Современное состояние кооперации во франции и в России и пути ее реформирования
"Экономический анализ: теория и практика", 2009, N 13
Переход к рыночной экономике в России начался для аграрного сектора с диспаритета цен. В условиях дефицита многих видов товаров и услуг либерализация цен означает резкое увеличение последних и снижение качества продукции. Более того, не учитывается специфика сельского хозяйства, его роль в жизни каждого человека. Если в промышленности рыночные законы действуют без каких-либо существенных негативных последствий для развития производства и, разорившись, предприниматель может приложить свои силы в другой сфере деятельности, то в деревне разорившийся крестьянин вынужден покинуть землю и пополнить ряды городских потребителей продовольствия.
Рыночная экономика не заботится о тех, кто накормит страну, ибо рамки законов рынка строго ограничены и вне их поля действия остаются социальные, экологические проблемы, фундаментальные исследования, внешнеэкономическая деятельность, центрированная денежно-финансовая система и многое другое. Это сферы компетенции государства в рыночной экономике.
Разделение на два типа экономики: по Фридману - на "рыночный" и "командный" или по автору послевоенной перестройки в ФРГ Людвигу Эрхарду - "рыночный" и "принудительно направляемый" - очень условно.
В реальной жизни "чистые" системы не встречаются. В рыночной экономике присутствуют элементы командной, но и в командной экономике никогда не удается полностью изжить элементы рыночной. Их сохранение и является залогом развития командной экономики. Приведем современное состояние кооперации в России (см. рисунок).
Система и масштабы кооперативного движения в России
-------------------------------------------------------¬
¦Кооперация в Российской Федерации на современном этапе¦
L--------------------------T----------------------------
--------------------T--------+---------T----------------¬
--------+-------TT----------+----------TT------+-----TT---------+---------¬
¦ Субъекты ¦¦ Виды кооперации ¦¦ Формы ¦¦ Уровень и масштабы¦
¦ кооперации ¦¦ ¦¦ кооперации ¦¦ кооперации ¦
+----------------+----------------------+-------------+--------------------
¦---------------¬¦---------------------¬¦------------¬¦-------------------¬
¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ Группа ¦
++ Кооперация ¦++Сельскохозяйственная¦++ Договорная¦++ предприятий, ¦
¦¦ работников ¦¦¦ ¦¦¦ кооперация¦¦¦ крестьянских ¦
¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ хозяйств, ЛПХ ¦
¦L---------------¦L---------------------¦L------------¦L-------------------
¦---------------¬¦---------------------¬¦------------¬¦-------------------¬
¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ Кооперация¦¦¦ ¦
¦¦ Кооперация ¦¦¦ ¦¦¦предприяти馦¦ Предприятия, ¦
++ трудовых ¦++ Производственная ¦++ на основе ¦++ крестьянские ¦
¦¦ коллективов ¦¦¦ ¦¦¦ участия ¦¦¦ хозяйства, ¦
¦¦ предприятия ¦¦¦ ¦¦¦ уставного ¦¦¦ ЛПХ района ¦
¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ капитала ¦¦¦ ¦
¦L---------------¦L---------------------¦L------------¦L-------------------
¦---------------¬¦---------------------¬¦------------¬¦-------------------¬
¦¦ Кооперация ¦¦¦ ¦¦¦ Кооперация¦¦¦ Предприятия, ¦
++ организаций ¦++ Потребительская ¦L+предприятий¦++ крестьянские ¦
¦¦ и предприяти馦¦ ¦ ¦в холдингах¦¦¦ хозяйства, ¦
¦¦ ¦¦¦ ¦ ¦ ¦¦¦ ЛПХ областей ¦
¦L---------------¦L--------------------- L------------¦L-------------------
¦---------------¬¦---------------------¬ ¦-------------------¬
¦¦ Кооперация ¦¦¦ ¦ ¦¦ ¦
¦¦ крестьянских ¦¦¦ ¦ ¦¦ ¦
L+ хозяйств, ¦++ Снабженческо- ¦ ++ Кооперативные ¦
¦ садово- ¦¦¦ сбытовая ¦ ¦¦ объединения краев¦
¦огороднических¦¦¦ ¦ ¦¦ ¦
¦ товариществ ¦¦¦ ¦ ¦¦ ¦
L---------------¦L--------------------- ¦L-------------------
¦---------------------¬ ¦-------------------¬
¦¦ Переработки ¦ ¦¦ Кооперативные ¦
++ и хранения ¦ ++ объединения ¦
¦¦ сельхозсырья ¦ ¦¦ республик ¦
¦L--------------------- ¦L-------------------
¦---------------------¬ ¦-------------------¬
¦¦ Кредитно-финансовые¦ ¦¦ Кооперативные ¦
L+ и страховые ¦ L+ объединения ¦
¦ кооперативы ¦ ¦ РФ, СНГ ¦
L--------------------- L-------------------
В связи с этим сегодняшняя наша ориентация на развитие рыночных через полное отрицание административных рычагов теоретически и практически несоизмерима, и в первую очередь в отношении сельского хозяйства.
Достаточно обратиться к опыту экономически развитых стран, у которых мы закупаем продовольствие, чтобы понять, насколько ограничены сферы действия свободного рынка в развитии аграрного сектора.
Государство в этих странах не самоустраняется от решения проблем, а напротив, активно стимулирует развитие сельскохозяйственного производства, направляя большие средства на эти цели.
Особую популярность и распространение в Европе получила французская модель сельскохозяйственного развития. Ни одна отрасль экономики развитых стран не претерпевала за такой короткий срок каких-либо глубоких коренных сдвигов в своем развитии, как сельское хозяйство Франции.
Коренная модернизация сельского хозяйства России должна носить систематический и устойчиво развивающийся характер.
Этап 1. Можно выделить три основные направления деятельности:
- прогнозирование;
- облегчение процесса концентрации;
- координирование деятельности различных министерств и определение приоритета экономического развития.
Этап 2. Включает такие направления деятельности, как:
- сохранение "семейной структуры хозяйства";
- определение государством оптимальной площади хозяйства, обрабатываемой непосредственно двумя единицами рабочей силы;
- введение административного контроля за слиянием и объединением крестьянских хозяйств.
Необходимо принять основополагающие нормативно-правовые акты с социальным уклоном, чтобы:
- развивать агротуризм в сельских населенных пунктах (особенно в горной местности): экскурсии по основным природным достопримечательностям республики с использованием творческих коллективов культурного и исторического наследия основных самобытных этносов;
- 46% бюджетных расходов направлялось на социальную помощь крестьянству (пенсии и пособия);
- до 25% - на улучшение условий производства (ирригация, борьба с эрозией, засухой, суховеями и т.д.) сельскохозяйственной продукции;
- около 20% - на поддержку цен на сельскохозяйственную продукцию;
- до 5% - на распространение сельскохозяйственных знаний в колледжах, вузах и научно-исследовательских институтах, в том числе и внедрение информационно-консультационной службы (ИКС, ИКЦ) и внедрение новой техники и ресурсоэнергосберегающих технологий.
Таким образом, 2/3 бюджетных расходов пойдут на социальные нужды населения республики и поддержку цен, и только 1/3 - на производственные цели.
Этап 3. Разработать концепцию согласованной экономики (economie conceptee), предусматривающую переход к конкурентоспособному производству продукции, товаров и услуг населению.
Экономические предпосылки такого перехода были созданы за счет поддержки цен, обогативших наиболее зажиточные деревенские хозяйства с потенциальной возможностью производства до половины всей сельскохозяйственной продукции, т.е. являлись реальным экономическим фундаментом, на который можно было опереться в ходе реформ.
Предложить крестьянам снизить цены на "избыточную продукцию" (кукурузу, картофель, пшеницу, овощи, мясо-молочные продукты, сахар) и установить их на основе спроса и предложения.
Следует отметить, что дискуссия по проблемам государственного вмешательства в аграрную экономику России не окончена по сегодняшний день. Главная проблема этой дискуссии - поиск границ разумных (соразмерных, соизмеримых) пределов подобного вмешательства.
Для этапа 4 характерно введение принципа "контракционной экономики". Его цель - установление корреляционной зависимости между качеством и количеством произведенной сельскохозяйственной продукции и спросом на внутреннем и внешнем рынке. Базой для этой системы служат межпрофессиональные долгосрочные соглашения, заключаемые между наиболее представленными организациями каждой отрасли.
Система контрактов пригодна лишь только для сильных хозяйств и рассматривается как средство количественной и качественной ориентации сельскохозяйственного производства, поскольку позволяет гибче и быстрее приспосабливаться к меняющимся требованиям рынка. Она обеспечивает гарантированный уровень доходов и сбыт сельскохозяйственной продукции.
Этап 5. Усиление тенденции к администрированию, к созданию управляемого сельского хозяйства, включая регулирование земельных операций.
Важнейшее место в системе государственного регулирования сельского хозяйства всех без исключения экономически развитых стран занимает сама процедура подготовки решений по аграрной политике государства. Очевидно, что на практике существуют огромные различия между провозглашением демократических принципов управления сельским хозяйством и созданием такой системы, которая почти автоматически отвергает авторитарные методы управления.
Выработка такой сельскохозяйственной политики будет иметь хорошо организованную сложную структуру, соответствующую демократическим принципам управления экономикой, требованиям ВТО, которая охватит проблемы и продовольственного обеспечения населения страны.
Успех групповых форм организации сельскохозяйственного производства объясняется достижением более высокого уровня производительности, улучшением уровня жизни, вытекающим из совместного труда.
Таким образом, они должны участвовать в финансировании:
- программ развития сельского хозяйства на государственном, областном (краевом, республиканском) и районном уровнях;
- мероприятий общегосударственного значения, имеющих новаторский характер (например, защита окружающей среды, интенсивное сельское хозяйство);
- мероприятий по профессиональной подготовке (переподготовке) работников сельского хозяйства.
Такой механизм по сути отражает два основных принципа российской системы развития сельского хозяйства: профессиональную ответственность, что выражается как в финансировании, так и в выборе направлений при совместном управлении с государственными властями, и финансовую солидарность в смысле участия в обеспечении фондовых средств.
Укрупнение земельных участков в сельских местностях практикуется во Франции с 1960-х гг., затронувшее территорию около 13 млн га.
На местном уровне существует административная комиссия под председательством магистрата (лица, наделенного судебными и административными полномочиями), в состав которой входят лица, связанные с укрупнением: депутаты, землевладельцы, сельскохозяйственные работники и владельцы сельскохозяйственных предприятий, а также представители государства.
Эта общинная комиссия по земельному устройству, несущая ответственность за укрупнение, поручает опытному землемеру техническую сторону операции. Землемеры работают под наблюдением администрации.
Они могут быть назначены лишь при условии выдачи им министерством сельского хозяйства специального разрешения. В операции по укрупнению землемер играет определяющую роль: он должен быть не только хорошим техником, но и психологом, чтобы как можно лучше сочетать и примирять интересы всех и каждого.
Укрупненные "земельные" ассоциации - SAFER (Le Societe d'Amenagement Foncier et d'Establissement Rural). Целью укрупнения является улучшение условий обработки земли и производства сельскохозяйственной продукции. Требуется приблизить земельные участки к центрам сельскохозяйственной деятельности и сгруппировать разрозненные наделы в целях облегчения труда земледельцев, например за счет сокращения времени на переезды.
Комиссия может принять решение о проведении "сопутствующих работ", имеющих ту же конечную цель. Так, строят или выравнивают дороги, роют сточные ямы, подравнивают откосы и подстригают изгороди, обрабатывают почву и приводят участки в надлежащее состояние и т.п.
Ответственность за производство различных работ несет ассоциация заинтересованных землевладельцев. Создание такой ассоциации обязательно. В дальнейшем она занимается обслуживанием и поддерживанием состояния построек и сооружений, возведенных в результате укрупнения, и если требуется, производит дополнительные работы по мелиорации земельных участков.
Кроме достижения чисто сельскохозяйственных целей, укрупнение обеспечивает планировку и обустройство территорий общин. Любая община должна разрешить все проблемы, связанные с земельной недвижимостью, в соответствии с целями экономического развития: обустроить зоны сельскохозяйственных работ, зоны строительства поселков городского типа, зоны отдыха и досуга, экскурсионные и туристические маршруты для любителей природы (объекты агротуризма) и др.
Таким образом, укрупнение позволяет, избегая процедуры экспроприации, предоставлять в распоряжение общины в соответствующих местностях участки для обустройства в дополнение к деятельности SAFER. При строительстве сооружений и проведении работ необходимо учитывать специфику природной среды (пейзажа) и возможные последствия вмешательства. Сама операция по укрупнению распространяется на все: сельское и лесное хозяйство, гидравлические сооружения, жилые зоны, крупное строительство и общинные общественные сооружения, распределение земельных участков в зависимости от общих потребностей экономики.
Регулирование рынка земельного имущества. Во Франции свободная торговля землями. Однако для того чтобы избежать избыточного скопления производственных земель, лучше распределить земли в соответствии с демографической ситуацией с учетом экономической рентабельности, необходимо оказывать некоторое воздействие на рынок земельного имущества.
С учетом концепции частной собственности сочли нецелесообразным, чтобы государство непосредственно вмешивалось в это регулирование. Поэтому и были созданы частноправовые товарищества, обладающие компетенцией в масштабе соответствующего региона SAFER. Если площадь земельного участка превышает 1 га, процедура также будет соответствовать этим правилам, кроме того, что может потребоваться разрешение SAFER, государственной организации по распределению земель, которая автоматически обладает правом первой покупки в целях "защиты" земли, если она, по мнению организации, может быть использована только в сельскохозяйственных целях. Их целью являются приобретение сельскохозяйственного земельного имущества и последующая перепродажа его приоритетным кандидатам. SAFER не имеют права заставить землевладельца продать свое имущество. Как правило, скупка земель объединениями производится по взаимному соглашению. Но SAFER могут также отказать возможному покупателю, если сочтут, что использование земель не отвечает общественным интересам. В этом случае SAFER могут в исключительном порядке стать единственно возможным покупателем. Тем же образом, если цена представляется им слишком высокой, они могут предложить другую цену продавцу, который вынужден либо согласиться, либо изъять свое имущество из продажи.
Таким образом, в портфеле SAFER содержится целый запас земель. Когда они хотят продать какое-либо имение или наделы, они должны публично известить об этом намерении. Затем кандидатуры на покупку рассматриваются местным комитетом, состоящим из сельскохозяйственных работников, нотариусов, административных работников, депутатов. Комиссия выбирает кандидата, профиль деятельности которого наиболее соответствует общественным интересам.
Главным средством учета данных по земельному имуществу является документ технического, административного и земельного характера - кадастр. Это в некотором роде "паспорт" недвижимого имущества, поскольку в нем содержится исчерпывающий и постоянный перечень землевладений - как земельных участков или сооружений, так и сведений налогового характера, служащих базой для начисления земельного налога. Для каждого хозяйства существует свой кадастр. Он должен состоять из четырех основных документов:
- кадастровый план в различном масштабе (от 1:500 до 1:5000) в зависимости от важности указанных на нем деталей и топографических сведений;
- кадастровая матрица, в которой содержится перечень имущества каждого землевладельца в пределах общины;
- описание наделов (секций), в котором содержатся почвенно-климатические и другие характеристики каждого надела, что позволяет установить связь между планом и матрицей;
- физическое и сравнительное описание сооружений. Для новых сооружений это описание составляется на основании заявлений землевладельцев.
Когда кадастр заносится на программные носители информации, он представляет собой банк данных по земельному имуществу. Кадастр подлежит ежегодной актуализации.
Основные правила кооператива, определяющие его социально-экономическое положение. В Рекомендации 127 Международной организации труда (МОТ), принятой в Женеве в 1966 г., определяется, как ассоциация лиц, добровольно объединенных для достижения общей цели, путем создания предприятия, обеспеченного необходимым капиталом из паевых взносов каждого, согласившихся справедливо участвовать в рисках и результатах деятельности этого предприятия и активно участвовать в его функционировании.
Российское законодательство должно обязывать любой кооператив отражать в уставе шесть правил кооперации (изложены далее), определяющих экономическое положение кооператива, его роль и цель.
Эти правила кооперации разработаны на основе рекомендаций 23 конгресса Международного кооперативного альянса с учетом социально-экономических условий страны и четко выражают основную цель кооперации - взаимопомощь, получение кооператорами услуг, благ или рабочего места на условиях, более выгодных, чем на свободном рынке.
Разъяснения по правилам кооперации приведены в таблице.
Основные правила кооперации и характеристика устава кооператива
Правила | Требования законодательства | Возможности и ограничения |
Первое - | Законодательно предписывает | Пай должен быть внесен |
Второе | Предусматривает государственное | Так, во Франции этот размер |
Третье | Сводится к установлению особого | Значительный размер прибыли |
Четвертое | Предусматривает, что кооперативы | Операции не с пайщиками |
Пятое | Сводится к порядку возмещения | Так, в случае ликвидации или |
Шестое | Характеризует демократический | Бухгалтерский учет |
По правилу 1 - устав кооператива определяет размер пая и порядок его внесения, который зависит от объема деятельности кооператора, например от величины площади фруктового сада, числа голов крупного рогатого скота и других показателей. В результате этого создается личная трудовая заинтересованность кооператора, развитие кооператива происходит за счет объединения и накопления трудовых доходов его членов, и одновременно обеспечивается ответственность каждого кооператора (собственными средствами) за результат работы кооператива и его долги.
В соответствии с законом кооператор отвечает за результаты работы кооператива двойным размером пая, на разных этапах развития кооперативного движения эта ответственность достигала даже пятикратного размера пая. При выбытии из членов кооператива бывший кооператор отвечает за долги кооператива на дату выбытия и за результаты финансовой деятельности в год выбытия в течение 5 лет.
Международный кооперативный альянс правило 2 определяет так: "Проценты на внесенный капитал лимитируются, если они разрешены уставом. Акции не используются. Капитал может быть передан лишь кооператорам или будущим кооператорам с согласия общего собрания или административного совета".
Это правило характеризует трудовой характер дохода, и, как показывает практика, на первых этапах становления кооператива кооператоры зачастую добровольно отказываются от получения процентов на внесенный пай, чтобы преодолеть трудности своего становления.
По правилу 3 определенная часть прибыли кооператива распределяется в виде скидки на объем полученных или оказанных кооператорам услуг. При этом важно подчеркнуть, что скидка предоставляется только кооператорам в соответствии с объемом их вклада в деятельность кооператива.
Предприятия социальной экономики находятся в особом режиме присвоения прибыли: прибыль может быть использована только на их расширение и повышение качества услуг членам, которые осуществляют контроль использования прибыли. И действительно, в других формах собственности (акционерной и государственной, обществах с ограниченной ответственностью, совместных предприятиях и др.) действует система участия работающих в прибылях, размер участия определяется по единой формуле для всех предприятий, имеющих более 50 работающих.
Вышеуказанные первые три правила кооперации являются обязательными для каждого кооператива и должны быть отражены в уставе без изменений, остальные правила могут быть в определенной степени изменены.
Правило 4 определяет также раздельный бухгалтерский учет кооперативом операций с пайщиками и другими организациями и лицами.
Правилом 5 в основу деятельности кооперативов положен принцип возмещения и характеризует социальную направленность их деятельности в отличие от капиталистического способа хозяйствования, где главной целью является увеличение прибыли.
Прибыли или убытки определяются соизмерением доходов кооператива по видам и расходов по элементам и корректировкой полученного результата на изменение запасов и готовой продукции на начало и конец года.
В соответствии с законодательством любой кооператив обязан вести главную книгу, журнал, книгу инвентаризации, книгу платежей и книгу балансов, что обеспечивает контроль за правильным отражением финансовых результатов.
Таким образом, при создании кооперативов необходимо учитывать основные правила эффективного их управления и функционирования на основе рекомендаций 23 конгресса Международного кооперативного альянса и социокультурных особенностей развития населения сельских территорий регионов Российской Федерации.
Список литературы
- Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М.: Юстицинформ, 2003.
- Фридман М. Количественная теория денег, 1996.
- Эрхард Л. Благосостояние для всех. URL: http//orel.rsl.ru/nettext/foreigd/erhapd/erhsod.htm.
Э.Ш.Карданова
К. э. н.,
старший преподаватель
кафедры бухучета и анализа
ОУ ВПО "Нальчикский филиал
Белгородского университета
потребительской кооперации"
Л.В.Блиева
К. э. н.,
старший преподаватель
кафедры бухучета и анализа
ОУ ВПО "Нальчикский филиал
Белгородского университета
потребительской кооперации"