компании-партнеры не ограничивают свои заказы на подбор только техническими специалистами. Многим удобнее работать по всем открытым вакансиям, и не только с одним провайдером, но и с одним и тем же консультантом. В этом случае консультант должен быть еще более универсален и готов работать для своего партнера и по вакансиям бухгалтеров, юристов, и по другим офисным вакансиям.

Часто консультант работает для своего партнера и по вакансиям, как правило, профильных специалистов по многим регионам - когда партнерами являются профильные сетевые компании, имеющие офисы и представительства в регионах. В первую очередь это обусловлено корпоративными требованиями, связанными с моделью бизнеса компании-партнера, обязательными к применению во всех регионах его присутствия. Кадровое агентство как постоянный партнер хорошо знает требования компании к компетенциям специалистов и исходит из них в работе в регионах.

Ю.Никифорова

Руководитель по рекрутингу

ООО "РЕСКОЛД консалтинг"