Мудрый Экономист

О признаках финансовой устойчивости пенсионной системы

"Финансы", 2009, N 5

Действующая в РФ система пенсионного страхования специалистами оценивается как неэффективная. Основанием для такого вывода является: низкий уровень трудовых пенсий, наличие устойчивой тенденции по снижению коэффициента замещения пенсией утраченного заработка, дефицит собственных средств ПФР на выплату пенсий.

Система не обеспечивает решение двух основных целей пенсионного страхования: финансирование в полном объеме выплаты текущих пенсий и финансирование пенсий в долгосрочном периоде. В пенсионной системе нет равновесия между финансовыми возможностями системы и государственными пенсионными обязательствами. В этих условиях вопросы обеспечения реальной финансовой устойчивости Пенсионного фонда России становятся первоочередными.

Финансовая устойчивость системы ПФР находится под влиянием организационных, правовых, управленческих и других воздействий и характеризуется количественными показателями. Пенсионный фонд РФ, располагающий значительными целевыми финансовыми ресурсами, должен функционировать в устойчивом режиме, так как особенностью пенсионной системы является долговременное выполнение пенсионных обязательств.

Финансовая устойчивость пенсионной системы зависит от финансовой устойчивости составных частей системы по доходам и расходам. Одной из составных частей финансовой устойчивости ПФР является текущее ежемесячное соответствие доходов ПФР ежемесячным расходам по выплате пенсий и других выплат, а также их соответствие в долгосрочном периоде в условиях непрерывного роста обязательств пенсионной системы. Необходимость ежемесячного соответствия доходов и расходов ПФР обусловлена спецификой пенсионной системы и положениями пенсионного законодательства.

В качестве расходных обязательств пенсионной системы в настоящее время выступают финансовые средства на выплату базовой и страховой частей пенсий, пенсионных накоплений, выплачиваемые правопреемникам умерших застрахованных лиц, на выплату государственных пенсий, на ежемесячные денежные выплаты, на доплаты к трудовым пенсиям, на оплату услуг по доставке пенсий пенсионерам, на индексацию базовой и страховой частей пенсий, ежемесячных денежных выплат, а также средства, направляемые на социальные программы.

Доходами пенсионной системы являются страховые взносы страхователей и фиксированные платежи индивидуальных предпринимателей на обязательное пенсионное страхование, средства федерального бюджета, средства, уплаченные работодателями за членов летных экипажей по дополнительному тарифу, прочие поступления.

В качестве критериев устойчивости пенсионной системы возможно использование обычных признаков финансовой устойчивости: платежеспособность и наличие финансовых ресурсов для развития системы. Однако для пенсионной системы, имеющей свою специфику, кроме перечисленных двух признаков, определяющими являются такие признаки, как наличие или отсутствие дефицита средств пенсионной системы для выполнения пенсионных обязательств, а также наличие или отсутствие страховых пенсионных резервов.

Перечисленные признаки связаны между собой и в совокупности характеризуют состояние устойчивости пенсионной системы. Так, способность системы выполнять свои финансовые обязательства по выплате пенсий можно отнести к общей оценке системы, а наличие дефицита или профицита доходов ПФР показывает степень устойчивости системы. Точно так же наличие страховых пенсионных резервов в ПФР усиливает устойчивость пенсионной системы, а отсутствие страховых резервов снижает. Финансовая устойчивость ПФР зависит от финансовой устойчивости, в первую очередь, страховой и бюджетной составляющей доходов ПФР. Страховая составляющая является финансовым источником для выплаты страховых частей пенсий, бюджетная составляющая (федеральный бюджет) - источник финансирования базовых частей пенсий, государственных и социальных пенсий, доплат к трудовым пенсиям за особые заслуги и т.д.

Поэтому к перечисленным признакам устойчивости пенсионной системы можно добавить следующий: соответствие объема и целевой направленности финансовых ресурсов объему и структуре текущих и долгосрочных обязательств пенсионной системы.

Рассматривая первый признак устойчивости пенсионной системы - платежеспособность, - можно отметить, что в современных условиях ПФР не имеет случаев задержки и невыплаты пенсий из-за отсутствия средств для этих целей. Более того, ПФР обеспечивает свою платежеспособность в условиях ежегодно увеличивающегося объема пенсионных и социальных обязательств пенсионной системы.

Так, если в 2001 г. (базовый год перед началом реализации пенсионной реформы) объем средств на выплату пенсий в РФ составлял 490,7 млрд руб., то уже в 2007 г. пенсионные выплаты увеличились в 3 раза - до 1500,0 млрд руб.

На региональном уровне (в Пензенской области) за 2001 - 2007 гг. объем пенсионных выплат также вырос с 5,3 до 15,3 млрд руб. (в 2,9 раза).

Однако платежеспособность системы обеспечивается не собственными доходами системы, а средствами федерального бюджета, направляемыми на возмещение недостатка собственных средств.

На региональном уровне платежеспособность отделений ПФР обеспечивается у абсолютного большинства регионов только за счет дотаций из ПФР, так как собственные доходы отделений ПФР не обеспечивают выплату страховых частей пенсий. Приведенные данные позволяют сделать вывод, что пенсионная система является платежеспособной только при финансовой поддержке федерального бюджета, что характеризует пенсионную систему как нестабильную.

Второй признак - наличие необходимых ресурсов для развития - характеризует пенсионную систему как устойчивую, способную к развитию. Ежегодно повышается технологическая оснащенность системы, ведется работа по обучению и повышению квалификации персонала ПФР. Подтверждением данного вывода является также и то, что ПФР практически ежегодно расширяет сферу своей деятельности. Если первоначально фонд создавался как строго пенсионная система, то в настоящее время, наряду с пенсионным обеспечением, ПФР поручают решать целый ряд социальных задач, таких как: назначение и ежемесячные денежные выплаты федеральным льготникам, Героям Советского Союза, России, Социалистического Труда и кавалерам орденов Славы, назначение и выплата материнского семейного капитала, реализация социальных программ регионов. С 1 октября 2008 г. ПФР реализует добровольное страхование граждан РФ по Федеральному закону от 30.04.2008 N 56-ФЗ. Это подтверждает устойчивость системы и ее способность к развитию.

Третий признак - наличие дефицита собственных средств ПФР для выполнения как текущих, так и долгосрочных пенсионных обязательств.

Тенденция роста объемов привлеченных средств наблюдается в большинстве регионов. В частности, в Пензенской области она выглядит следующим образом (см. таблицу).

Таблица

Дефицит собственных средств ПФР на выплату страховой части пенсий в Пензенской области

(млрд руб.)

            Годы            
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
        Объем средств       
 2,5
 2,7
 3,1
 3,0
 3,0
 3,1
 4,4
 4,9
 5,8

Перспективные прогнозы, выполненные на основе актуарных технологий, также подтверждают наличие дефицита бюджета пенсионной системы и в 2015, и в 2020, и в 2030 гг.

Четвертый признак - отсутствие страхового резерва в ПФР - также характеризует отечественную пенсионную систему как неустойчивую в данный период времени.

Необходимо отметить, что система вступила в этап своего реформирования, фактически имея страховой резерв, в качестве которого выступал профицит бюджета ПФР. Однако с 2005 г. при введении в действие уменьшенной ставки единого социального налога (ЕСН) на 8% (с 28 до 20% от ФОТ) резерв ПФР был использован для финансирования пенсий, что привело систему в неустойчивое состояние.

Пятый признак - соответствие объема и направленности доходов ПФР объему и структуре пенсионных обязательств - выглядит следующим образом.

Расходные обязательства системы состоят из финансирования по нескольким направлениям:

Соответствие доходов системы и расходных обязательств обеспечивается только по ежемесячным денежным выплатам, доплатам к трудовым пенсиям, выплатам правопреемникам сумм пенсионных накоплений, досрочным пенсиям, выплачиваемым безработным.

Например, доходы пенсионной системы по дополнительному тарифу для летных экипажей определяют расходные обязательства для пенсионеров, бывших членов летных экипажей. Доплаты за особые условия труда пенсионерам-ядерщикам полностью финансируются бюджетом.

Назначенные досрочно трудовые пенсии безработным гражданам полностью финансируются до наступления общеустановленного пенсионного возраста Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

В то же время доходы пенсионной системы не соответствуют обязательствам по базовой и страховой частям трудовых пенсий и государственным пенсиям, которые содержат в своей структуре трудовую пенсию и надбавку за государственную службу.

В первые годы реализации пенсионной реформы доходы на базовую часть трудовых пенсий превышали расходные обязательства по выплате базовой части пенсии. Объясняется это двумя обстоятельствами:

В то же время доходы системы на выплату страховых частей пенсии не обеспечивали потребности, и профицит средств по базовой части компенсировал недостаток средств на выплату страховой части пенсий.

То есть уже в 2001 г. была законодательно заложена несбалансированность пенсионной системы по доходам и расходам на страховую часть трудовых пенсий.

С 2005 г. с уменьшением тарифа ЕСН на базовую часть пенсии с 14 до 6% доходы пенсионной системы не обеспечивают выплату базовой части трудовых пенсий, и в настоящее время в пенсионной системе доходы и по базовой, и по страховой частям трудовой пенсии не соответствуют обязательствам.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Действующая пенсионная система является финансово неустойчивой и выполняет свои обязательства только с помощью федерального бюджета.
  2. Используемые методы регулирования в пенсионной системе, направленные в основном на снижение единого социального налога, не учитывают их последствий для финансового состояния пенсионной системы и ухудшают ее устойчивость.
  3. Реализуемые методы поддержания устойчивости пенсионной системы приводят к усилению государственного пенсионного обеспечения, в ущерб развитию пенсионного страхования в России.
  4. Неустойчивость пенсионной системы обусловлена за счет внешних, задающих и определяющих работу системы факторов и условий.
  5. Повышение устойчивости пенсионной системы необходимо осуществлять по следующим направлениям:

На заседании Правительства РФ 27.04.2009 был рассмотрен проект Минздравсоцразвития "Развитие пенсионной системы", направленный на дальнейшее совершенствование существующей пенсионной системы в стране и повышение ее финансовой устойчивости.

В.А.Долотов

К. э. н.,

управляющий Отделением ПФР

по Пензенской области