Мудрый Экономист

Малый бизнес: новые законодательные меры по снижению налоговой и административной нагрузки

"Налоговая политика и практика", 2009, N 8

В условиях экономического кризиса исключительно важное значение приобретают меры налоговой и иной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. В ряду подобных мер особое место занимают принятые Государственной Думой в конце весенней сессии 2009 г. законодательные решения, касающиеся расширения круга налогоплательщиков, имеющих право применять один из наиболее льготных в настоящее время налоговых режимов - упрощенную систему налогообложения (УСН), а также отмены обязанности применения контрольно-кассовой техники (ККТ) налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) при осуществлении ими наличных денежных расчетов.

Итак, Федеральным законом от 19.07.2009 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено повысить начиная с 2010 г. сроком на 3 года порог предельной величины доходов, позволяющий организации (индивидуальному предпринимателю) применять УСН, - с 20 млн до 60 млн руб. в год. Соответственно, с 2010 г. право перейти на упрощенную систему налогообложения получают те налогоплательщики, чьи доходы по итогам 9 месяцев предыдущего года не превысили 45 млн руб. (в действующих условиях - 15 млн руб.).

Поскольку данная законодательная мера носит временный характер, действие существующих норм, устанавливающих предельный размер дохода, приостанавливается:

до 01.10.2012 - при переходе на УСН;

до 01.01.2013 - при утрате права на применение УСН.

Одновременно приостанавливается действие норм, предусматривающих индексацию на коэффициент-дефлятор предельных доходов налогоплательщика, учитываемых при переходе на УСН и утрате права на ее применение, а также потенциально возможного годового дохода при определении стоимости патента.

По истечении установленного "льготного" периода, т.е. с 01.01.2012 - при переходе организации на УСН и с 01.01.2013 - при утрате налогоплательщиком права применять УСН, до 31.12.2013 будут применяться предельные размеры доходов, которые с учетом индексации действовали в 2009 г. Напомним, что с учетом коэффициента-дефлятора, установленного на 01.01.2009 (1,538), величина предельного размера доходов, ограничивающая право перехода организации на УСН, составляет 23,07 млн руб. Предельный размер доходов, позволяющий применять УСН, с учетом индексации в 2009 г. составляет 30,76 млн руб.

Следует отметить, что позиция Высшего Арбитражного Суда РФ относительно методики расчета указанной предельной величины отличается от существующей практики ее определения налоговыми органами. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.05.2009 N 12010/08 по делу, связанному с рассмотрением заявления ООО "Новгородский стоматологический центр" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Новгородской области, содержится вывод о том, что величину предельного размера доходов, ограничивающего право на применение УСН, следует рассчитывать путем умножения базового дохода (20 млн руб.) на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год, и на каждый из коэффициентов-дефляторов, которые применялись ранее. Исчисленный таким образом предельный размер доходов составит на 2009 г. 57,9 млн руб. Безусловно, принятое по конкретному делу решение суда не является основанием для пересмотра имевшей место ранее правоприменительной практики. Однако нельзя исключить, что в результате многочисленных судебных разбирательств ситуация может измениться и в 2013 г. налогоплательщики получат возможность использовать предельную величину дохода, ограничивающую право на применение УСН, размер которой лишь ненамного отличается от установленного на 2010 - 2012 гг.

Примечание. Для субъектов малого бизнеса (в том числе индивидуальных предпринимателей), уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, отменяется обязанность применения контрольно-кассовой техники.

Говоря о последних законодательных изменениях в сфере применения специальных налоговых режимов для малого бизнеса, необходимо остановиться еще на двух актах, принятых Государственной Думой 1 июля 2009 г., которые носят преимущественно технический характер, устраняя отдельные правовые коллизии в ст. 346.25.1 "Особенности применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента" НК РФ, возникшие в связи с принятием Федерального закона от 22.07.2008 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 155-ФЗ).

В частности, Законом N 155-ФЗ в п. 4 ст. 346.25.1 установлена возможность получения патента на срок от одного до 12 месяцев. Однако в п. 6 ст. 346.25.1 осталось положение о том, что если индивидуальным предпринимателем патент получен на более короткий, чем год, срок (квартал, шесть месяцев, девять месяцев), то стоимость патента подлежит пересчету в соответствии с продолжительностью того периода, на который выдан патент. Таким образом, возникло противоречие между данными нормами, учитывая, что более коротким сроком, на который индивидуальному предпринимателю выдается патент, может быть не только квартал, шесть или девять месяцев, а любое количество месяцев от одного до 11. На устранение этого противоречия и направлен Федеральный закон от 19.07.2009 N 201-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Кроме того, этим Федеральным законом уточняются основания утраты налогоплательщиком права на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента. В соответствии с этими изменениями на период 2010 - 2012 гг. увеличен до 60 млн руб. предельный размер доходов, при котором индивидуальный предприниматель имеет право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента. Превышение этого показателя в календарном году, в котором налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения на основе патента, является основанием для его перехода на общую систему налогообложения с начала налогового периода, на который ему выдан патент. При этом устанавливается, что величина предельного размера доходов не зависит от количества полученных налогоплательщиком в соответствующем году патентов.

Федеральным законом от 17.07.2009 N 165-ФЗ "О внесении изменения в статью 346.25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" устраняется противоречие между нормами данной статьи, устанавливающими, с одной стороны, санкции за привлечение индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения на основе патента, наемных работников, с другой - его право привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых не должна превышать за налоговый период пяти человек (п. 2.1 ст. 346.25.1 НК РФ, введенный Законом N 155-ФЗ).

И конечно, самым долгожданным событием для субъектов малого бизнеса явилось принятие Федерального закона от 17.07.2009 N 162-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", освобождающего организации и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, от обязанности применения контрольно-кассовой техники. Условием такого освобождения является выдача налогоплательщиком ЕНВД в момент оплаты товара (работы, услуги) по требованию покупателя (клиента) товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего получение денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

В целях обеспечения защиты прав потребителей устанавливается минимально достаточный перечень обязательных реквизитов, который этот документ должен содержать:

наименование документа;

порядковый номер, дата выдачи;

наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя);

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;

наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

сумма оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;

должность, фамилия и инициалы лица, выдавшего документ, и его личная подпись.

Целесообразность данного нововведения очевидна, поскольку объектом налогообложения у таких налогоплательщиков является не фактический объем выручки, а вмененный доход, размер которого зависит от установленной законом базовой доходности и физических показателей, характеризующих соответствующий вид деятельности. Кроме того, эта мера позволит сократить административные барьеры при организации и ведении малого бизнеса, снизить неоправданные затраты на приобретение, регистрацию и техническое обслуживание ККТ.

Одновременно в целях обеспечения государственного контроля и усиления ответственности хозяйствующих субъектов за соблюдение прав потребителей вносятся изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации.

В частности, Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" дополняется нормой, предоставляющей право налоговым органам осуществлять контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями обязанности по выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), а также налагать штрафы за отказ в выдаче по требованию покупателя указанного документа.

Статья 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), регламентирующая ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных федеральным законом случаях контрольно-кассовых машин, дополняется новым составом административного правонарушения, заключающимся в отказе в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Данное нарушение, как и неприменение ККТ, влечет за собой наложение административного штрафа: на граждан - в размере от 1500 до 2000 руб., на должностных лиц - от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.

Аналогичное дополнение предлагается внести и в ст. 7 Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", которая устанавливает новую редакцию ст. 14.5 КоАП РФ, вступающую в силу с 01.01.2010.

Вступление в силу положений Федерального закона от 17.07.2009 N 162-ФЗ предусмотрено с даты его официального опубликования (официально опубликован: Рос. газ. 2009. 21 июля).

В.В.Сашичев

Заместитель

руководителя аппарата

Комитета Государственной Думы

по бюджету и налогам