Мудрый Экономист

Взаимодействие службы занятости с работодателями при сокращении численности или штата работников. Из опыта центра занятости населения г. Рассказово тамбовской области

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2009, N 6

Экономический кризис, охвативший весь мир, в т.ч. и Россию, привел к обострению такой проблемы, как обеспечение занятости населения. Решением проблемы занимаются на всех уровнях власти. Ряд мероприятий уже активно внедряется на местах. В статье рассматривается, как осуществляется взаимодействие центра занятости населения с работодателями и кадровыми службами организаций по проведению мероприятий по сокращению численности и/или штата работников.

Ситуация на рынке труда продолжает оставаться острой. Так, общая численность безработных с сентября 2008 г. по февраль 2009 г. возросла на 1,1 млн человек. По прогнозам Минздравсоцразвития России численность зарегистрированных безработных в 2009 - 2010 гг. будет продолжать расти в связи с тем, что на ситуацию на рынке труда в ближайшее время будут влиять такие факторы, как ожидаемое увеличение в 2009 - 2012 гг. численности населения трудоспособного возраста, реформирование Вооруженных Сил и сокращение их численности, что приведет к притоку на рынок труда молодых людей из числа бывших военнослужащих.

В связи с этим в последнее время стало активно развиваться взаимодействие Центра занятости г. Рассказово Тамбовской области с работодателями. В значительной степени это было связано с увеличением числа безработных граждан, которые обратились в службу занятости за поиском работы, в т.ч. и уволенных в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организации.

Традиционные и новые формы сотрудничества

Если обратиться к Закону РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ред. от 18.10.2007, далее - Закон о занятости), то в п. 2 ст. 25 предусматривается обязанность работодателя при принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников, - не позднее, чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Данную информацию, как правило, работодатели представляют в различных видах. Однако за многолетнюю практику взаимодействия Центра занятости с работодателями были разработаны примерные формы предоставления данной информации.

Итак, при сообщении в Центр занятости населения работодатели представляют:

  1. Сведения о предприятии, организации, проводящей мероприятия по сокращению численности или штата работников (отрасль народного хозяйства, отрасль промышленности, форма собственности, списочная численность предприятия, адрес, телефон, Ф.И.О. работодателя, Ф.И.О. инспектора по кадрам).
  2. Сведения о работниках, подлежащих увольнению в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников (в т.ч. и при массовом высвобождении): Ф.И.О. работника, профессия; численность (чел.), в т.ч. рабочих и служащих, инвалидов, пенсионеров; дата предупреждения об увольнении; дата увольнения; причины высвобождения; условия оплаты труда каждого конкретного работника, а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации инвалидов, количество трудоустроенных (на данном предприятии, на других предприятиях, из них с прохождением профессионального обучения); количество граждан, которые обратятся в Центр занятости (чел.).

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, вступившим в силу с 1 февраля 2002 г., критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных тарифных соглашениях.

Обычно в условиях массового высвобождения работодателем осуществляются такие мероприятия, которые направлены на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению при массовом высвобождении, и на обеспечение занятости этих работников, которые предусмотрены в разделе коллективного договора. В этот раздел могут включаться:

Чтобы уменьшить численность регистрируемых безработных, Центр занятости г. Рассказово стал использовать нетрадиционные формы привлечения работодателей к сотрудничеству: оказывать консультационные услуги работодателям, в т.ч. юридические; устанавливать и регулярно поддерживать прямые личные контакты с кадровыми службами предприятий всех форм собственности; проводить семинары для кадровых служб предприятий и для работников, намеченных к сокращению. Эти меры, не закрепленные в законодательстве о занятости населения, стали вынужденной, но естественной реакцией Центра занятости на рост безработицы и сокращение расходов на активные программы. Именно благодаря таким мерам удалось не только привлечь внимание работодателей к службе занятости как к институту, способному оказывать разнообразные услуги по подбору необходимой рабочей силы, но и извлечь из этого пользу, трудоустраивая все большую часть своих клиентов.

В Центре занятости определены работники, ответственные за взаимодействие с работодателями. Их задача - установить контакт с руководителями или представителями служб персонала предприятий, выяснить их экономическое положение и наличие вакансий, познакомить с пакетом предоставляемых Центром занятости услуг, проинформировать о ситуации на рынке труда и выработать механизм действий, связанных с подбором персонала. Максимально предметными и содержательными стали традиционные совещания с работодателями, ярмарки вакансий, презентации организаций, экспресс-встречи, клубы деловых встреч, маркетинг-визиты и др.

При очевидной необходимости провести сокращение численности или штата работников работодателями (отделами кадров) совместно с Центром занятости населения составляются планы-графики высвобождения работников с разбивкой по месяцам.

Также составляется список вакансий, предлагаемых вариантов трудоустройства увольняемых работников в связи с сокращением численности или штата работников. После этого Центром занятости на предприятиях, сообщивших сведения о предстоящих высвобождениях, проводятся предувольнительные консультации для высвобождаемых работников и семинары для специалистов кадровых служб по вопросам законодательства о труде и занятости, состоянии рынка труда. При проведении таких консультаций высвобождаемым работникам предоставляется информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, имеющихся в банке данных Центра занятости, в т.ч. возможности участия в общественных работах. При заинтересованности вакансией в Центр занятости приглашаются все высвобождаемые работники со всех предприятий города, проводящих мероприятия по сокращению численности или штата, руководители предприятий, заявивших вакансии, или их представители. В непринужденной обстановке каждый из гостей Центра находит нужного ему партнера и обговаривает с ним все детали будущей работы. Если возникает необходимость юридического или психологического консультирования, то работники Центра занятости всегда к их услугам.

Первый опыт продемонстрировал высокую продуктивность подобных встреч: 10 - 20% граждан, высвобождаемых с предприятий города, нашли интересную и высокооплачиваемую работу, нашли нового работодателя и трудятся сегодня на новом месте; работодателю нет необходимости выплачивать компенсации работнику, предусмотренные ст. 178 ТК РФ, т.к. они предусмотрены только на период его трудоустройства; а Центру занятости - признавать этого клиента безработным, тем самым увеличивать напряженность на рынке труда города.

В организациях, где ожидается массовое высвобождение, проводятся Дни службы занятости, в рамках которых наряду с вышеперечисленными мерами практикуется оказание содействия в предпринимательской деятельности и самозанятости высвобождаемым работникам. Теперь служба занятости снова имеет возможность выдавать субсидии на организацию собственного дела. Это реальные средства, начальный капитал, который помогает людям решать проблему становления бизнеса. Более того, служба занятости также оказывает помощь на развитие предпринимательства следующим образом: компенсируются расходы на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, получение лицензии, оказание консультационных услуг, в том числе по составлению бизнес-планов, их экспертизе.

Программа опережающего обучения

В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ <1> у службы занятости отсутствовала возможность полностью или частично компенсировать работодателям затраты на опережающее обучение граждан, увольняемых из организаций, в целях обеспечения их занятости, а также на организацию обучения принятых на работу граждан, уволенных из других организаций. В связи с экономическим кризисом в настоящее время снова возобновлена программа опережающего обучения, т.к. она реально способствует эффективной занятости работников, находящихся под угрозой увольнения в связи с сокращением численности или штата.

<1> Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 09.02.2009) // "Российская газета", N 188, 31.08.2004; СПС "КонсультантПлюс".

Опережающее профессиональное обучение граждан обеспечивается обучением указанных граждан до наступления срока расторжения трудового договора между работником и работодателем и направлено на смягчение социальной напряженности на территориальном рынке труда, снижение уровня и продолжительности безработицы.

Организация опережающего профессионального обучения граждан осуществляется в соответствии с мероприятиями, направленными на обеспечение занятости работников, подлежащих увольнению при массовом высвобождении, которые предусматриваются в коллективном договоре организации и осуществляются работодателем. Для оказания органами по вопросам занятости содействия работодателям в опережающем профессиональном обучении граждан работодатели:

Органы по вопросам занятости при необходимости оказывают работодателям содействие в опережающем профессиональном обучении граждан путем:

К гражданам, высвобождаемым из организаций и нуждающимся в опережающем профессиональном обучении, относятся лица:

При необходимости органы по вопросам занятости могут полностью или частично (не полностью) компенсировать (возместить) работодателям затраты на опережающее профессиональное обучение граждан.

Сегодня служба занятости имеет право также оказывать бесплатные консультации по переориентации на другие виды деятельности, профессии, специальности, а направить гражданина на обучение служба занятости может лишь если гражданин состоит на учете в органах службы занятости в качестве безработного.

Трудоустройство безработных граждан

Если меры, направленные на трудоустройство гражданина в период проведения мероприятий по сокращению численности или штата, не достигли своей цели, то гражданин вправе зарегистрироваться в органах службы занятости. Право на средний месячный заработок за уволенным работником в связи с сокращением численности или штата работников сохраняется по решению органа службы занятости населения при условии, если в 2-недельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

На практике встречаются случаи, когда безработный гражданин, утверждая, что ищет работу, напротив, стремится состоять на учете в центре занятости и получать пособие по безработице, при этом не предпринимая никаких действий к поиску работы. Одним из обязательных условий при признании гражданина безработным является его желание искать работу и быть готовым приступить к ней. В соответствии со ст. 35 Закона о занятости за отказ от двух вариантов подходящей работы безработному гражданину выплата пособия приостанавливается на срок до 3 месяцев.

В соответствии с п. 5 ст. 25 Закона о занятости при приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в 5-дневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу (см. примерные формы в Приложениях 1, 2).

В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину. Поэтому очень важно, чтобы при заполнении направления на работу работодатели указывали объективную причину отказа безработному гражданину в приеме на работу в соответствии с требованиями ТК РФ.

В практике участились случаи, когда безработный гражданин при обращении к работодателю по направлению центра занятости просит написать в ответе о принятом решении отказ в приеме на работу и практически сам диктует формулировку. Для клиента это выгодно - не последует приостановка выплаты пособия по безработице. Самое страшное то, что многие работодатели, вопреки требованиям законов и грубо нарушая их, удовлетворяют просьбу безработных граждан, тем самым покрывают мошенников, стремящихся незаконно получать пособие по безработице.

В соответствии со ст. ст. 12 и 25 Закона о занятости работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, которая направлена на правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу.

Более того, ст. 64 ТК РФ запрещает необоснованный отказ в заключении трудового договора. Это положение закона прямо основано на ст. 19 Конституции РФ. Необоснованным признается любой отказ в приеме на работу, если он не основан на оценке деловых и профессиональных качеств лица, поступающего на работу. Зачастую, идя на уступки безработному гражданину, работодатели нарушают требования трудового законодательства, т.к. игнорируют данную оценку, о чем свидетельствуют причины отказов в приеме на работу, указанные в ответе о принятом решении. Например, работодатели отказывают в приеме на работу по причине, связанной с наличием маленького ребенка, несмотря на то, что ст. 64 ТК РФ запрещает отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с наличием маленьких детей. Другими примерами являются незаконные отказы работодателей в приеме на работу по причинам возраста лица, поступающего на работу, отдаленности места жительства.

Удовлетворяя просьбу безработных граждан, работодатели нарушают требования законов о труде и занятости населения, и своими действиями они создают предпосылку получения пособия по безработице обманным путем.

Документы, предъявляемые в Центр занятости

Много вопросов возникает у работодателей, работников кадровых служб, какие документы нужно выдать работнику, уволенному в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организации для регистрации его в органах службы занятости.

Для регистрации в целях поиска подходящей работы безработные граждане на основании Постановления Правительства РФ от 22.04.1997 N 458 "Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан" (ред. от 14.12.2006) представляют в органы по вопросам занятости по месту жительства:

При постановке граждан на учет в центры занятости населения инспекторы должны принимать соответствующие меры по правильному заполнению работодателями трудовых книжек работников.

Гражданин, предъявивший трудовую книжку с записями о приеме на работу или увольнении с работы, оформленными с отступлениями от инструкции, предупреждается о том, что эти периоды не будут включены в общий трудовой стаж. Если такая запись относится к последнему периоду работы, то гражданин может быть зарегистрирован в целях поиска подходящей работы при условии его согласия на любую оплачиваемую работу, поскольку нет возможности правильно определить стаж за последние 12 месяцев перед обращением в службу занятости.

Эти документы должны быть соответствующим образом оформлены: зарегистрированы, заверены подписями руководителя и бухгалтера организации, их выдавшей, печатью;

Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке.

Другие граждане, имеющие ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья, предъявляют соответствующие документы, выданные в установленном порядке;

Справка должна быть выдана за 3 последних месяца работы. Должна быть заполнена строка "Среднемесячный заработок за последние три месяца" цифрами и прописью. Справки, где в этой графе вписана суммарная зарплата за три месяца, не принимаются.

Не принимаются справки без регистрационного номера и даты выдачи, с исправлениями и подчистками в тексте, без подписи руководителя или главного бухгалтера и расшифровки этих подписей, с неразборчивым оттиском печати. Название предприятия в печати на справке должно быть аналогичным в печати трудовой книжки.

Для граждан, занимавшихся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, - справка из инспекции по налогам и сборам, подтверждающая период занятия предпринимательской деятельностью.

При наличии дохода, полученного от предпринимательской деятельности, необходимо определить его среднемесячный размер (среднемесячный заработок рассчитывается работником отдела по труду администрации города на основании декларации о доходах, заверенной в инспекции по налогам и сборам).

В случае предоставления справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы в иностранной валюте Центр занятости осуществляет перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

Приложение 1

Рекомендательное письмо

    Направляется к вам гр. ________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
в качестве кандидата для замещения вакантной должности, свободного
рабочего места в соответствии с вашими сведениями о потребности
в работниках (письмо, сообщение от ______________________________________).
Просим вас проинформировать о принятом решении в течение _____________ дней
в письменном виде.
Инспектор Центра занятости ____________________________
Контактный телефон ____________________________________
"__" ________________ г.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Центр занятости __________________________________
Почтовый адрес ___________________________________

Приложение 2

Ответ о принятом решении

    Сообщаем вам, что гр. ______________, направленный для трудоустройства,
принимается на работу с "__" ____________ г. на должность по профессии ____
___________________________________________________________________________
Приказ (договор, контракт) от ___________ N _______________
Причина отказа в приеме на работу _____________________________________
___________________________________________________________________________
Может быть принят на работу после профессионального обучения
по специальности (профессии) ______________________________________________
Другие сведения _____________________________________
________________________
Наименование организации
___________________ ________________ _________________
должность работника Ф.И.О. подпись
Дата
М.П.

Приложение 3

Штамп или фирменный бланк организации

ИНН _____________________

с указанием юридического адреса

Номер телефона

Справка о среднем заработке (денежном довольствии) для установления размера пособия (стипендии) безработным гражданам

    Выдана гр. _____________________________________________________ в том,
(Фамилия, имя, отчество)
что он (она) в период _______________ по _______________
работал(а), проходил(а) службу в __________________________________________
(наименование предприятия, организации,
N в.ч. и т.п.)
на условиях полного рабочего времени _____________ час. раб. день. ___
(указать кол-во раб. часов в день
__________ днев. неделя
и кол-во раб. дней в неделю)
или на условиях неполного рабочего времени ____________ час. раб. день ____
(указать кол-во раб. часов в день
__________ днев. неделя
и кол-во раб. дней в неделю)
___________________________________________________________________________
(указать статью Трудового кодекса РФ, на основании которой установлено
неполное рабочее время)
средний заработок (денежное довольствие) за последние три месяца составил
___________________________________________________________________________
(указать сумму цифрами и прописью)
указать фактически отработанные и оплаченные дни (часы) за последние
12 месяцев работы, предшествовавшие дню увольнения (основание: п. 2 ст. 3,
ст. ст. 29 - 31, 33 - 34 Закона РФ "О занятости населения в Российской
Федерации")
 1 
 2 
 3 
 4 
 5 
 6 
 7 
 8 
 9 
 10
 11
 12
Итого
Месяц года         
Кол-во фактически  
отработанных
оплаченных дней
Причины, по которым
работник не работал
    Руководитель организации _________________    ________________
Подпись Ф.И.О.
Главный бухгалтер _________________ ________________
Подпись Ф.И.О.
Телефон главного бухгалтера ________________
Дата выдачи справки "__" ___________ г.
________________________
наименование организации
________________________
адрес, телефон

Литература

  1. Право социального обеспечения. Учеб. пособие. Особенная часть. - М.: Изд-во "Ноллидж". - 1997.
  2. Социальное обеспечение и страхование в СССР. - М.: Юридическая литература. 1979. - С. 455.

Е.Орлова

К. ю. н.,

доцент

кафедры гражданского права и процесса

Тамбовского государственного

технического университета