Мудрый Экономист

Составляем заключительную отчетность

"Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 4

По итогам каждого отчетного периода организаторы азартных игр составляют различную отчетность и готовят документы, подтверждающие соблюдение установленных к проведению азартных игр и пари условий и требований. Это полугодие 2009 г., возможно, для многих игорных заведений может стать последним, когда они составляют и представляют бухгалтерскую, налоговую и "азартную" отчетности. С одной стороны, составлению заключительной отчетности можно уделить меньше внимания, так как ее показатели уже не влияют на возможность продолжения осуществления игорного бизнеса. С другой стороны, за промахи даже в такой отчетности налоговики могут привлечь к ответственности, поэтому лучше все-таки, если организатор азартных игр отчитается без ошибок, избежав тем самым штрафных санкций. Итак, начнем...

"Азартная" отчетность

Состав отраслевой отчетности для организаторов азартных игр предусмотрен в Правилах представления сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований "азартного" законодательства <1> (далее - Правила представления "азартной" отчетности). Всего установлено три формы отраслевой отчетности, в которых указываются:

<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.08.2007 N 540.

Организаторам азартных игр нужно представить сведения о соблюдении требований, установленных ч. 1 и 2 ст. 16 данного Закона, по итогам первого полугодия 2009 г., а точнее, на последний день отчетного квартала - 30 июня. Сведения о соблюдении требований включают ежеквартальную отчетность. Перечень документов, поименованных в п. 13 Правил представления "азартной" отчетности, представлять не нужно, так как это надо было сделать только один раз - по итогам первого полугодия 2007 г. Но вернемся к отчету. В Правилах представления "азартной" отчетности приведен бланк такого отчета. В нем указываются наименования и виды всех игорных заведений, в которых осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр (в том числе филиалы и иные места осуществления деятельности), а также их адреса (места нахождения).

На первой странице перед показателями деятельности игорного заведения отражаются наименование и данные об организаторе азартных игр, номер и дата выдачи лицензии на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений и стоимость чистых активов. Последний показатель в ежеквартальном отчете указывается в млн руб. Например, если у организатора азартных игр стоимость чистых активов равна 600 500 тыс. руб., то в отчете он отражает 600 млн руб. Точный размер чистых активов будет указан в расчете, который представляется вместе с ежеквартальной отчетностью по форме, приведенной в Приказе Минфина России от 02.05.2007 N 29н.

На второй странице по каждому месту проведения азартных игр (игорному заведению) отражаются следующие показатели <2>:

<2> При заполнении отчета в каждую строку вписывается только одно значение показателя. В случае отсутствия значений показателей в соответствующих строке и (или) графе ставится прочерк.

Первые четыре показателя нормированы по нижнему пределу Законом о проведении азартных игр, поэтому включение их в отчет объяснимо целями контроля за соблюдением установленных условий. К последним двум показателям Закон о проведении азартных игр не предъявляет требований в части минимального количества касс. Тем не менее они включены в отчет, так как располагаются в игорных заведениях (букмекерских конторах и тотализаторах), а налоговики с этим отчетом сверяют количество зарегистрированных объектов налогообложения. Заметим, букмекерские конторы и тотализаторы указывают в отчете только кассы, в которых организатор заключает (организует заключение) пари с участниками азартных игр, учитывает ставки, определяет результат азартной игры и выплачивает денежный выигрыш. Пункты приема ставок, в которых принимаются ставки (без определения их общей суммы) и выплачиваются выигрыши (после определения результата игры в кассе), не регистрируются в налоговой инспекции как объекты обложения "азартным" налогом, их количество не нужно отражать в ежеквартальном отчете. Надо помнить, что пункты приема ставок должны быть зарегистрированы как обособленные подразделения, по месту нахождения которых созданы рабочие места, они обязаны отчитываться по налогам, уплачиваемым по месту нахождения таких подразделений (например, НДФЛ).

Отчет о соблюдении требований Закона о проведении азартных игр подписывают два лица - руководитель и главный бухгалтер. Их подписи заверяются печатью организации, а в качестве дополнительной информации указываются данные об исполнителе отчета и номер контактного телефона. Эта отчетность представляется в инспекцию в срок не позднее последнего дня месяца, следующего за отчетным, на бумажном и магнитном носителях.

Следующий отчет (о техническом состоянии игрового оборудования) не имеет периодичности и представляется в территориальный налоговый орган только в отношении зарегистрированных в нем игровых автоматов в срок не позднее 10 рабочих дней с даты вступления в силу Правил составления "азартной" отчетности. В дальнейшем декларация о соответствии игрового оборудования предъявляемым требованиям сдается в территориальный налоговый орган не позднее 5 рабочих дней с даты изменения наименования и версии игровых программ, установленных в игровом автомате, а также при изменении значения технически заложенного процента выигрыша. Других требований законодательство к представлению сведений в налоговый орган по месту нахождения игровых автоматов не предъявляет, в том числе оно не содержит требования о представлении в адрес налогового органа по месту регистрации игрового оборудования каких-либо актов метрологического контроля либо сертификатов утвержденного типа (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2008 N 09АП-12760/2008-ГК, 09АП-12815/2008-ГК, 09АП-12943/2008-ГК).

Третий отчет организатора азартных игр в игорной зоне, вероятно, так и не удастся представить в отсутствие игорных зон, в органы управления которых планировалось представлять информацию. Сами-то органы, возможно, и назначены, только игорных зон нет, равно как и "азартной" деятельности на их территории. В Правилах представления "азартной" отчетности сказано, что сведения представляются ежемесячно организатором азартных игр в орган управления игорной зоной, на территории которой осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр. В отсутствие данной деятельности, которая, заметим, может вестись на основании специального разрешения, у органов управления игорными зонами нет причин требовать соответствующих отчетов.

Налоговая отчетность

По основному для организаторов азартных игр налогу отчетность не меняется на протяжении нескольких лет. За июнь 2009 г. игорное заведение представляет декларацию в общеустановленном порядке. Декларация по налогу на игорный бизнес заполняется по итогам каждого месяца и включает в себя титульный лист, разд. 1 с итоговой суммой налога, разд. 2 с расчетом налога, разд. 2.1 и 3.1, имеющие отношение к расчету налога и изменению количества игровых столов.

Все разделы декларации обязательны к заполнению, за исключением разд. 2.1 и 3.1, которые заполняются организаторами игорных заведений, имеющими игровые столы. Как и в любой другой декларации, для расчета суммы налога вначале заполняются вспомогательные листы, из которых берется информация для составления итогового листа (в данном случае разд. 1).

Пример. ЗАО "Ривьера" на 01.06.2009 имеет следующие зарегистрированные объекты налогообложения:

Предположим, 29.06.2009 ЗАО "Ривьера" подало заявление на снятие с учета всех зарегистрированных объектов налогообложения. В регионе установлены максимальные ставки налогообложения.

Начать заполнение декларации следует с отражения изменения количества объектов налогообложения в разд. 3. В связи с тем что ЗАО "Ривьера" имеет игровые столы, вначале следует заполнить разд. 3.1 "Изменение количества игровых столов за налоговый период", данные которого переносятся в разд. 2.1 "Расчет налога на игорный бизнес по игровым столам".

Для отражения произошедших изменений в количестве объектов в разд. 3.1 предусмотрены строки 030 - 060. В них отражаются:

В итоговой строке 070 отражается количество игровых столов, которые зарегистрированы в инспекции на конец налогового периода. Этот показатель рассчитывается следующим образом: стр. 070 = стр. 020 + стр. 030 - стр. 040 + стр. 050 - стр. 060. В строке 070 будет отражен нулевой показатель количества столов на конец отчетного периода, что подтверждается данными примера.

В декларации ЗАО "Ривьера" два листа разд. 3.1 будут заполнены следующим образом:

------------------------------------¬ ------------------------------------¬
¦ По игровым столам с одним ¦ ¦ По игровым столам с двумя ¦
¦ игровым полем ¦ ¦ игровыми полями ¦
+------------------T-----T----------+ +------------------T-----T----------+
¦ Показатели ¦ Код ¦ Игровые ¦ ¦ Показатели ¦ Код ¦ Игровые ¦
¦ ¦ ¦ столы ¦ ¦ ¦ ¦ столы ¦
+------------------+-----+----------+ +------------------+-----+----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+------------------+-----+----------+ +------------------+-----+----------+
¦Количество ¦ 010 ¦ 1 ¦ ¦Количество ¦ 010 ¦ 2 ¦
¦игровых полей ¦ ¦ ¦ ¦игровых полей ¦ ¦ ¦
+------------------+-----+----------+ +------------------+-----+----------+
¦Количество ¦ ¦ ¦ ¦Количество ¦ ¦ ¦
¦зарегистрированных¦ ¦ ¦ ¦зарегистрированных¦ ¦ ¦
¦объектов ¦ ¦ ¦ ¦объектов ¦ ¦ ¦
+------------------+-----+----------+ +------------------+-----+----------+
¦На начало периода ¦ 020 ¦ 9 ¦ ¦На начало периода ¦ 020 ¦ 1 ¦
+------------------+-----+----------+ +------------------+-----+----------+
¦Установлено до 15 ¦ 030 ¦ - ¦ ¦Установлено до 15 ¦ 030 ¦ - ¦
¦числа ¦ ¦ ¦ ¦числа ¦ ¦ ¦
+------------------+-----+----------+ +------------------+-----+----------+
¦Выбыло после 15 ¦ 040 ¦ 9 ¦ ¦Выбыло после 15 ¦ 040 ¦ - ¦
¦числа ¦ ¦ ¦ ¦числа ¦ ¦ ¦
+------------------+-----+----------+ +------------------+-----+----------+
¦Установлено после ¦ 050 ¦ - ¦ ¦Установлено после ¦ 050 ¦ - ¦
¦15 числа ¦ ¦ ¦ ¦15 числа ¦ ¦ ¦
+------------------+-----+----------+ +------------------+-----+----------+
¦Выбыло до 15 числа¦ 060 ¦ - ¦ ¦Выбыло до 15 числа¦ 060 ¦ - ¦
+------------------+-----+----------+ +------------------+-----+----------+
¦На конец периода ¦ 070 ¦ - ¦ ¦На конец периода ¦ 070 ¦ - ¦
L------------------+-----+----------- L------------------+-----+-----------

Обратимся к разд. 2.1, в котором бухгалтер сразу сможет рассчитать налог по игровым столам, опираясь на данные только что заполненного разд. 3.1. Так же как и в предыдущем разделе, ему нужно оформить два бланка разд. 2.1, в каждом из которых по строке 010 указывается количество полей на игровых столах. По строкам 020, 030 отражаются региональные ставки налога, а в строках 040 - 080 - количество столов, порядок налогообложения которых различен.

В декларации ЗАО "Ривьера" два листа разд. 2.1 будут заполнены следующим образом:

------------------------------------¬ ------------------------------------¬
¦ По игровым столам с одним ¦ ¦ По игровым столам с двумя ¦
¦ игровым полем ¦ ¦ игровыми полями ¦
+----------------T-----T------------+ +----------------T-----T------------+
¦ Показатели ¦ Код ¦ Значение ¦ ¦ Показатели ¦ Код ¦ Значение ¦
¦ ¦ ¦ показателей¦ ¦ ¦ ¦ показателей¦
+----------------+-----+------------+ +----------------+-----+------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+----------------+-----+------------+ +----------------+-----+------------+
¦Количество ¦ 010 ¦ 1 ¦ ¦Количество ¦ 010 ¦ 2 ¦
¦игровых полей ¦ ¦ ¦ ¦игровых полей ¦ ¦ ¦
+----------------+-----+------------+ +----------------+-----+------------+
¦Ставка налога, ¦ ¦ ¦ ¦Ставка налога, ¦ ¦ ¦
¦установленная ¦ 020 ¦ 125 000 ¦ ¦установленная ¦ 020 ¦ 125 000 ¦
¦п. 1 ст. 369 ¦ ¦ ¦ ¦п. 1 ст. 369 ¦ ¦ ¦
¦НК РФ ¦ ¦ ¦ ¦НК РФ ¦ ¦ ¦
+----------------+-----+------------+ +----------------+-----+------------+
¦Ставка налога, ¦ ¦ ¦ ¦Ставка налога, ¦ ¦ ¦
¦установленная ¦ ¦ ¦ ¦установленная ¦ ¦ ¦
¦п. 1 ст. 369 и ¦ 030 ¦ 125 000 ¦ ¦п. 1 ст. 369 и ¦ 030 ¦ 250 000 ¦
¦п. 1 ст. 370 ¦ ¦ ¦ ¦п. 1 ст. 370 ¦ ¦ ¦
¦НК РФ ¦ ¦ ¦ ¦НК РФ ¦ ¦ ¦
+----------------+-----+------------+ +----------------+-----+------------+
¦Количество ¦ ¦ ¦ ¦Количество ¦ ¦ ¦
¦налогооблагаемых¦ 040 ¦ 9 ¦ ¦налогооблагаемых¦ 040 ¦ 1 ¦
¦игровых столов, ¦ ¦ ¦ ¦игровых столов, ¦ ¦ ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦
+----------------+-----+------------+ +----------------+-----+------------+
¦- по полной ¦ 050 ¦ 9 ¦ ¦- по полной ¦ 050 ¦ - ¦
¦ставке налога ¦ ¦ ¦ ¦ставке налога ¦ ¦ ¦
+----------------+-----+------------+ +----------------+-----+------------+
¦- по 1/2 ставке ¦ 060 ¦ - ¦ ¦- по 1/2 ставке ¦ 060 ¦ - ¦
¦налога ¦ ¦ ¦ ¦налога ¦ ¦ ¦
+----------------+-----+------------+ +----------------+-----+------------+
¦- по полной ¦ ¦ ¦ ¦- по полной ¦ ¦ ¦
¦ставке налога с ¦ 070 ¦ - ¦ ¦ставке налога с ¦ 070 ¦ 1 ¦
¦учетом ¦ ¦ ¦ ¦учетом ¦ ¦ ¦
¦количества полей¦ ¦ ¦ ¦количества полей¦ ¦ ¦
+----------------+-----+------------+ +----------------+-----+------------+
¦- по 1/2 ставке ¦ ¦ ¦ ¦- по 1/2 ставке ¦ ¦ ¦
¦налога с учетом ¦ 080 ¦ - ¦ ¦налога с учетом ¦ 080 ¦ - ¦
¦количества полей¦ ¦ ¦ ¦количества полей¦ ¦ ¦
+----------------+-----+------------+ +----------------+-----+------------+
¦Сумма налога ¦ 090 ¦ 1 125 000 ¦ ¦Сумма налога ¦ 090 ¦ 250 000 ¦
L----------------+-----+------------- L----------------+-----+-------------

Приведем контрольные соотношения для заполнения данного раздела декларации (только применительно к заполняемым строкам).

  1. По игровым столам с одним и двумя игровыми полями: стр. 040 разд. 2.1 = стр. 020 разд. 3.1 + стр. 030 разд. 3.1 + стр. 050 разд. 3.1.
  2. По игровым столам с одним игровым полем: стр. 050 разд. 2.1 = стр. 040 разд. 2.1 - стр. 030 разд. 3.1 - стр. 050 разд. 3.1.

Данные для указанных расчетов берутся из листа разд. 3.1, заполненного по игровым автоматам с одним игровым полем.

  1. По игровым столам с двумя игровыми полями: стр. 070 разд. 2.1 = стр. 040 разд. 2.1 - стр. 030 разд. 3.1 - стр. 050 разд. 3.1.

Данные для указанных расчетов берутся из листа разд. 3.1, заполненного по игровым автоматам с двумя игровыми полями.

После этого остается рассчитать налог по всем игровым столам, его сумма отражается в строке 090 так:

Следующим заполняется разд. 3. В нем указываются данные о наличии, установке и выбытии всех объектов: в графе 3 - по всем игровым столам, графе 4 - по игровым автоматам, графах 5 и 6 - по кассам тотализаторов и букмекерских контор.

При заполнении данного раздела следует учесть то, что по игровым столам при заполнении графы 3 нужно суммировать данные всех листов разд. 3.1. При этом данные по всем объектам налогообложения должны соответствовать сведениям, имеющимся в налоговой инспекции по "азартным" объектам. Общее количество объектов налогообложения указывается в итоговой строке 060, которая определяется так: стр. 060 = стр. 010 + стр. 020 - стр. 030 + стр. 040 - стр. 050.

Раздел 3 налоговой декларации ЗАО "Ривьера" будет заполнен следующим образом:

    Показатели    
  Код 
 Игровые
столы
 Игровые
автоматы
     Кассы    
тотализаторов
     Кассы    
букмекерских
контор
         1        
   2  
    3   
    4   
       5      
       6      
Количество        
зарегистрированных
объектов
На начало периода 
  010 
   10   
   50   
Установлено до 15 
числа
  020 
Выбыло после 15   
числа
  030 
   10   
   50   
Установлено после 
15 числа
  040 
Выбыло до 15 числа
  050 
На конец периода  
  060 
    -   
    -   
       -      
       -      

Раздел 2 можно считать итоговым разделом декларации по налогу на игорный бизнес.

По строке 010 во всех графах указываются установленные ставки налога по всем объектам налогообложения, для чего предусмотрена лишь одна строка. Поэтому отражаются ставки налога только для игровых автоматов, касс тотализаторов и букмекерских контор. В отношении игровых столов достаточно того, что ставки налога по ним есть в другом разделе декларации (2.1), где произведен расчет налога.

По игровым столам в графе 3 следует обобщить данные листов разд. 2.1. Строки 030, 040 разд. 2 соответствуют строкам 050, 060 разд. 2.1, заполненного для игровых столов с одним игровым полем. Строки 050, 060 разд. 2 соответствуют строкам 070, 080 разд. 2.1, заполненного для игровых столов с двумя игровыми полями. В итоге сумма налога по игровым столам за июнь 2009 г. составит 1 375 000 руб. (1 125 000 + 250 000).

Количество налогооблагаемых игровых автоматов определяется по сумме показателей строк 010, 020, 040 разд. 3 по графе 4, дающих количество игровых автоматов на начало месяца (50 ед.) с учетом вновь зарегистрированных объектов, которые в налоговом периоде не поступали. Так как игровые автоматы облагаются по полной ставке (сняты с учета во второй половине месяца), их количество указывается в строке 030. По условиям примера, в данной строке следует отразить 50 игровых автоматов. Определив количество игровых объектов, облагаемых по полной ставке, можно рассчитать сумму налога на игорный бизнес и указать ее в итоговой строке 070 данного раздела. Формула расчета суммы налога по игровым автоматам в условиях примера следующая: стр. 070 = стр. 030 x стр. 010. Таким образом, сумма налога по игровым автоматам - 375 000 руб. (50 игровых автоматов x 7500 руб.).

Раздел 2 налоговой декларации ЗАО "Ривьера" будет заполнен следующим образом:

    Показатели    
  Код 
 Игровые 
столы
 Игровые
автоматы
    Кассы    
тотализаторов
     Кассы    
букмекерских
контор
         1        
   2  
    3    
    4   
      5      
       6      
Ставка налога,    
установленная п. 1
ст. 369 НК РФ
  010 
    Х    
   7 500
   125 000   
    125 000   
Количество        
налогооблагаемых
игровых объектов,
в том числе:
  020 
    10   
   50   
      -      
       -      
- по полной ставке
игорного налога,
установленной п. 1
ст. 369 НК РФ
  030 
     9   
   50   
      -      
       -      
- по 1/2 ставке   
налога согласно
п. п. 3, 4 ст. 370
НК РФ
  040 
    -    
    -   
      -      
       -      
- по полной ставке
налога с учетом
количества полей
  050 
     1   
    Х   
      Х      
       Х      
- по 1/2 ставке   
налога с учетом
количества полей
  060 
    -    
    Х   
      Х      
       Х      
Сумма налога на   
игорный бизнес
  070 
1 375 000
 375 000
      -      
       -      

Произведем расчет налога по всем объектам налогообложения (игровым столам и автоматам). Налог к уплате за июнь 2009 г. составит 1 750 000 руб. (1 375 000 + 375 000). На заполнении разд. 1 и титульного листа декларации мы не будем останавливаться, так как правила их заполнения и включения соответствующих данных за этот год не менялись.

В отношении остальных налогов порядок заполнения деклараций (авансовых расчетов) традиционен, и мы не будем его рассматривать. Укажем лишь то, что организаторы азартных игр, численность работников которых превосходит 100 человек, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде (абз. 2 п. 3 ст. 80 НК РФ). Формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде <3> предписывает сдавать декларации в виде текстовых файлов с кодировкой DOS, передающихся на магнитном носителе (дискете) или по каналам связи. То есть у налогоплательщика есть право выбора. Представление декларации по коммуникационным каналам связи возможно при наличии у налогоплательщика и налогового органа совместных технических средств. Если такой возможности нет, то организация может представить ее в электронном виде на магнитном и ином носителе информации (дискете, сиди-диске, флэш-карте) (Постановление ФАС ПО от 17.07.2008 N А55-17524/2007).

<3> Утвержден Приказом МНС России от 22.12.2003 N БГ-3-13/705@ (в ред. Приказа ФНС России от 07.02.2008 N ММ-3-6/52@).

И еще, налогоплательщики, не относящиеся к крупнейшим, представляют отчетность в тот орган, который указан в соответствующей главе НК РФ, регулирующей порядок расчетов по тем или иным налогам. Для крупнейших налогоплательщиков действует одно правило по всем налогам: они отчитываются в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ).

Бухгалтерская отчетность

При оформлении финансовой отчетности за полгода организатор азартных игр может представить ее в инспекцию по упрощенной форме: составить только баланс и отчет о прибылях и убытках. При этом в балансе указывается вся прибыль, как полученная по итогам предыдущих периодов, так и текущего периода (то есть учитываются сальдо по счету 84 "Нераспределенная прибыль" и обороты по счету 99 "Прибыли и убытки").

Вместе с представлением финансовой отчетности организация представляет расчет чистых активов по форме, предусмотренной Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 N 10н/03-6/пз для акционерных обществ. Такая оценка активов производится ежеквартально и в конце года на отчетные даты, а информация об этом раскрывается в промежуточной и годовой отчетности. Отметим, данный расчет чистых активов может отличаться от отраслевого расчета данного показателя, так как для составления бухгалтерской отчетности и выполнения требований "азартного" законодательства применяются два разных документа по расчету чистых активов. Мы уделим внимание отраслевому порядку расчета чистых активов организатора азартных игр.

Чистые активы оцениваются на основании данных бухгалтерской отчетности, то есть бухгалтерского баланса. Для этого составляется специальный расчет, форма которого приведена в Приложении к Приказу Минфина России от 02.05.2007 N 29н. Стоимость чистых активов определяется как разница между величиной активов организации и суммой ее пассивов. Учитываются только те активы и пассивы, которые принимаются к расчету согласно Приказу Минфина России N 29н. Они перечислены в п. п. 3 и 4 названного документа. Напомним их, указав в скобках коды показателей бухгалтерского баланса организации:

   Активы, принимаемые к расчету   
    Пассивы, принимаемые к расчету   
Нематериальные активы (110)
Долгосрочные обязательства, в том    
числе:
Основные средства (120)
долгосрочные обязательства по займам 
и кредитам (510, 515)
Незавершенное строительство (130)
прочие долгосрочные обязательства    
(520)
Доходные вложения в материальные   
ценности (135)
Краткосрочные обязательства, в том   
числе:
Долгосрочные финансовые вложения   
(140)
краткосрочные обязательства по займам
и кредитам (610)
Прочие внеоборотные активы (145,   
150)
кредиторская задолженность (620)
Запасы (210) и дебиторская         
задолженность (230, 240)
задолженность перед участниками      
(учредителями) по выплате доходов
(630)
Краткосрочные финансовые вложения  
(250)
резервы предстоящих расходов (650)
Денежные средства (260) и прочие   
оборотные активы (270)
прочие краткосрочные обязательства   
(660)

В отраслевом порядке в стоимости чистых активов не учитываются отдельные нематериальные активы: созданные самой организацией, деловая репутация организации, организационные расходы, исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания. Также "азартные" правила расчета предписывают исключить из финансовых вложений векселя, ценные бумаги эмитентов, в отношении которых осуществляются меры по восстановлению платежеспособности должника (досудебная санкция) или возбуждается процедура банкротства. К неустойчивым в финансовом плане организациям относятся также и те, в отношении которых принимались меры по финансовому оздоровлению в течение двух предыдущих лет. Дополнительно из расчета чистых активов финансовое ведомство исключило ценные бумаги хозяйственных обществ, являющихся дочерними или зависимыми от "азартных" компаний, а также по отношению к которым организатор азартных игр является дочерним или зависимым обществом.

В целом исключений из отраслевого расчета чистых активов организатора азартных игр немного и касаются они в основном тех активов, стоимость которых трудно определить достоверно. Большинство традиционных активов и обязательств, перечисленных в таблице, имеют точную стоимостную оценку и принимаются в расчет чистых активов. Для игровых залов и казино расчет чистых активов после 01.07.2009 не так актуален, как раньше, так как он не спасает эти заведения от прекращения деятельности вне игорных зон. Но на букмекерские конторы и тотализаторы условия, связанные с минимальным размером чистых активов, по-прежнему распространяются, и организаторам заключения пари нужно соблюдать установленное ограничение. При этом надо помнить, что если букмекерская контора или тотализатор имеют филиалы или обособленные подразделения, то их активы и обязательства включаются в расчет чистых активов в целом по компании (организатору заключения пари).

Нужно ли представлять за полгода аудиторское заключение?

С этого года вступил в силу новый Закон об аудиторской деятельности <4>, который не принципиально отличается от предшественника в отношении порядка проведения обязательного аудита. Он, как и ранее, заключается в ежегодной проверке ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации. По итогам полугодия обязательный аудит не предусмотрен, поэтому бухгалтерскую отчетность игорное заведение может сдать без аудиторского заключения, даже несмотря на то, что выручка и активы игорного заведения за полгода могут превышать показатели, установленные п. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности. В то же время игорное заведение может пригласить аудиторов проверить состояние бухгалтерского и налогового учета по собственной инициативе. Тогда в план проверки можно включить не только бухгалтерскую, но и налоговую, а также отраслевую "азартную" отчетности. Аудит все же не налоговая проверка, иногда лучше пригласить специалистов и выявить ошибки, чем потом подсчитывать штрафные санкции по акту выездной налоговой проверки.

<4> Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ.

Л.А.Евстратова

Эксперт журнала

"Игорный бизнес: бухгалтерский учет

и налогообложение"