Мудрый Экономист

О некоторых особенностях привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации об обществах с ограниченной ответственностью

"Право и экономика", 2009, N 6

С 13 апреля 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 9-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 9-ФЗ), внесший в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) изменения, существенным образом ужесточившие административную ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в различных сферах. Рассмотрим некоторые особенности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обществах с ограниченной ответственностью.

В этой связи прежде всего необходимо отметить, что основой законодательства Российской Федерации об обществах с ограниченной ответственностью является Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ). Нормы, регламентирующие правовое положение общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО), права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации ООО, сосредоточены в разд. 4 § 2 ГК РФ (ст. ст. 87 - 94). Указанные вопросы регулирует также Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ), принятый в развитие положений ГК РФ. Особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации ООО в сферах банковской, страховой и инвестиционной деятельности, а также в области производства сельскохозяйственной продукции определяются иными федеральными законами. Отношения, связанные с совершением иностранными инвесторами или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, сделок с долями, составляющими уставный капитал ООО, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и установлением контроля иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над такими обществами, регулируются в соответствии с положениями Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Основу законодательства Российской Федерации об обществах с ограниченной ответственностью составляют нормы, сосредоточенные в ГК РФ и Законе N 14-ФЗ.

Рассматривая законодательство Российской Федерации об ООО, следует отметить, что последнее время оно претерпело серьезные изменения, которые связаны с принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 312-ФЗ), вступающего в силу с 1 июля 2009 г.

Закон N 312-ФЗ изменил содержащиеся в ГК РФ и Законе N 14-ФЗ нормы, устанавливающие порядок учреждения и преобразования ООО, порядок управления ООО, а также нормы, регулирующие имущественные отношения между участниками ООО. Отныне единственным учредительным документом ООО является устав. Сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц. Теперь ООО вправе преобразоваться в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив, а не только в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив, как это было ранее. В новой редакции Закона N 14-ФЗ существенно возросло число диспозитивных норм, позволяющих настраивать устав под специфику сферы деятельности ООО, интересы его участников. Так, если ранее право любого участника выйти из ООО и потребовать выплаты части стоимости имущества ООО, равной его доли в уставном капитале, было безусловным, то теперь это право возникает лишь в том случае, если оно предусмотрено в уставе ООО. Закон N 312-ФЗ вводит обязанность для ООО до 1 января 2010 г. привести свои уставы в соответствие с новым законодательством Российской Федерации об обществах с ограниченной ответственностью.

Следует отметить, что концепция развития корпоративного законодательства Российской Федерации предусматривает отказ от такой организационно-правовой формы юридического лица, как закрытое акционерное общество (ЗАО). Поэтому рано или поздно ЗАО придется решать: преобразовываться в открытое акционерное общество (ОАО) или в ООО. Закон N 312-ФЗ, внося изменения в Закон N 14-ФЗ, снимает ряд недостатков, связанных с этой организационно-правовой формой юридического лица, делая преобразование ЗАО в ООО более привлекательным.

Вместе с тем одной из особенностей ООО всегда было то, что вопросы, касающиеся соблюдения ими законодательства Российской Федерации об обществах с ограниченной ответственностью, находились вне сферы какого-либо контроля и надзора со стороны государственных органов. На практике это приводит к многочисленным нарушениям законодательства об ООО и нарушению прав и законных интересов участников ООО. В то же время вопросы соблюдения акционерными обществами (закрытыми и открытыми) законодательства Российской Федерации об акционерных обществах изначально находились под жестким контролем со стороны Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) и ее территориальных органов (РО ФСФР России). Отчасти на ликвидацию правого вакуума, сложившегося в сфере государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации об ООО, направлены изменения, внесенные в КоАП РФ Законом N 9-ФЗ.

В ч. 11 ст. 15.23.1 новой редакции КоАП РФ установлены санкции за нарушение требований законодательства Российской Федерации о порядке подготовки и проведения общих собраний участников ООО.

В соответствии с ч. 1 ст. 91 ГК РФ, ч. 1 ст. 32 Закона N 14-ФЗ общее собрание участников ООО является высшим его органом. Общее собрание участников ООО может быть очередным или внеочередным. Все участники ООО имеют право присутствовать на общем собрании участников ООО, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений. Положения учредительных документов ООО или решения органов ООО, ограничивающие указанные права участников общества, ничтожны. Каждый участник ООО имеет на общем собрании участников число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". Нормы, регламентирующие порядок подготовки и проведения общего собрания участников ООО, установлены в ст. ст. 33 - 39 Закона N 14-ФЗ.

В соответствии с ч. 11 ст. 15.23.1 КоАП РФ незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания участников ООО, а равно нарушение требований федеральных законов к порядку созыва, подготовки и проведения общих собраний участников ООО, влечет наложение административного штрафа в следующих размерах:

на граждан - в размере от 2 тыс. до 4 тыс. руб.;

на должностных лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. руб.;

на юридических лиц - от 500 тыс. до 700 тыс. руб.

Как следует из пп. 61 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 11 ст. 15.23.1 КоАП РФ, вправе должностные лица органов, уполномоченных в области финансовых рынков.

Согласно Положению о ФСФР России, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317 (далее - Положение о ФСФР России), федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), в настоящее время является ФСФР России.

В свою очередь, в п. 4 Положения о ФСФР России установлено, что ФСФР России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (РО ФСФР России). Таким образом, сегодня органами, уполномоченными в области финансовых рынков, выступают ФСФР России и РО ФСФР России. Соответственно, составлять протоколы по правонарушениям, предусмотренным ч. 11 ст. 15.23.1 КоАП РФ, уполномочены должностные лица ФСФР России и РО ФСФР России.

Перечень должностных лиц ФСФР России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), установлен Приказом ФСФР России от 25 августа 2004 г. N 04-391/пз-н. К их числу относятся:

начальник управления организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг, его заместители;

начальник управления регулирования деятельности профессиональных участников и инфраструктурных организаций на финансовом рынке, его заместители;

начальник управления регулирования выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг, его заместители;

начальник управления регулирования и контроля над коллективными инвестициями, его заместители;

начальники отделов управления организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг, их заместители - в случае назначения приказом ФСФР России руководителем группы инспекторов;

начальник управления информации и мониторинга финансового рынка, его заместители;

иные должностные лица ФСФР России, специально уполномоченные ее приказом осуществлять контроль за соблюдением законодательства в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).

Перечень должностных лиц РО ФСФР России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), определен Приказом ФСФР России от 12 ноября 2004 г. N 04-936/пз-н. К их числу относятся:

руководители РО ФСФР России, их заместители;

начальники отделов РО ФСФР России, их заместители;

иные должностные лица РО ФСФР России, специально уполномоченные их приказами осуществлять контроль за соблюдением законодательства в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).

В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению уполномоченными лицами ФСФР России (РО ФСФР России) дел об административном правонарушении законодательства Российской Федерации об обществах с ограниченной ответственностью являются:

непосредственное обнаружение должностными лицами ФСФР России (РО ФСФР России) достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

поступившие в ФСФР России (РО ФСФР России) из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Согласно ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении законодательства Российской Федерации об ООО может быть возбуждено должностным лицом ФСФР России (РО ФСФР России) только при наличии хотя бы одного из приведенных поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

На практике нарушение законодательства Российской Федерации об ООО может быть выявлено ФСФР России (РО ФСФР России) только в ходе осуществления контрольно-надзорных мероприятий в установленной сфере деятельности, т.е. в ходе проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на ФСФР России (РО ФСФР России). Перечень таких организаций установлен в Положении о проведении проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на ФСФР России, утв. Приказом ФСФР РФ от 13 ноября 2007 г. N 07-108/пз-н.

В частности, в указанный перечень включены:

эмитенты;

акционерные инвестиционные фонды;

субъекты отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений;

субъекты отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;

ипотечные агенты;

управляющие ипотечным покрытием и специализированные депозитарии ипотечного покрытия;

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

специализированные депозитарии инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов;

иные лицензируемые ФСФР России организации;

бюро кредитных историй;

жилищные накопительные кооперативы;

саморегулируемые организации участников финансового рынка.

Как видно, контроль и надзор за ООО напрямую не отнесены к сфере деятельности ФСФР России (РО ФСФР России). Вместе с тем ФСФР России (РО ФСФР России) вправе осуществлять контроль и надзор за эмитентами эмиссионных ценных бумаг. Напомним, что согласно ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" эмитент - юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими. В свою очередь, п. 1 ст. 31 Закона N 14-ФЗ определяет, что ООО вправе размещать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги в порядке, установленном законодательством о ценных бумагах. Выпустив облигации, ООО приобретает статус эмитента эмиссионных ценных бумаг и в таком качестве уже является объектом контроля и надзора, осуществляемых на финансовом рынке ФСФР России (РО ФСФР России). При этом после погашения всех выпущенных облигаций ООО теряет статус эмитента эмиссионных ценных бумаг, а соответственно, выходит из сферы полномочий по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, осуществляемым ФСФР России (РО ФСФР России). Это представляется вполне логичным, поскольку ООО становится участником финансового рынка, контроль и надзор за которым осуществляет ФСФР России (РО ФСФР России), только в случае, если оно осуществляет (осуществило) эмиссию эмиссионных ценных бумаг, т.е. становится их эмитентом.

Должностные лица ФСФР России (РО ФСФР России) вправе составлять протоколы об административном правонарушении, состав которого предусмотрен ч. 11 ст. 15.23.1 КоАП РФ исключительно в том случае, если ООО является эмитентом эмиссионных ценных бумаг.

Как следует из ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 11 ст. 15.23.1 КоАП РФ, рассматривают судьи. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ таковыми являются мировые судьи. Поэтому согласно ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ ФСФР России (РО ФСФР России) протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 15.23.1 КоАП РФ, в течение трех суток с момента его составления направляет соответствующему мировому судье.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 11 ст. 15.23.1 КоАП РФ, рассматривают мировые судьи.

В новой редакции КоАП РФ, помимо санкций за нарушение требований законодательства Российской Федерации об ООО в части созыва и проведения общих собраний участников ООО, установлены санкции за нарушение требований законодательства Российской Федерации об ООО в части хранения документов.

Как установлено в ч. 1 ст. 50 Закона N 14-ФЗ, ООО обязано хранить следующие документы:

договор об учреждении ООО, за исключением случая учреждения ООО одним лицом, решение об учреждении ООО, устав ООО, а также внесенные в устав ООО и зарегистрированные в установленном порядке изменения;

протокол (протоколы) собрания учредителей ООО, содержащий решение о создании ООО и об утверждении денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал ООО, а также иные решения, связанные с созданием ООО;

документ, подтверждающий государственную регистрацию ООО;

документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе;

внутренние документы ООО;

положения о филиалах и представительствах ООО;

документы, связанные с эмиссией облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг ООО;

протоколы общих собраний участников ООО, заседаний совета директоров (наблюдательного совета) ООО, коллегиального исполнительного органа ООО и ревизионной комиссии ООО;

списки аффилированных лиц ООО;

заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора, государственных и муниципальных органов финансового контроля;

иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, уставом ООО, внутренними документами ООО, решениями общего собрания участников ООО, совета директоров (наблюдательного совета) ООО и исполнительных органов ООО.

При этом согласно ч. 2 ст. 50 Закона N 14-ФЗ ООО хранит указанные документы по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам ООО.

В ч. 2 ст. 13.25 КоАП РФ установлено, что неисполнение ООО обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об ООО и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным, а также нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов влекут наложение административного штрафа в следующих размерах:

на должностных лиц - от 2,5 тыс. до 5 тыс. руб.;

на юридических лиц - от 200 тыс. до 300 тыс. руб.

Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 13.25 КоАП РФ, вправе должностные лица Росархива и архивных органов субъектов Российской Федерации. В частности, в соответствии с Приказом Росархива от 18 февраля 2002 г. N 18 к их числу относятся:

руководитель Росархива, его заместители;

руководители структурных подразделений Росархива, их заместители;

руководители архивных органов субъектов Российской Федерации, их заместители;

руководители структурных подразделений архивных органов субъектов Российской Федерации, их заместители.

Протоколы об административных правонарушениях, составы которых предусмотрены ч. 2 ст. 13.25 КоАП РФ, составляют должностные лица Росархива и архивных органов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 13.25 КоАП РФ, рассматривают судьи. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ таковыми являются мировые судьи. Поэтому согласно ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ Росархив и архивные органы субъектов Российской Федерации протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.25 КоАП РФ, в течение трех суток с момента его составления направляют соответствующему мировому судье.

Дела об административных правонарушениях, составы которых предусмотрены ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, рассматривают мировые судьи.

Д.А.Вавулин

К. э. н.,

доцент

кафедры государственного

управления и финансов

Института бизнеса и права

ОрелГТУ,

начальник отдела

по организации взаимодействия

с субъектами Российской Федерации

Регионального отделения Федеральной службы

по финансовым рынкам

в Юго-Западном регионе

(РО ФСФР России в ЮЗР),

специалист

по корпоративному управлению

В.Н.Федотов

К. э. н.,

к. т. н.,

генеральный директор

ОАО "Тульская

инвестиционная компания"

Таможенное регулирование частных и публичных интересов при производстве таможенного контроля (на примере системы управления рисками)
 
Определяем налоговую базу по налогу на прибыль. Внереализационные расходы