Мудрый Экономист

Новая жизнь некоммерческих организаций

"Новая бухгалтерия", 2009, N 5

Недавно из-под пера Минюста России вышли новые правила регистрации и проверок некоммерческих организаций. В один день появились два Административных регламента: один посвящен порядку государственной регистрации <*> (далее - Регламент о регистрации), другой - порядку осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций, точнее - порядку проведения проверок <**> (далее - Регламент о контроле). Что изменится в жизни некоммерческих организаций и их представителей с принятием этих документов?

<*> Административный регламент исполнения Минюстом России государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденный Приказом Минюста России от 31.03.2009 N 96 (зарегистрирован в Минюсте 07.04.2009 N 13706).
<**> Административный регламент исполнения Минюстом России государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ, утвержденный Приказом Минюста России от 31.03.2009 N 90 (зарегистрирован в Минюсте России 06.04.2009 N 13679).

Смена власти

Начать следует с госоргана, занимающегося вопросами регистрации некоммерческих организаций. Минюст России снова наделили этими полномочиями <*>, изъяв их у Росрегистрации. В связи с этим Административный регламент от 19.12.2006 N 372, на основании которого функции регистрации возлагались на Росрегистрацию, отменен.

<*> Постановлением Правительства РФ от 17.03.2009 N 234 Минюсту России переданы функции Росрегистрации.

Теперь вопросами регистрации, реорганизации, ликвидации и внесением изменений в учредительные документы некоммерческих организаций будут заниматься Минюст России и его территориальные органы. Заметим, что Регламент о регистрации, как и прежде, не регулирует вопросы регистрации религиозных организаций <**>.

<**> В отношении религиозных организаций скоро будет применяться новый Административный регламент, утвержденный Приказом Минюста России от 31.03.2009 N 98 (зарегистрирован в Минюсте России 07.04.2009 N 13705), после его официального опубликования. До вступления в силу нового Регламента применяется прежний Административный регламент, утвержденный Приказом Минюста России от 14.12.2006 N 361.

Куда обращаться

В Минюст России необходимо обращаться, если нужно зарегистрировать:

Территориальный орган Минюста России осуществляет регистрационные действия в отношении:

Адреса, телефоны территориальных подразделений Минюста России, а также его центрального управления представлены в Приложении N 1 к Регламенту о регистрации, а время работы Министерства и его подразделений - в разд. II этого документа. Как и в Росрегистрации, прием осуществляется полдня с понедельника по пятницу <*>.

<*> Понедельник: 14.00 - 17.00, вторник: 9.00 - 12.00, среда: 14.00 - 17.00, четверг: 9.00 - 12.00, пятница: 14.00 - 16.00.

Регистрацию некоммерческих организаций проводят органы Минюста России во взаимодействии с Федеральной налоговой службой, сохраняющей функцию регистрирующего органа, в чьем ведении находится Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Министерство или его территориальный орган принимает решение о государственной регистрации и направляет документы в соответствующий регистрирующий орган (подразделения ФНС России) для внесения записи в ЕГРЮЛ. Сам Минюст России будет вести ведомственный реестр некоммерческих организаций.

Перечень документов, достаточных для новой регистрации, реорганизации или ликвидации существующей некоммерческой организации, приведен в Приложении к Регламенту о регистрации и не претерпел особых изменений.

Отказывать в регистрации будут чаще... иностранцам

Изменен перечень оснований для отказа в регистрации. Для отделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций к ранее утвержденным основаниям отказа добавились новые:

<*> Ограничения установлены п. 1.2 ст. 15 Закона "О некоммерческих организациях".

Условия отказа общественным объединениям, политическим партиям и иным некоммерческим организациям сохранены.

Кризис бьет по комфорту

Существенно уменьшен объем требований к местам регистрационных действий Минюста России и его территориальных органов. В частности, сэкономили на информационных указателях, которые теперь не будут сопровождать заявителя до дверей органа юстиции. Наверное, решили, что лучшим проводником остаются встречающиеся на пути сограждане. Ушло в небытие и требование к системе кондиционирования и электронной системе управления очередью. Исключены обязательства по оборудованию бесплатных парковочных мест на территории, прилегающей к месторасположению органов юстиции.

Правда, оставлено требование к шаговой доступности (десять минут ходьбы от остановки общественного транспорта) и стульям (их не должно быть менее пяти).

Контрольные мероприятия

Вопросам контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ теперь посвящен новый Регламент о контроле, сменивший два документа <*>. Контрольные функции распределены между Минюстом России и его территориальными подразделениями аналогично регистрационным.

<*> Приказы Минюста России от 22.06.2006 N 222 "Об утверждении Порядка проведения проверок соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям)" (зарегистрирован Минюстом России 11.07.2006 N 8028); от 25.12.2006 N 380 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по проведению в установленном порядке проверок по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной регистрационной службы, принятию по их результатам мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 17.01.2006 N 8765) (в части регламентации проведения проверок общественных объединений, политических партий, региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций).

К ним отнесены проверки, анализ отчетов и участие в мероприятиях некоммерческих организаций.

Как и прежде, проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Плановые утверждаются приказом Минюста России (территориального органа). Их количество сокращено с двух до одной за три года. Основанием для включения некоммерческой организации в план является истечение трех лет со дня государственной регистрации некоммерческой организации или окончания проведения ее последней плановой проверки. В то же время Регламент о контроле разрешает проведение проверки за больший период при условии наличия информации о том, что при создании данной организации были допущены неустранимые нарушения. При этом проверке подлежит только порядок создания организации.

Внеплановые проверки проводятся в случаях:

Срок самой проверки не должен превышать 30 дней. В исключительных случаях он может быть продлен на столько же. Причем к исключительным случаям отнесены:

Неутешительные последствия контроля

За действия, препятствующие проведению проверки, Регламентом о контроле предусматривается привлечение к административной ответственности. В частности, за отказ руководителя (иного уполномоченного лица) некоммерческой организации от получения уведомления о проведении проверки; непринятие мер к обеспечению беспрепятственного доступа проверяющего государственного служащего (членов комиссии) в здания и другие служебные помещения некоммерческой организации (при выездной проверке); непредставление документов или их копий на основании уведомления о проверке в установленные сроки и в полном объеме (оказание противодействия проверке) проверяющий государственный служащий (председатель комиссии) составляет протокол об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.

По результатам контроля Минюстом России (территориальным органом) при выявлении нарушений могут быть приняты следующие меры:

А.Тюрина

Эксперт "ЭЖ"

Чем грозит использование пиратских компьютерных программ
 
НДС против таможенного аванса