Мудрый Экономист

Ввоз иностранных товаров в качестве вклада в уставный капитал: проблемы таможенного контроля

"Налоговая политика и практика", 2009, N 8

В условиях конкуренции успех предпринимательской деятельности во многом зависит от процессов формирования и размещения капитала.

Уставный (складочный) капитал - организационно-правовая форма капитала, величина которого определяется уставом или договором об основании хозяйственного общества (акционерного, с ограниченной или дополнительной ответственностью) либо товарищества.

Взнос в уставный капитал может осуществляться в виде денежных средств, в имущественной форме и в форме объектов интеллектуальной собственности: патентов, лицензий, проектов. Уставный капитал обеспечивает основу деятельности созданного общества, что является одной из его функций (см. схему).

                              -------------------¬
¦ Уставный капитал ¦
L---------T---------
----------------------------+------------------------¬
------------+----------¬ ---------------+-------------¬ ---------+--------¬
¦Является имущественной¦ ¦ Позволяет определить долю ¦ ¦ Гарантирует ¦
¦ основой деятельности ¦ ¦(процент) участия учредителя¦ ¦ выполнение ¦
¦ общества, т.е. ¦ ¦ (акционера, участника) в ¦ ¦ обязательств ¦
¦ первоначальным ¦ ¦ обществе, поскольку ей ¦ ¦ общества перед ¦
¦(стартовым) капиталом ¦ ¦ соответствуют количество ¦ ¦ третьими лицами,¦
¦ ¦ ¦ голосов участника на общем ¦ ¦ поэтому ¦
¦ ¦ ¦собрании и размер его дохода¦ ¦законодательством¦
¦ ¦ ¦ (дивиденда) ¦ ¦ установлен его ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ минимальный ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ размер ¦
L----------------------- L----------------------------- L------------------

Основные функции уставного капитала общества

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятия с иностранными инвестициями" [1] иностранные товары, ввозимые в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями, освобождаются от обложения таможенными пошлинами, если данные товары не являются подакцизными; относятся к основным производственным фондам; ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.

Как разъясняется ФТС России (Письмо от 04.10.2006 N 01-06/34547 "О льготах по уплате таможенных платежей при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал организации, имеющей организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью" [2]), для получения участником ВЭД льгот по уплате таможенных платежей при ввозе на территорию Российской Федерации товаров в качестве вклада в уставный капитал обществ с ограниченной ответственностью (и при первоначальном формировании уставного капитала, и при его последующем увеличении) в таможню на дату таможенного оформления должны быть представлены зарегистрированные учредительные документы общества (изменения и дополнения к ним) о предстоящем (будущем) наполнении уставного капитала за счет внесения неденежных вкладов в течение установленного учредительными документами срока. После завершения процедуры государственной регистрации итогов внесения дополнительных вкладов в уставный капитал общества вещи, внесенные в качестве дополнительного вклада для оплаты доли участника при увеличении уставного капитала, приобретают статус имущества общества.

При таможенном контроле условно выпущенных товаров, ввезенных в качестве вклада в уставный капитал организации с иностранными инвестициями, следует учитывать, что пользование такими товарами допускается только в тех целях, в связи с которыми были предоставлены льготы. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 151 ТК РФ [3] в случае, если льготы по уплате таможенных платежей сопряжены с ограничением по пользованию и распоряжению товарами, последние подлежат условному выпуску. Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров (п. 3 ст. 151 ТК РФ) и находятся под таможенным контролем до момента их выпуска для свободного обращения, уничтожения, отказа в пользу государства, фактического вывоза с таможенной территории Российской Федерации или обращения в федеральную собственность либо распоряжения ими иным образом в соответствии с гл. 41 ТК РФ. Контроль за целевым использованием товаров согласно Распоряжению ФТС России от 26.08.2005 N 390-р осуществляют структурные подразделения таможни.

Таким образом, вышеуказанная льгота предоставляется для привлечения иностранных инвестиций в государство, нормативными документами установлен порядок исчисления таможенных платежей и таможенного контроля.

Однако на практике в качестве вклада в уставный капитал, как правило, ввозятся товары, бывшие в употреблении, которые в ближайшем будущем в связи с начисляемой амортизацией уже нельзя будет отнести к основным производственным фондам. Следовательно, они не могут использоваться в процессе производства. Тем самым нарушается одно из условий, содержащихся в п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.07.1996 N 883.

В соответствии с п. 1 ст. 277 НК РФ [4] имущество (имущественные права), полученное в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организации, в целях налогообложения прибыли принимается по стоимости (остаточной стоимости) полученного в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал имущества (имущественных прав).

В целях налогообложения имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации, относятся к амортизируемому имуществу (п. 1 ст. 256 НК РФ). Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.

Что касается НДС, уплаченного при ввозе на территорию Российской Федерации товара в качестве вклада в уставный капитал, то в НК РФ закреплен общеустановленный порядок возмещения этого налога. Так, в п. 2 ст. 171 НК РФ указано, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: 1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ; 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Примечание. Льготы по уплате таможенных платежей при ввозе иностранных товаров в качестве вклада в уставный капитал предоставляются при соблюдении определенных условий.

Заявляя свое право на возмещение НДС, уплаченного при ввозе на территорию Российской Федерации товара в качестве вклада в уставный капитал, организация должна выполнить все условия, перечисленные в п. 1 ст. 172 НК РФ, а именно:

При соблюдении вышеуказанных формальностей организация имеет все законные основания, предусмотренные п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ, для признания права на возмещение суммы НДС, уплаченной при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товара.

Примечание. Чтобы исключить злоупотребления льготами со стороны участников ВЭД, предлагается внести ряд изменений в нормативные правовые документы.

В результате организация, ввозя в качестве вклада в уставный капитал иностранный товар (в случае если он не относится к технологическому оборудованию), при таможенном оформлении уплачивает только сборы за таможенное оформление и НДС, который впоследствии подлежит зачету в налоговом органе.

Через непродолжительное время данный товар становится непригодным для нормальной эксплуатации и перестает учитываться как основное средство. Во избежание излишней уплаты налога на имущество этот товар организаций (как один из вариантов) ставится на баланс по статье "Запасы".

Несмотря на то что п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.07.1996 N 883 в случае реализации товаров, ввезенных в качестве вклада в уставный капитал, предусмотрено взимание таможенных пошлин, причитающихся к уплате на дату условного выпуска, доказать реализацию ранее ввезенного и затем распроданного как запасные части товара практически невозможно. В настоящее время нормативными документами ФТС России не установлены формы отчетности для организаций, ввозивших товары в качестве вклада в уставный капитал с предоставлением льгот, сроки и периодичность проверки целевого использования данных товаров таможенными органами. В условиях текучести кадров, модернизации таможенных органов (таможенное оформление переносится на границы государства) осуществление таможенного контроля за товарами, ввезенными с предоставлением льгот, сильно затруднено. Таким образом, несовершенство законодательства позволяет участникам ВЭД ввозить иностранные товары без уплаты таможенной пошлины (причем на эту сумму уменьшается налоговая база для расчета НДС).

Тем самым государство не получает ни социального (так как товар не участвует в процессе производства), ни экономического эффекта при предоставлении льготы по уплате ввозной пошлины в случае ввоза бывшего в употреблении иностранного товара в качестве вклада в уставный капитал.

Чтобы исправить ситуацию, требуется внести ряд изменений в нормативные документы, а именно в Постановление Правительства РФ от 23.07.1996 N 883. В частности, предлагается дополнить характеристику ввозимых товаров словами "не являются бывшими в употреблении; являются товарами, участвующими в процессе производства" (п. 1) и предусмотреть уплату таможенных пошлин также в случае, если товары выведены из состава основных производственных фондов (п. 2).

Для обеспечения контроля за целевые использованием товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал, на основании ст. 364 ТК РФ необходимо установить формы отчетности и сроки их представления в таможенный орган. Тогда в случае нарушения срока представления отчетности организацией у таможенного органа появятся возможность привлечь ее к административной ответственности и основания для проведения мероприятий таможенного контроля. На участников ВЭД это, конечно, возлагает дополнительные обязательства, но в то же время у них остаются льгота в виде отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных платежей без взимания процентов и возможность изменения таможенного режима.

Все вышеперечисленные предложения не должны негативно сказаться на привлечении иностранных инвестиций, будут способствовать повышению собираемости таможенных платежей, что особенно актуально в условиях мирового финансового кризиса.

Литература

  1. Постановление Правительства РФ от 23 июля 1996 г. N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятия с иностранными инвестициями" // Собр. законодательства Российской Федерации. 1996. N 31. Ст. 3759.
  2. Письмо ФТС России от 4 октября 2006 г. N 01-06/34547 "О льготах по уплате таможенных платежей при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал организации, имеющей организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью" // Таможенный вестник. 2006. N 21 (ноябрь).
  3. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (с изм. и доп.).
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп.).
  5. Письма Минфина России от 23 апреля 2004 г. N 04-03-08/24, от 4 августа 2005 г. N 03-04-08/214, от 19 декабря 2005 г. N 03-04-15/116. Документы не были опубликованы.

О.Е.Рассолова

Соискатель

ученой степени к. э. н.

Российской таможенной академии,

начальник отдела

таможенных платежей

Домодедовской таможни