Мудрый Экономист

Перечисляем деньги на благотворительность: надо ли платить НДС в бюджет

"Главная книга", 2009, N 14

Некоторые организации оказывают помощь детским домам, интернатам и другим подобным социально значимым заведениям. Решившись на благое дело, они даже не подозревают о том, что перечисление денег на благотворительность может привести к каким-то налоговым проблемам.

Между тем доброе дело часто не остается "безнаказанным". Отдельные особо ретивые налоговые инспекторы требуют включить благотворительные взносы в налоговую базу по НДС и, соответственно, заплатить налог в бюджет. Именно в такую ситуацию и попал один из наших читателей. Мы решили разобраться, чем же налоговики обосновывают свои требования и как от них защититься.

Почему налоговые инспекторы требуют платить НДС

Логика проверяющих такова. Деньги по гражданскому законодательству относятся к имуществу <1>. А реализация любого имущества (пусть даже при его безвозмездной передаче) - это объект налогообложения НДС <2>. Поэтому с денег, переданных безвозмездно детскому дому, больнице, благотворительной или иной некоммерческой организации, надо уплатить НДС по ставке 18%.

<1> Статьи 128 - 130 ГК РФ.
<2> Статья 38, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.

Позиция проверяющих неверна

Конечно, никакой реализации имущества при передаче денег на самом деле нет и быть не может. Причем об этом прямо сказано в Налоговом кодексе: не признаются реализацией операции, связанные с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики) <3>. А перечисление денежных средств - это и есть операция, связанная с обращением российской валюты (рублей) <4>.

Если же следовать логике инспекторов, любое перечисление денег (в том числе и уплату налогов в бюджет, а также возврат переплаты по ним из бюджета) надо рассматривать как реализацию товаров и, как следствие, платить с перечисляемых денег НДС.

Более того, сам Минфин и ФНС неоднократно разъясняли, что при перечислении благотворительных взносов НДС платить не нужно <5>.

И даже если бы организация передала некоммерческой организации в качестве благотворительного взноса или пожертвования товары (выполнила работы, оказала услуги), начислять НДС тоже было бы не нужно. Ведь при передаче товаров (за исключением подакцизных), а также выполнении работ и оказании услуг в рамках благотворительной деятельности действует освобождение от НДС <6>. И совсем не обязательно, чтобы у получающей имущество (работы, услуги) некоммерческой организации (а уж тем более - у вашей организации) был статус благотворительной <7>.

Примечание

К благотворительной деятельности не относится перечисление денег коммерческим организациям, а также политическим партиям, движениям и т.д. <8>.

Наконец, безвозмездная передача любого имущества (а следовательно, и перечисление денег) некоммерческим организациям для их основной уставной деятельности (не связанной с предпринимательской) - это не реализация товаров (работ, услуг) <9>.

Как видим, аргументов довольно много. Все это говорит о том, что с перечисленных вами благотворительных денежных взносов платить в бюджет НДС не надо. И если у вашей налоговой инспекции другое мнение по этому вопросу, знайте, что она не права, и смело спорьте с ней. Любой суд будет на вашей стороне.

* * *

Если у организации есть деньги на благотворительность, это, конечно, говорит о ее довольно неплохом финансовом положении. Но для налоговиков это вовсе не повод для того, чтобы заявлять о "реализации денег" и выполнять план по сбору налогов за счет милосердных налогоплательщиков.

<3> Подпункт 1 п. 3 ст. 39 НК РФ.
<4> Подпункт 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
<5> Письма Минфина России от 08.11.2007 N 03-07-11/555, от 15.04.2008 N 03-04-06-01/91; Письмо ФНС России от 29.09.2008 N ШТ-15-3/1078@.
<6> Подпункт 12 п. 3 ст. 149 НК РФ.
<7> Статьи 4, 5 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"; Письмо Минфина России от 24.04.2006 N 03-04-11/72; Постановления ФАС ЗСО от 12.10.2005 N Ф04-665/2005(15725-А81-33); ФАС ВСО от 18.08.2005 N А58-5044/04-Ф02-3966/05-С1.
<8> Пункт 2 ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ; Письмо МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@.
<9> Подпункт 3 п. 3 ст. 39 НК РФ; Постановления ФАС ВСО от 05.11.2008 N А19-19415/06-20-Ф02-5295/08; ФАС СЗО от 22.09.2006 N А66-1961/2006; ФАС ПО от 26.01.2009 N А55-9610/2008; Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.02.2007 N А40-59027/05-98-450.

Л.А.Елина

Экономист-бухгалтер