Мудрый Экономист

ОСАГО: состояние, нововведения и сопутствующие проблемы

"Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 3

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 40-ФЗ) доказал свою жизнеспособность и продолжает развиваться. В основу этого Закона легла практика европейских стран. Предварительное изучение западного опыта позволило заложить законодательную базу и избежать некоторых ошибок, в результате за шесть лет действия Закона ОСАГО охватило 95% автовладельцев, свыше 170 страховых организаций имеют право оформлять полис ОСАГО. ОСАГО - наиболее массовый вид розничного страхования в России, которым так или иначе занимаются практически все страховщики и их агенты.

Цель данной статьи - проанализировать состояние страхового рынка ПФО по ОСАГО и охарактеризовать некоторые особенности нововведений в Законе N 40-ФЗ, в том числе вступивших в силу с 1 марта 2009 г.

Немного статистики по ОСАГО

Объектом аналитического исследования состояния ОСАГО послужили статистические материалы страховых организаций, работающих в Приволжском федеральном округе, за I полугодие 2007 и 2008 гг. В таблице 1 приведены данные, из которых можно сделать вывод, что в целом рост страховых премий по ОСАГО за два сравниваемых периода составляет 11,7%. Наиболее активное развитие этот страховой продукт получил в Татарстане (21,3%) и Мордовии (12,9%), развитие ниже среднего - в Нижегородской (9%), Кировской областях (5,7%), Марий Эл (7,8%), а в Удмуртии произошло даже снижение страховых сборов на 11,2%.

Таблица 1

Распределение страховых премий на территории ПФО в I полугодии 2008 года в сравнении с I полугодием 2007 года

    Регион   
                            Поступление взносов                           
  Всего,  
тыс. руб.
Рост, %
   Добровольное   
страхование
      Обязательное страхование      
  Всего,  
тыс. руб.
Рост, %
  Всего,  
тыс. руб.
Рост, %
  ОСАГО, 
тыс. руб.
Рост, %
Республика   
Татарстан
13 423 579
  25   
 6 796 409
   2,1 
 6 627 170
  62,5 
1 076 192
  21,3 
Нижегородская
область
12 462 860
  26,2 
 5 846 072
  22,7 
 6 616 788
  29,5 
2 060 001
   8   
Пермский край
 8 540 518
  47,9 
 3 122 863
  17   
 5 417 655
  74,6 
  605 035
  13,1 
Саратовская  
область
 4 862 344
  30,4 
 1 790 146
  29,8 
 3 072 198
  30,8 
  508 262
  11,1 
Республика   
Удмуртия
 3 279 694
 142,1 
 1 204 342
  52,9 
 2 075 352
 266,1 
  241 967
 -11,2 
Кировская    
область
 2 151 550
  19,7 
   668 266
  49,9 
 1 483 284
   9,8 
  231 320
   5,7 
Республика   
Мордовия
 1 190 878
  47,8 
   446 948
  40,9 
   743 930
  52,2 
  105 018
  12,9 
Республика   
Марий Эл
 1 022 279
  13,3 
   277 089
  11,4 
   745 190
  14   
   77 939
   7,8 
...          
    ...   
  ...  
    ...   
  ...  
    ...   
  ...  
   ...   
  ...  
Всего по ПФО 
<*>
70 881 203
  37   
29 738 368
  24,7 
41 142 835
  47,6 
6 419 205
  11,7 
<*> Совокупные страховые премии страховщиков ПФО за 2008 г. - 142,93 млрд руб., в том числе по ОСАГО - 12,99 млрд руб. (источник - журнал "Стрежень", N 1, 2009).

В таблице 2 показано распределение страховых выплат по ОСАГО на территории ПФО. В целом по сравниваемым периодам рост составил 27,6%, наиболее высокий рост выплат (выше среднего) - в Татарстане (33,8%), Кировской области (46,5%), Мордовии (36,9%). Убытки за анализируемый период понесли Татарстан (77,03%), Пермский край (93,08%) (см. таблицу 3). Судя по отсутствию скачка уровня выплат в ОСАГО, фактор убыточности стабилизировался. Более 26 тыс. автовладельцев Нижегородской области, в том числе 18,2 тыс. жителей областного центра, обратились за выплатой в центры урегулирования убытков Росгосстраха в 2007 г. Общая сумма выплат по ОСАГО составила 409,4 млн руб. - это на 100 млн руб. больше, чем в 2006 г. В среднем выплаты по ОСАГО составили 23,5 тыс. руб.

Таблица 2

Распределение страховых выплат на территории ПФО в I полугодии 2008 года в сравнении с I полугодием 2007 года

    Регион   
                             Страховые выплаты                            
  Всего,  
тыс. руб.
Рост, %
   Добровольное   
страхование
      Обязательное страхование      
  Всего,  
тыс. руб.
Рост, %
  Всего,  
тыс. руб.
Рост, %
  ОСАГО, 
тыс. руб.
Рост, %
Республика   
Татарстан
 8 288 006
  13,5 
 2 485 247
 -37   
 5 802 759
  61,4 
  828 967
  33,8 
Нижегородская
область
 7 230 262
  30,8 
 2 019 083
  44   
 5 211 179
  26,3 
1 521 548
  28,1 
Пермский край
 6 478 794
  56,8 
 1 499 158
  22,6 
 4 979 636
  71,1 
  563 167
  37,2 
Саратовская  
область
 3 365 141
  35,2 
   741 463
  19,1 
 2 623 678
  40,5 
  286 399
  34,8 
Республика   
Удмуртия
 2 110 372
 209,9 
   421 970
  51,8 
 1 688 402
 318,9 
  169 390
   5,5 
Кировская    
область
 1 650 928
  17,8 
   189 306
  27,1 
 1 461 622
  16,7 
  153 540
  46,5 
Республика   
Мордовия
   766 013
  35,9 
   146 178
  25,2 
   619 835
  38,7 
   72 145
  36,9 
Республика   
Марий Эл
   752 745
   8,4 
    88 934
  50,4 
   663 811
   4,5 
   54 656
  30,8 
...          
    ...   
  ...  
    ...   
  ...  
    ...   
  ...  
   ...   
  ...  
Всего по ПФО 
<*>
47 596 087
  37,3 
11 019 069
   8,9 
36 577 018
  49   
4 578 535
  27,6 
<*> Совокупные страховые выплаты страховщиков ПФО за 2008 г. - 105,4 млрд руб., в том числе по ОСАГО - 9,5 млрд руб. (источник - журнал "Стрежень", N 1, 2009).

Таблица 3

Уровень выплат по ОСАГО в разрезе регионов ПФО

               Регион              
  Взносы по 
ОСАГО, млн
руб.
 Выплаты по 
ОСАГО, млн
руб.
  Уровень  
выплат, %
Республика Татарстан               
    1076    
     829    
   77,03   
Нижегородская область              
    2060    
    1522    
   73,86   
Пермский край                      
     605    
     563    
   93,08   
Саратовская область                
     508    
     286    
   56,35   
Республика Удмуртия                
     242    
     169    
   70,01   
Кировская область                  
     231    
     154    
   66,38   
Республика Мордовия                
     105    
      72    
   68,70   
Республика Марий Эл                
      78    
      55    
   70,13   
...                                
     ...    
     ...    
    ...    
Всего по ПФО <*>
    6419    
    4579    
   71,33   
<*> Уровень выплат по ОСАГО в целом по ПФО в 2008 г. - 73,15% (источник - журнал "Стрежень", N 1, 2009).

С учетом того, что нетто-ставка по договорам ОСАГО - 77%, можно сделать вывод: в некоторых регионах ПФО страховые организации работают в убыток.

В 2007 г. страховщики получили в совокупности страховые премии на сумму 72,3 млрд руб. по сравнению с 63,9 млрд руб., собранными годом ранее. Рост более 13%, но его почти "съела" 12-процентная инфляция. Увеличение премий обусловлено исключительно расширением автопарка в стране и большей долей иномарок. Все это привело к росту выплат, которые составили 39,3 млрд руб. в 2007 г. против 31,7 млрд руб. в 2006-м, то есть объем увеличился на 24%. Средний коэффициент выплат в минувшем году - 54%, тогда как безубыточность можно сохранять и при 77%. По данным Росстрахнадзора, убыточность операций по ОСАГО за 2007 г. составила 67% <1>.

<1> www.fssn.ru.

В I полугодии 2008 г. в сегменте ОСАГО работали 168 страховщиков (группа "Росгосстрах" учтена как одна компания), в предыдущее полугодие их было 164. Число заключенных договоров держится на высоком уровне вне зависимости от времени года. Бизнес по ОСАГО становится всесезонным, что объясняется следующими предпосылками: во-первых, все лидеры в сегменте наладили связи с банками и автосалонами; во-вторых, соответствующие масштабы приобрел оборот автотранспорта. По экспертным оценкам, 12 - 15% автовладельцев в течение года меняют автомобиль, заключение договоров равномерно распределяется по месяцам года.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) ожидают, что рынок "автогражданки" продолжат покидать небольшие страховые организации, причем не только в результате санкций, но и добровольно.

За 2008 г. страховщики ОСАГО собрали 80,4 млрд руб. премии и выплатили 45,9 млрд руб. возмещения. По сравнению с показателями 2007 г. поступления выросли на 11%, выплаты - на 16,8%. Как следует из предварительных данных Российского союза автостраховщиков, за 2008 г. было заключено 36,7 млн договоров ОСАГО (+7%). Страховщикам было заявлено свыше 1,98 млн страховых случаев (+13,8%), 1,88 млн страховых случаев урегулировано (+11,2%). По сравнению с 2007 г. состав десятки страховщиков - лидеров по объемам сборов (за исключением одной позиции) не изменился. Как и по итогам 2007 г., первые шесть мест в рэнкинге 2008 г. заняли группы "Росгосстрах" (20,8 млрд руб. сборов, или 35,1% премии по ОСАГО), "РЕСО-Гарантия" (6,6 млрд руб., 11,1%), "Ингосстрах" (5,1 млрд руб., 8,5%), "РОСНО" (2,9 млрд руб., 4,9%), "Военно-страховая компания" (2,5 млрд руб., 4,1%) и "Спасские ворота" (2,4 млрд руб., 4,1%). "Урал-Сиб" занял 7-е место (2,3 млрд руб., 3,9%; в 2007 г. - 9-е), "Русский мир" - 8-е (2,1 млрд руб., 3,6%; 7-е), "Цюрих. Ритейл" - 9-е (2 млрд руб., 3,4%; 8-е). Замыкавший в 2007 г. десятку "Стандарт-Резерв" опустился на 11-е место, "АльфаСтрахование" (в 2007 г. - на 11-м месте) поднялось по итогам 2008 г. на одну ступень вверх.

Результаты надзорной деятельности по ОСАГО

В первом полугодии 2008 г. инспекцией страхового надзора по ПФО проведено 25 выездных проверок, по результатам выдано 15 предписаний. Всего за нарушения страхового законодательства инспекцией выдано 129 предписаний. Количество жалоб граждан на деятельность страховщиков выросло на 83% и составило 731, более половины жалоб (57,5%) приходится на ОСАГО, что составляет 420 обращений. В таблице 4 представлены некоторые показатели надзорной деятельности инспекции страхового надзора за два периода (I полугодие 2007 г. и I полугодие 2008 г.), в том числе по ОСАГО.

Таблица 4

Показатели надзорной деятельности инспекции страхового надзора (выборочно)

                    Показатель                   
I полугодие
2007 г.
I полугодие
2008 г.
Количество страховых организаций, действующих на 
поднадзорной территории
     90    
     76    
Количество филиалов (представительств)           
страховщиков, действующих на поднадзорной
территории
    727    
    832    
Проведено выездных проверок страховых организаций
(всего), в том числе:
     24    
     25    
согласно плану проверок, утвержденному           
руководителем Росстрахнадзора
     16    
     24    
по ОСАГО                                         
     10    
     12    
Поступило обращений, жалоб (всего), в том числе: 
    401    
    731    
по ОСАГО                                         
    245    
    420    
Дано предписаний за отчетный период (всего), в   
том числе:
    153    
    129    
по нарушениям ОСАГО                              
     39    
     24    
по результатам рассмотрения обращений граждан    
     72    
     25    
по нарушениям в отчетности, включая              
несвоевременное представление
     66    
     47    
Направлено запросов (всего), в том числе:        
    528    
    726    
по исполнению Закона N 40-ФЗ                     
    251    
    318    
по результатам рассмотрения обращений граждан    
    381    
    498    
по нарушениям в отчетности, включая              
несвоевременное представление
     72    
     60    

Агентство "Интерфакс-АФИ" сообщает, что более трети жалоб по ОСАГО касается задержки сроков выплат, 9% - занижения суммы выплаты по ОСАГО, не согласны с определением компенсации по ущербу жизни и здоровью 0,8%, на несправедливость компенсаций при досрочном расторжении договора жалуются 0,7% клиентов. После серии нововведений по обязательной "автогражданке" Росстрахнадзор ожидает увеличения числа жалоб.

Большое количество обращений по ОСАГО и динамика роста этого показателя свидетельствуют о недостатках законодательного регулирования в этой сфере. Права и обязанности застрахованных по ОСАГО должны регулироваться не договором, а нормами федерального закона.

На заседании президиума РСА стоимость "входного билета" на рынок ОСАГО для небольших страховых организаций была снижена в шесть раз. Размер депозита, который они должны были сформировать к 1 марта 2009 г., составит их среднюю месячную выплату по ОСАГО, но не менее 3 млн руб. К 1 марта все страховщики ОСАГО должны были сформировать специальный депозит, чтобы остаться на рынке. Вначале РСА предлагал ввести систему, при которой минимальный депозит составлял бы 18 млн руб. (для тех, кто выплачивает до 30 млн руб. в месяц), а максимальный - 160 млн руб. (для тех, кто платит более 160 млн руб. в месяц). Федеральная антимонопольная служба потребовала от РСА обосновать указанные суммы. После нескольких совещаний с ФАС союз предложил теперешнюю систему депозитов.

Исходя из данных за девять месяцев 2008 г. 133 страховщика должны были сформировать депозит в 18 млн руб. Для 74 страховых организаций хватит депозита в 3 млн руб., небольшие организации новое решение РСА восприняли с оптимизмом. Это решение ставит в равные условия крупных и средних страховщиков. Для крупнейшего "игрока" на рынке ОСАГО - Росгосстраха - депозит увеличился с 868 млн до 1,1 млрд руб., для "РЕСО-Гарантии" он вырастет со 160 млн до 290 млн руб., для Ингосстраха - со 160 млн до 209 млн руб., для РОСНО - со 100 млн до 157 млн руб.

Механизм формирования резервных фондов

Для возмещения ущерба и покрытия убытков страховых организаций согласно Закону N 40-ФЗ построен следующий механизм формирования резервных фондов. 20% общей величины страховой премии идут на расходы по ведению договоров, 3% - РСА. Из оставшейся части страховой премии (77%), предназначенной для страховых выплат, формируется резерв незаработанной премии (РНЗП), который уменьшается пропорционально сроку действия договора и постепенно списывается со счетов клиентов вплоть до окончания действия этого двустороннего соглашения. Если этот резерв (РНЗП) остался, то его направляют в другие резервы, однако уже не привязывая к счетам конкретных договоров. На диаграмме представлен механизм использования страховой премии автовладельцев.

Резерв                    -----------T----------¬   Расходы на
незаработанной ¦ ¦..........¦ ведение дел
премии ¦ ¦........--+--------------
--------------------------+-- ¦.....20%..¦
¦ ¦..........¦
Резерв заявленных ¦ ¦..........¦
неурегулированных ¦ -----+----¬.....¦
убытков ¦ ¦Страховая+-----+ Выплаты в РСА:
--------------------------+-- ¦ премия ¦***--+-----------------
¦ ¦ 100% ¦*3%**¦ - 2% премии -
Резерв произошедших ¦ L---------+-----+ резерв гарантий;
незаявленных убытков: ¦ ¦ - 1% премии -
--------------------------+-- ¦ резерв текущих
- до 5% - прибыль ¦ 77% ¦ компенсационных
страховой организации; ¦ ¦ выплат
- свыше 5% - ¦ ¦
стабилизационный резерв L----------------------

Следующий по значимости резерв, который формируется для выплат, - это резерв заявленных, но неурегулированных убытков (РЗНУ). Он предназначен для оплаты ущерба после истечения срока договора, по которому подано заявление, но не собраны необходимые документы. В этот резерв направляется точная сумма под конкретное заявление с учетом результатов послестраховой экспертизы.

В ситуации, когда клиент по какой-либо причине не подал заявление о произошедшем страховом случае до истечения срока действия договора, выплаты осуществляются из резерва произошедших незаявленных убытков (РПНУ). Величина этого резерва формируется на основе статистических данных об аналогичных страховых случаях за прошлые годы с корректировкой страхового субпортфеля заключенных договоров в текущем году.

Из той части средств, которая не востребована по результатам послестраховой экспертизы (но не более 5%), страховщики могут формировать прибыль, все остальное перечисляется в стабилизационный резерв. Стабилизационный резерв позволяет страховщику рассчитаться по своим обязательствам при возможных кризисных ситуациях. Анализ статистических данных за первые годы действия Закона N 40-ФЗ показал, что убыточность ОСАГО невелика, однако имеет тенденцию постепенно увеличиваться. Для покрытия таких убытков формируется стабилизационный резерв, а если он недостаточен, под угрозу ставится финансовая устойчивость страховщиков.

По данным Росстрахнадзора, за пять лет действия Закона N 40-ФЗ накоплен значительный совокупный стабилизационный фонд - около 20 млрд руб. В поправках к ст. 22 Закона N 40-ФЗ (вступают в силу с 1 января 2010 г.) предложено ограничить размер стабилизационного фонда до 10% резерва произошедших незаявленных убытков, однако конкретные мероприятия с обоснованием введения такого ограничения не определены. За период действия Закона с российского страхового рынка ушло около 20 страховых организаций, их обязательства приходится выполнять Российскому союзу автостраховщиков. Согласно положениям по государственному регулированию 2/3 отчислений страховых организаций РСА направляется в резерв гарантий для выплат по обязательствам ушедших с рынка страховщиков. На выплаты пострадавшим в ДТП идет 77% средств, полученных страховой организацией; по российской статистике, это в среднем 60%. Аналитический обзор усредненного инвестиционного портфеля за ряд лет свидетельствует о том, что механизм использования страховых резервов непрозрачен.

В отчетности страховых организаций (формы N 7-страховщик, N 7п-страховщик) четко не прослеживается, куда вложены резервы и какими активами они обеспечены. На балансе страховые резервы учитываются как обязательства, то есть пассивы, которые должны быть обеспечены активами (деньгами, ценными бумагами, недвижимостью и т.п.). Как показывает практика, извлечь живые деньги со счетов страховых организаций непросто. Исходя из Приказа Минфина России от 11.06.2002 N 51н "Об утверждении Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни" с последующими изменениями и дополнениями Росстрахнадзор неоднократно требовал от участников рынка привести временно свободные средства страховщиков в соответствие с законодательными нормами. Перечень активов одобрен Минфином и постоянно расширяется. Сейчас он, в частности, включает ценные бумаги, относящиеся к листингу "А" первого уровня, драгметаллы, недвижимость и др. При таком разнообразии активов, используемых для построения инвестиционного портфеля, нужны профессиональные аналитики. Активы, принимаемые в покрытие страховых резервов, должны удовлетворять таким условиям: диверсификация, возвратность, доходность, ликвидность.

Для крупных страховых организаций подобрать предусмотренные Правилами варианты покрытия активов проще, для средних и мелких труднее, что отражается и на величине полученного инвестиционного дохода. По данным Росгосстраха - лидера на страховом рынке по ОСАГО, доходность инвестиционных вложений в 2007 г. составляет всего лишь 2,4% (индекс РТС за этот же период вырос на 27%). Основную долю временно свободных средств страховщики размещают на банковских депозитах. Низкая доходность краткосрочных банковских депозитов компенсируется, например, страхованием залогового имущества по договоренности о сотрудничестве с тем или иным банком.

Использовать варианты аутсорсинга страховщики могут только частично, например отдавать в доверительное управление до 20% временно свободных средств, в ПИФы - 5% (лимит повышается до 10% от суммы средств по страхованию жизни). В перспективе Минфин рассматривает изменения требований к структуре активов, принимаемых для покрытия резервов, в которых заложена возможность реализации бизнес-идеи использования коллективных инвестиций по социальным инвестпроектам, где будут участвовать и страховые организации.

Изменения в законодательстве об ОСАГО

Введена новая форма страхового полиса. С 1 января 2009 г. российским страховщикам разрешено продавать международные полисы ОСАГО. Функция контроля за наличием страховки возлагается на таможенные органы. Страховщики должны стать членами профессионального объединения. Отменены стикеры - наклейки на лобовое стекло, свидетельствующие о том, что машина застрахована.

На рынке ОСАГО в ближайшие годы следует ожидать активного развития целого ряда новых технологий. Станут работать круглосуточные колл-центры, необходимые для приема и регистрации звонков клиентов с места происшествия, консультирования по поведению на месте ДТП, вызова аварийных комиссаров, эвакуаторов. Для страховой организации повысится важность приема звонков в связи с предотвращением случаев страхового мошенничества, для страхователя колл-центр - возможность получения оперативной консультации по вопросам определения виновника ДТП.

Новый стимул к развитию получат независимые аварийные комиссары в связи с расширением их функций. Например, они смогут предоставить востребованные клиентами услуги по разбору спорных ситуаций, качественному заполнению и составлению необходимых документов, оценке размеров ущерба. Расширится отдел расследования обязательств наступления страховых случаев. Такие отделы могут возникнуть при передаче небольшими страховщиками этих функций по аутсорсингу. Разграничен порядок заключения договора обязательного страхования при ограниченном использовании транспортных средств физическими и юридическими лицами, владельцами транспортных средств.

Статьей 15 Закона N 40-ФЗ в новой редакции установлен перечень документов, необходимых для заключения договора обязательного страхования, в который входят:

Предусмотрена также возможность представления копий документов, необходимых для заключения договора обязательного страхования, но в этом случае нужно соглашение между страхователем и страховщиком.

Получат развитие централизованные базы данных. Страховой рынок принимает меры для повышения эффективности использования базы данных путем обмена сведениями об истории страхования, создании единой базы. Потребность в централизованных базах по страховым случаям и участникам, составлении сводных черных списков назрела давно. Базы данных будут использоваться для расчета коэффициента "бонус-малус", контроля за страховым мошенничеством.

В соответствии с нововведениями договор каждый год должен заключаться заново, у страхователя не будет льготного месяца действия продленного договора для уплаты страховой премии. Отменен 30-дневный льготный период после окончания действия полиса, в течение которого можно было ездить без риска получить штраф и возмещать расходы в случае аварии. С 1 марта Закон не предусматривает возможности заключения (продления в 30-дневный срок) договора задним числом, то есть договор вступает в силу только после уплаты страховой премии.

ДТП, произошедшее на внутренней территории предприятия, не исключается из перечня страховых случаев. Понятию "внутренняя территория" в Законе N 40-ФЗ уделено внимание.

Срок рассмотрения заявления о выплате увеличен с 15 до 30 дней. В течение этого срока страховщик должен либо принять решение о страховой выплате и произвести ее, либо дать мотивированный отказ. Усилена защита граждан по их правам обращаться о взыскании штрафов в размере 1/75 ставки рефинансирования ЦБ РФ от страховой выплаты за день просрочки.

Полис ОСАГО выдается со сроком действия договора один год - так и было, но период использования ТС в течение срока действия договора для транспортных средств, принадлежащих гражданам, уменьшен с 6 до 3 месяцев (п. 1 ст. 16 Закона N 40-ФЗ). Для транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и заведомо не используемых в течение всего года (например, снегоуборочные, сельскохозяйственные, поливочные и другие специальные транспортные средства), введена возможность заключения договора обязательного страхования с периодом использования 6 и более месяцев. Владельцы транспортных средств, зарегистрированные за рубежом, смогут покупать страховой полис ОСАГО минимум за 5 дней (прежде срок временного использования ТС был не менее 15 дней). Однако сумма неустойки (пени), подлежащей выплате потерпевшему, не может превышать размер страховой суммы по виду возмещения вреда каждому потерпевшему.

Территориальный коэффициент с введением поправок будет привязываться к месту регистрации транспортного средства, а не юридического лица, как это было раньше. Частные владельцы транспортных средств должны учитывать следующее: минимальный срок сезонного страхования сокращается до 3 месяцев для физических лиц. Это положение важно клиентам, которые хотят застраховать машину меньше чем на год и меньше, чем на 6 месяцев. Такое желание может быть связано с намерением обменять машину, надолго уехать, использовать транспортные средства в течение дачного сезона. Новшество позволит избежать лишних расторжений, денежных возвратов и пересчетов. Однако минус покупки такого полиса в том, что стоимость сезонных полисов выше годовых тарифов, так как водитель реже управляет транспортным средством и у него выше риск ДТП.

Ранее 50-процентная скидка предоставлялась только на автомобили, полученные через органы соцзащиты, инвалиду и еще одному водителю. Согласно новой редакции п. 1 ст. 17 Закона N 40-ФЗ эта льгота распространяется на любые автомобили, которые имеют инвалиды в соответствии с медицинскими показаниями.

Уточнено, что коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости:

Для случаев обязательного страхования гражданской ответственности граждан, использующих принадлежащие им транспортные средства, страховыми тарифами устанавливаются также коэффициенты, учитывающие, предусмотрено ли договором обязательного страхования условие, что к управлению транспортным средством допущены только указанные страхователем водители, и (если такое условие предусмотрено) их водительский стаж, возраст.

Изменения коснулись страховой суммы возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью нескольких потерпевших. Повышается лимит выплат в части возмещения вреда жизни и здоровью пострадавших в ДТП. Прежний верхний лимит по ущербу жизни и здоровью - 160 тыс. руб. на каждого пострадавшего, но не более 240 тыс. руб. на всех пострадавших, при этом страховщик мог оценить ущерб и ниже. Сейчас на каждого потерпевшего (независимо от количества пострадавших сторон) установлен лимит возмещения вреда жизни или здоровью в размере 160 тыс. руб. по каждому ДТП в течение срока действия полиса. Выплата будет осуществляться в рамках 160 тыс. руб., но это не означает, что каждый потерпевший получит по 160 тыс. руб.

Установлены следующие фиксированные выплаты в случае ДТП со смертельным исходом: 135 тыс. руб. - наследникам, потерявшим кормильца, то есть лицам, имеющим право на получение компенсации по ГК РФ, не более 25 тыс. руб. компенсации расходов на погребение жертвы ДТП. По ущербу имуществу в части возмещения вреда, причиненного нескольким потерпевшим, лимит остался без изменений - 160 тыс. руб.; лимит возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, составляет 120 тыс. руб.

Уточнены определения, которые в прежней редакции Закона N 40-ФЗ не раскрывали полной сути основных понятий, становились предметом спора между пострадавшими и страховщиками.

Уточнен перечень транспортных средств, на владельцев которых не распространяется обязанность по страхованию гражданской ответственности. В соответствии с указанными изменениями обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев прицепов к легковым автомобилям (физических лиц).

Дума приняла в первом чтении поправки по утрате товарной стоимости (УТС). Законопроект предусматривает, что УТС автомобиля не относится к страховому риску по ОСАГО, поскольку не может быть компенсирована восстановительным ремонтом. А при определении размера подлежащих возмещению убытков необходимо учитывать износ заменяемых частей, узлов, агрегатов и деталей, которые нужно ремонтировать. Компенсация УТС и учет износа деталей автомобиля при выплате страховки - один из спорных моментов в Законе N 40-ФЗ. Суды трактовали эти вопросы по-разному, термина "УТС" нет в законе. Высшие судебные инстанции вынесли несколько прецедентных решений, которые в случае принятия поправок не устоят. Например, Верховный Суд решил, что страховые организации не должны отказывать в компенсациях за УТС автомобиля в ДТП, а Президиум ВАС постановил выплачивать страховку без учета износа, признав правительственные Правила ОСАГО противоречащими Закону, который не предусматривает ограничения страховой выплаты в связи с состоянием, в котором находилось имущество в момент причинения вреда. Решение ВАС распространено только на споры юридических лиц. Поправки должны упорядочить судебную практику - не следует, чтобы споры юридических лиц по Закону N 40-ФЗ решались в одном правовом поле, а физических лиц - в другом.

Среди актуальных дополнений, которые позволят рынку выйти на качественно новый уровень, - упрощенное оформление мелких дорожно-транспортных происшествий, прямое возмещение вреда по европейскому протоколу, "Зеленая карта" (см. ниже) и увеличение лимитов страховых сумм.

Введено понятие "прямое возмещение убытков", смысл которого заключается в том, что за возмещением вреда имуществу потерпевший может обращаться к своему страховщику. Прямое урегулирование возможно при наличии одновременно следующих обстоятельств:

Для того чтобы этот механизм заработал, необходимо:

Поскольку прохождение поправок прогнозировать очень сложно, не исключается, что страховщикам придется работать "в ручном режиме", и на этот случай комитет РСА по европротоколу разрабатывает альтернативный вариант расчетов без электронного документооборота. "Бумажная" схема документооборота может привести к сложностям в расчетах между страховщиками и удлинить сроки таких расчетов. Нововведения дают потребителю как плюсы, так и минусы. Новая форма полисов на какое-то время снизит ротацию пропавших страховых полисов, которые использовали мошенники для обмана обеих сторон.

С вступлением в силу прямого возмещения страховщиков ждут нелегкие времена - так, по прогнозам, около 60 российских страховых организаций смогут самостоятельно противостоять сверх убыточности ОСАГО, около 35 выживут за счет сбалансированного портфеля. Остальная сотня страховщиков, имеющих лицензию по ОСАГО на сегодня, не сможет противостоять нарастающей угрозе. Рынок ОСАГО подойдет к необходимости антикризисного управления национальным проектом "ОСАГО". В 2008 г. с рынка ушло 7 страховщиков ОСАГО (всего за шесть лет действия Закона таковых набралось 22): "Лидер", "Уралкооп-полис", "Северо-Западная страховая компания", "Зенит", "Айболит", "Рекон", "Промышленно-страховой альянс". В 2009 г. ожидается уход с рынка еще более 10 страховщиков. Страховщики просят рассмотреть возможность предоставления им субординированных кредитов для покупки несостоятельных компаний - с учетом социальной направленности Закона N 40-ФЗ. Минфин готов обсуждать этот вопрос, но нужны конкретные предложения: условия выдачи кредитов, источник средств для этих кредитов. Очищение рынка от неблагонадежных игроков лишь сделает более стабильной систему прямого урегулирования убытков по ОСАГО, которая начала действовать с 1 марта этого года.

Европротокол - это процедура оформления дорожно-транспортного происшествия без участия сотрудников ГИБДД. Несмотря на бесспорную важность подобного нововведения для водителей, на состоянии рынка ОСАГО оно отразится мало. Функции сотрудников ГИБДД теперь будут выполнять сами страхователи - именно они должны будут оформлять документы, необходимые для получения страхового возмещения на месте ДТП. Однако процедура еще не разработана, использовать европротокол страхования придется на свой страх и риск, поскольку неправильное оформление документов может привести к необоснованному отказу в выплате.

Договорившимся участникам мелкого ДТП следует понимать: если их представления о стоимости восстановительного ремонта разошлись с действительностью, без справки ГИБДД страховщик сверх 25 тыс. руб. платить не станет. Однако страховщики уверены, что новый Закон принесет им убытки, так как придется увеличить расходы на дополнительный сервис. Вырастет объем работы, штат сотрудников станет минимум в полтора раза больше, что может повысить убыточность ОСАГО на 15 - 20%. С введением новой редакции Закона N 40-ФЗ потребуется большая подготовительная работа, связанная с оформлением ДТП без сотрудников милиции, а для этого необходимо будет разработать типовые схемы происшествий, рекомендации по расчету ущерба и др.

Введение системы прямого урегулирования предполагает, что с просьбой об урегулировании убытков страхователь обращается к своему страховщику, а не в организацию виновника ДТП. Без справок ГИБДД можно будет оформить страховую выплату в пределах 25 тыс. руб. при совпадении нескольких условий, суть которых была изложена выше. Территория будет определяться для физических лиц исходя из места жительства собственника, указанного в ПТС либо паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства. Добавлен еще один коэффициент - техническая характеристика транспортных средств.

Следующее изменение связано с подготовкой России к вступлению в международную систему страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств "Зеленая карта" с 1 декабря 2009 г. Специальная группа экспертов европейской комиссии исследовала российское законодательство на предмет возможности участия в этой системе и дала положительное заключение. Определились и страховщики - 23 страховые организации подали заявки и подтверждение по обеспечению финансовых гарантий. Исходя из экономической теории человеческого капитала стоимость жизни в России оценивается в 3 - 3,5 млн руб., в Великобритании - в 1,5 млн фунтов стерлингов, в США - примерно в 3 млн долл. Ученые, проводившие исследование стоимости человеческой жизни по заказу МЧС, сочли, что в зависимости от объема возмещаемых расходов эта величина может составлять от 1,5 до 15 млн руб. Предложенные исследователями ориентиры для целей страхования - 7 - 10 млн руб. По результатам соцопросов, сами россияне оценивают свою жизнь в среднем в 3 - 3,5 млн руб. При этом мужчины ценят жизнь выше - в 5 млн руб., женщины ниже - в 2,5 млн руб. Дешевле оценивают жизнь также молодежь и пожилые люди - в 1 - 2 млн руб. Согласно Закону N 40-ФЗ страховая сумма равна 160 тыс. руб., в соответствии с Воздушным кодексом - 2 млн руб., а выплаты в обязательном страховании военнослужащих привязаны к размеру их окладов.

По мнению Минфина, при пересмотре действующего законодательства можно было бы поднять вопрос об унификации страховых сумм и установлении их в размере 2 - 3 млн руб. В случае принятия такого решения одновременно потребовалось бы пересматривать тарифы. Однако при повышении страховой суммы до 2 млн руб. в России может возникнуть риск другого рода: будет спровоцировано появление целого ряда юридических фирм, которые попытаются зарабатывать на защите прав пострадавших в ДТП в судах с целью увеличения сумм страховых выплат и, соответственно, увеличения комиссионных вознаграждений за услуги юристов. Исходя из возможных предложений по установлению единых подходов к оценке человеческой жизни по всем видам обязательного страхования, включая ОСАГО, этот лимит может увеличиться до 2 - 5 млн руб. Это среднесрочная перспектива, а в долгосрочной по мере более полной гармонизации российского страхового законодательства с европейским этот лимит может повыситься.

Последствия нововведений

После вступления в силу поправок к Закону на российском страховом рынке ожидается усиление борьбы за клиентов, покупающих полис ОСАГО, прежде всего за счет повышения качества процесса урегулирования убытков и развития сервиса. Все это приведет к перераспределению рынка, активному переходу страхователей от одних страховщиков к другим. Чтобы не потерять субпортфель ОСАГО, страховым организациям придется делать дополнительные материальные вложения:

Правомерно возникает вопрос: достаточно ли сейчас средств ОСАГО для осуществления неизбежных вложений? Тем более что расходы на предоставление дополнительных услуг в структуре тарифа ОСАГО отдельно не предусмотрены. В соответствии со структурой тарифной ставки ОСАГО 77% объема собранных премий предназначены для страховых выплат, 3% - на отчисления в фонды выплат РСА, 10% - на комиссии агентам и 10% - на прочие расходы на ведение дела (см. диаграмму выше). Среди прочих расходов страховщика на ведение дел (10%) - следующие:

Расходов на ведение дела для осуществления вышеперечисленных выплат не хватает, поэтому часть страховщиков превышает установленный норматив, что негативно сказывается на финансовой устойчивости и платежеспособности.

В дальнейшем неизбежно произойдет повышение страхового тарифа. Страховые тарифы не менялись с 2003 г., в то время как существенно увеличились цены на запчасти, топливо, ремонт транспортных средств. Повышение тарифа, по прогнозам аналитиков, составит в среднем 25 - 30%. В настоящее время утвержденная базовая ставка на легковой автомобиль для физического лица равна 1980 руб., для юридического лица - 2375 руб., за каждый безубыточный год тариф страхования на очередной год понижается на 5%. Законодатели настаивают на необходимости увеличения базового тарифа на 40%, а также внесении изменений в поправочные коэффициенты - как региональные, так и по видам транспорта: убыточность по страхованию общественных видов транспорта зашкаливает. Мнение страховщиков о необходимости увеличения тарифов по ОСАГО справедливо - даже цены на услуги ЖКХ корректируются чаще. Страховщики прогнозируют 100-процентное увеличение выплат по ОСАГО - произойдет это из-за всей совокупности нововведений. При этом большая нагрузка в росте выплат придется на долю УТС и выплат без учета износа автомобиля. Анализ рисков, порожденных поправками к Закону N 40-ФЗ, представлен в таблице 5.

Таблица 5

Анализ рисков, порождаемых нововведениями к Закону N 40-ФЗ (выборочно)

 Нововведения
 Частота страховых 
случаев
   Средний размер  
убытка
   Средний размер  
издержек
Оценка ущерба
от ДТП без
учета износа
поврежденных
деталей
 + 
<*>
Легализация ДТП
с участием
подержанных ТС,
владельцы
которых ожидают
получить
большие
выплаты,
связанные с
износом деталей
+
Повышение        
стоимости
заменяемых
деталей
 - 
<*>
Снижение числа 
претензий со
стороны
потерпевших
 + 
Рост числа     
случаев
мошенничества
 - 
Снижение       
стоимости
экспертизы
Возмещение   
утраты
товарной
стоимости
 + 
Рост числа     
случаев
мошенничества
+
Выплаты          
возмещения УТС
владельцам
пострадавших ТС
со сроком
эксплуатации не
более 5 лет
 + 
Повышение      
стоимости
оценки УТС
 + 
Изменение      
учетной
документации и
баз данных,
обучение
персонала
<*> Знак "+" - возрастание, "-" - убывание.

Есть ли запас прочности у показателя убыточности в ОСАГО и как быстро он исчерпается? А что будет потом? Такими вопросами задаются страховщики. Убыточность на уровне 77% означает, что автостраховщики работают с нулевой рентабельностью, базовую ставку тарифа по ОСАГО нужно индексировать хотя бы с учетом инфляции. За годы применения Закона официальная инфляция накопилась в размере 50% (по 11% за год с учетом рекапитализации процентов), цены на работу в автосервисах выросли минимум на 20%, на детали машин - на 15%, возросла стоимость сопутствующих услуг.

Минфин в настоящее время изучает вопрос о повышении тарифов, но ценовые ориентиры пока не озвучивает. Громкие дискуссии о необходимости повышения тарифов по "автогражданке" идут очень давно. С момента введения Закона N 40-ФЗ в 2003 г. тарифы ни разу не пересматривались, из-за чего страховщики уже который год жалуются на то, что убыточность по ОСАГО заходит за все разумные пределы. Статистика по девяти месяцам 2008 г. показала, что в 13 регионах нашей страны уровень убыточности по ОСАГО уже превышает допустимый уровень в 70%. Ряд страховых организаций несет значительные потери, а с введением с 1 марта 2009 г. прямого урегулирования убытков нагрузка на страховщиков еще увеличилась.

Рост тарифов неизбежен - похоже, и само понятие ОСАГО видоизменится: появится некий официально утвержденный минимум услуг, который страховщик должен прилагать согласно обязательному полису, а за дополнительные услуги он сможет взимать плату по своему усмотрению. Здесь речь идет о некотором снижении уровня госрегулирования.

Подводя итог, сделаем следующий прогноз развития рынка ОСАГО в 2009 г. по вступлении в силу поправок к Закону N 40-ФЗ:

Что касается последнего предположения, следует понимать: прямое возмещение убытков является своего рода круговой порукой между страховщиками ОСАГО, которая ставит под угрозу устойчивость всего рынка страхования. Правительству для недопущения негативного сценария развития рынка ОСАГО необходимо грамотно корректировать тарифы ОСАГО, причем в ближайшее время, если учесть факторы, влияющие на рынок ОСАГО в 2009 г. Грядущее изменение тарифов в наибольшей степени скажется на судьбе рынка ОСАГО в России.

Готовятся новые правила ОСАГО о страховании прицепов, сокращении минимального срока страхования с 15 до 5 дней для транспортных средств, въезжающих на территорию России и следующих к месту государственной регистрации, а также сокращении минимального срока страхования для физических и юридических лиц до 3 и 6 месяцев соответственно.

По расчетам актуариев, сильнее всего следует повысить тарифы для молодых водителей до 22 лет. Убыточность по их полисам настолько высока, что стоимость полиса должна быть увеличена вдвое. Водителям с маленьким стажем (меньше двух лет) тоже грозит значительное удорожание - коэффициент (к базовому тарифу), по расчетам экспертов, должен быть увеличен с 1,15 до 1,87, а для молодых водителей со стажем вождения свыше двух лет - с 1,2 до 1,7.

Однако пересмотр тарифов в сторону повышения вызовет болезненную реакцию у автовладельцев, которые и нынешние взносы считают бесполезной тратой денег, ведь компенсации, которые удается получить со страховых организаций, как правило, совершенно неадекватны расходам на ремонт автомобилей.

Итак, в соответствии с поставленной целью исследования поправок перечень нововведений в Законе N 40-ФЗ можно представить в виде схемы.

------------------¬
¦Изменен порядок ¦
¦применения ¦ ---------------------------¬
¦коэффициента ¦ -----------------¬ ¦Разработаны новые правила ¦
¦территории +-----+ +-----+страхования прицепов ¦
¦преимущественного¦ ¦ ¦ +--------------------------+
¦использования для¦ ¦ ¦ ¦Началась подготовка к ¦
¦юридических лиц ¦ ¦ ¦ ¦вступлению в международную¦
+-----------------+ ¦ ¦ ¦систему страхования ¦
¦Введена новая ¦ ¦ +-----+гражданской ¦
¦форма полиса по +-----+ ¦ ¦ответственности владельцев¦
¦ОСАГО ¦ ¦ ¦ ¦транспортных средств ¦
+-----------------+ ¦ ¦ ¦"Зеленая карта" ¦
¦Отменен льготный ¦ ¦ ¦ +--------------------------+
¦месяц продления ¦ ¦ ¦ ¦Предполагается повышение ¦
¦договора для +-----+ ¦ ¦установленного лимита ¦
¦уплаты страховой ¦ ¦ ¦ ¦передачи страховых ¦
¦премии ¦ ¦ +-----+резервов по ОСАГО в ¦
+-----------------+ ¦ ¦ ¦доверительное управление ¦
¦Уточнен ряд ¦ ¦ ¦ ¦(аутсорсинг) ¦
¦понятий в Законе +-----+ ¦ +--------------------------+
¦(внутренняя ¦ ¦ Нововведения в ¦ ¦Обсуждается необходимость ¦
¦территория, УТС) ¦ ¦ Законе N 40-ФЗ ¦ ¦дальнейшего ¦
+-----------------+ ¦ ¦ ¦совершенствования ¦
¦Увеличен срок ¦ ¦ +-----+страховых тарифов и ¦
¦рассмотрения ¦ ¦ ¦ ¦поправочных коэффициентов ¦
¦заявления о +-----+ ¦ ¦по ОСАГО ¦
¦выплате с 15 до ¦ ¦ ¦ +--------------------------+
¦30 дней ¦ ¦ ¦ ¦Совершенствуется механизм ¦
+-----------------+ ¦ ¦ ¦движения страховой премии ¦
¦Ожидается ¦ ¦ +-----+ОСАГО по счетам ¦
¦развитие ряда +-----+ ¦ ¦страховщиков ¦
¦новых технологий ¦ ¦ ¦ +--------------------------+
+-----------------+ ¦ ¦ ¦Вводится европейский ¦
¦Вводится прямое ¦ ¦ +-----+протокол как новая ¦
¦урегулирование +-----+ ¦ ¦процедура оформления ДТП ¦
¦убытков ¦ ¦ ¦ +--------------------------+
+-----------------+ ¦ ¦ ¦Изменен перечень ¦
¦Предусмотрена ¦ ¦ +-----+документов для заключения ¦
¦рассрочка +-----+ ¦ ¦договора ОСАГО ¦
¦платежей по ОСАГО¦ L----------------- L---------------------------
L------------------

Н.Н.Никулина

К. э. н.,

зам. зав. кафедрой

"Страхование"

финансового факультета ННГУ,

академик

финансовой академии "Элита"