Мудрый Экономист

Как платить ЕНВД, если рекламная конструкция пустовала

"Главная книга", 2009, N 14

Многие организации - плательщики ЕНВД, которые занимаются распространением наружной рекламы, столкнулись с тем, что целыми месяцами одна или несколько рекламных конструкций могут пустовать. Причины самые разные, но главная - отсутствие заказов в период кризиса. В связи с этим некоторые "вмененщики" не платят ЕНВД за время "простоя".

Для справки

К рекламным конструкциям в целях уплаты ЕНВД относятся <1>:

- щиты;

- стенды;

- строительные сетки;

- перетяжки;

- электронные табло;

- воздушные шары;

- аэростаты;

- иные технические средства стабильного территориального размещения, которые монтируются и располагаются на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также на остановках общественного транспорта.

Как правило, рекламные конструкции располагаются на территориях разных муниципальных образований, и "вмененщики" заполняют разд. 2 декларации по ЕНВД по каждому коду ОКАТО муниципального образования, где установлена рекламная конструкция <2>.

Если в каком-либо муниципальном образовании реклама не размещалась, плательщики ЕНВД ставят прочерки по строкам 050 - 070 (где помесячно указывается физический показатель) соответствующего разд. 2 в тех месяцах, в которых рекламная конструкция не была занята.

Давайте выясним, правильно ли это и можно ли не платить единый налог на вмененный доход в такой ситуации.

К сведению

О порядке заполнения новой формы декларации по ЕНВД, действующей с I квартала 2009 г., читайте в журнале "Главная книга", 2009, N 7, с. 66.

Подход 1. Рискованный: физический показатель может быть равен нулю

Размер уплачиваемого в бюджет ЕНВД зависит не от реального финансового результата, а от физических показателей деятельности <3>. Ведь сумма ЕНВД за месяц рассчитывается по формуле <4>:

-------------------------¬   ----------------------------¬   --------¬
¦ Сумма ЕНВД ¦ = ¦ Вмененный доход ¦ x ¦ 15% ¦, где
L------------------------- L---------------------------- L--------
------------------¬ -------------------¬ -----------¬ -----¬ -----¬
¦ Вмененный доход ¦ = ¦Базовая доходность¦ x ¦Физический¦ x ¦ К1 ¦ x ¦ К2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦показатель¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------ L------------------- L----------- L----- L-----

Базовая доходность и коэффициенты К1 и К2 - это фиксированные суммы (они не могут быть равны нулю) <5>.

А вот физический показатель может меняться <6>. Но может ли он равняться нулю?

Для деятельности по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций физический показатель - это площадь информационного поля в квадратных метрах, которой, в свою очередь, является площадь нанесенного изображения (площадь экспонирующей поверхности, площадь светоизлучающей поверхности) <7>.

Таким образом, из буквального прочтения норм гл. 26.3 НК РФ следует, что если целый месяц реклама на щите не размещается (нет площади, занятой каким-либо изображением), то физический показатель за этот месяц равен нулю и налог за этот месяц платить не надо. Правда, если реклама размещалась на щите хотя бы один день в месяце, то физический показатель за этот месяц уже не может быть равен нулю.

Однако на практике применять такой подход рискованно, потому что контролирующие органы придерживаются другой позиции.

Подход 2. Безопасный: физический показатель не может быть равен нулю

Минфин и налоговые органы считают, что отсутствие у рекламораспространителей в течение какого-нибудь календарного месяца заказов на размещение рекламы вовсе не означает, что в эти дни плательщик ЕНВД не вел предпринимательскую деятельность. А значит, надо платить ЕНВД в полной сумме за все рекламные конструкции независимо от того, размещалась на них реклама или они пустовали <8>.

Ведь объект по ЕНВД - это потенциально возможный доход. А получает его рекламораспространитель или нет, неважно. Если есть рекламная конструкция, то есть и физический показатель, значит, надо платить ЕНВД. А если организация (предприниматель) не хочет платить налог, то нужно сняться с учета <9>.

* * *

Если у вас длительное время вообще нет заказов на размещение рекламы, то имеет смысл сняться с учета как плательщику ЕНВД в налоговой инспекции <10>. И тогда вы будете подавать декларации по налогам в соответствии с общим режимом или УСНО. Если же вы не снимаетесь с учета, то считается, что вы ведете деятельность, подпадающую под ЕНВД. А значит, должны платить ЕНВД в полной сумме <11>.

Если же реклама не размещается только на некоторых рекламных конструкциях, то в этом случае сниматься с "вмененного" учета нет никаких оснований. И тогда, если вы не готовы спорить с налоговиками, налог придется платить в полной сумме за все конструкции.

<1> Статья 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"; ст. 346.27 НК РФ.
<2> Пункт 5.1 Порядка заполнения... декларации... утв. Приказом Минфина России от 08.12.2008 N 137н.
<3> Пункты 1 - 3 ст. 346.29 НК РФ.
<4> Пункты 1, 2, 4 ст. 346.29, ст. 346.31 НК РФ.
<5> Статья 346.27, п. п. 3, 6, 7 ст. 346.29 НК РФ; п. 2 Распоряжения Правительства РФ от 25.12.2002 N 1834-р.
<6> Пункт 9 ст. 346.29 НК РФ.
<7> Статья 346.27, п. 3 ст. 346.29 НК РФ.
<8> Письма Минфина России от 12.05.2009 N 03-11-06/3/127, от 12.02.2009 N 03-11-09/48, от 09.02.2009 N 03-11-06/3/24.
<9> Письмо Минфина России от 31.12.2008 N 03-11-04/3/585.
<10> Пункт 3 ст. 346.28 НК РФ.
<11> Письма Минфина России от 28.05.2009 N 03-11-09/188, от 31.12.2008 N 03-11-04/3/585, от 04.09.2008 N 03-11-05/210.

Е.А.Шаронова

Экономист