Мудрый Экономист

Как отсрочить уплату налога

"Налоговый учет для бухгалтера", 2009, N 5

В целом ряде случаев организация может перенести установленный срок уплаты налога и сбора на более поздний срок, экономя при этом не на сумме налога, а на стоимости привлечения денежных средств.

Правовые основы Право имеющие

Следует обратить внимание, что не каждая организация вправе перенести установленный срок уплаты налога. Статьей 62 НК РФ определены обстоятельства, исключающие такую возможность. Так, компания не сможет отсрочить дату уплаты налога, если в ее отношении:

Если вышеперечисленное организацию и ее должностных лиц не касается, можно подумать о получении отсрочки и рассрочки по уплате налога.

Согласно п. 2 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  1. причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  2. задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
  3. угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;
  4. если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
  5. если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ.

Справка. Перечень видов деятельности с сезонным характером работ утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 N 382;

  1. при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, установленных ТК РФ.

При этом если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в п. п. 3, 4 и 5, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в течение периода отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (см. пример 1).

Пример 1. Деятельность ЗАО "Актив" носит сезонный характер. Поэтому компания получила отсрочку по уплате налога на прибыль в размере 300 000 руб. сроком на 6 месяцев. Ставка рефинансирования за все время отсрочки не менялась и составляла 12,5 процентов годовых.

За пользование отсрочкой организация заплатит:

300 000 руб. x 12,5% x 1/2 x 6 мес. : 12 мес. = 9375 руб.

Если бы фирма не получила отсрочку и задержала уплату налога на 6 месяцев (180 дней), то ей пришлось бы заплатить пени в сумме:

300 000 руб. x 12,5% x 1/300 x 180 дн. = 21 600 руб.

Справка. По решению Совета директоров Банка России с 24 апреля 2009 г. ставка рефинансирования составляет 12,5%.

Если же отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в п. п. 1 и 2, на сумму задолженности проценты не начисляются.

Длительность

Отсрочка или рассрочка предоставляются на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности (п. 1 ст. 64 НК РФ). По решению Правительства РФ уплата федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, отсрочка или рассрочка может быть продлена до трех лет.

И уж в совершенно особых случаях, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 млрд руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий, отсрочка или рассрочка по уплате одного или нескольких федеральных налогов, а также пеней и штрафов по ним могут быть предоставлены по решению министра финансов РФ на срок до пяти лет.

Следует обратить внимание, что отсрочку или рассрочку можно получить по одному или нескольким налогам.

Порядок оформления

Правила предоставления отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита утверждены Приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@. Так, чтобы изменить срок уплаты налогов, компания и предприниматель должны подать в уполномоченный орган следующие документы:

Пример 2.

          ЗАО "Актив"                  В Управление ФНС России по г. Москве
109542, г. Москва,
Рязанский просп., д. 86, корп. 1
Тел: (4912) 121212
ОГРН 1076234000715
ИНН/КПП 7708044472/770001001
27.04.2009 N 2009/04-12
---------- ----------
Заявление
о предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита,
инвестиционного налогового кредита
ЗАО "Актив", ИНН 7708044472, 109542, г. Москва, Рязанский просп., д. 86,
---------------------------------------------------------------------------
(полное наименование организации и ее ИНН и юридический адрес или Ф.И.О.
физического лица, ИНН, адрес места жительства)
корп. 1 авансового платежа по налогу на прибыль
------- прошу изменить срок уплаты ----------------------------------------
(наименование налога(ов), сбора(ов),
а также пени)
за II кв. 2009 г. "производство носит сезонный характер"
------------------------------------------------------------------- в сумме
300 000 руб. 3 месяца
------------------- на срок --------------- по основанию(ям) и на условиях,
5 2 64
оговоренных(ым) подпунктом(ами) -- пункта(ов) -- статьи(ей) -- части первой
Налогового кодекса Российской Федерации.
печать
ЗАО "Климов"
Климов
Подпись руководителя организации (физического лица) -------------------

Справка. Право принимать решение о переносе сроков уплаты налогов имеют:

Судебно-арбитражная практика. Требование о предоставлении справки налогового органа по месту учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов и сборов (следует отметить, что Решением ВАС РФ от 21.01.2008 N 14430/07 данный подпункт признан не соответствующим НК РФ и недействующим).

Не стоит также забывать, что копию соответствующего заявления компания и предприниматель в течение пяти дней должны направить в налоговый орган по месту своего учета.

В течение месяца после получения заявления уполномоченный орган принимает решение об отсрочке (рассрочке) уплаты налога или об отказе в этом, согласовав его с финансовыми органами.

По ходатайству компании уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы фискальной задолженности. В течение пяти дней со дня принятия решения его копия представляется в налоговый орган по месту учета организации.

При отсутствии обстоятельств, установленных п. 1 ст. 62 НК РФ, уполномоченный орган не вправе отказать компании в отсрочке или рассрочке в пределах суммы причиненного ей ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного ею госзаказа.

В решении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должны быть указаны:

Кроме того, в решении фиксируется дата, с которой оно вступает в силу. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до момента вступления в силу решения включаются в сумму задолженности.

Если же чиновники отказали компании в отсрочке или рассрочке, они должны мотивировать свое решение.

Тем не менее каким бы ни было решение, уполномоченный орган должен направить его в трехдневный срок после принятия в адрес организации и налогового органа по месту ее учета.

Следует отметить, что при возникновении разногласий по вопросам предоставления отсрочки или рассрочки суды часто встают на сторону бизнеса.

Судебно-арбитражная практика. Бездействие налогового органа, выразившееся в оставлении без рассмотрения заявления налогоплательщика о предоставлении отсрочки по уплате налога, незаконно (Постановления ФАС Уральского округа от 21.01.2008 N Ф09-11304/07-С3 и ФАС Уральского округа от 21.04.2008 N Ф09-2507/08-С3).

Тем более что не допускается отказ заинтересованному лицу в отсрочке по уплате налогов в пределах суммы недофинансирования при отсутствии обстоятельств, установленных п. 1 ст. 62 НК РФ (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.02.2008 N А19-11457/07-Ф02-9913/07).

Мнение. Роман Стасюк, адвокат:

"После принятия решения о предоставлении рассрочки (отсрочки) налоговых обязательств орган налоговой службы по месту регистрации организации заключает с ней договор о рассрочке (отсрочке). В документе должны быть название и вид платежа, коды бюджетной классификации, сумма рассроченного (отсроченного) налогового обязательства, срок рассрочки (отсрочки), сроки уплаты отмеченных сумм, права и обязанности налогоплательщика и налогового органа, условия действия принятого решения и заключенного договора.

Срок действия договора начинается с даты его заключения. С этого момента пеня на рассроченные (отсроченные) суммы не начисляется. В соответствии с п. 3.9 Порядка рассрочки и отсрочки, если договор заключается позднее дня принятия соответствующего решения, то такое решение является основанием для отмены пени и штрафных санкций, начисленных за несвоевременную уплату согласованного налогового обязательства, сумма которого подлежит отсрочке (рассрочке), за период от начала действия рассрочки (отсрочки) до даты подписания договора.

В случае внесения в договор изменений или дополнений они должны быть утверждены подписями и печатями должностных лиц участников договора".

Мнение. Ирина Мирошниченко, налоговый аудитор ООО "Бейкер Тилли Русаудит":

"К сожалению, практика показывает, что нормы НК РФ, предоставляющие налогоплательщику право и возможность получить в тяжелой финансово-экономической ситуации послабление (рассрочку, отсрочку) по уплате налогов, на самом деле не действуют или действуют далеко не всегда. Возможно, когда речь идет о крупнейших предприятиях и суммах в миллиарды рублей, этот механизм можно заставить работать. В случаях, касающихся средних предприятий, не приближенных к чиновникам, это маловероятно. Рассмотрим реальную ситуацию, с которой столкнулась организация, пожелавшая получить рассрочку по уплате НДС в связи с невозможностью зачесть в счет предстоящих платежей сумму налога, подлежащую к возмещению.

Напомним, с 1 января 2007 г. был изменен порядок возмещения НДС.

Согласно старой редакции ст. 176 НК РФ разница, возникшая по итогам налогового периода между суммой вычетов и общей суммой налога и подлежащая возмещению, направлялась в течение трех календарных месяцев на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов и сборов. Зачет инспекторы производили самостоятельно. По истечении трехмесячного срока сумма, которая не была зачтена, возвращалась налогоплательщику по его письменному заявлению (см. пример 3)."

Пример 3. По данным расчета НДС за месяц (квартал) компании, сумма к возмещению из бюджета составила 1000 руб. Организация написала заявление о том, чтобы эту сумму направили в зачет уплаты налога в следующих периодах. Это позволило избежать налоговой проверки. В следующем месяце (квартале) компания рассчитала к уплате налог в размере 1500 руб. Тогда вместе с подачей налоговой декларации по НДС организация написала заявление с просьбой учесть сумму налога к возмещению за прошлый период в счет уплаты налога за текущий период. Таким образом, за текущий период компании оставалось оплатить только 500 руб.

Это было очень удобно и организациям, и налоговым инспекциям.

С вступлением в силу в 2007 г. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ ситуация изменилась: теперь после сдачи налогоплательщиком декларации инспекция при проведении камеральной проверки оценивает обоснованность суммы, заявленной к возмещению. В течение семи дней по итогам проверки, если не выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, налоговый орган принимает решение о возмещении соответствующих сумм.

Пример 4. По данным расчета НДС за месяц (квартал) компании, сумма к возмещению из бюджета составила 1000 руб. После подачи декларации начинается камеральная проверка с истребованием документов по НДС за этот период, которая проводится в течение трех месяцев со дня представления декларации. То есть если декларация за I квартал 2009 г. представлена 20 апреля, то проверка будет проводиться 20 июля 2009 г. и раньше не закончится. Плюс 7 дней на вынесение решения. В то же время 20 июля - это крайний срок для представления декларации и уплаты НДС за II квартал 2009 г.

Таким образом, если во II квартале компания рассчитала налог к уплате в размере 1500 руб., то получить зачет суммы, подлежащей возмещению по итогам I квартала, она не успеет и вынуждена будет заплатить исчисленную сумму полностью.

Сложилась такая ситуация, при которой налогоплательщик фактически может направить сумму налога, исчисленную к возмещению, на исполнение своей обязанности по уплате налога только через квартал (см. пример 5).

Пример 5. Компания, импортирующая сырье для пищевой промышленности, в I квартале 2008 г. создала складские запасы (закупила больше, чем планировала реализовать в первом квартале, чтобы удовлетворить возрастающий к лету спрос). Таким образом, в первом квартале у компании по расчету НДС образовалась сумма к возмещению из бюджета.

После подачи декларации налоговая инспекция начала камеральную проверку с истребованием всех необходимых документов. Стали проводиться встречные проверки поставщиков и покупателей, сверки таможенных деклараций с таможней. Стало очевидным, что проверка затягивается и зачет до срока наступления платежа за II квартал компания получить не успеет.

Сумма налога к уплате (без зачета) за II квартал предполагалась весьма существенная, поэтому организация решила получить возможность рассрочить уплату НДС за II квартал на три месяца.

В качестве основания для получения рассрочки компания посчитала подходящим "угрозу банкротства в случае единовременной выплаты налога" (пп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ). Компания приложила к заявлению финансовую отчетность, график движения денежных средств, копии договоров, из которых следовало, какие платежи и в какие сроки должны быть совершены, а также документы об имуществе, которое может стать предметом залога (в данном случае товар в обороте). Копии заявления и документов компания направила в свою налоговую инспекцию по месту учета.

Поскольку решение о предоставлении рассрочки принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления, компания одновременно подала ходатайство о временном (на период рассмотрения заявления) приостановлении уплаты суммы задолженности.

По согласованию с УФНС организация подала весь пакет документов в ФНС через них и стала ожидать развития событий. Конечно, достаточно много времени ушло на то, чтобы прийти к решению о запросе рассрочки, подготовить и отправить документы в ФНС. В итоге к 20 июля, когда наступил срок уплаты налога за II квартал, компания не получила решения ни о предоставлении рассрочки (отсрочки) по уплате НДС, ни даже о временном приостановлении уплаты суммы задолженности.

Таким образом, организация оказалась в ситуации, которую предвидела и опасалась: не сумев воспользоваться ни возмещением по I кварталу (т.к. решение по камеральной проверке еще не было принято), ни отсрочкой по уплате налога (т.к. не было принято решение ФНС), ей пришлось отвлечь значительные средства из оборота для уплаты НДС за II квартал.

В конце концов, уже в августе 2008 г. компания получила решение налоговой инспекции об успешном завершении камеральной проверки с подтверждением суммы НДС к возмещению из бюджета. После подачи заявления на возврат данной суммы на расчетный счет и нескольких звонков с напоминанием уже в октябре компания вернула свои деньги. А ФНС все-таки ответила отказом на просьбу о рассрочке по причине того, что необходимости в ней уже нет.

С.Тищенко

Руководитель управления аудита

ГК "Градиент Альфа"