Электронный бюджет - требование времени
"Бюджет", 2011, N 12
Согласно Бюджетному посланию Президента РФ Федеральному Собранию одна из основных целей и задач бюджетной политики на 2012 - 2014 гг. - утверждение Концепции создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет". Данная Концепция одобрена Распоряжением Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 1275-р. Она будет реализовываться под патронажем Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления.
В настоящее время Министерство финансов РФ приступило к созданию системы "Электронный бюджет". Учитывая межведомственный характер вопросов, затрагиваемых при этом, участие в работе также будут принимать Министерство экономического развития РФ, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, другие заинтересованные органы. Оператором системы выступит Федеральное казначейство.
Концепция основана на мировом опыте реализации систем управления финансами. При ее подготовке изучен опыт более десяти стран, проведены встречи с разработчиками и пользователями подобных систем в Бразилии и Франции, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, были проведены консультации с ведущими специалистами Всемирного банка, изучен опыт применения корпоративных систем управления финансами и региональный опыт. Всемирным банком, в частности, на основе изучения лучших мировых практик была разработана структура информационных систем управления финансами. По этой модели строятся системы управления государственными финансами в 51 стране.
Российская Федерация, вступившая во второе десятилетие реформирования бюджетной системы, тоже накопила собственный богатый опыт. К настоящему времени благодаря внедрению информационных технологий мы научились оперативно и качественно исполнять бюджет на кассовой основе, готовить отчеты о его исполнении. Но мы еще не можем сказать, что обеспечили полную прозрачность финансово-хозяйственной деятельности публично-правовых образований в части учета активов и обязательств. И еще один важный аспект: большинство граждан не понимают финансовую информацию и не могут ее использовать. Да и сама по себе информация о том, сколько произведено расходов, без связи с результатами не представляет интереса для большинства пользователей.
Наша задача - создать такие информационные ресурсы, которые предоставляют возможность:
- публично-правовым образованиям, государственным и муниципальным учреждениям - обеспечить эффективное управление государственными и муниципальными финансами;
- экспертам в этой сфере - сравнивать эффективность деятельности государственных (муниципальных) учреждений и самих публично-правовых образований;
- контролерам и аудиторам - перейти на новый уровень своей деятельности, не только осуществляя контроль за целевым расходованием средств, но и определяя, насколько рационально и эффективно они израсходованы;
- гражданам - получать совершенно иную по структуре и содержанию информацию о финансово-хозяйственной деятельности публично-правовых образований.
Для решения новых задач в рамках создания системы "Электронный бюджет" необходимо:
- перевести в электронный вид все носители финансовой информации;
- организовать условия для ведения бухгалтерского учета в электронном виде для всех участников бюджетного процесса с использованием портальных решений, единых реестров и классификаторов;
- увязать информацию о финансовых ресурсах и целях на всех этапах бюджетного процесса - от составления бюджета до представления отчета в парламент.
Функционально структура системы "Электронный бюджет" охватывает все предметные области управления финансами и включает в себя 12 подсистем: ведения реестров, бюджетного планирования, управления доходами, управления долгом и финансовыми активами, управления денежными средствами, управления расходами, управления закупками, управления нефинансовыми активами, управления кадровыми ресурсами, учета и отчетности, финансового контроля, информационно-аналитического обеспечения, а также единый портал бюджетной системы Российской Федерации. Они будут использоваться в федеральных органах исполнительной власти, федеральных государственных учреждениях и предоставляться как сервис субъектам РФ и муниципальным образованиям, а также их учреждениям.
В целях обеспечения достоверности информации, оперативности и прозрачности деятельности публично-правовых образований предусматривается информационное взаимодействие системы "Электронный бюджет" с внешними информационными системами. Это позволит сформировать интегрированную информационную среду в сфере управления общественными финансами.
При создании и развитии системы "Электронный бюджет" предлагается ориентироваться на максимальное использование результатов информатизации, достигнутых органами государственной власти и местного самоуправления, а также исключить дублирование прикладных и инфраструктурных решений, реализованных в рамках введенных в промышленную эксплуатацию систем и элементов электронного правительства.
Концепция создания и развития системы "Электронный бюджет" предусматривает пятилетний срок реализации. Правительственной комиссией по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления на сегодняшний день одобрены общий план работ до 2015 г. и детализированный план первого этапа (2011 - 2012 гг.). На первом этапе будет сформирована структура управления, разработаны основные требования к системе, проведено комплексное проектирование, будут разработаны и переданы в опытную эксплуатацию шесть подсистем: ведения реестров, учета и отчетности, управления закупками, кадровыми ресурсами, нефинансовыми активами и информационно-аналитическая подсистема. Еще по трем подсистемам (бюджетного планирования, управления расходами и денежными средствами) предусмотрено провести проектирование. Также будет введен в эксплуатацию единый портал бюджетной системы Российской Федерации.
На втором этапе в 2013 г. подсистемы первой очереди будут переданы в промышленную эксплуатацию в пилотные органы государственной власти РФ и ряд субъектов РФ. По отдельному графику будет проходить внедрение системы "Электронный бюджет" в федеральных органах исполнительной власти. С 2014 г. планируется передача в промышленную эксплуатацию подсистем бюджетного планирования, управления расходами и денежными средствами, а с 2015 г. - подсистем управления доходами, долгом, финансовыми активами и финансового контроля.
По итогам внедрения системы "Электронный бюджет" Министерство финансов РФ надеется достичь следующих результатов:
- выйти на интегральный показатель прозрачности информации о государственных финансах (Open Budget Index), составляющий не менее 70 баллов;
- довести долю юридически значимого документооборота в общем объеме документооборота в финансово-хозяйственной деятельности федеральных организаций сектора государственного управления не менее чем до 70%;
- сократить время обработки финансовой и управленческой документации федеральных организаций сектора госуправления на 30%;
- сократить сроки формирования всех видов финансовой и управленческой отчетности федеральных организаций сектора госуправления в 1,5 раза;
- довести долю информации, размещаемой на едином портале бюджетной системы РФ (www.budget.gov.ru) в режиме реального времени, до 100%;
- обеспечить возможность доступа к работе в системе "Электронный бюджет" всем субъектам РФ и не менее 50% муниципальных образований.
Всем субъектам РФ и муниципальным образованиям рекомендовано при разработке информационных систем управления государственными или муниципальными финансами руководствоваться положениями указанной Концепции. Четыре субъекта РФ определены в качестве пилотных. Это Республики Татарстан и Чувашия, Пермский край и г. Москва. Работа с ними уже началась. Более тесное взаимодействие с другими регионами начнется к концу 2012 г., когда будут внедрены в промышленную эксплуатацию первые пять подсистем.
Т.Г.Нестеренко
Заместитель министра финансов РФ