Мудрый Экономист

Профилактика убытков

"Расчет", 2009, N 6

Любая предпринимательская деятельность априори связана с риском, и по ее итогам компания вполне может получить вовсе не прибыль, а самый что ни на есть убыток. В современных реалиях подобный исход почти наверняка означает вызов "на ковер" в инспекцию. Как предотвратить отрицательный финансовый результат, а в крайнем случае - обосновать его появление налоговикам? Своим опытом решения данной проблемы поделилась Татьяна Ильинова, старший аудитор, заместитель руководителя управления аудита ГК "Градиент Альфа".

Получение убытка по итогам того или иного периода грозит компании не только приглашением на популярные в последнее время комиссии в налоговой инспекции, которые рассчитаны скорее на психологический эффект, но и вполне реальными потерями: отказом в вычете по налогу на добавленную стоимость и аннулированием расходов из состава налогообложения. Подход налоговиков стал формален: получение убытка автоматически приравнивается к необоснованной налоговой выгоде и ведет к включению фирмы в число претендентов на проведение выездной налоговой проверки.

Кроме того, убыток, как отрицательный финансовый результат работы организации, лишает ее так называемой инвестиционной привлекательности. Инвестиционная привлекательность организации отражает ее финансовую устойчивость, кредито- и конкурентоспособность, необходимую для принятия решения по инвестированию и кредитованию бизнеса. А в сложной экономической ситуации инвесторы организации необходимы как никогда.

Выходит, для того, чтобы устоять на рынке и двигаться дальше, компании никак нельзя попасть в разряд убыточной.

Между тем в эпоху кризиса не только предприятия-новички могут "докатиться" до вполне обоснованного убытка, но и те, кто давно и довольно успешно занимается коммерческой деятельностью. Причин множество:

Нередко бывает, что бизнес убыточен формально - фирма работает с прибылью, которая не отражается в бухгалтерском и налоговом учете. Экономя на налогах, фирма наращивает расходы, которые уменьшают налогооблагаемую базу, а значит, сводят к минимуму уровень налоговой нагрузки компании. В связи с этим в настоящее время в налоговых органах проводится активная работа с убыточными организациями. Главная цель налоговиков - своевременное и полное поступление налогов в бюджет - в условиях кризиса приобретает еще большую актуальность.

Одной из мер воздействия на налогоплательщика (и одновременно элементом налогового контроля) в последнее время являются налоговые комиссии, на которые контролеры вызывают представителей убыточных компаний.

Безусловно, абсолютно все убыточные компании налоговая комиссия охватить не может. Поэтому вызывают в основном организации, у которых убыток появлялся по итогам более двух налоговых периодов, и фирмы, у которых образовалась большая сумма убытка. В Московском регионе налоговики считают крупными отрицательные финансовые результаты, размер которых превышает 1 000 000 руб.

При этом подход проверяющих к оценке убытков бывает самым разным. Оцениваться могут данные налоговой либо бухгалтерской отчетности (либо их совокупность). Даже если, например, в декларации по налогу на прибыль отражен положительный финансовый результат, то компания все равно может попасть в число подозрительных, если по данным бухгалтерского учета получен убыток.

После получения приглашения на "убыточную" комиссию у организации может возникнуть вопрос: идти или нет? Право инспекторов требовать от налогоплательщика соответствующих пояснений закреплено ст. 31 Налогового кодекса. Поэтому такое приглашение никоим образом не выходит за рамки законодательства и полномочий налоговиков. Можно, конечно, его и проигнорировать, однако сей факт проверяющие, скорее всего, расценят не в вашу пользу. Неявка и молчание будут рассмотрены как отсутствие аргументов в защиту вашей позиции. Иными словами, тем самым вы обеспечите себе пристальное внимание контролеров и весьма высокую вероятность визита инспекторов с выездной налоговой проверкой.

Примечание. Проигнорировав приглашение на "убыточную" комиссию, компания обеспечит себе пристальное внимание контролеров и весьма высокую вероятность визита инспекторов с выездной налоговой проверкой.

Доказываем реальность

Представлять интересы организации на комиссии может любой сотрудник на основании доверенности руководителя с подписью и печатью. А значит, отстаивать их может и юрист, и грамотный аналитик финансовой службы.

Главное, заранее продумать доводы, почему ведется невыгодная убыточная деятельность. "Развитие бизнеса", "необходимость завоевать или удержать рынок", "нестабильная экономическая ситуация" - все это можно использовать в качестве аргументов, попав на комиссию. Однако в любом случае их лучше подтвердить расчетами, бизнес-планами, оценками и исследованиями. Чем лучше вы подготовитесь, тем правомернее будет выглядеть ваша позиция.

Обзор арбитражной практики показывает, что судьи поддерживают налогоплательщиков, уходя от формального подхода к убыткам, стараются вникнуть в суть их возникновения. Арбитры оставляют за нерентабельными компаниями право на вычет НДС и возможность перенести убытки в уменьшение будущих прибылей. Перечислим доводы в обоснование убытков, которые убедили служителей Фемиды:

Предотвращаем

Как известно, убыток, являясь финансовым результатом деятельности, по сути, представляет собой разницу между доходами и расходами компании. Значит, и скорректировать убыток можно, влияя на выручку и произведенные затраты.

Примечание. Поскольку убыток - это отрицательная разница между доходами и расходами компании, его можно скорректировать, влияя на выручку и произведенные затраты.

Рост или перенос доходов

  1. Поэтапная сдача работ. Производственным и строительным компаниям скорректировать убытки поможет производство с длительным циклом работ. Подписав акт досрочно или, наоборот, раздробив работы на этапы и подписав очередной этап в убыточном периоде, фирма тем самым обеспечит себе получение прибыли.

Напомним, под производством с длительным технологическим циклом понимается выполнение работ в течение более чем одного налогового периода. Учитывая, что налоговый период - календарный год, производством с длительным циклом будут считаться любые работы, начатые в одном году, а законченные в другом, вне зависимости от их продолжительности.

В бухгалтерском учете согласно п. 13 ПБУ 9/99 "Доходы организации" выручка от выполнения работ, оказания услуг с длительным циклом изготовления признается следующими способами:

Порядок определения дохода зависит от условий заключенного сторонами договора.

Если договор предусматривает передачу всего объема работ по завершении работы в целом, то исполнитель отразит в учете доход только по окончании выполнения работ.

Способ отразить часть выручки по такому договору в текущем периоде - предусмотреть поэтапную сдачу работ. Сдача очередного этапа на конец года обеспечит правомерное признание выручки и дохода как в налоговом, так и в бухгалтерском учете.

Кроме того, налоговый учет согласно ст. ст. 271 и 316 Налогового кодекса предписывает налогоплательщикам доход от реализации работ (услуг) с длительным циклом формировать равномерно в течение всего срока договора или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов.

  1. Досрочное подписание акта. Для отражения в налоговом учете дохода компания, работающая по методу начисления и поэтому не зависящая от получения оплаты, должна передать покупателю право собственности на товары, работы, услуги.

Подобное требование содержится в ст. 271 Налогового кодекса, связывающей момент возникновения налогооблагаемого дохода с реализацией, под которой в налоговом учете понимается передача права собственности на товары, работы, услуги (ст. 39 НК).

Как известно, переход права собственности на результаты работ и выполненные услуги происходит на дату подписания акта (п. п. 1, 2 ст. 720 ГК, п. 4 ст. 753 ГК). Таким образом, досрочно подписав акт на выполненные работы (услуги), исполнитель увеличит свой доход в текущем периоде.

  1. Предоставление займа. Помимо выручки от основного вида деятельности, компания может отразить в учете прочий (внереализационный) доход, например, предоставив в пользование заемные средства.

Согласно ст. 809 Гражданского кодекса на сумму выданных согласно договору займа денежных средств начисляются проценты в размере и порядке, которые определены договором, если законом не предусмотрено иное.

Для целей бухгалтерского учета сама сумма займа не признается ни расходами при выдаче, ни доходами при возврате (п. 3 ПБУ 9/99 "Доходы организации", ПБУ 10/99 "Расходы организации"). В составе прочих доходов будут отражаться лишь положенные за пользование деньгами проценты, начисление которых производится ежемесячно исходя из количества календарных дней в месяце с учетом фактического времени пользования займом.

В налоговом учете проценты, полученные по договорам займа, включаются организацией во внереализационные доходы на основании п. 6 ст. 250 Налогового кодекса. Для организаций, исчисляющих доходы методом начисления, в соответствии со ст. 271 Кодекса доходы в виде процентов по договорам займа признаются за каждый отчетный период в течение срока действия договора.

Таким образом, предоставив заемные средства, организация может рассчитывать на стабильный ежемесячный доход в виде процентов.

  1. Получение премий от поставщика. Предоставление скидок является элементом маркетинговой политики продавцов товара с целью привлечения покупателей. Скидки устанавливаются не только за определенный объем реализации и ассортимент товара, но и за продвижение торговой марки продавца. Если в договорах купли-продажи предусмотрены условия поощрения, то их выполнение обеспечит компании получение дополнительного дохода.

Уменьшение расходов

Ну и наконец, корректировка убытка может быть возможна путем минимизации или переноса затрат. Однако необходимо учитывать, что, минимизируя затраты, компания может потерять часть вычета НДС. А отложенные на будущее расходы, в случае если они будут признаваться на основании документов, датированных текущим периодом, обяжут компанию подать уточненную декларацию по налогу на прибыль.

Ведь убытками прошлых лет, выявленными в отчетном году и подлежащими включению в состав внереализационных расходов, будут являться только расходы, в отношении которых невозможно определить конкретный период, к которому они относятся. Если организация определила конкретный период, к которому относятся выявленные убытки, то исправления должны быть внесены в налоговую отчетность того периода, к которому относятся выявленные ошибки (ст. 54 НК).

Это означает, что отсрочка признания того или иного расхода при условии, что документы будут датированы текущим периодом, обеспечит корректировку только бухгалтерского убытка.

С полным текстом использованных документов можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.

Т.Ильинова

Старший аудитор,

заместитель руководителя

управления аудита

ГК "Градиент Альфа"

Меж двух огней
 
Под колпаком