Мудрый Экономист

Основные направления и результаты работы цод санкт-петербурга

"Российский налоговый курьер", 2009, N 12

Налоговые органы обрабатывают большие объемы информации. Это связано с ростом числа налогоплательщиков, объемов получаемой от них, а также от различных органов и организаций информации. Поэтому создание центров обработки данных в регионах России явилось одним из ключевых направлений реформы налоговых органов. В статье рассказывается о работе такого центра в Санкт-Петербурге.

Центры обработки данных создаются в рамках целевой программы "Развитие налоговых органов (2002 - 2004 годы)", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.12.2001 N 888 и направленной на совершенствование налогового администрирования и оптимизацию структуры территориальных органов ФНС России с целью повышения эффективности налоговой системы.

Межрайонная инспекция ФНС России N 6 по Санкт-Петербургу (Центр обработки данных) начала деятельность в 2002 г. Центр обработки данных (ЦОД) в Санкт-Петербурге стал третьим по счету, созданным в структуре ФНС России. Ранее такие центры были созданы в Москве и Волгограде. В настоящее время они функционируют также в Нижнем Новгороде и Кемерово.

Первоначально на ЦОД Санкт-Петербурга были возложены функции по сбору и обработке информации от регистрирующих органов, а также по вводу сведений о доходах физических лиц. В настоящее время ЦОД осуществляет информационное взаимодействие Управления ФНС России по Санкт-Петербургу с 13 регистрирующими органами. Принимаемые от внешних организаций сведения сортируются и рассылаются в межрайонные инспекции ФНС России по Санкт-Петербургу. Кроме того, с 2007 г. для контроля информации в системе электронной обработки документов (ЭОД) территориальных налоговых органов реализован режим сверки сведений по физическим лицам, которые хранятся в региональной базе данных ЦОД, со сведениями, фактически загруженными в ЭОД.

Предоставление информационных услуг налогоплательщикам

Массовая печать документов в процессе адресного информирования налогоплательщиков - физических лиц в ЦОД осуществляется с 2003 г. Получение высокоскоростных принтеров и линии конвертования позволило центру практически полностью взять на себя массовую печать уведомлений и требований по транспортному и земельному налогам, налогу на имущество физических лиц.

Количество уведомлений и требований, напечатанных и отправленных налогоплательщикам в 2008 г., составило порядка 3 300 000, что в полтора раза больше, чем в 2006 г. В ЦОД формируется около 96% уведомлений налогоплательщикам по транспортному и земельному налогам и 98% - по налогу на имущество.

Кроме того, в Центре обработки данных с 2007 г. осуществляется распечатка информационных писем для налогоплательщиков - физических лиц, получивших доходы от продажи имущества, транспортных средств и др. В 2008 г. отпечатано 135 000 таких писем, а в 2009 г. - 169 000.

Информирование налогоплательщиков привело к увеличению количества поданных деклараций по форме 3-НДФЛ от граждан, получивших доходы от продажи имущества. По сравнению с 2006 г. в 2007 г. деклараций было представлено больше в 5,5 раза, а в 2008 г. - в 16 раз.

Одной из функций, выполняемых ЦОД, является обработка документов по информационному взаимодействию межрайонных инспекций по Санкт-Петербургу с органами Федерального казначейства. В 2008 г. Центром обработки данных получено, обработано и отправлено в инспекции 7 425 000 платежных документов налогоплательщиков, что на 12% больше, чем в 2007 г., и на 31% больше, чем в 2006 г. Планомерная совместная работа Управления ФНС России по Санкт-Петербургу, ЦОД и инспекций с налогоплательщиками позволила сократить количество невыясненных поступлений в 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 35%.

Ведение информационных ресурсов региона

В ЦОД поэтапно передавались функции по ведению информационных ресурсов регионального уровня. В настоящее время центр осуществляет ведение 60 информационных ресурсов, часть из которых передается на федеральный уровень.

Налоговым органам Санкт-Петербурга предоставлена возможность подключения практически ко всем информационным ресурсам для использования в контрольной работе и проведения предпроверочного анализа.

Чаще всего сотрудники налоговых органов обращаются к базе данных "Налоговое досье". В рамках этого ресурса собрана информация обо всех объектах налогообложения физических и юридических лиц согласно данным регистрирующих органов и сведениям, имеющимся в системе ЭОД местного уровня. Также в ней содержится информация таможенных органов, учетная информация и регистрационные данные обо всех налогоплательщиках региона, информация об их налоговой и платежной дисциплине, основные показатели налоговой и бухгалтерской отчетности, сведения о ресурсопотреблении крупнейших налогоплательщиков. Такая база данных позволяет в оперативном порядке получить в удобной для инспектора форме всю информацию о налогоплательщике, его взаимосвязях, в автоматизированном режиме провести предпроверочный анализ по выявлению налоговых нарушений со стороны налогоплательщика.

Прием и обработка налоговой и бухгалтерской отчетности, переданной по ТКС и с двухмерным штрихкодом

С 2004 г. вся отчетность, направляемая налогоплательщиками Санкт-Петербурга по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), передается только через ЦОД. Это позволяет минимизировать затраты на оборудование и персонал высокой квалификации в инспекциях, проводить более качественный анализ конфликтных ситуаций, возникающих при реализации данной технологии. На территории Санкт-Петербурга действует семь специализированных операторов: ЗАО "Удостоверяющий центр", ООО "АРГОС", ООО "Компания "Тензор", ФГУП "ЦентрИнформ", ООО "Такском", ООО "КОРУС Консалтинг", ЗАО "Калуга Астрал".

Кроме того, осуществляется работа в программном комплексе "ГНИВЦ-ПРИЕМ ЦОД" как в конфигурации через специализированных операторов связи, так и через удостоверяющие центры ООО "Гарант Телеком" и ЗАО "Удостоверяющий центр".

Примечание. Преимущества представления налоговой и бухгалтерской отчетности по ТКС очевидны. Нет необходимости приходить в налоговые органы, поскольку информация направляется из офиса налогоплательщика и не требует дублирования документов на бумажных носителях. Отчетность формируется в стандартном формате с использованием средств выходного контроля, посредством которого проверяется правильность заполнения полей форм отчетности, что позволяет избежать ошибок.

Помимо приема и обработки отчетности, поступающей в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, с 2006 г. на ЦОД возложена функция по обработке налоговой и бухгалтерской отчетности, представленной налогоплательщиками Санкт-Петербурга на бумаге с использованием сканерной технологии (на машинно ориентированных бланках и бланках с двухмерным штрихкодом).

Примечание. С 6 апреля 2009 г. введен в действие новый унифицированный формат транспортного сообщения при информационном взаимодействии налогоплательщиков и налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденный Приказом ФНС России от 26.03.2009 N ММ-7-6/141@.

Система обработки налоговой отчетности на машинно ориентированных бланках с управляющим и двухмерным штрихкодом внедрена с 2008 г. Данная технология является наиболее прогрессивной. В 2008 г. ЦОД обработано порядка 402 000 налоговых документов. Преимуществом данного способа представления отчетности является то, что от налогоплательщиков не требуется дополнительных затрат - добавить в листы декларации штрихкод позволяют бухгалтерские программы.

В то же время для налоговых органов обеспечивается высокая скорость ввода информации, а также исключается возможность ошибки налогового инспектора при вводе. При этом создается и поддерживается архив бумажных документов (бумажный носитель не возвращается в инспекции) и электронный архив, в котором содержатся графические образы всех документов.

Наличие электронного архива позволяет сотрудникам налоговых органов Санкт-Петербурга практически мгновенно вывести на экран компьютера любую декларацию, в течение 2 - 3 минут найти в хранилище оригинал документа, упростить подготовку пакета документов при переходе налогоплательщика из одной инспекции в другую. В 2008 г. количество запросов документов в электронном виде составило более 145 000.

Несмотря на то что ЦОД занимается данной технологией недавно, в архиве уже имеется более 4 000 000 листов налоговой и бухгалтерской отчетности.

С октября 2008 г. в ЦОД внедрена биллинговая система электронного обмена информацией между Сберегательным банком России и налоговыми органами региона. Данная система позволила отказаться от ручного ввода платежных документов физических лиц и, соответственно, оперативно проводить необходимые действия по налоговому администрированию в территориальных налоговых органах Санкт-Петербурга.

Таким образом, ЦОД взял на себя трудоемкие операции, не требующие контакта с налогоплательщиками, которыми занимались налоговые органы региона. В результате межрайонные ИФНС России по Санкт-Петербургу могут в большей степени сосредоточиться на функциях налогового администрирования и контроля исполнения законодательства о налогах и сборах.

Н.Н.Герасимова

Начальник

Межрайонной ИФНС России N 6

по Санкт-Петербургу,

советник государственной

гражданской службы РФ 1-го класса

Курс - на социальную поддержку работников, или учет взносов в нпф
 
Особенности формирования налоговых карточек при совмещении общего и специального налоговых режимов