Мудрый Экономист

Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе

"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2009, N 29

Параметры конкурентоспособности продукции (рис. 2) подразделяются на нормативные (соответствие товара стандартам, техническим условиям, законодательству), технические (технологические свойства товара, определяющие область его применения, надежность, долговечность, мощность и т.д.), экономические (уровень расходов покупателя на приобретение, потребление и утилизацию товара, т.е. цена потребления) и организационные (система скидок, комплектность поставок, сроки и условия поставок и пр.).

Параметры конкурентоспособности продукции

                                                 -->международные
¦ требования
¦
+->государственные
----------------¬ ¦ требования
--->¦ Нормативные ¦-->¦
¦ L---------------- +->региональные
¦ ¦ требования
¦ ¦
¦ L->требования
¦ потребителя
¦
¦ -->параметры
¦ ¦ назначения
¦ ¦
¦ +->эргономические
¦ ----------------¬ ¦ параметры
+-->¦ Технические ¦-->¦
¦ L---------------- ¦ конструктивно-
¦ +->технические
¦ ¦ параметры
¦ ¦
¦ L->эстетические
¦ параметры
Параметры ¦
Конкурентоспособности -->¦
¦ -->цена товара
¦ ¦
¦ +->затраты на
¦ ----------------¬ ¦ транспортировку
+-->¦ Экономические ¦-->¦
¦ L---------------- +->затраты на
¦ ¦ обучение персонала
¦ ¦
¦ L->прочие
¦
¦ -->система скидок
¦ ¦
¦ +->условия платежей
¦ ¦ и поставок
¦ ----------------¬ ¦
L-->¦Организационные¦-->+->комплектность
L---------------- ¦ поставок
¦
+->сроки и условия
¦ гарантий
¦
L->прочие

Рис. 2.

Изучение конкурентоспособности товаров важно для предприятий-производителей, поскольку они не могут длительное время занимать устойчивое положение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, т.е. не учитывая издержек на его производство и реализацию. Конкурентоспособность производителя - это его способность сохранять и расширять рынки сбыта за счет целенаправленной деятельности как по отношению к качественным характеристикам продукции, так и по отношению к производителям-конкурентам. Обеспечению конкурентоспособности предприятия подчинены все решения, связанные с выходом на новые рынки сбыта, реорганизацией организационной структуры, модификацией и освоением новых видов продукции, повышением объемов ее выпуска, сменой основных производственных фондов, изменением хозяйственных связей и маркетинговой политикой.

Категории "конкурентоспособность товара" и "конкурентоспособность предприятия" взаимозависимы. Предприятие не может быть конкурентоспособным, если его товар не имеет сбыта. Однако конкурентоспособность товара не является решающим фактором в конкурентоспособности предприятия. В ряде случаев конкурентоспособность товара обеспечивается за счет его реализации по демпинговым ценам, не компенсирующим затрат на его производство и сбыт (что при достаточно длительном периоде может привести к разорению производителя). Будучи тесно взаимосвязанными, эти категории имеют и существенные различия:

  1. конкурентоспособность товара оценивается и исследуется во временном интервале, соответствующем его жизненному циклу, а в основе исследования конкурентоспособности предприятия лежит более длительный отрезок времени, соответствующий периоду его функционирования;
  2. конкурентоспособность товара рассматривается применительно к каждому его виду, а конкурентоспособность предприятия охватывает всю изменяющуюся номенклатуру выпускаемой продукции и его производственно-технический потенциал;
  3. анализ уровня конкурентоспособности предприятия осуществляется им самим, а оценка конкурентоспособности товара - прерогатива потребителя.

По своей структуре конкурентоспособность предприятия значительно сложнее конкурентоспособности товара, поскольку объект ее приложения - вся производственно-экономическая деятельность предприятия. Она определяется действием комплекса факторов внешней и внутренней среды его жизнедеятельности. К факторам внешней среды могут быть отнесены:

уровень государственного регулирования и развития экономики страны обитания (налогообложение, кредитно-финансовая и банковская система, законодательное обеспечение бизнеса, система внешнеэкономических связей и т.д.);

система коммуникаций;

организация входных материальных потоков;

факторы, определяющие потребление продукции (емкость рынка, требования потребителя к качеству продукции и т.д.).

Факторы внутренней среды предприятия характеризуют следующие внутрипроизводственные показатели:

технический уровень производства (состояние и уровень использования производственных мощностей);

технология;

организация производства и управления;

система формирования спроса и стимулирования и т.д.

Возможности воздействия предприятия на факторы окружающей среды ограничены, поскольку они действуют объективно по отношению к нему. Реальные и непосредственные возможности регулирования конкурентоспособности предприятия относятся к сфере факторов внутренней среды, однако воздействовать на эти факторы оно может с разной интенсивностью. Серьезных капиталовложений и длительного времени окупаемости требуют изменения технико-технологических условий работы предприятия.

Наиболее мобильными и поддающимися эффективному регулированию без существенных капиталовложений являются факторы организации управления производственно-сбытовой деятельностью, и именно в этой сфере находятся реальные пути повышения конкурентоспособности предприятия. Решающим рычагом при этом выступает внедренная предприятием система менеджмента качества продукции.

Конкурентоспособность предприятия может оцениваться путем сопоставления конкретных позиций нескольких предприятий на одном и том же рынке по таким параметрам, как способность к адаптации в изменяющихся условиях конкуренции, технология, разрешающая способность оборудования, знания и практический опыт персонала, система управления, маркетинговая политика, имидж и коммуникации. Речь идет о комплексе интеллектуальных, технико-технологических и организационно-экономических характеристик, определяющих успех предприятия на рынке.

Проблема повышения конкурентоспособности становится ключевой для российских предприятий, что способствует очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и к проблеме качества, а также к подходам и методам их решения. Это выражается в разных формах:

сосредоточении усилий широкого круга предприятий на налаживании производства продукции, конкурентоспособной по своим характеристикам;

изучении опыта западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную, с целью возможного его использования на своем предприятии;

активизации деятельности по разработке и внедрению системы менеджмента качества продукции, отвечающей требованиям международных стандартов (в экономически развитых странах эти системы являются не только источником получения конкурентных преимуществ, но и обязательной инфраструктурной основой для эффективного взаимодействия предприятий в условиях стремительно углубляющегося разделения труда);

постепенном осознании российскими менеджерами необходимости освоить новую философию качества и на ее основе формировании на предприятиях принципиально новой для отечественной практики организационной культуры.

Решение проблемы качества - неотъемлемый элемент стратегии развития современных предприятий, поэтому начинать внедрение системы менеджмента качества продукции следует с определения места этой системы в их общей стратегии.

Деятельность по формированию системы менеджмента качества продукции путем реализации международных стандартов и принципов TQM (всеобщего управления качеством) ориентируется на повышение качества и конкурентоспособности продукции (услуг) предприятий, поэтому все процессы, связанные с этой деятельностью, следует начинать с анализа потребностей и ожиданий потребителей этой продукции (услуг). Следовательно, предприятие прежде всего должно определить маркетинговую стратегию, которая будет отражать интересы и особенности потребителей и характер конкурентных преимуществ его продукции (услуг), за счет которых оно рассчитывает добиться успеха.

В соответствии с маркетинговой стратегией должны развиваться активы предприятия и его технологический потенциал, поэтому необходима стратегия технического развития.

Качество продукции и ее конкурентоспособность существенно зависят от качества и режима поставок материалов и комплектующих, а значит, нужна стратегия взаимодействия компании с их поставщиками.

Создание и практическое использование системы менеджмента качества продукции зависят от квалификации и способности сотрудников постоянно учиться и совершенствовать свои знания и умение, от их реального вовлечения в деятельность для решения проблемы качества. Это обусловливает потребность в стратегии эффективного управления персоналом.

Для планирования мероприятий по улучшению качества и устранению причин производства некачественных продуктов (услуг), выделения средств и сотрудников в целях осуществления улучшений необходимы анализ и оценка затрат, связанных с качеством, и эффекта от этих преобразований, поэтому неотъемлемой составляющей стратегии предприятия является система прозрачного бухгалтерского и управленческого учета в рамках системы менеджмента качества продукции.

При разработке стратегии предприятия особое внимание следует уделять определению и развитию стержневой компетентности, т.е. комплексу взаимосвязанных ресурсов и внутренних возможностей, которые обеспечивают его стратегическую конкурентоспособность, достижение устойчивых конкурентных преимуществ перед соперниками на рынке.

Формирование общей и функциональных стратегий предприятия предполагает не только разработку системы стратегических планов, но и формирование у руководителей и ведущих специалистов общего стратегического мышления - скоординированного подхода к долгосрочным перспективам и принятию оперативных решений с ориентацией на них. Этого можно добиться, вовлекая в формирование стратегии более широкий круг сотрудников, т.е. формируя соответствующую организационную культуру.

Сегодня стратегия качества рассматривается как одна из важнейших функциональных стратегий и разрабатывается в виде неотъемлемой части общей стратегии предприятия, поэтому его руководство, принимая решение о ее разработке и внедрении, должно задумываться о формировании всего комплекса стратегических компонентов.

Ситуация, с которой сталкиваются отечественные предприятия, ставшие на путь системного решения проблемы качества, радикально отличается от той, которая характерна для американских и западноевропейских компаний, когда они начали осваивать стандарты ИСО серии 9000 и принципы TQM. Регулярный менеджмент для зарубежных компаний - естественный элемент их организационной культуры, а прозрачность деятельности - компонент, необходимый для успешных операций на рынке капитала и доверительных отношений с партнерами по бизнесу. Что же касается ориентации на удовлетворение потребностей потребителей, то это привычный для зарубежных компаний курс, обязательный для успешных операций на конкурентных рынках. Таким образом, формирование и реализация в деятельности зарубежных компаний стратегии качества лишь затрагивает остальные элементы регулярного менеджмента, при этом не нужно их существенно перестраивать. Главная проблема, с которой сталкиваются отечественные предприятия, разрабатывающие систему менеджмента качества продукции, - это необходимость перестройки различных аспектов их деятельности и связанное с этим изменение организационной культуры, психологии менеджеров и исполнителей.

Если на отечественных предприятиях целью создания системы менеджмента качества продукции является только ее сертификация по стандартам ИСО серии 9000, то результат будет весьма ограниченным, если не провальным. Формальное применение стандартов ИСО серии 9000, не давая заметного выигрыша, может подорвать возможность реальных улучшений менеджмента качества и его результатов. Основное содержание процесса сертификации заключается в проверке документированности наиболее важных процедур и в их реальном использовании. Однако соответствие деятельности компании предписанию документов системы качества само по себе не обеспечивает высокого качества продукции, а лишь подтверждает ее способность производить продукцию или оказывать услуги, соответствующие некоторому стандарту или контракту.

Система менеджмента качества продукции должна обеспечивать как соответствие продукции спросу на нее, так и гарантированное выявление и устранение недостатков процессов, которые влияют на ее качество, т.е. обеспечивать наибольшую вероятность качественности выпускаемой продукции.

Д.Шевчук

Заместитель генерального директора

INTERFINANCE