Мудрый Экономист

Транспортировка под защитой

"Консультант", 2009, N 15

Экономическая нестабильность внесла коррективы на рынок страхования грузов - банкротами себя признали целый ряд страховщиков и компаний-перевозчиков. Услуга стала резко терять популярность, а страховые компании в настоящих условиях неповоротливы и оперативно не реагируют на изменения рынка, оставляя тарифы и условия страхования на прежнем, докризисном уровне. Будет ли ситуация меняться в ближайшее время?

Бурное развитие страхового рынка в 2007 - 2008 гг., сопутствующее общему росту экономики страны в целом, было приостановлено наступившим экономическим кризисом. Уже по итогам 2008 г. прирост премий по всем видам страхования значительно замедлился. Наиболее существенно во втором полугодии 2008 г. упали темпы прироста взносов в страховании грузов - с +1,0% до -32,7%. Количество оказанных услуг страховщиками по состоянию на конец июня 2009 г. уменьшилось на 41%, и главной причиной тому является падение объемов грузоперевозок.

Пикирующая страховка

Первое полугодие 2009 г. достаточно ощутимо повлияло не только на сам рынок грузоперевозок, но и на страхование грузов. И если в докризисный период в России страховали около 20 - 25% грузов, сейчас этот объем сократился до 10%. Для сравнения: в США и Европе застраховано примерно 90% грузов. При этом ситуация на стыке двух рынков (грузового и страхового) неоднозначна: с одной стороны, из-за кризиса порядка 30 страховых компаний объявили о банкротстве, с другой - желание сэкономить оказало большое влияние на принятие решений предпринимателями относительно добровольного страхования их грузов. Кроме того, в течение 2009 г. в связи с увеличивающимся числом страховых компаний, становящихся банкротами, следует ожидать роста величины страховых тарифов.

Стоит отметить и заметный передел рынка: страхование грузов стало сосредотачиваться среди десятки крупнейших страховых компаний. Многие перевозчики и экспедиторы (не только обанкротившихся страховщиков) стали переходить к лидерам рынка, поскольку в сфере перевозок возросло количество краж, грабежей и мошенничества.

В кризис транспортные компании, грузоперевозчики и их клиенты начали осознавать, что лучше заплатить за страховой полис, нежели потом оплачивать утрату или порчу груза, которая в первую очередь может сказаться на потере клиентов. Однако далеко не все транспортные компании страхуют свои риски, касающиеся перевозки грузов. Например, в центральной части России их число не превышает 40%. Поэтому основная проблема работы в сфере страхования грузов и ответственности остается актуальной - перевозчики не до конца осознают степень риска деятельности, и пока организации не сталкиваются с реальным размером ущерба, они сосредотачивают свое внимание на получении прибыли.

Стоит отметить, что сейчас более 60% договоров по страхованию грузов заключают транспортные компании, занимающиеся международными грузоперевозками, при которых в большинстве случаев наличие страхового полиса обязательно, а остальная часть приходится на перевозки внутри РФ. Поэтому можно говорить с уверенностью, что пока культура страхования грузов находится на очень низком уровне.

Базовые тарифы страхования груза (в % от его стоимости)

 Ренессанс 
страхование
Ингосстрах
Согласие
   ГУТА-   
Страхование
 РОСНО
АльфаСтрахование
 МАКС 
Автотранспорт
   0,09 -  
0,18%
  0,02 -  
0,25%
 0,10 - 
0,37%
   0,07 -  
0,30%
0,01 -
0,40%
  0,10 - 0,50%  
0,05 -
0,7%
Ж/д транспорт
   0,07 -  
0,17%
  0,03 -  
0,25%
 0,05 - 
0,31%
   0,06 -  
0,25%
0,01 -
0,40%
  0,10 - 0,50%  
0,07 -
0,4%
Авиатранспорт
   0,07 -  
0,87%
  0,02 -  
0,15%
 0,04 - 
0,20%
   0,05 -  
0,20%
0,01 -
0,30%
  0,10 - 0,30%  
0,04 -
0,2%
Водный       
транспорт
   0,10 -  
0,19%
  0,06 -  
0,30%
 0,05 - 
0,41%
   0,08 -  
0,35%
0,10 -
0,50%
  0,10 - 0,40%  
0,10 -
0,5%
Смешанные    
перевозки
    н/д    
  0,05 -  
0,35%
   н/д  
   0,10 -  
0,50%
0,05 -
0,60%
  0,15 - 0,50%  
  н/д 

Источник: данные компаний. Диапазон ставок носит справочный характер.

Экспедиторы: выживет сильнейший?

Кризис отразился и на компаниях-экспедиторах: в среднем по России автомобильные грузоперевозки сократились почти на треть, а с рынка ушла значительная часть мелких перевозчиков. При этом последние имели возможность держаться на плаву только за счет снижения цен, которое, по большей части, было результатом отсутствия материальной ответственности, в том числе той, которая положена по закону.

В настоящее время грамотную страховую ответственность за груз могут нести только крупные организации, вместе с тем и страховым компаниям выгоднее работать с крупными экспедиторами и перевозчиками. Важную роль играет и наличие у экспедитора налаженных партнерских связей со страховой компанией, это же влияет и на выбор клиента при отборе страховщика.

Страховщики: в поисках клиентов

Анализируя рынок страхования грузов, можно отметить: как в докризисный период, так и в настоящее время требования страховых компаний к экспедиторам значительно разнятся. По опыту работы можно выделить ряд условий, которые предлагали страховщики при проведении тендеров, ориентированных на выбор страховой компании:

Примечание. Белая ворона

За апрель - май 2009 г. на фоне общероссийского спада добровольного страхования грузов перевозки из Москвы на дальние и средние расстояния выросли на 4,7%, на ближние - на 0,9%. В то же время в межрегиональных перевозках наблюдается незначительное сокращение объемов страховых взносов, что в целом практически не влияет на статистику.

Из-за ухудшившихся результатов деятельности страховых компаний во время кризиса мировые перестраховочные организации ужесточили требования к страховщикам из России и других стран. И, как следствие, значительно усилился контроль служб безопасности страховых компаний над контрагентами экспедиторов.

У некоторых страховщиков существуют категорические требования к тому, чтобы экспедиторы работали без посредников, напрямую с перевозчиками. Например, холдинг STS-Logistics в апреле 2009 г. сменил компанию, с которой проработал в сфере страхования ответственности экспедитора перед третьими лицами в течение трех лет. Одной из причин расторжения договора был именно очень строгий набор требований по подбору подрядчиков. Однако стоит отметить, что выбор последнего напрямую зависит от рода деятельности компании. Если перевозчик осуществляет международную деятельность, ему часто приходится сталкиваться с монопольной политикой локальных перевозчиков, которые готовы оказать услуги, однако при этом они отказываются страховать свою ответственность. Выбор такого перевозчика означает автоматическое согласие на получение отказа при страховой выплате.

Примечание. Под защитой

С ростом стоимости перевозимых товаров собственники все чаще обращаются к страховщикам. В наибольшей степени это относится к импортерам, для которых обязательство застраховать груз может быть предусмотрено договором с иностранным поставщиком. На внутренних трассах с недавних пор почти всегда страхуют перевозки дорогостоящих и уязвимых товаров: мобильных телефонов, бытовой техники, электроники, легковых автомобилей, косметики, а также товаров, сделанных из стекла. В качестве страхователей чаще всего выступают крупные производители и ритейлеры.

Юридические тонкости

Компания, которая страхует договорную ответственность, должна иметь соответствующую лицензию. Стоит отметить, что большинство страховщиков достаточно настойчиво пытаются убедить клиентов-экспедиторов в том, что страхование ответственности перевозчика и экспедитора - это буквально одно и то же и на это даже не стоит обращать внимание. Все такие страховые компании имеют лицензию только на страхование ответственности перевозчика, а не экспедитора.

Основным и принципиальным требованием страховщика является наличие в договоре виновной ответственности экспедитора, то есть предусмотренный в договоре случай, когда лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности) <1>.

<1> Данное требование свидетельствует о желании страховой компании ограничить ответственность экспедитора ответственностью перевозчика, у которого виновная ответственность установлена законом (ст. 796 ГК РФ).

Требования к условиям оказания услуг

Многие владельцы грузов считают, что перевозимые ценности не пострадают, а если инцидент и произойдет, то ущерб возместит перевозчик. Действительно, согласно законодательству перевозчик несет ответственность за сохранность груза и при его повреждении или утрате обязан возместить ущерб. Однако в большинстве случаев транспортники просто не располагают средствами (о желании и говорить нечего) и в лучшем случае рассчитываются бартером в зачет предоставляемых услуг по доставке. Форс-мажорные обстоятельства бьют по владельцу груза еще сильнее, так как ущерб в каком бы то ни было виде возмещать и вовсе некому.

Учитывая необходимые требования страхователей к страховщикам, даже в условиях кризиса резких изменений не произошло - правила страховых компаний не изменились, а значит, практически не изменился и пакет предложений страховщика. Страхователю же приходится ориентироваться на рынке, сравнивая тарифы, положение страховых компаний на рынке, опыт работы в области экспедирования и перевозок, а также анализируя комментарии корпоративных клиентов о работе своего партнера.

"Цена вопроса"

Любой кризис порождает не только проблемы, но и открывает перспективы, помогает перестроиться и продолжить работу по-иному. Надо отметить, что экономическая обстановка оказала положительное влияние на предоставление услуг. Страховые компании стали бороться за клиента посредством повышения качества уровня обслуживания, расширения инфраструктуры, использования последних технологий и снижения стоимости страховых продуктов, что, несомненно, выгодно клиентам. Если практика предыдущих лет показывала, что по сбору премий второе полугодие являлось более продуктивным для страховых компании, чем первое, то в 2008 г. доходы за второе полугодие превысили первое лишь на 1%, что, безусловно, вызвано резким спадом страховых взносов.

В том, что кризис внесет элемент оздоровления в страховую отрасль, единодушны все представители профессиональных страховых компаний. Рынок покинут случайные организации, не способные перенастроить бизнес для работы в новых условиях, и случайные люди, не обладающие квалификацией и способностями, которые попали в страхование на волне постоянно растущего спроса на страховые услуги. В результате подобной селекции уровень профессионализма на страховом рынке должен значительно вырасти.

Примечание. Дорогое удовольствие?

Величина страхового тарифа устанавливается в зависимости от особенностей предстоящей перевозки: условий страхования, вида груза и его упаковки, маршрутов перевозки, наличия перегрузок, стоимости груза, объема перевозок, величины франшизы, наличия охраны и сопровождения грузов и прочих факторов.

А.Брюзгина

Юрист

компании STS/RLS Logistics