Мудрый Экономист

Инновационная экономика и стандартизация

"Экономический анализ: теория и практика", 2009, N 14

Еще в середине XX в. Йозеф Шумпетер описал развитие современной экономики при помощи теории инновационных волн [1]. Каждая новая волна приносит с собой начало очередной "новой экономической эпохи", характеризуемой резким ростом инвестиций, вслед за которой идет новый спад.

Первая инновационная волна, инспирированная появлением паровых двигателей и развитием текстильной промышленности и металлургии, продолжалась с 1780 по 1840-е гг. Вторая волна, связанная с появлением железных дорог и развитием сталелитейной промышленности, продолжалась 50 лет и завершилась около 1900 г. Третья волна, также длившаяся около 50 лет, была связана с распространением электричества и развитием двигателя внутреннего сгорания. Однако следующая волна, начавшаяся в начале 1950-х и завершившаяся в конце 1980-х гг., продолжалась чуть более 35 лет. На этот раз ее движущей силой стали достижения в химической промышленности, электронике и аэрокосмической промышленности <1>.

<1> К сожалению, Й. Шумпетер не рассмотрел "нулевую" инновационную волну, инспирированную рядом изобретений, давших толчок развитию техники мореплавания и эпохе Великих географических открытий, на исходе которой и был изобретен паровой двигатель. А до "нулевой" волны по цивилизации наверняка прокатывались инновационные волны, связанные с развитием технологий обработки металлов и изобретением колеса. Всю историю цивилизации можно описать, опираясь на теорию инновационных волн. В этом описании будет немало грустных страниц, посвященных погибшим цивилизациям и государствам, не решившим инновационных задач, которые ставила история.

После каждой новой волны экономика в целом становится все более мощной и богатой. Ускорение волн можно объяснить тем, что компании перестали надеяться на инициативу независимых изобретателей и сами активно включились в поиск и разработку новых технологий. Возник системный спрос на научно-техническую продукцию и инновации и, как следствие этого - рынок инноваций.

Как известно, "парадокс Леонтьева" - это уточнение теории размещения факторов производства, объясняющей международный обмен, на основе теоремы Хекшера - Олина - Самуэльсона: "При однородности факторов производства, идентичности техники, "чистой конкуренции" и абсолютной мобильности факторов производства международный обмен приводит к выравниванию цен этих факторов между странами". Иными словами, каждая страна специализируется в масштабе мирового разделения труда на производстве тех товаров, по которым она имеет благоприятное сочетание факторов. Если у государства имеются интеллектуальные ресурсы, оно будет продавать высокие технологии и соответствующие продукты; если сырье, то на мировых рынках появятся эти ресурсы или продукция их переработки.

В реальности факторы немобильны, конкуренция несовершенна, техника неидентична и сами факторы неоднородны. Возьмем, например, материальный и человеческий капиталы. Их действие зависит от внутреннего потенциала развития и экономической политики в большей степени, чем собственно от факторов, но также определяется и институтами, включая и международные. Поэтому условия теоремы во многом не соблюдаются.

"Парадокс Леонтьева" это подтверждает, поскольку отмечает тенденцию продажи трудоемкой продукции страной, обладающей избыточным капиталом. Причина состоит в высоком качестве рабочей силы. Оно поддерживается высокими доходами и стандартами жизни.

Во-первых, для преодоления сырьевой зависимости необходимо увеличение стоимости трудового капитала. Как известно, во всех странах происходит обособление групп людей, работающих с инфокоммуникационными технологиями (ИКТ), что неизбежно ведет к постепенной концентрации "информационных сообществ" <2> именно в наиболее экономически развитых странах. Главный барьер - образование и благосостояние: необразованный человек не сможет использовать ИКТ, даже если ему их предоставят, а бедное общество не может удержать достаточное количество образованных людей. Это создает объективный технологический разрыв между экономически развитыми и развивающимися странами, который крайне трудно преодолеть в современных условиях.

<2> В силу материальных (в том числе потому, что интеллект, хотя и выживает, не воспроизводится в бедности и опасности) и интеллектуальных факторов.

Во-вторых, необходима организация механизма перелива кадров в наукоемкие виды деятельности с ориентацией последних на обеспечение потребностей внутреннего рынка в производственном и исследовательском оборудовании и потребительских благах, а также на их экспорт. Этот механизм строится в соответствии с господствующей идеологией.

В-третьих, формирование базовых институтов, обеспечивающих создание условий для восприятия инноваций всеми элементами системы. Эти три направления должны составить основу модели технологического развития России инновационного типа, которая предполагает использование новейших технологий (безотходных, ресурсо- и энергосберегающих, наукоемких и т.д.), воспроизводство технологий на более высоком уровне, их тиражирование, создание новых знаний.

Эти базовые институты также должны соответствовать друг другу. Допустим, в начальной точке экономика <3> не располагает технологически развитым производством, но обладает большим объемом неосвоенных природных ресурсов. При этом экономика взаимодействует с другими экономиками, имеющими тенденцию продажи трудоемкой продукции и обладающими избыточным капиталом. Этот случай демонстрирует пример моноэкспортной страны, использующей во внешнеэкономической деятельности исключительно экспорт своего природного сырья и продуктов его переработки низких переделов и выполняющей роль сырьевого придатка.

<3> Под словом "экономика" здесь и далее подразумевается социально-экономическая система государства.

Социально-политические аспекты существования экономики могут не соответствовать ее фактическому состоянию исторически недолгий срок. Проблемы преодоления отсталости решались в рамках концепции, получившей наименование "мобилизационная стратегия", когда уровень культуры и образования населения повышается с опорой на авторитарную идеологию и соответствующие методы управления <4> [4]. Применение мобилизационной стратегии должно опираться на институциональную структуру экономики, особенно факторы инновационного развития, готовность экономики воспринять инновации, эффекты замещения материального и финансового капитала, физического труда, природных и интеллектуальных ресурсов как самостоятельного фактора производства. В противном случае происходит ускоренное имитационное развитие, которое дает кратковременные эффекты, сконцентрированные в лучшем случае в отдельных отраслях и видах деятельности.

<4> Примером может служить развитие СССР или Южной Кореи.

Если готовность экономики воспринять инновации в институциональном плане выходит на необходимый и достаточный уровень, дальнейший рост в государстве обеспечивается в основном за счет инновационной и интеллектуальной сфер. Эта ситуация означает стратегию технологического рывка, когда преодолевается бедность и государство может выйти в число экономически развитых. Для этого необходимо преодоление дисфункционального состояния всех экономических подсистем и структур управления. Эта задача относится к сфере институционального планирования и проектирования экономической системы, обучения и опережающего развития инновационной и интеллектуальной сфер.

В силу своей особой значимости для общественного развития готовность экономики воспринять инновации и усваивать различные их виды, формируя на них платежеспособный спрос, особенно при мобилизационном развитии, становится для России все более неизбежным и нуждается в государственном регулировании. Рассмотрим механизмы, определяющие готовность экономики к формированию спроса на инновации.

Спрос на инновационную продукцию (коммерциализированные интеллектуальные продукты) возникает только в случае, если до субъектов, действующих в промышленности, науке и финансово-экономической и социально-политической сферах, доходят вызовы, выдвигаемые изменениями условий их деятельности. Иначе говоря, возникает понимание того, что без изменений они уже не смогут продолжать эффективно выполнять свои задачи, более того - существовать <5>.

<5> Самая давняя история и отработанные механизмы доведения вызовов сложились в военном деле. В любой мифологии легенды о подготовке инновационного ответа на усовершенствованные вероятным противником лук или меч стоят на особом месте. Действие этого механизма в настоящее время - одна из интереснейших тем.

Отставание в ключевых технологиях ставит под угрозу независимое существование любой страны со всеми вытекающими последствиями. Преимущества объективного процесса становления трансграничных экономических регионов и международного разделения труда в первую очередь сможет использовать тот, кто научится прогнозировать вызовы, создавать и реализовывать стратегии адекватного ответа и опережения. Для этого необходимо спрогнозировать, идентифицировать уже возникшие аспекты, а лучше - спрогнозировать будущие вызовы, разработать и реализовать с учетом этого стратегии развития.

Стимулирование развития технологий, как показывает мировой опыт, невозможно без государственного вмешательства. Охват и глубина такого вмешательства могут быть различными в зависимости от традиций развития экономики, которые в данном случае проявляются в способности субъектов экономики самостоятельно осуществлять стратегическое управление <6>.

<6> В СССР государство решало эти задачи, причем, как показала практика, неэффективно.

В России практика стратегического управления субъектами рыночной экономики, без которой немыслимо инновационное развитие, только складывается, и ответственность за эти процессы во многом лежит на государстве. На настоящем этапе это прежде всего процесс формирования платежеспособного спроса на инновационную продукцию. Это ответственный и затратный процесс, требующий значительных инвестиций, однако без него эффективная инвестиционно-инновационная деятельность невозможна.

Одним из механизмов стимулирования государством спроса на инновационную продукцию является стандартизация <7>. Техническое регулирование <8>, основой которого является стандартизация, - один из важнейших государственных инструментов развития техники и технологий, формирования платежеспособного спроса на инновационную продукцию и, как следствие, стимулирования инновационного развития экономики. Когда повышение стандартов и качества жизни на основе перманентного количественного увеличения валового внутреннего продукта (ВВП) при качественном изменении факторов, обусловливающих его рост (а именно многократное повышение в структуре ВВП доли продукта, полученного от инновационной деятельности), стало одной из важнейших задач социально-экономического развития России, возможности технического регулирования при решении этой задачи трудно переоценить. В условиях монополизации экономики только государство при помощи средств технического регулирования в сочетании с другими косвенными средствами управления экономикой может стимулировать монополии <9> из традиционных сфер деятельности к повышению качества не только продукции или услуг, но и своей деятельности, эффективности управления в целом.

<7> Другим механизмом стимулирования спроса на инновационную продукцию в России является реализация национальных проектов.
<8> Техническое регулирование - это нетарифное регулирование, состоящее из технического нормирования (установление обязательных и добровольных норм, в первую очередь для продукции) и системы контроля за исполнением обязательных норм. Последние обеспечивают безопасность продукции, добровольные нормы касаются разных характеристик продукции, в том числе качества, конкурентоспособности. В добровольной сфере государство в данном случае берет на себя ответственность контролировать исполнение обязательных норм, которые обеспечивают безопасность продукции.
<9> Это справедливо также в отношении естественных монополий и особенно актуально для России, где высокий уровень монополизации экономики сложился исторически.

Развитие национальных и международных (региональных) систем стандартов, с одной стороны, служит повышению конкурентоспособности товаров и услуг, с другой - позволяет избежать ненужной дорогостоящей конкуренции. Распространение той или иной системы национальных стандартов на соответствующие страны и территории в значительной мере предопределяет экономическую интеграцию стран на территориях и выступает как разновидность внешнеэкономической экспансии, является одним из факторов глобализации.

Уровень требований международных (региональных) стандартов используется на национальном уровне как базисный. Национальные стандарты экономически развитых стран обычно жестче базисного уровня. Широко используются также стандарты научно-технических и профессиональных объединений (ассоциаций), которые содержат еще более жесткие требования. Многие из них (особенно в ЕС) приобретают де-факто статус международных. Такая многоступенчатая система усложняет гармонизацию национальных систем стандартов.

Общемировые стандарты регламентируются Международной электротехнической комиссией (МЭК), Европейской организацией по стандартам (CEN), Международным союзом электросвязи (МСЭ) и Международной организацией по стандартизации (ИСО <10>). Например, ИСО уделяет большое внимание развитию политики стандартизации в области инновационной экономики (как в сфере разработок, так и в сфере производства). Так, согласно международному стандарту ИСО-9004 жизненный цикл инновации включает: 1) маркетинг, поиск и изучение рынка; 2) проектирование и (или) разработку технологических требований; 3) разработку продукции; 4) материально-техническое снабжение; 5) подготовку и разработку производственных процессов; 6) производство; 7) контроль, проведение испытаний и обследований; 8) упаковку и хранение; 9) реализацию и распределение продукции; 10) монтаж и эксплуатацию; 11) техническую помощь и обслуживание; 12) утилизацию продукции после использования.

<10> ISO (International Organization for Standartization).

Во Всемирной торговой организации также существует специфическая система стандартов, прежде всего Соглашение по техническим барьерам и торговле (ТБТ), включающая нормативы по санэпиднадзору, строительству, пожнадзору, гортехнадзору, регистрам и Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам (СиФМ).

Представляется интересным опыт США. Национальная стратегия стандартизации США ориентирована на расширение применения добровольных консенсусных стандартов (ДКС), разработанных на базе партнерства государственного и частного секторов экономики. ДКС для изделий, процессов и услуг отнесены к фундаментальным основам американской экономики и общества. Пакетные ДКС, представляющие собой специфический комплекс фирменных стандартов и соответствующих им фирменных сертификатов соответствия, получили (особенно через транснациональные корпорации) широкое распространение во всем мире. Они имеют и самостоятельную ценность, так как оформленные в качестве нематериальных активов (интеллектуальной собственности) формируют торговую марку компании.

В обычной нормативной практике при проведении закупок и в инновационной деятельности все организации федерального подчинения должны применять ДКС вместо госстандартов, если ДКС не противоречат действующему законодательству или нецелесообразны по другим причинам. В последнем случае организация должна представить отчет, объясняющий и (или) обосновывающий необходимость такого несоответствия, через Национальный институт стандартов и технологий (NIST) в Административно-бюджетное управление США.

Внимание правительства к ДКС особенно возросло после принятия закона 1995 г. о передаче и развитии государственных технологий. Он расширяет сферу применения ДКС в нормативно-технической области и в области материально-технического снабжения. Расширяется и международная применяемость ДКС - их используют МСЭ и НАТО. ДКС также используется для стимулирования инноваций в частном секторе и передачи корпорациям конкурентоспособных разработок двойного назначения через закон о передаче конкурентоспособных государственных технологий (National Competitiveness Technology Transfer Act - NCTTA).

За последние годы заметно возросли усилия стандартизации в области здравоохранения, безопасности и экологии (защиты окружающей среды). Функции системного координатора стандартов, объединяющего интересы государственного и частного секторов, в том числе потребителей, выполняет Американский национальный институт стандартов (American National Slandarts Institute - ANSI). Институт привлекает к разработке стандартов ассоциации потребителей и рассматривает вопросы по минимизации роли стандартов как нетарифных торговых барьеров.

Концепция сотрудничества стран СНГ в области обеспечения конкурентоспособности и качества экспортной продукции <11> определяет важнейшие направления повышения эффективности производства, необходимость внедрения на предприятиях принципов и методов управления качеством на основе международных стандартов ИСО серии 9000, 14000 и QS-9000, а также устанавливает основные принципы взаимодействия сторон по системам и процедурам сертификации продукции и систем качества. Примерами принципов и методов управления качеством на основе таких международных стандартов являются следующие.

<11> Утверждена Решением Совета глав правительств СНГ от 04.06.1999.
  1. Обеспечение прав страхователей страховыми компаниями должно подтверждаться наличием политики по управлению качеством, подтвержденной соответствием системы менеджмента качества требованиям стандарта ИСО-9001:2000 [2].
  2. Согласование требований головных сборочных заводов к своим поставщикам и дилерам эффективно работает в "фокально организованных" отраслях с ярко выраженными заводами - потребителями комплектующих и агрегатов, например автомобильной и авиастроительной. Характерными примерами подобных унифицированных требований являются автомобильные и авиационные стандарты по качеству QS-9000, ISO/TS-16949, AS-9000, стандарты по информационному обмену, например ODETTA.
  3. Участие Российской Федерации в Женевском соглашении обеспечило возможность введения в 1992 г. национальной системы сертификации автомототехники, которая основана на международных принципах, нормах и процедурах указанного документа. Соглашение предусматривает применение единых норм, требований и методов испытаний странами-участниками, а также взаимное признание ими результатов сертификации [3].
  4. Нормативное обеспечение экологических показателей отечественных автотранспортных средств Российской Федерацией регламентировано Комитетом по внутреннему транспорту (КВТ) ЕЭК ООН: "Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний" <12>.
<12> Участниками данного Соглашения являются около 40 государств и ЕС в качестве коллективного члена.

В КВТ ЕЭК ООН определяются международные стандарты - Правила ЕЭК ООН, которые являются Приложением к указанному Соглашению и устанавливают требования к безопасности конструкции автомототранспортных средств и прицепов, лесных и сельскохозяйственных тракторов, а также методы их испытаний. В частности, требования к выделению загрязняющих веществ автомобилями установлены в Правилах ЕЭК ООН N N 49 и 83.

Главная мировая проблема стандартизации в настоящее время носит системный характер. Так, качественное совершенствование коммуникационных каналов между государственными, частными и общественными компонентами системы связано с информационным и образовательным совершенствованием стандартизации.

Глобальные постиндустриальные процессы стандартизации происходят на фоне интеграции промышленности, в том числе оборонной. Проблема в том, что эта интеграция (особенно в США) зачастую идет не по пути либеральной технологической интеграции с помощью гармонизации стандартов и преодоления технических барьеров развития рынка высокотехнологических товаров, а по силовому сценарию корпоративной политики с использованием механизмов захватов, слияний и поглощений конкурентов.

Не менее важна и проблема надежного финансирования за счет государственного и частного секторов. В последние годы национальные системы разработки стандартов различных стран мира испытывают возрастающие финансовые сложности, особенно этот процесс обострился в 1990-е гг. в связи с проведением дерегулирующих мероприятий.

Аналогичная проблема существует и в России. Например, для производства автотранспортных средств и двигателей нового поколения (уровень Евро-4) требуются значительные финансовые затраты. Необходимы средства на реорганизацию производства, связанную с внедрением новых технологий, конструктивных и компоновочных решений, приобретением за рубежом технологического оборудования и оснастки, комплектующих изделий и материалов, не выпускаемых в настоящее время отечественными производителями, например изготовление более совершенной топливной аппаратуры, узлов, агрегатов трансмиссии и ходовой части, создание новых кабин. Изготовители сталкиваются с серьезными проблемами не только в организации производства, но и при сбыте экологически более чистых, наиболее сложных и дорогих автомобилей.

Для решения в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года <13> стратегической задачи перехода с 2020 г. на инновационный тип развития необходимо, в частности, решить проблему финансирования реорганизации производства, связанного с внедрением новых технологий, конструктивных и компоновочных решений. Необходимо приобретение за рубежом технологического оборудования и оснастки, комплектующих изделий и материалов, не выпускаемых в настоящее время отечественными производителями, во всех приоритетных отраслях российской экономики, а не только в автомобильной промышленности.

<13> Одобренная Правительством РФ 01.10.2008 Концепция предусматривает развитие России в два этапа. Первый этап (до 2012 г.) предусматривает создание потенциала для дальнейшего роста экономики, во втором (2012 - 2020 гг.) предусмотрен переход на новую технологическую базу, и после 2020 г. намечен инновационный и социально ориентированный рост. Основные целевые показатели Концепции предусматривают достижение ВВП на душу населения по паритету покупательной способности с 13,9 тыс. долл. США в 2007 г. до более чем 30 тыс. долл. в 2020 г. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна вырасти до 40 - 50% (в 2007 г. - 8,5%), а инновационной продукции в объеме выпуска - до 25 - 35% (в 2007 г. - 5,5%) [5].

Решение этой проблемы возможно и необходимо в России (и не в последнюю очередь) через проведение научно обоснованной государственной политики в области стандартизации. Суть этой политики должна заключаться в создании мотивации у производителей платежеспособного спроса на такую реорганизацию и модернизацию производства. Создание и поддержание такой мотивации у производителей должны реализовываться через перманентное принятие все более высоких, особенно экологических, как было показано на примере автомобильной промышленности, стандартов, имеющих своей целью повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг на международном рынке в условиях глобальной экономики.

Необходимы также организационно-экономические мероприятия, которые дадут возможность большинству отечественных производителей работать в соответствии с новыми требованиями. При этом при планировании таких мероприятий важно спрогнозировать реакцию производителей и определить меру протекционизма, которая обеспечит производство высококачественной продукции на территории России и не приведет к ликвидации отрасли, иными словами, спрогнозировать образ автопрома, который необходимо сформировать, и определить пути его формирования.

В частности, повышение конкурентоспособности автомобильной техники достигается, кроме проведения институциональных преобразований, развития производства высокотехнологичных автомобильных компонентов и материалов, совершенствования научно-технического и кадрового обеспечения, также применением государственных стандартов, отвечающих международным требованиям. Отсюда, необходима разработка соответствующих международным нормам отечественных стандартов, устанавливающих требования к автотранспортным средствам и их компонентам.

Влияние используемых стандартов на эффективность функционирования фирмы и, как следствие, на мотивацию ее руководства (топ-менеджмента) к формированию платежеспособного спроса на инновации представлено на примере реактивных и стратегических инноваций, имеющих различные причины возникновения [6, 7].

Реактивные инновации обеспечивают выживание фирмы как реакции на нововведения, осуществляемые конкурентом. Реактивные инновации фирма вынуждена осуществить вслед за конкурентом, чтобы вести борьбу на рынке. Стратегические инновации - это инновации, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе. Взаимосвязи затрат и эффективности на фирме для реактивных и стратегических инноваций [7, 8] представлены на рис. 1 и 2.

Реактивная (адаптивная) инновация

               Новый стандарт
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -¬C <-------Новая цель
/¦ /
Эффективность ¦ / Новый ¦
¦ процесс
¦ / *¦B
¦ *
¦Старый стандарт A / * ¦
+ - - - - - - - - - - О- - - - - - - - -
¦ *¦* ¦
¦ * Дополнительные
¦ ¦ затраты ¦
¦ */¦ для выживания
¦ ¦ ¦<--------------->¦
¦ * ¦
¦ Старый ¦ ¦
¦ * процесс
+---------------------+-----------------+------------------->
¦ K H Затраты
¦*
¦

Рис. 1 Стратегическая инновация

Эффективность /¦               Перспективный (благоприятный) стандарт
+- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -T - - - - - - -
¦ /
¦ / ¦
¦ /
¦ Новая цель / ¦
¦ ¦ / *
¦ ¦/ / ¦ *
+ - - - - - - - - - - О- - - - - - -* - - - - - - - - - - - -
¦ / ¦ * ¦ Существующий стандарт
¦ / * Старый процесс
¦ / ¦ ¦
Новый процесс--> / * Экономия
¦ / ¦<--------------->¦
¦ / *
¦ / ¦ ¦
¦/*
+---------------------+-----------------+------------------->
¦ L M Затраты

Рис. 2

Если фирма вынуждена осуществить вслед за конкурентом реактивные инновации, ей придется для достижения нового стандарта нести дополнительные вынужденные затраты, характеризуемые величиной КН (рис. 1). Причем они могут повысить эффективность фирмы в общем случае до уровня В, отнюдь не гарантируя достижения уровня нового стандарта (точка С). В этом случае дополнительные вынужденные затраты на освоение нового технологического процесса не гарантируют фирме повышения конкурентоспособности ее товаров и услуг до уровня конкурентов, что впоследствии может привести к быстрому вытеснению фирмы с рынка и ее банкротству.

Если фирма осуществляет стратегические инновации, освоив новый технологический процесс, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе и которые значительно превосходят уровень существующего стандарта, обеспечиваемого старым технологическим процессом, то в случае введения уровня перспективного стандарта фирма получит экономию, характеризуемую величиной LM (рис. 2).

В то же время всем остальным фирмам, имеющим уровень существующего стандарта для своих товаров и услуг, придется понести затраты, характеризуемые величиной LM, необходимые для освоения нового технологического процесса.

В большинстве европейских стран, как правило, большие грузовики и автобусы оснащаются дизелями, поэтому международный стандарт с требованиями к вредным выбросам больших бензиновых двигателей, в частности карбюраторных, отсутствует. В России такая автомобильная техника производится в значительных объемах: грузовые автомобили ЗИЛ, ГАЗ, автобусы ПАЗ и КАвЗ. Используются двигатели ЗИЛ и ЗМЗ.

Учитывая это, был введен в действие с 01.01.2003 отечественный ГОСТ Р 51832-2001 "Двигатели внутреннего сгорания с принудительным зажиганием, работающие на бензине, и автотранспортные средства полной массой более 3,5 т, оснащенные этими двигателями. Выбросы вредных веществ. Технические требования и методы испытаний", согласно которому существующие автомобили должны быть оснащены современными антитоксичными системами, позволяющими как минимум на порядок снизить количество вредных выбросов, а все новые автомобили с 2005 г. должны были соответствовать нормам при испытаниях по 13-ступенчатому циклу.

Эти меры позволили преодолеть кризис российского рынка международных автотранспортных перевозок с использованием российских автотранспортных средств, когда последние останавливались на границе ЕС и ряда других стран (например, Финляндии) вследствие несоответствия выбросов загрязняющих веществ вновь введенным европейским стандартам. У автотранспортных предприятий в то время было три выхода: 1) обанкротиться; 2) переориентироваться на новые рынки международных автотранспортных перевозок, где требования к выбросам загрязняющих веществ двигателей автомобилей позволяли работать автомобилям, используемым в то время; 3) приобрести новые автотранспортные средства, переоснастить имеющиеся автомобили новыми двигателями или установить новые фильтрационные системы на имеющиеся двигатели, обеспечивающие выполнение новых европейских стандартов.

Абсолютное большинство предприятий пошло по третьему пути. Несмотря на недостаток собственных средств и отсутствие государственного финансирования на указанные цели, автотранспортники предпочли изыскать необходимые средства в виде использования механизмов кредитования, лизинга, франчайзинга и др. Альтернативами обанкротиться или переориентироваться на новые рынки международных автотранспортных перевозок в регионах, где требования к выбросам загрязняющих веществ пока невысоки, воспользоваться никто не захотел.

В результате принятых мер, в том числе и совершенствования российских государственных стандартов, у производителей был создан платежеспособный спрос на инновации, и в настоящее время отечественные предприятия - изготовители автомобилей и двигателей имеют сертифицированные образцы продукции, удовлетворяющие обязательным требованиям сертификации по нормам Евро-3.

Заканчивая рассмотрение примера, необходимо отметить: отечественная автомобильная промышленность реализовывала типичные реактивные инновации вследствие воздействия конкуренции импортной техники и технического регулирования, осуществляемого ЕС, с большими потерями для российской экономики <14>.

<14> В результате того, что акт российского технического регулирования в виде ГОСТ Р51832-2001 сильно опоздал, 1) значительная часть средств, инвестированных автотранспортными предприятиями в техническое перевооружение, ушла из России к зарубежным производителям в оплату за импортные технику и комплектующие ("свои" вовремя не были подготовлены). Вслед за техникой уходят и еще будут уходить средства на ее ремонт и обслуживание (гарантийное и послегарантийное); 2) отечественные производители автомобильной техники были вынуждены потратить значительную часть своих инвестиций в повышение качества продукции в соответствии с новым стандартом на приобретение по импорту коммерциализованных инноваций, т.е. средства опять ушли из России.

Необходимо сказать несколько слов о финансовой эффективности инвестирования в стратегические инновации. Этот сектор инвестиционного рынка характеризуется очень высокими рисками и не только научно-техническими. В самом деле пионерные затраты на новый процесс, как правило, выше, чем у тех, кто произведет их позже, экономия будет получена в случае введения перспективного стандарта, т.е. момент принятия решения об инвестировании является в достаточной степени условным, обесценивание денег во времени также учитывается при принятии инвестиционного решения. Это подтверждено практикой банкротства значительного числа предприятий, которые приняли рисковые инвестиционные решения, связанные с внедрением инноваций.

Чтобы разобраться с этой ситуацией, следует различать два типа инноваций, сгруппированных по чисто коммерческому признаку, а именно направленные на 1) снижение себестоимости производства хорошо известного на рынке продукта и 2) на изменение качества продукта.

Ситуация с инновациями первой группы представляется ясной. Как правило, такие инновации не подвержены коммерческим рискам, если только они не губятся на корню монополиями, которым необходимо сохранить свое положение на рынке и капитализацию. Что касается инноваций второй группы, в этом случае их широкое внедрение гораздо сложнее. Такие инновации, при всей их необходимости, могут приводить к повышению себестоимости и, как следствие, конечной стоимости использования продукта. Поэтому появляется необходимость формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОСТИС) в отношении продукта нового качества, а это гораздо сложнее, чем в первом случае.

Если происходит удорожание нового продукта, как в рассматриваемом примере с автомобильной промышленностью, ситуация и вовсе осложняется, а извлечение прибыли невозможно без масштабных мероприятий ФОСТИС, таких как внедрение в сознание у потребителя необходимости для него этого продукта и закрепление этого продукта на рынке в качестве стандарта потребления.

Это часто достигается средствами технического регулирования. Характерный пример - производство и эксплуатация авиационной техники гражданского назначения. Но в этом случае финансирование иностранных производителей и инноваторов вследствие недостатков в работе российской системы технического регулирования много больше, чем в предшествующем примере.

Еще один пример - внедрение в мире IT-стандартов Microcoft. В современном мире повышение качества продукции обеспечивается за счет внедрения международных стандартов управления качеством и использования инфокоммуникационных технологий (ИКТ). Развитие и совершенствование стандартов и средств взаимодействия информационных систем определило и продолжает способствовать применению ИКТ для успешного ведения бизнеса.

Этот пример интересен тем, что для ИКТ с ростом глобального рынка потребовались так называемые мягкие стандарты (в области информационных услуг и оформления документов) в отличие от традиционных жестких стандартов на продукцию, технологические процессы и материалы. В частности, развитие сетей связи идет по пути их интеллектуализации [9].

На первом этапе архитектура сети, построенная по концепции IN (Intelligent Network), предусматривала зависимость от услуги (для каждой услуги требовалась своя система эксплуатационного управления). На следующем этапе произошло отделение архитектуры сети от услуги. Такая концепция получила название AIN (Advanced IN). Соответствующие услуги стандартизируются МСЭ в рекомендациях серии Q.

Вся действующая в настоящее время нормативная база (нормативные акты, отраслевые стандарты, положения и т.д.) нуждается в анализе и переработке в соответствии с новыми требованиями технического регулирования и условиями подтверждения соответствия. Декларативные, фактически не действующие, системно разбалансированные стандарты и нормы отрицательно влияют на эффективность права в целом, ухудшают инвестиционный климат, не стимулируют развития инновационной составляющей экономики, способствуют произволу чиновников, замещению прозрачных государственно-правовых регуляторов теневыми способами разрешения споров.

По заявлению министра промышленности и энергетики В. Христенко, до 2010 г. в России предполагается пересмотреть все ныне действующие стандарты, нормативы и ГОСТы. Это имеет смысл только в случае принятия более высоких стандартов для повышения конкурентоспособности российских товаров. В настоящее время в рамках пересмотра Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии разрабатывает нормативно-правовые акты по вопросам организации и порядка исполнения положений Закона "О техническом регулировании" [10], технические регламенты и национальные стандарты <15>.

<15> Были приняты также следующие нормативно-правовые акты: "Об обеспечении единства измерений", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)..." и т.д., в которых заложены нормы государственного контроля (надзора) и дополнительные требования по отдельным вопросам в сфере технического регулирования.

Техническое регулирование является одним из приоритетных направлений повышения конкурентоспособности отечественной продукции, модернизации промышленности, обеспечения безопасности продукции и процессов ее производства, защиты внешнеэкономических интересов страны. Эффективно функционирующая национальная система осуществления государственного контроля и надзора в сфере технического регулирования на территории России позволяет развиваться обществу и экономике, обеспечивает защиту потребительского рынка, снижает риски техногенных катастроф, способствует внедрению новых технологий и снижению технических барьеров в торговле. Совокупный эффект от проведения стандартизации составляет до 1% ВВП.

Изменения от 01.05.2007 к Федеральному закону "О техническом регулировании" более четко определили, что такое технический регламент, взаимоотношения технического регламента и стандарта, так называемые принципы нового подхода. Национальные стандарты используются в обеспечении технических регламентов. Введено понятие "своды правил": это документы, которые по своему содержанию не являются стандартами и в большей степени содержат требования к определенным процессам, процедурам и т.д. Это также касается взаимодействия технического регламента и стандартов. Для каждого технического регламента должен быть опубликован перечень национальных стандартов и сводов правил, исполнение которых точно приведет к тому, что требования технического регламента будут исполнены. Свод правил разрабатывается только в случае отсутствия соответствующего национального стандарта.

Чтобы более объективно разработать обязательные технические требования, Федеральный закон "О техническом регулировании" позволяет разрабатывать технические регламенты не только представителям органов власти, но и гражданам, юридическим и физическим лицам, которые, разработав проект технического регламента, могут подать его в Государственную Думу, где данный технический регламент будет рассматриваться.

Предполагается, что в результате реформы технического регулирования требования стандартов, как и санитарных и строительных норм и т.п., станут добровольными. Основой для разработки технических регламентов являются национальные и международные стандарты. Одновременно они играют большую роль в исполнении самих технических регламентов и обеспечении безопасности и унификации продукции, в охране труда [11].

Готовятся предложения для Министерства промышленности и торговли РФ в области замещения сертификации по ряду видов продукции декларированием: производитель заявляет о том, что его продукция безопасна, и после этого на рынке производится уже надзор. Но при этом также должно происходить повышение ответственности производителя. В настоящее время штрафы за нарушение требований стандартов и технических регламентов минимальны.

Государство в последнее время все больше снимает с себя в значительной степени контроль за качеством продукции и контроль за производителем. Ныне производитель сам должен бороться за то, чтобы его продукция была конкурентоспособной. Целью же технического регулирования является оказание государственной поддержки в повышении конкурентоспособности и качества продукции через стимулирование производителя в плане инноваций, устранение барьеров, которые мешают ему внедрять инновации при одновременной эффективной защите рынка и экологии.

Так, в целях развития нанотехнологий в 2007 г. Правительством РФ принята Целевая программа развития инфраструктуры наноиндустрии РФ на 2008 - 2010 годы. В рамках Программы Федеральное агентство определено государственным заказчиком по направлению развития методической составляющей инфраструктуры наноиндустрии, в частности метрологического обеспечения наноиндустрии; разработки нормативной базы (стандартизации) в области нанотехнологий; оценки соответствия, безопасности нанотехнологий и нанопродукции, методов контроля за безопасностью нанопродукции, включая нормативную базу, направленную на безопасность нанопродукции и нанотехнологий, и методы государственного контрольного надзора и подтверждения соответствия (декларирование, сертификация, испытания) [11].

Для повышения эффективности государственного технического регулирования в области стандартизации по стимулированию производителя в плане внедрения инноваций необходимо принятие следующих мер.

  1. Правительство выделяет ориентиры, какие технические регламенты должны быть разработаны в ближайшее время. Очевидна необходимость концептуального определения приоритетов в сфере разработки концепции стандартизации и унификации понятийной базы. Необходимо создать соответствующие органы управления процессом стандартизации и методологию, а также комплексную программу разработки определенных технических регламентов.
  2. Представляется необходимым установление национальных стандартов для повышения уровня безопасности объектов инфраструктуры, повышения конкурентоспособности отечественного оборудования и услуг, обеспечения научно-технического прогресса, технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований и измерений, взаимозаменяемости оборудования.
  3. Необходимо законодательно определить случаи, когда заказчик и исполнитель вправе руководствоваться при определении качества услуги или продукта любыми иными механизмами - от корпоративных стандартов до оценок экспертов. Чтобы исполнить технический регламент, производитель может выбрать два пути. Первый - исполнить требования, которые находятся в документах из перечня соответствующего технического регламента. Второй - разработать собственные нормативные документы. Например, производитель хочет выпускать продукцию по другой, более экономичной, технологии, с другими характеристиками, использовать международные документы и другие нормативные документы, которые разработал сам. При этом он доказывает, что данная продукция соответствует техническому регламенту, например, имея в своей структуре аккредитованные лаборатории, заручившись мнением экспертного сообщества, и т.д. Это позволяет производителю не использовать стандартов и сводов правил, в случае если документы, по его мнению, не отвечают производству.
  4. Нормальными темпами обновления фонда для России должно стать не менее 2 тыс. стандартов в год. Для этого необходимо, чтобы промышленность принимала активное участие в разработке стандартов. Первым признаком такого участия является инвестирование средств в разработку стандартов: бюджеты национальных органов по стандартизации экономически развитых стран во многом состоят из инвестиций промышленности. Причем чаще всего в развитых странах это не выделение денег на разработку стандартов, а непосредственно участие в их разработке своими знаниями.

Государство должно создать стимулы для участия промышленности в процессах стандартизации. Среди таких стимулов могут быть налоговые льготы для организаций, которые инвестируют свои средства в стандартизацию. В частности, затраты, связанные с работами по стандартизации, должны входить в себестоимость продукции.

  1. Чтобы лицо, которому нанесен ущерб, могло получить компенсацию, необходимо страхование ответственности. Оно будет дополнять уже существующие методы контроля и надзора. Метод страхования ответственности повышает эффективность механизма, так как повышает как ответственность производителя, так и органа, ответственного за подтверждение соответствия, а также минимизирует затраты потребителя на возмещение ущерба.

Подтверждение соответствия (аккредитация) - процесс подтверждения компетентности организаций (органов по сертификации, испытательных лабораторий и т.д.), которые работают на рынке. В настоящее время существует много недобросовестных органов по подтверждению соответствия. На рынке действуют поддельные сертификаты. Поэтому необходимо реформирование аккредитации как одного из механизмов допуска на этот рынок. Это может быть применение соответствующих документов Всемирной торговой организации и повышение информированности населения о работах по подтверждению соответствия.

  1. Необходимо также создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей высокоэффективные продвижение и последующую реализацию государственной политики в области стандартизации и проведения организационно-экономических мероприятий, которые дадут возможность большинству отечественных производителей работать в соответствии с новыми стандартами и требованиями.

Общеизвестно, что система ФОСТИС наряду с соответствующей инфраструктурой, в том числе финансово-юридической, является важнейшим элементом инновационной экономики. Она превращает стратегические инновации в стандарты, чем обеспечивает соответствующую технологическую ренту, без чего инновационная экономика немыслима. Для реализации больших объемов инновационного продукта необходимо пространство - новой постиндустриальной экономики [12].

Чтобы эффективно осуществлять ФОСТИС, необходимо использование структур этой новой экономики инновационного типа. Для эффективного продвижения инновационной продукции эти системы должны быть институционально объединены государством или на межгосударственном уровне.

Одним из важных элементов такой инфраструктуры могут стать также региональные субконтрактинговые информационные центры.

Межрегиональные связи менее эффективны вследствие высоких транспортных расходов; связи на местном уровне - вследствие ограниченности набора технологий местных предприятий и, как следствие, недостаточности предлагаемых услуг и малого оборота средств, что на местном уровне вызывает ограничения в возможностях развития и перевооружения малых и средних предприятий. Максимальная же эффективность достигается только на внутрирегиональном уровне, и основным действующим звеном должны стать региональные субконтрактинговые информационные центры, обладающие достаточными ресурсами и большим объемом информации [13, 14].

Информационная база создается непосредственными участниками сети. Носителями базы являются субконтрактинговые информационные центры, создаваемые участниками сети, функционирующие за счет их членских взносов и являющиеся их коллективной собственностью. Членство в информационной сети обеспечивает более оперативное владение информацией о рынке спроса на те или иные услуги, о самих услугах, о существующих на данный момент пакетах заказов. Это, в свою очередь, позволяет организации более оперативно решать вопросы по собственной кооперации, дозагрузке производственных мощностей, участию в тендерных субконтрактинговых торгах, определять политику развития и т.д. Уровень доступа в информационную сеть (местный, региональный, межрегиональный) определяется величиной членского взноса. При отсутствии доступа центр предоставляет информацию за плату.

Региональные субконтрактинговые информационные центры должны участвовать в программах технологического развития и перевооружения крупных промышленных предприятий, заниматься развитием межрегиональных и международных связей, проводить аттестацию субконтрактинговых центров местного уровня, сертификацию малых и средних предприятий по разработанным внутренним стандартам, адаптированным к ИСО серии 9000, проводить рекламно-выставочную деятельность, разрабатывать программы финансового и материального обеспечения исполнения заказов, программы развития субконтрактинга и др.

В задачи этих центров входят также: формирование пакетов заказов и их распределение, создание инжиниринговых служб <16>, обеспечение действия информационной сети, работа с кредитно-финансовыми институтами, лоббирование интересов субконтрактинга в законодательных и исполнительных ветвях местной власти, разработка и внедрение программ технического и технологического развития и перевооружения на предприятиях-субконтракторах.

<16> Инжиниринг - работы, связанные с проектированием изделия и производственной системы, подготовкой, организацией, запуском и совершенствованием производства.

Обладая обширной базой данных о технологических возможностях предприятий-субконтракторов, центры субконтрактинга осуществляют подбор на основе тендерных торгов оптимального производителя тех или иных услуг, на которых он специализируется; разработку необходимой для исполнения заказа технологической документации и оснастки, адаптированной к конкретному производству и отвечающей требованиям заказчика; финансовое и материальное обеспечение процесса исполнения заказа; страхуют возникающие возможные риски; логистическое обеспечение поставок и др. После развития специализации для получения более высоких результатов - увеличения объема выпуска и улучшения качества продукции - субконтрактинговый центр организует внедрение на этих новых производствах современных технологий с соответствующей заменой или модернизацией основного парка технологического оборудования, выводя предприятия на новый, более высокий, уровень производства.

При заключении контракта на изготовление продукции субконтрактинговый центр в первую очередь принимает на себя обязательства перед предприятием-заказчиком по исполнению заказа с надлежащим качеством в сроки и в количествах, необходимых заказчику, и по ценам, не превышающим установленной максимально выгодной цены для данного заказа. Обеспечивает необходимое конструкторское и технологическое сопровождение заказа с разработкой всей необходимой дополнительной документации.

Формируя крупные пакеты заказов и имея возможность для крупнооптовой закупки материалов, центр производит по согласованию с заказчиком через специализированные заготовительные производства необходимое материальное обеспечение, осуществляет финансовое обеспечение заказов посредством аккумулирования на своих счетах оборотных средств малых и средних предприятий. Наличие крупных пакетов заказов и страхование рисков повышают кредитную привлекательность центра для финансовых структур.

Совместно с другими учреждениями, в частности центрами технологического развития, он занимается разработкой и внедрением современных высокопроизводительных технологий на малых и средних предприятиях, оказывает помощь в приобретении нового современного оборудования.

В функции центра входят также создание единой системы транспортных перевозок, юридического сопровождения и юридической поддержки, разработка программ по подготовке и аттестации кадров, внедрение прогрессивных программ управления предприятием, обеспечение единым информационным полем и т.д.

Очевидно, что для многократного повышения доли продукта, полученного от инновационной деятельности, в структуре ВВП России необходим переход от реактивного типа технического регулирования к стратегическому типу. Однако это является не только экономической, но и политической проблемой. Учитывая высокую конкурентность на рынках инновационной экономики, можно предположить, что реализация стратегических инноваций, разработанных российскими фирмами, в финансовом аспекте будет малоэффективна для них, так как при прочих равных условиях предпочтение будет отдано зарубежному инновационному продукту.

Например, в сложившейся в мире системе автомобильной промышленности переход для России от реактивного типа технического регулирования к стратегическому представляется уже маловероятным. В сложившихся условиях отечественные инноваторы зачастую вынуждены продавать или вывозить в страны новой экономики, например США, или страны с растущей экономикой (Юго-Восточная Азия, Китай), некоммерциализованные интеллектуальные продукты, т.е. вывозить дешевое инновационное сырье.

Задача перехода от реактивного типа технического регулирования к его стратегическому типу возможна при развитии зарождающихся и создании новых отраслей экономики, где российские предприятия пока обладают определенным инновационным потенциалом, например в микробиологической промышленности, нанотехнологиях или так называемых закрывающих технологиях <17>. Возможно, таким образом России удастся занять достойное место в новой экономике и получить новую технологическую основу, а затем более эффективные организационно-финансовую и социальную основы для развития собственной новой экономики.

<17> В качестве примера можно привести технологии получения энергии, альтернативные углеводородной энергетике.

Для России как развивающейся страны с относительно низким платежеспособным спросом, не имеющей опыта инвестирования бизнесом и населением в инновации при недостатке финансовых ресурсов, государственное вмешательство в процессы является крайне актуальным для скорейшего перевода на инновационный путь развития. Выходом из данной ситуации может быть законодательное, в частности техническое, регулирование инновационной деятельности российских предприятий, являющееся эффективным решением проблемы, прежде всего в области формирования платежеспособного спроса на инновационную продукцию.

Список литературы

  1. Йозеф А. Шумпетер. История экономического анализа. В 3 т. Т. 1 (History of Economic Analysis). Серия: Университетская библиотека / Экономическая школа, Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, Высшая школа экономики, 2004.
  2. Семкина М. Впервые сертифицирован страховщик / Стандарты и качество, 2004, N 5.
  3. Тезисы и доклады 11-й Международной автомобильной конференции "Российский автопром. Процессы реструктуризации: эффективность, тенденции, перспективы". М., 3 - 4 декабря 2002 г.
  4. Сухарев О. Экономическая модель "несырьевого" развития России // Инвестиции в России, 2007, N 10.
  5. Минэкономразвития России внесло в правительство Концепцию долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, 05.08.2008, http://www.nta-nn.ru/news/item/?ID=137235.
  6. Grossi G. Promoting innovation in a Big Business. Long Range Planning. Vol. 23. N 1. 1990.
  7. Аньшин В.А., Филин С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе. Учебное пособие. М.: Анкил, 2003.
  8. Денисов Ю.Д. Основные направления научно-технического прогресса в современной Японии. М.: Наука, 1987.
  9. Гольдштейн Б.С., Ехриель И.М., Рерле Р.Д. Интеллектуальные сети. М: Радио и связь, 2001.
  10. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ), http://www.roskodeks.ru/free/z-30.txt.
  11. Интернет-конференция "Реформа технического регулирования: пять лет спустя", 24.07.2008, http://www.garant.ru/iconf/report/92.htm.
  12. Щедровицкий П.Г. Формула развития. Сборник статей. М.: Архитектура-С, 2005.
  13. Филин С.А. Кластеры - центры деловой активности // Дело. Общество. Деньги. 2005, N 7-8. С. 46 - 49.
  14. Кузьмичев И.Г. Роль субконтрактинга в процессе реструктуризации производства крупного промышленного предприятия / Компас промышленной реструктуризации. 2003, N 3(4). С. 20 - 23.

С.А.Филин

К. т. н.

Российская экономическая академия

им. Г.В.Плеханова

А.Ж.Якушев

К. э. н.

Центр управленческих, экономических

и правовых инициатив "Стратегия"