Мудрый Экономист

Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

"Трудовое право", 2009, N 6

Среди основных задач трудового законодательства, закрепленных в ст. 1 ТК РФ, указано правовое регулирование отношений по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. Право на обязательное социальное страхование относится к основным правам работника (ст. ст. 21, 219 ТК РФ). Одновременно ТК устанавливает корреспондирующую обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование (ст. 22 ТК РФ).

Одним из специальных федеральных законов, посвященных этим вопросам, является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" <1>. В соответствии со ст. 7 этого Закона право на получение страхового обеспечения возникает со дня наступления страхового случая. Страховой случай представляет собой подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (ст. 3).

<1> СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. С. 3803.

Таким образом, Закон закрепляет три квалифицирующих признака страхового случая:

При отсутствии хотя бы одного из них теряется право на обеспечение по обязательному социальному страхованию.

Несчастный случай на производстве - это событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

Профессиональное заболевание определено в Законе как острое или хроническое заболевание застрахованного лица, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

Основным документом, подтверждающим факт повреждения здоровья и временную утрату профессиональной трудоспособности, является листок нетрудоспособности, выдаваемый в Порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития от 1 августа 2007 г. N 514 <2>.

<2> Российская газета. N 258. 17.11.2007.

Наступление стойкой утраты профессиональной трудоспособности устанавливается бюро медико-социальной экспертизы при представлении акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1 <3> или акта о профессиональном заболевании <4>. Результаты освидетельствования оформляются протоколом и актом, которые подписываются руководителем бюро и заверяется печатью. Инвалиду выдается справка об инвалидности с указанием причины инвалидности.

<3> БНА. N 2. 13.01.2003.
<4> СЗ РФ. 25.12.200. N 52 (часть II). С. 5149.

Остановимся более подробно на круге лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В него включаются:

В соответствии со ст. 20 ТК РФ работодателем является физическое или юридическое лицо (организация), вступившая в трудовые отношения с работником. Для осуществления деятельности юридические лица должны открыть счет в банке, а следовательно, зарегистрироваться в исполнительном органе Фонда социального страхования РФ (ФСС) в качестве плательщиков взносов (страхователей) в соответствии с установленным им классом профессионального риска. По Постановлению Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. N 713 класс профессионального риска определяется на основании интегрального показателя, учитывающего уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на страховое обеспечение <5>.

<5> СЗ РФ. 12.12.2005. N 50. С. 5300.

Класс профессионального риска определяется по основному виду экономической деятельности. Для коммерческих организаций таким видом деятельности является тот, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг. Для некоммерческих организаций им является тот вид деятельности, в котором было занято наибольшее количество работников.

В зависимости от класса профессионального риска исполнительный орган ФСС устанавливает для работодателей (страхователей) тариф страхового взноса.

Фактическое отношение расходов по страховому обеспечению работников, пострадавших при исполнении трудовых обязанностей в истекшем году, к начисленным страховым взносам может превышать величину интегрального показателя по основному виду экономической деятельности из-за высокого уровня производственного травматизма или быть ниже этого показателя, т.к. страхователь принял меры по улучшению охраны труда. Индивидуализация страховых взносов с учетом уровня производственного травматизма осуществляется исполнительным органом ФСС путем установления скидок и надбавок к страховому тарифу.

На практике страхователи стремятся заявлять в качестве основного тот вид экономической деятельности, по которому установлен более низкий страховой тариф.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития от 31 января 2006 г. N 55 страхователи (юридические лица) обязаны ежегодно подтверждать вид экономической деятельности путем подачи в исполнительный орган ФСС заявления вместе со справкой и пояснительной запиской к бухгалтерскому балансу за предыдущий финансовый год <6>. Но проверить достоверность представленных сведений исполнительный орган ФСС во многих случаях не имеет реальной возможности, т.к. это требует проверки хозяйственной деятельности страхователя за истекший период в полном объеме. Учитывая, что подтверждение основного вида экономической деятельности должно происходить практически одновременно в отношении четырех миллионов зарегистрированных страхователей, приходится сделать вывод о том, что норма о подтверждении основного вида экономической деятельности носит формальный характер.

<6> БНА. N 10. 06.03.2006.

Для индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности считается тот, который указан в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Но в отличие от юридических лиц они не обязаны ежегодно подтверждать основной вид экономической деятельности.

Индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты и другие лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (т.е. "самозанятые"), платят взносы за своих работников. Но они не имеют права платить взносы за себя, хотя это не значит, что с ними не может произойти несчастный случай при осуществлении зарегистрированной профессиональной деятельности и они не нуждаются в защите от профессионального риска. Возможным вариантом решения данной проблемы является предоставление им права вносить взносы за себя в добровольном порядке по аналогии с уплатой взносов на страхование на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов.

Что касается физических лиц, принимающих работников по трудовому договору на работу для личного обслуживания (например, горничных, поваров, садовников, водителей, гувернанток и др.), а также для оказания помощи по ведению личного подсобного хозяйства, то они также не могут зарегистрироваться в исполнительном органе ФСС в качестве страхователей. Это происходит потому, что нормативными правовыми актами для них не определен вид экономической деятельности для установления тарифа страхового взноса. В результате работники, выполняющие работу по трудовому договору в домашнем хозяйстве физических лиц, "выпадают" из круга застрахованных лиц и не приобретают права на страховое обеспечение при наступлении несчастного случая на работе.

Для устранения этого пробела в правовом регулировании необходимо привести Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ в соответствие с Трудовым кодексом РФ, гарантирующим право на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний всем категориям работников, осуществляющих трудовую деятельность на основании трудового договора. В этих целях в нормативном порядке необходимо определить процедуру постановки на учет в качестве страхователей физических лиц и размер взносов, который они обязаны уплачивать (это может быть тариф для самого низкого класса профессионального риска).

В отношении страхования лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых страхователем к труду, российское законодательство соответствует Рекомендации Международной организации труда от 8 июля 1964 г. N 121 "О пособиях в случаях производственного травматизма". Статья 98 Уголовно-исполнительного кодекса РФ 1997 г. устанавливает, что осужденные к лишению свободы, привлекаемые к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные, утратившие трудоспособность в период отбывания наказания, имеют право на возмещение ущерба в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Если осужденный исполнял трудовые обязанности в исправительном учреждении, страхователем является данное исправительное учреждение. При осуждении без лишения свободы страхователем является организация, с которой осужденный состоял в трудовых отношениях <7>.

<7> Письмо Фонда социального страхования РФ и Главного управления исполнения наказаний Минюста России от 16 июля 2002 г. N 02-08/07-1809П, N 18/19/6-89.

По правилам привлечения к труду осужденных, закрепленным в ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Осужденные привлекаются к труду на предприятиях исправительных учреждений, на государственных предприятиях или предприятиях иных форм собственности при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Не имеет четкого правового решения и вопрос о распространении обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на членов сельскохозяйственных кооперативов. Ответ на него зависит от оценки сферы действия трудового права. В литературе высказана позиция, что нормы трудового права регулируют трудовые отношения во всех организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности <8>. Однако данную точку зрения разделяют далеко не все специалисты в области трудового права. В частности, О.В. Смирнов считает, что члены кооперативов являются собственниками орудий и средств производства, поэтому их не следует относить к субъектам несамостоятельного труда, трудовые отношения которых образуют предмет трудового права <9>.

<8> Федин В.В. Юридический статус работника как субъекта трудового права. М.: Проспект, 2005. С. 104.
<9> Смирнов О.В. Трудовое право: Учебник. М.: Проспект, 2003. С. 22.

А.М. Лушников и М.В. Лушникова полагают, что отношения между членом кооператива и кооперативом представляют собой неразрывное единство имущественных и трудовых элементов как особой формы коллективного предпринимательства и регламентируются гражданским законодательством <10>.

<10> Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: Учебник. Т. 1. М.: Проспект, 2003. С. 112 - 113.

И.К. Дмитриева отмечает, что по законодательству о производственных и сельскохозяйственных кооперативах их члены не имеют статуса работников, хотя такое ограничение сферы действия трудового права нельзя признать оправданным <11>.

<11> Куренной А.М. Трудовое право России: Учебник М.: Юрист, 2004. С. 101.

Неопределенность правового статуса работающих членов кооперативов вызывает непоследовательность тех указаний, которые даются ФСС РФ своим исполнительным органам. Так, в Письме ФСС РФ от 13.04.2000 N 02-18/07-2515 говорилось, что данный вид обязательного социального страхования охватывает только наемных работников, но не распространяется на работающих членов производственных кооперативов. Позднее позиция ФСС изменилась. В Письме ФСС от 29.09.2004 N 02-18/06-6549 <12> разъяснялось, что члены сельскохозяйственных кооперативов подлежат обязательному социальному страхованию в случае, если они являются работниками данных кооперативов, т.е. между указанными лицами и кооперативами заключены трудовые договоры в соответствии с ТК РФ, а кооперативы зарегистрированы в соответствующих исполнительных органах ФСС в качестве страхователей. Однако такой подход не вполне согласуется с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (ред. от 03.12.2008) <13>, который допускает труд в кооперативах по трудовому договору только для лиц, не являющихся членами кооператива. Вместе с тем согласно п. 5 ст. 40 кооператив вносит в Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования отчисления от доходов. Однако, поскольку в специальном Законе, посвященном обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, работающие члены кооперативов не указаны в числе лиц, подлежащих данному виду социального страхования, сельхозкооперативы не платят взносов на их страхование от профессионального риска.

<12> Экономика и жизнь. N 44. 2004.
<13> СЗ РФ. 11.12.1995. N 50. С. 4870.

Чтобы не допускать ограничения права членов сельскохозяйственных кооперативов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, необходимо внести изменения в Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ и включить их в круг названных лиц путем прямого указания.

Организации, принимающие лиц по гражданско-правовым договорам о выполнении работ или оказании услуг, стремятся сэкономить собственные средства на данном виде обязательного социального страхования и не включают соответствующего условия в содержание гражданско-правовых договоров. Представляется, что на них следует возложить такую обязанность в императивном порядке.

М.Б.Дуденкова

Аспирантка

кафедры

трудового права

Московского

государственного

университета

им. М.В.Ломоносова