Мудрый Экономист

Ожидание перемен

"Руководитель бюджетной организации", 2010, N 1

Качество бюджетной услуги как критерий эффективности работы коллектива становится все более важным при оценке работы бюджетной организации. Ожидания потребителя услуги играют в этой оценке не последнюю роль, и практика исследования ожиданий социума может меняться от региона к региону и дифференцироваться в различных бюджетных отраслях. В частности, в Нижегородском институте развития образования была разработана специальная анкета "Ожидание перемен: приоритеты реформирования". В статье рассказывается об этой анкете, о целях ее создания и предполагаемых результатах.

Вопрос: По чьей инициативе была разработана анкета "Ожидание перемен"?

Анкета "Ожидание перемен: приоритеты реформирования" была разработана в Лаборатории социально-экономических исследований в образовании НИРО (далее - Лаборатория). Инициатива по проведению исследования принадлежит ректору Николаю Юрьевичу Бармину.

Здесь следует напомнить, что в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 N 1756-р, активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. Таким образом, посредством анкетирования мы вовлекаем потребителя услуги в общую работу над исследованием образовательного процесса.

Вопрос: Связано ли появление анкеты с опубликованием Федерального государственного стандарта нового поколения <1> (новые требования к качеству), разработкой стандарта бюджетной услуги или иными направлениями деятельности Лаборатории, института?

<1> Государственный федеральный стандарт начального и общего образования, утв. Приказом Минобразования от 06.10.2009 N 373.

Данное исследование проводится в рамках темы научной работы Лаборатории "Исследование современного социального заказа на общее среднее образование". Социальный заказ на образование вызван несколькими факторами: требованиями государства, потребностями экономических организаций, ожиданиями граждан. Требования государства к школе зафиксированы в ст. 14 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон РФ "Об образовании"), в стандартах нового поколения. Потребности экономических организаций изучаются другими методами (не методом анкетного опроса). Потребности в образовании отдельных граждан существенно различаются в зависимости от разного образа жизни, профессий, культурного уровня, жизненных планов и ценностей. Поэтому изучение социального заказа на образование должно учитывать разные потребности представителей различных социальных слоев.

Ключевая особенность современного этапа развития среднего образования - это необходимость дифференцировать спектр образовательных услуг в зависимости от запросов разных социальных групп. Такая дифференциация позволит учреждениям общего среднего образования более полно соответствовать принципу государственной политики в области образования, зафиксированному в п. 3 ст. 2 Закона РФ "Об образовании": общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовка обучающихся, воспитанников.

Вопрос: По каким критериям выбраны приоритеты, предложенные в анкете?

Респондентам предоставлена возможность указать свои приоритеты в широком диапазоне в связи с системой школьного образования: изменение предметной составляющей школьной программы, правовое воспитание учащихся, управление эмоциями, гражданское самосознание. Затронуты многие вопросы школьной жизни, даже такие, как привлечение к преподаванию учителей-мужчин. Представленные в анкете суждения прописаны столь подробно, потому что Лаборатория стремится оценивать качество образования не только с точки зрения замеров (например, по результатам ЕГЭ), но и с точки зрения социологизации школьника, духовного воспитания и многих других неизмеримых, но важных параметров: что об образовании думает социум, совпадают его приоритеты с приоритетами школы или не совпадают, что под качеством понимают потребители услуги т.д. Анкета, по мысли ее разработчиков, позволит замерить ожидания социума.

Обратите внимание! Респондентам будет предложено около 50 суждений. Вариант ответа выбирается по предложенной шкале оценок.

В первой группе суждений респондент указывает предметы, преподавание которых, по его мнению, надо усилить. В списке - 16 предметов: от русского языка и литературы до ОБЖ и Закона Божьего.

Во второй группе предлагается назвать учетные предметы, без которых школьник может обойтись.

В отдельную группу собраны суждения, касающиеся дополнительных целей школьного воспитания, в том числе развитие общественной активности, навыков самообслуживания, коммуникативных навыков, антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда, чувство патриотизма. Их более десяти.

Также предусмотрен блок вопросов, имеющих прямое отношение к обеспечению в школе условий для качественной учебно-воспитательной работы.

В завершающей группе вопросов респондент предоставляет информацию о себе (возраст, образование, социальный слой и статус).

Вопрос: Какие результаты рассчитывают получить разработчики анкеты? Как будут использоваться эти результаты?

Анкетирование, безусловно, не первый опыт обратной связи с потребителями образовательных услуг. Это общепринятый способ определить ключевые проблемы на заданную тему, получить ответы на острые, злободневные вопросы. Анкетный опрос позволит установить, чего не хватает в школьном образовании представителям разных социальных слоев современного общества. Анкетирование - это основной механизм, который документально фиксирует мнение потребителей образовательных услуг (даже те, кто сейчас не являются участниками образовательного процесса, когда-то учились в школе). Подход к ориентации на потребителя начинается со сбора информации о существующих потребностях и ожиданиях. Сотрудники Лаборатории предполагают получить не только сведения о содержании социального заказа, но и новые интересные, конструктивные предложения.

Вопрос: Каков механизм анкетирования?

Целевой анкетный опрос будет проведен среди следующих групп респондентов:

а) учащихся 11-х классов школ г. Нижнего Новгорода и двух районов Нижегородской области;

в) родителей учащихся городских и сельских школ;

г) педагогов, психологов, социальных работников, руководителей школ Нижегородской области;

д) студентов вузов и ссузов г. Нижнего Новгорода;

е) работающей молодежи г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области (молодых людей до 25 лет, не имеющих детей, работающих на промышленных предприятиях);

ж) руководителей промышленных и коммерческих предприятий г. Нижнего Новгорода.

Всего объем выборки составит около 1400 респондентов.

Вопрос: Когда будут обработаны результаты анкетирования?

Результаты исследования планируется получить к апрелю 2010 г.

Вопрос: Известны ли аналогичные инициативы в других регионах страны? В других бюджетных отраслях?

В г. Нижнем Новгороде в 1998 г. проводился опрос общественного мнения по вопросам содержания образования в общеобразовательной школе. Он был приурочен к принятию нового базисного учебного плана средней школы. Инициатором исследования выступил Департамент образования и науки администрации Нижегородской области, научным руководителем стал директор Нижегородского отделения института социологии РАН, кандидат философских наук С.С. Балабанов. При подготовке исследования сотрудники лаборатории не раз обращались к нему за консультациями. Об аналогичном опыте в других регионах и других бюджетных отраслях мы не знаем.

Вопрос: Используются ли другие инструменты по измерению качества образовательной услуги?

В Лаборатории разрабатывается методика оценки качества бюджетной услуги в образовательных учреждениях различного вида и типа. Но практической апробации пока эта методика не прошла.

Вопрос: Планируются ли другие способы налаживания обратной связи с потребителем услуги?

В планах Лаборатории - мониторинг педагогического постдипломного образования (анкетирование слушателей), многофакторный анализ результатов ЕГЭ, участие в федеральном проекте по апробации методики нормативно-долевого финансирования дошкольных образовательных учреждений.

Вопрос: Какова роль этого анкетирования в контексте повышения качества образования?

Сама анкета не повлияет на повышение качества образования. Но результаты анкетирования позволят выделить реперные точки ожиданий социума в области школьного образования, что даст возможность провести измерения качества образования на основе социального заказа. Полученные результаты, в свою очередь, приведут к адекватным управленческим решениям по повышению качества образования.

В.Ю.Еремина

К. п. н.,

проректор

НИРО,

заведующая Лабораторией

социально-экономических

исследований в образовании

Коммуникации: джентльменский набор руководителя
 
Особенности связей с общественностью в бюджетных организациях