Мудрый Экономист

Трудные вопросы государственного заказа

"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2011, N 24

В практической деятельности бюджетных организаций порой встречаются сложные вопросы по организации государственных закупок. Рассмотрим некоторые из них.

1. Правомерна ли подача участником размещения заказа жалобы в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти на действия заказчика при размещении заказа для государственных нужд путем проведения открытого аукциона в электронной форме в виде электронного документа?

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.

Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, не является препятствием для обжалования участником размещения заказа действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в судебном порядке.

Частью 2 ст. 57 Закона N 94-ФЗ установлено, что обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, за исключением случаев, если такие действия (бездействие) совершены при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с положениями гл. 3.1 Закона N 94-ФЗ, допускается в любое время размещения заказа, но не позднее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола аукциона, а также протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе либо протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся, при проведении закрытого конкурса или закрытого аукциона - со дня подписания соответствующего протокола и не позднее чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона, проведенного в соответствии с ч. 3 ст. 40 Закона N 94-ФЗ, протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.

При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала соответственно вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрения заявок на участие в аукционе, рассмотрения и оценки котировочных заявок, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим соответственно заявку на участие в конкурсе, заявку на участие в аукционе, котировочную заявку. По истечении указанного срока обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

Согласно ч. 4 ст. 57 Закона N 94-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 240-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 240-ФЗ)) участник размещения заказа вправе подать в письменной форме, в том числе в форме электронного документа или посредством использования факсимильной связи, жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг для федеральных нужд, а также на действия (бездействие) оператора электронной площадки в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти.

Частью 5 ст. 57 Закона N 94-ФЗ установлено, что в случае, если обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии совершены при размещении заказа для государственных или муниципальных нужд путем проведения в соответствии с положениями гл. 3.1 Закона N 94-ФЗ открытого аукциона в электронной форме, участник размещения заказа вправе подать жалобу на такие действия (бездействие) исключительно в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти.

Следовательно, положения Закона N 94-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 240-ФЗ) предусматривают возможность подачи участником размещения заказа жалобы на действия заказчика при размещении заказа для государственных нужд путем проведения открытого аукциона в электронной форме в форме электронного документа.

Законом N 240-ФЗ в ч. 4 ст. 57 Закона N 94-ФЗ внесены изменения, согласно которым дополнительное пояснение относительно жалобы в форме электронного документа из данной нормы исключено.

Одновременно Законом N 240-ФЗ ст. 57 Закона N 94-ФЗ дополнена ч. 5.1, согласно которой участник размещения заказа, подавший заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме, вправе подать в форме электронного документа жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги для федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с положениями гл. 3.1 Закона N 94-ФЗ, а также на действия (бездействие) оператора электронной площадки в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти.

Таким образом, подача участником размещения заказа жалобы в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти на действия заказчика при размещении заказа для государственных нужд путем проведения открытого аукциона в электронной форме в форме электронного документа как до 02.09.2010, так и после указанной даты правомерна, при этом после 02.09.2010 данный вывод прямо следует из ч. 5.1 ст. 57 Закона N 94-ФЗ.

2. Вправе ли организация, желающая участвовать в открытом аукционе в электронной форме и не имеющая аккредитации на электронной площадке, направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме?

В соответствии с ч. 1 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ для обеспечения доступа к участию в открытых аукционах в электронной форме оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников размещения заказа.

Согласно ч. 13 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе участвовать во всех открытых аукционах в электронной форме, проводимых на такой электронной площадке.

В силу ч. 3 ст. 41.7 Закона N 94-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 240-ФЗ) любой участник размещения заказа независимо от наличия у него аккредитации на электронной площадке вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику, в уполномоченный орган.

Частью 1 ст. 8 Закона N 94-ФЗ установлено, что участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Исходя из изложенных норм Закона N 94-ФЗ, организация, желающая участвовать в открытом аукционе в электронной форме и не имеющая аккредитации на электронной площадке, признается участником размещения заказа и, учитывая норму ч. 3 ст. 41.7 Закона N 94-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 240-ФЗ), вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.

Законом N 240-ФЗ положения ч. 3 ст. 41.7 Закона N 94-ФЗ изменены, в частности установлено, что любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме.

Таким образом, организация, желающая участвовать в открытом аукционе в электронной форме и не имеющая аккредитации на электронной площадке, направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме: до 02.09.2010 - вправе, после 02.09.2010 - не вправе.

3. Котировочная заявка организации на участие в размещении заказа на оказание услуг для муниципальных нужд отклонена котировочной комиссией. Эта организация собирается обжаловать действия котировочной комиссии в органе, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов. Должна ли организация указывать в жалобе фамилии, имена и отчества членов котировочной комиссии, учитывая изменения, внесенные Федеральным законом от 27.07.2010 N 240-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"?

В соответствии с ч. 1 ст. 47 Закона N 94-ФЗ котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки.

Частью 3 ст. 47 Закона N 94-ФЗ установлено, что котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.

В силу ч. 4 ст. 47 Закона N 94-ФЗ результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, в котором содержатся сведения о заказчике, о существенных условиях контракта, обо всех участниках размещения заказа, подавших котировочные заявки, об отклоненных котировочных заявках с обоснованием причин отклонения, предложение о наиболее низкой цене товаров, работ, услуг, сведения о победителе в проведении запроса котировок, об участнике размещения заказа, предложившем в котировочной заявке цену такую же, как и победитель в проведении запроса котировок, или об участнике размещения заказа, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем в проведении запроса котировок условий. Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом и в день его подписания размещается на официальном сайте. Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, уполномоченного органа. Заказчик, уполномоченный орган в течение двух рабочих дней со дня подписания указанного протокола передают победителю в проведении запроса котировок один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в котировочной заявке.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона N 94-ФЗ жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии должна содержать наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки (при наличии таких сведений), фамилии, имена, отчества членов конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, действия (бездействие) которых обжалуются.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 59 Закона N 94-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 240-ФЗ) жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии возвращается участнику размещения заказа в случае, если жалоба не содержит сведений, предусмотренных ч. 1 ст. 58 Закона N 94-ФЗ.

Законом N 240-ФЗ п. 1 ч. 1 ст. 59 Закона N 94-ФЗ изложен в новой редакции, согласно которой жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии возвращается участнику размещения заказа в случае, если жалоба не содержит наименования заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации при наличии данной информации на официальном сайте оператора электронной площадки, указания на конкурсную, аукционную или котировочную комиссию, действия (бездействие) которых обжалуются, и (или) сведений, предусмотренных п. п. 2 - 4 ч. 1 ст. 58 Закона N 94-ФЗ.

Следует отметить, что Законом N 240-ФЗ изменения внесены в п. 1 ч. 1 ст. 59 Закона N 94-ФЗ, посвященный основаниям для возврата жалобы, при этом изменений в п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона N 94-ФЗ, посвященный сведениям, которые должны быть указаны в жалобе, Законом N 240-ФЗ внесено не было.

Таким образом, организация, котировочная заявка на участие в размещении заказа на оказание услуг для муниципальных нужд которой отклонена котировочной комиссией, собирающаяся обжаловать эти действия котировочной комиссии в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, должна указывать в жалобе фамилии, имена и отчества членов котировочной комиссии как до, так и после вступления в силу Закона N 240-ФЗ. При этом следует иметь в виду, что со 02.09.2010 такое основание для возврата жалобы, как неуказание в жалобе фамилий, имен и отчеств членов котировочной комиссии, не установлено.

4. Является ли основанием для возврата органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов, участнику размещения заказа жалобы на действия заказчика при размещении заказа для государственных нужд отсутствие в жалобе сведений о месте нахождения, почтовом адресе и номере контактного телефона заказчика (если при этом остальные установленные требования к жалобе выполнены)?

В соответствии с ч. 1 ст. 58 Закона N 94-ФЗ жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии должна содержать:

В силу п. 1 ч. 1 ст. 59 Закона N 94-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 240-ФЗ) жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии возвращается участнику размещения заказа в случае, если жалоба не содержит сведений, предусмотренных ч. 1 ст. 58 Закона N 94-ФЗ.

Следовательно, по смыслу Закона N 94-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 240-ФЗ) отсутствие в жалобе сведений о месте нахождения, почтовом адресе и номере контактного телефона заказчика является основанием для ее возврата.

Законом N 240-ФЗ п. 1 ч. 1 ст. 59 Закона N 94-ФЗ изложен в новой редакции, согласно которой жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии возвращается участнику размещения заказа в случае, если жалоба не содержит наименования заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации при наличии данной информации на официальном сайте оператора электронной площадки, указания на конкурсную, аукционную или котировочную комиссию, действия (бездействие) которых обжалуются, и (или) сведений, предусмотренных пп. 2 - 4 ч. 1 ст. 58 Закона N 94-ФЗ.

На основании ч. 3 ст. 9 Закона N 240-ФЗ указанные изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования Закона N 240-ФЗ (опубликован в "Российской газете" 02.08.2010).

Следовательно, после вступления в силу Закона N 240-ФЗ отсутствие в жалобе сведений о месте нахождения, почтовом адресе и номере контактного телефона заказчика не является основанием для ее возврата.

Таким образом, отсутствие в жалобе сведений о месте нахождения, почтовом адресе и номере контактного телефона заказчика (если при этом остальные установленные требования к жалобе выполнены) основанием для возврата органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов, участнику размещения заказа жалобы на действия заказчика при размещении заказа для государственных нужд: до 02.09.2010 - является, после 02.09.2010 - не является.

5. Муниципальное бюджетное учреждение - заказчик просит разъяснить, вправе ли оно при проведении торгов на поставку товаров для муниципальных нужд включать в один лот системный блок, монитор, клавиатуру, мышь?

В соответствии с ч. 2.1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт.

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

Исходя из ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, наряду с установленными ч. 1, 2 этой статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Представляется, что системный блок, монитор, клавиатура, мышь технологически и функционально связаны, поскольку компьютер состоит из двух основных частей - системного блока и периферии, т.е. внешних устройств, находящихся за пределами системного блока - монитора, клавиатуры, мыши и т.д., т.е. представляет собой единый комплекс, каждая составляющая которого полноценно функционирует лишь в совокупности с другими (например, на мониторе отображаются данные, с которыми работает компьютер; с использованием клавиатуры (панель с клавишами) вводится информация в компьютер; мышь предназначена для управления курсором на экране монитора и ввода информации в компьютер и т.д.).

Дополнительно отметим, согласно позиции Минфина России для целей исчисления налога на прибыль все приспособления и принадлежности персонального компьютера, без которых данный объект не может использоваться в качестве средства труда, включаются в состав единого объекта основных средств - персонального компьютера, признаваемого амортизируемым имуществом в соответствии с положениями ст. 256 Налогового кодекса РФ (НК РФ) (Письмо Минфина России от 02.06.2010 N 03-03-06/2/110).

При этом финансовое ведомство указывает, что в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, персональный компьютер относится ко второй амортизационной группе (п. 3 ст. 258 НК РФ) - имущество со сроком полезного использования свыше двух до трех лет включительно, код 14 3020000 "Техника электронно-вычислительная".

Таким образом, муниципальное бюджетное учреждение - заказчик вправе при проведении торгов на поставку товаров для муниципальных нужд включать в один лот системный блок, монитор, клавиатуру и мышь.

6. Государственное бюджетное учреждение - заказчик в установленном порядке разместило конкурсную документацию открытого конкурса на выполнение работ для государственных нужд. Условия конкурсной документации предусматривают, что в конверте с томом заявки на участие в конкурсе участник размещения заказа дополнительно представляет в электронном виде на носителе (дискета или CD-ROM) отсканированные изображения (в формате *.tiff, *.jpg, *.bmp, *.pdf) документов, входящих в состав заявки. Организация, желающая участвовать в конкурсе, просит разъяснить, правомерны ли такие положения конкурсной документации?

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

В силу п. 1 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать в соответствии с ч. 2 - 4 ст. 25 Закона N 94-ФЗ требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, и инструкцию по ее заполнению.

На основании ч. 3.3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе документов и сведений. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в конкурсе, за исключением предусмотренных Законом N 94-ФЗ требований. При этом ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

Исходя из ч. 4 ст. 25 Закона N 94-ФЗ, требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных пп. "а", "б", "в", "д", "е" п. п. 1, 2, 3 ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ документов и сведений, не допускается. Не допускается требовать от участника размещения заказа предоставления оригиналов документов.

Приведенные положения, касающиеся требований к содержанию, форме, оформлению и составу конкурсной заявки, не предусматривают возможность установления требований о предоставлении дополнительно с томом заявки в письменном виде какого-либо электронного носителя.

Учитывая изложенные нормы, требование заказчика о предоставлении в электронном виде на носителе отсканированных изображений документов, входящих в состав заявки, дополнительно к тому заявки на участие в конкурсе является излишним, не соответствующим Закону N 94-ФЗ. Таким образом, данные положения конкурсной документации неправомерны.

7. Муниципальным бюджетным учреждением - заказчиком проводится открытый конкурс на оказание услуг для муниципальных нужд. На процедуре вскрытия конвертов с заявками присутствует представитель организации, подавшей заявку на участие в конкурсе. Вправе ли этот представитель требовать от заказчика (конкурсной комиссии) предоставить ему возможность после начала процедуры вскрытия конвертов ознакомиться с заявками других участников размещения заказа, поданными на данный конкурс?

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона N 94-ФЗ публично в день, во время и в месте, указанные в извещении о проведении открытого конкурса, конкурсной комиссией вскрываются конверты с заявками на участие в конкурсе и осуществляется открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе осуществляются в один день.

В силу ч. 4 ст. 26 Закона N 94-ФЗ участники размещения заказа, подавшие заявки на участие в конкурсе, или их представители вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

Как указано в ч. 9 ст. 26 Закона N 94-ФЗ, заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обязаны осуществлять аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Любой участник размещения заказа, присутствующий при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия таких конвертов и открытия доступа к таким заявкам.

На основании ч. 10 ст. 26 Закона N 94-ФЗ полученные после окончания приема конвертов с заявками на участие в конкурсе и подаваемых в форме электронных документов заявок на участие в конкурсе конверты с заявками на участие в конкурсе вскрываются (если на конверте не указаны почтовый адрес (для юридического лица) или сведения о месте жительства (для физического лица) участника размещения заказа), осуществляется открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, и в тот же день такие конверты и такие заявки возвращаются участникам размещения заказа.

Если было установлено требование обеспечения заявки на участие в конкурсе, заказчик, уполномоченный орган обязаны вернуть внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе денежные средства указанным участникам размещения заказа в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Законом N 94-ФЗ участнику размещения заказа, подавшему конкурсную заявку, не предоставлено право на ознакомление с документами, входящими в состав конкурсной заявки другого участника размещения заказа, как до начала процедуры вскрытия конвертов, так и после.

Таким образом, представитель организации, подавшей заявку на участие в конкурсе, не вправе требовать от заказчика (конкурсной комиссии) предоставить ему возможность после начала процедуры вскрытия конвертов ознакомиться с заявками других участников размещения заказа, поданными на данный конкурс, поскольку такое требование не основано на положениях Закона.

8. Муниципальное бюджетное учреждение - заказчик проводит открытый аукцион на поставку товаров для муниципальных нужд. Организации, подавшей заявку на участие в аукционе, отказано в допуске к аукциону, поскольку ею представлена нотариально заверенная копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) без заверения печатью и подписью участника размещения заказа, в то время как в документации об аукционе было указано, что листы копии документов, входящих в состав заявки, должны быть заверены печатью и подписью участника размещения заказа. Правомерен ли отказ в допуске к участию в аукционе в указанной ситуации?

В силу ч. 1 ст. 36 Закона N 94-ФЗ аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе, проверяя их соответствие документации об аукционе, а также отвечают ли участники размещения заказа требованиям ст. 11 Закона N 94-ФЗ.

Согласно ч. 3 ст. 36 Закона N 94-ФЗ на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 12 Закона N 94-ФЗ, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ определено, что при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе при наличии в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы.

Если при размещении заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению (предоставление путевок) для государственных или муниципальных нужд конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа, решение о несоответствии заявки на участие в конкурсе таким требованиям не может быть принято только на основании несоответствия количества товара, объема услуг, указанных в извещении о проведении конкурса, количеству товаров, объему услуг, указанным в заявке на участие в конкурсе.

На основании пп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в аукционе должна содержать полученную не ранее чем за 6 мес. до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона выписку из ЕГРЮЛ или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридического лица), полученную не ранее чем за 6 мес. до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона.

В силу ч. 2.2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ все листы заявки на участие в аукционе, все листы тома заявки на участие в аукционе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в аукционе и том заявки на участие в аукционе должны содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа.

Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе документов и сведений.

Не допускается устанавливать иные требования, за исключением тех, что предусмотрены Законом N 94-ФЗ к оформлению заявки на участие в аукционе. При этом ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в аукционе и тома заявки на участие в аукционе должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.

На основании ч. 3 ст. 35 Закона N 94-ФЗ требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ документов и сведений, не допускается. Требовать от участника размещения заказа предоставления оригиналов документов не допускается.

Как следует из изложенного, Закон N 94-ФЗ не предусматривает такого требования, согласно которому листы копий документов, входящих в состав заявки, должны быть заверены печатью и подписью участника размещения заказа. Следовательно, соответствующие положения документации об аукционе неправомерны.

Кроме того, в соответствии со ст. 77 Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных ВС РФ от 11.02.1993 N 4462-1, нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок из них, выданных органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ, юридическими лицами, а также гражданами при условии, что эти документы не противоречат законодательным актам РФ.

Учитывая эти положения, нотариально заверенная копия выписки из ЕГРЮЛ не требует дополнительного заверения третьим лицом. Таким образом, отказ в допуске к участию в аукционе в указанной ситуации неправомерен.

9. Муниципальное бюджетное учреждение - заказчик в установленном порядке разместило конкурсную документацию открытого конкурса на оказание услуг для муниципальных нужд. Организация (ООО) подала заявку на участие в конкурсе, приложив в составе заявки согласно требованиям конкурсной документации копию устава. Из нее следует, что ООО создано в мае 1998 г., величина уставного капитала ООО составляет 9 тыс. руб. Имеется ли у конкурсной комиссии заказчика основание отказать ООО в допуске к участию в конкурсе в рассматриваемой ситуации?

В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) устав общества должен содержать сведения о размере уставного капитала общества.

В силу п. 1 ст. 14 Закона N 14-ФЗ размер уставного капитала общества должен быть не менее чем 10 тыс. руб.

До вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" данная норма устанавливала, что размер уставного капитала общества должен быть не менее 100-кратной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества.

С 01.01.1998 (ст. 1 Федерального закона от 09.01.1997 N 6-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда", Указ Президента РФ от 04.08.1997 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен", Постановление Правительства РФ от 18.09.1997 N 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен") минимальный размер оплаты труда был установлен в сумме 83,49 руб. в месяц.

Согласно п. 3 ст. 59 Закона N 14-ФЗ учредительные документы обществ с ограниченной ответственностью (товариществ с ограниченной ответственностью), созданных до введения в действие Закона N 14-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с Законом N 14-ФЗ не позднее 01.07.1999.

Следовательно, величина уставного капитала рассматриваемого ООО не соответствует требованиям Закона N 14-ФЗ.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 27 Закона N 94-ФЗ конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным для конкурсной документации, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 Закона N 94-ФЗ, и на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе принимает решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 12 Закона N 94-ФЗ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае несоответствия его требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 Закона N 94-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ участники размещения заказа должны соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

Если организация не отвечает требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ, то у конкурсной комиссии заказчика имеется основание отказать ООО в допуске к участию в конкурсе в рассматриваемой ситуации.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
  2. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2010 N 240-ФЗ.
  3. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
  4. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
  5. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ.

А.В.Сергомасова

Ведущий инспектор,

советник государственной

гражданской службы РФ 2-го класса

Счетной палаты РФ

Триллион для МВД
 
Выполнение НИОКР: особенности размещения заказа