Мудрый Экономист

Государственная регистрация коммерческих банков и лицензирование банковской деятельности

"Банковское право", 2009, N 2

Государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах <1>.

<1> См.: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Статья 1 // РГ. N 153 - 154. 2001; СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431 (далее - Закон о государственной регистрации юридических лиц).

Государственная регистрация юридических лиц - очень важный вопрос как для самого юридического лица (например, возможность выступать участником правоотношений), для государства (в частности, решение налоговых вопросов, выполнение контрольных функций), так и для других юридических лиц и граждан (возможность получения необходимой информации при выборе контрагента и ведении хозяйственных операций).

Традиционно деятельность кредитных организаций строго регламентируется государством <2>. По этой причине в соответствии со ст. 10 Закона о государственной регистрации юридических лиц Законом о банках установлен специальный порядок регистрации кредитных организаций. Государственную регистрацию банков и иных кредитных организаций осуществляет Банк России на основании ст. 12 Закона о банках, который в целях осуществления им надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций <3>.

<2> См.: Асадов А.М. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (административно-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1997. С. 128.
<3> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2005. С. 98; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. С.П. Гришаева, А.М. Эрделевского // Подготовлен для публикации в СПС "КонсультантПлюс"; Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. В.П. Мозолина, М.Н. Малеиной. М., 2004. С. 65; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М., 2004. С. 74; Реут А.И. Статус резидента особой экономической зоны // Современное право. 2006. N 5. С. 22 - 24.

Хотя судебная практика свидетельствует о том, что регистрирующие органы иногда путают и не учитывают особый порядок регистрации коммерческих банков, впоследствии сами исправляют свои ошибки. Например, Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11 октября 2005 г. по делу N А40-44788/05-121-422 <4> суд отказал в удовлетворении заявления о признании незаконными действий налогового органа по внесению записи в Единый государственный реестр о госрегистрации коммерческого банка в связи с его ликвидацией, поскольку ответчиком в самостоятельном порядке принято решение о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ о ликвидации коммерческого банка в связи с представлением документов в ненадлежащий регистрирующий орган на основании решения регистрирующего органа, о чем выдано свидетельство. Данный факт, по мнению суда, свидетельствует о том, что нарушения законодательства, допущенные налоговым органом, в настоящее время устранены.

<4> См.: Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 октября 2005 г. по делу N А40-44788/05-121-422 // СПС "КонсультантПлюс".

Таким образом, Банк России с самого начального этапа - этапа создания коммерческих банков - предъявляет к ним определенные требования, которые служат целям государства и общества в целом. В случае соответствия кредитных организаций указанным требованиям они проходят регистрацию и лицензирование. При этом коммерческие банки обязаны соблюдать как общие правила, установленные для всех юридических лиц, - противопожарные, санитарные и др., так и специальные банковские.

С.В. Виноградов считает, что в целях выполнения возложенной государством на Банк России задачи по развитию и укреплению банковской системы на стадии создания кредитных организаций Центральный банк РФ выполняет функции по осуществлению регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций. При этом контрольные функции Банка России на стадии создания кредитных организаций охватывают четыре направления. Это контроль:

  1. за первичным созданием кредитных организаций;
  2. за расширением круга деятельности кредитных организаций;
  3. за реорганизацией кредитных организаций;
  4. за изменениями и дополнениями, вносимыми в устав кредитной организации, в состав ее участников и руководителей исполнительных органов <5>.
<5> См.: Виноградов С.В. Государственное регулирование создания кредитных организаций: правовые аспекты // Журнал российского права. 1998. N 3. С. 53.

К.Т. Трофимов предлагает выделить следующие виды особенностей создания банков:

<6> См.: Трофимов К.Т. Кредитные организации в банковской системе Российской Федерации: гражданско-правовые проблемы: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2006. С. 100.

Создание банков, по его мнению, можно подразделить на создание нового банка и реорганизацию уже созданных банков <7>.

<7> См.: Там же. С. 102.

Создание банков представляет собой длительный организационный процесс, в течение которого решается ряд важнейших вопросов, определяющих деятельность банков. Процесс регистрации коммерческих банков, по мнению А.Ю. Бурковой, включает три основные стадии: подготовка документов, сама регистрация и пострегистрационные процедуры <8>.

<8> См.: Буркова А.Ю. Создание кредитных организаций с иностранными инвестициями в России // Банковское право. 2005. N 6. С. 2 - 5.

Закон о банках разграничивает очередность государственной регистрации и лицензирования: "Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации..." <9>. Кроме того, Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в Единый государственный реестр юридических лиц. При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций <10>.

<9> Закон о банках. Ст. 12.
<10> См.: Закон о банках. Ст. 15.

Несмотря на это, некоторыми учеными-правоведами высказывается мнение о нецелесообразности подобного разделения. По мнению Ю.В. Филатова, государственная регистрация и лицензирование, несмотря на различный характер, взаимно дополняют друг друга. В частности, общая и специальная правоспособность юридического лица возникает в процессе их (регистрации и лицензирования) применения <11>. Так рассуждать некорректно, поскольку коммерческие банки - субъекты специальной правосубъектности. В этом также заключается отличительная особенность коммерческих банков - для осуществления ими банковской деятельности необходимы два юридических факта - государственная регистрация как основа для возможности получения лицензии на осуществление банковской деятельности и само получение лицензии как основание для осуществления банками своей деятельности.

<11> См.: Филатов Ю.В. Указ. соч. С. 152.

Ю.В. Филатов предлагает процедуру создания банков разделить на три этапа в зависимости от целей: учреждение банков; государственная регистрация банков; лицензирование банковской деятельности. Такое разделение достаточно условно, так как государственная регистрация банков и лицензирование банковской деятельности объединены <12>.

<12> См.: Филатов Ю.В. Указ. соч. С. 153.

О нецелесообразности и искусственности разделения процедур государственной регистрации и лицензирования кредитных организаций пишет и Е.Е. Фролова <13>. По ее мнению, нужно ввести требование единовременной оплаты уставного капитала в полном объеме и расширить перечень документов, необходимых и достаточных для государственной регистрации банков, за счет документов об оплате уставного капитала. Таким образом, государственная регистрация и лицензирование будут полностью объединены в одну процедуру <14>.

<13> См.: Фролова Е.Е. О совершенствовании лицензирования банковских операций // Финансовое право. 2003. N 6. С. 17 - 21.
<14> См.: Тониян В.В. Проблемы совершенствования законодательства о создании коммерческих организаций: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 130.

Процедура получения банковской лицензии, по мнению С.В. Пыхтина, неразрывно связана с процессом государственной регистрации банков <15>.

<15> См.: Пыхтин С.В. Лицензирование банковской деятельности в Российской Федерации. М., 2005. С. 68.

С одной стороны, доводы о нецелесообразности разъединения процессов государственной регистрации и лицензирования банковской деятельности понятны. В практике встречаются случаи, когда Банк России, зарегистрировав организацию, отказывает в выдаче лицензии, поскольку заявитель не представил для получения указанной лицензии необходимый пакет документов, предусмотренный Законом о банках. Судебные органы, рассматривая жалобу по данному делу, согласны с действиями Банка России <16>. Можно сделать вывод, что разрыв этих двух процедур может негативно отразиться на самом субъекте права - банке в виде невозможности им осуществления своей банковской деятельности.

<16> См.: Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31 января 2006 г., 7 февраля 2006 г. по делу N А40-77110/05-84-634 // СПС "КонсультантПлюс".

С другой стороны, нельзя согласиться с мнением о необходимости включения в перечень документов, необходимых для государственной регистрации банка и лицензирования им своей деятельности, документа, подтверждающего 100-процентную оплату уставного капитала банка. Данное предложение можно считать нелогичным как с точки зрения оплаты уставного капитала субъекта, который еще не существует и не зарегистрирован, так и с точки зрения распределения среди учредителей акций или долей несуществующего лица. По этой причине следует согласиться с законодателем и оставить процедуру государственной регистрации банка и лицензирования его деятельности такой, какой она отражена в нормативных правовых актах.

Можно выделить еще одну проблему, связанную с государственной регистрацией коммерческих банков, - вопрос о создании единого порядка государственной регистрации для всех юридических лиц. Закон о банках определяет, что кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России, который ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций <17>. По мнению некоторых ученых, такой порядок регистрации должен быть приведен в соответствие с правилами Гражданского кодекса РФ. При регистрации кредитных организаций в Центральном банке РФ цель унификации этой процедуры и создания единого государственного реестра юридических лиц не достигается. Так как деятельность банков связана с обслуживанием множества кредиторов и вкладчиков, с особым финансовым риском, выбор того или иного банка должен производиться на основе открытых данных не только о бухгалтерском балансе и отчетности, но и регистрационных данных, что в настоящее время практически невозможно. Поэтому в Законе о государственной регистрации юридических лиц вопрос должен быть решен в интересах пользователей банковских услуг. Однако названный Закон пошел по другому пути, предусмотрев специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц <18>.

<17> См.: Филатов Ю.В. Указ. соч. С. 154.
<18> См.: Филатов Ю.В. Указ. соч. С. 154.

Данное мнение спорно, поскольку, как отмечалось выше, банковская деятельность - особый вид предпринимательской деятельности для общества и государства, банки - особый вид коллективных субъектов. Банковская деятельность настолько связана с экономикой страны, с ее благосостоянием, что нуждается в особом надзоре. Банк России в целях осуществления им надзорных функций осуществляет государственную регистрацию банков, лицензирование банковской деятельности, "ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России" <19>. И именно в интересах пользователей банковских услуг надо оставить за Банком России как специализированным органом возможность осуществлять государственную регистрацию и лицензирование банковской деятельности. Кроме того, Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению Единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России <20>. Таким образом цель унификации и создания Единого государственного реестра юридических лиц достигается.

<19> Закон о банках. Ст. 12.
<20> См.: Закон о банках. Ст. 15.

Наличие иного, более строгого по сравнению с общим порядка государственной регистрации коммерческих банков приводит к тому, что для банковской сферы в настоящее время неактуальны часто встречающиеся в судебной практике <21> и неоднократно обсуждаемые в литературе <22> проблемы, связанные с налогообложением отсутствующих контрагентов, фирм-однодневок. Существование специального органа - Банка России и усложненный порядок государственной регистрации банков исключают порождение подобных ситуаций, столь характерных для других коммерческих организаций.

<21> См.: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27 июня 2005 г. N Ф04-4148/2005(12574-А27-25); Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ульяновской области от 31 октября 2005 г. по делу N А72-5579/05-12/281; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 3 мая 2005 г. N Ф04-2503/2005(10795-А27-25); Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 6 августа 2002 г. N А53-2225/2002-С-5-23; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 6 августа 2002 г. N А53-2226/2002-С5-37; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28 ноября 2005 г. N Ф08-5591/2005; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11 января 2005 г. по делу N А79-1523/2004-СК2-1413.
<22> См.: Пашков К.Ю. Налоговые и гражданско-правовые последствия недействительных сделок // Налоговые споры: теория и практика. 2005. N 12. С. 11 - 15. См.: Гусева Т.А. Зависимость налоговых преференций от наличия госрегистрации юридического лица // Налоговые споры: теория и практика. 2006. N 7. С. 23; Ильин А.В. Российское взаимосвязанное налогообложение: проблемы функционирования и перспективы развития // Актуальные вопросы налогового, гражданского и корпоративного права. Екатеринбург: Центр экономич. экспертиз "Налоги и финансовое право", 2004. С. 60 - 71.

Есть и другое мнение, согласно которому Центральный банк РФ более не ведет регистрацию кредитных организаций - это делает уполномоченный регистрирующий орган, а Банк России принимает решение о регистрации <23>.

<23> См.: Интервью с С.А. Голубевым, директором юридического департамента Центрального банка Российской Федерации, заслуженным юристом РФ // Законодательство. 2003. N 1. С. 5.

Данное мнение также является спорным, поскольку в Законе о банках указано, что уполномоченный регистрирующий орган лишь вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись, что нельзя расценивать как государственную регистрацию кредитной организации.

Можно выделить еще один вопрос, возникающий в процессе государственной регистрации банков и лицензирования банковской деятельности, на который в теории нет однозначного ответа. Так, некоторые ученые считают, что перечень установленных Законом о банках документов, необходимых для государственной регистрации банков и лицензирования банковской деятельности, шире по сравнению с документами, представляемыми обычными юридическими лицами в соответствии с Законом о государственной регистрации юридических лиц, так как эти два процесса объединены <24>.

<24> См.: Филатов Ю.В. Правовое положение банка как субъекта гражданского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2000. С. 57.

Перечень документов действительно шире, но по причине особого, отличного от обычных юридических лиц статуса банков как института, играющего важную роль в экономике страны, и особого, более строгого отношения государства к вопросу регистрации банков и лицензирования их деятельности.

С моментом государственной регистрации коммерческих банков связано много правовых последствий, в том числе и вопрос привлечения их к административно-правовой ответственности. Например, в Постановлении ФАС Уральского округа от 23 марта 2004 г. N Ф09-1069/04-АК <25> судом указано, что в силу объективных причин банк был лишен возможности исполнить предусмотренную в законе обязанность, в связи с чем вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях банков вины в просрочке сообщения сведений в орган пенсионного фонда является обоснованным, поскольку судом установлено, что сообщение Национального банка РБ, подтверждающее факт внесения изменений в учредительные документы, с направлением замененных Банком России лицензий на осуществление банковских операций и свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц получено ответчиком за пределом установленного срока для исполнения предусмотренной в законе обязанности. Таким образом, судебные органы связывают момент возложения на банк предусмотренных законодательством обязанностей не с датой внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, а с моментом получения сообщения, подтверждающего факт внесения изменений в учредительные документы, с направлением замененных Банком России лицензий на осуществление банковских операций и свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

<25> См.: Постановление ФАС Уральского округа от 23 марта 2004 г. N Ф09-1069/04-АК // СПС "КонсультантПлюс".

Остановимся на рассмотрении вопросов, связанных с лицензированием банковской деятельности. И хотя лицензия на осуществление банковских операций выдается после государственной регистрации банка, именно с получением специального разрешения (лицензии) Банка России Закон о банках связывает возникновение у банка права осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках. Банк создается для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности путем осуществления банковских операций. Право на их осуществление возникает только с момента получения лицензии, выданной Банком России <26>.

<26> См.: Закон о банках. Ст. 12.

Как отмечается в литературе, лицензирование предпринимательской деятельности есть правовое средство государственного регулирования рыночных отношений, элемент легитимации определенных видов деятельности предпринимателя <27>. Лицензируемые виды деятельности обычно требуют специальных знаний, направлены на обеспечение общественных интересов или требуют более тщательного контроля со стороны государства в целях защиты интересов граждан <28>. Основной целью лицензирования отдельных видов деятельности является контроль за ее осуществлением для обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства <29>.

<27> См.: Соболь О.С. Лицензирование предпринимательской деятельности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 5 - 6.
<28> См.: Дедов Д.И. Правовой статус предпринимателя // Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М., 2003. С. 125 - 128.
<29> См.: Камоликова С. Лицензии на осуществление отдельных видов деятельности: права или разрешения // Хозяйство и право. 1998. N 9. С. 108 - 110.

Применительно к банковской деятельности "сущность лицензирования кредитных организаций на осуществление банковских операций Банком России состоит в том, что он официально признает и санкционирует как орган государственной власти за кредитными организациями право (специальной правосубъектности) осуществлять банковские операции и контроль за выполнением этих операций" <30>.

<30> Асадов А.М. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (административно-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1997. С. 142.

В банковском законодательстве отсутствует легальное определение понятия "банковская лицензия". В юридической литературе даются различные определения лицензии применительно к банковской деятельности. Так, под лицензией на осуществление банковских операций предлагается понимать специальное разрешение Банка России на осуществление банковской деятельности (банковских операций) в форме официального документа, удостоверяющего с соблюдением установленной Банком России формы (реквизитов) право кредитной организации на осуществление указанных в нем банковских операций, без ограничения сроков действия такого документа <31>. Позиция Банка России по этому вопросу отражена в Бюллетене банковской статистики <32>: лицензия Банка России - специальное разрешение Центрального банка Российской Федерации (Банка России), на основании которого кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции. В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Порядок лицензирования банковской деятельности вновь созданных кредитных организаций и порядок расширения деятельности кредитных организаций путем получения дополнительных лицензий определяются нормативным актом Банка России. С.В. Пыхтин пишет, что банковская лицензия - это разрешение в форме индивидуального определенного документа Банка России, выданное банку или небанковской кредитной организации в подтверждение их соответствия требованиям, предъявляемым для осуществления указанных в нем видов банковских операций и обязывающее к их проведению <33>.

<31> См.: Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экманян А.М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. акад. Б.Н. Топорнина. М., 1999. С. 213.
<32> Бюллетень банковской статистики. 2004. N 3. С. 147.
<33> См.: Пыхтин С.В. Лицензирование банковской деятельности: теоретико-правовые проблемы: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 10.

По мнению Н.В. Козловой, в отношении кредитной организации, обладающей специальной правоспособностью, справедливо утверждение, что ни предоставление лицензии на осуществление банковских операций, ни ее отзыв сами по себе не влияют на правоспособность или дееспособность данной организации. Однако отзыв лицензии, который фактически лишает кредитную организацию субъективного права на осуществление своей основной деятельности, неизбежно влечет за собой ее ликвидацию в соответствии с нормами действующего законодательства <34>.

<34> См.: Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М., 2005 // СПС "КонсультантПлюс".

С данной позицией позвольте не согласиться, поскольку для возникновения специальной правосубъектности коммерческих банков необходимо и достаточно двух юридических фактов - государственной регистрации в качестве юридического лица и получение лицензии на осуществление банковской деятельности. Лицензирование банковской деятельности не предоставляет юридическому лицу субъективного права на осуществление своей деятельности. Оно является тем фактом, который порождает появление у банков их специальной правосубъектности. Если же вести речь о том, что с выдачей банкам лицензий на осуществление ими своей банковской деятельности правосубъектность кредитных организаций не меняется, тогда можно рассуждать о том, что неполучение лицензий или их лишение не влекут для банков никаких правовых последствий, поскольку у них сохраняется их правосубъектность. Однако это положение не соответствует ни законодательству, ни судебной практике: в этом случае данное юридическое лицо (в случае неполучения лицензии) либо банк (в случае лишения лицензии) подлежат ликвидации или признанию банкротом. Таким образом, государство принудительно ликвидирует лицо, не соответствующее критериям субъекта права.

Это подтверждается и судебной практикой. Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации <35>, в силу особенностей правового положения кредитных организаций отзыв лицензии является начальным этапом процедуры банкротства или ликвидации банков.

<35> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1999 г. N 182-О "По запросу Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности пунктов 1 и 4 части четвертой статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" // СЗ РФ. 1999. N 49. Ст. 6070.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20 марта 2006 г., 27 марта 2006 г. по делу N А40-2767/06-92-26 <36> суд отказал в удовлетворении требования о признании незаконным ненормативного акта уполномоченного органа об отказе в выдаче лицензии на осуществление банковских операций, так как ответчик доказал, что заявителем пропущен срок оплаты уставного капитала. Поскольку учредителем банка не была произведена оплата уставного капитала в установленный срок, у Банка России отсутствовало предусмотренное Законом основание для принятия решения о выдаче лицензии на осуществление банковских операций, и по заявлению Банка России Арбитражным судом Ярославской области возбуждено производство по делу N А82-181625-43 о ликвидации ООО КБ. Следовательно, судебной практикой подтверждается тот факт, что государственная регистрация и лицензирование банковской деятельности - два процесса, не связанные друг с другом во времени. Получение лицензии необходимо и достаточно для приобретения обществом своего статуса коммерческого банка и осуществления банковской деятельности. В противном случае общество подлежит ликвидации.

<36> См.: Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 марта 2006 г., 27 марта 2006 г. по делу N А40-2767/06-92-26 // СПС "КонсультантПлюс".

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций также влечет за собой ликвидацию такой кредитной организации. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Московского округа от 6 декабря 2005 г., 29 ноября 2005 г. N КГ-А40/11839-05 <37>. Из материалов дела следует, что Общество зарегистрировано Банком России 26 января 1993 г., регистрационный номер - 15. При этом суд указал, что согласно ст. 20 Закона о банках отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций влечет за собой ликвидацию такой кредитной организации в порядке, предусмотренном ст. 23.1 этого Закона. В соответствии со ст. 23.1 Закона о банках в случае отзыва у кредитной организации лицензии и отсутствия у нее признаков банкротства Банк России обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации. Суд первой инстанции, не установив признаков несостоятельности (банкротства) коммерческого банка, с учетом результатов рассмотрения дела N А40-42690/02-44-80Б о несостоятельности (банкротстве) ответчика, производство по которому было прекращено в связи с недоказанностью наличия задолженности по уплате обязательных платежей и признаков банкротства, пришел к обоснованному выводу о необходимости принудительной ликвидации ответчика в соответствии со ст. 20 Закона о банках.

<37> См.: Постановление ФАС Московского округа от 6 декабря 2005 г., 29 ноября 2005 г. N КГ-А40/11839-05 // СПС "КонсультантПлюс".

На примере данного дела можно выделить еще одну проблему, с которой сталкиваются банки при лицензировании своей деятельности. Связано это с тем, что между отзывом лицензии и принудительной ликвидацией банков проходит слишком много времени. Как, например, в данном случае - около девяти лет. По-видимому, Банк России упустил факт отзыва лицензии и необходимость исполнения возложенной на него обязанности по возбуждению дела о ликвидации банка, нарушив при этом установленные Законом о банках сроки подачи заявления о принудительной ликвидации банка. И лишь обращение банка о государственной регистрации выпуска акций, размещенных при учреждении банка, и отчет об итогах выпуска акций посодействовали исполнению Банком России возложенной на него Законом о банках обязанности. Как вывод можно отметить, что Банку России необходимо исполнять свои обязанности в соответствии с требованиями законодательства.

Рассматривая другое дело, суд указал, что отзыв лицензии на осуществление банковских операций - это решение Банка России, принимаемое в порядке и по основаниям, которые предусмотрены федеральным законодательством. Он означает запрещение совершать какие-либо банковские операции и представляет собой исключительную меру воздействия, которая применяется к кредитной организации, допускающей нарушения требований федеральных законов, регламентирующих банковскую деятельность, нормативных актов Банка России. В силу особенностей правового положения кредитных организаций отзыв лицензии является начальным этапом процедуры банкротства или ликвидации банков <38>.

<38> См.: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2005 по делу N 09АП-8385/05-АК // СПС "КонсультантПлюс".

Лицензирование банковской деятельности имеет еще одну существенную особенность - последовательное получение прав на осуществление банковских операций и сделок.

Созданному путем учреждения банку могут быть выданы лицензии следующих видов:

  1. Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц).
  2. Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц).
  3. Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.

Банку, имеющему лицензию на осуществление банковских операций, для расширения деятельности могут быть выданы лицензии следующих видов:

  1. Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях.
  2. Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте.
  3. Генеральная лицензия <39>.
<39> См.: Инструкция N 109-И. Раздел 1, раздел 3.

Право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет <40>.

<40> См.: Закон о банках. Ст. 36.

"Тот факт, что лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях может быть выдана банку только спустя два года с момента его государственной регистрации, позволяет сделать вывод о том, что до получения этой лицензии юридическое лицо, именуемое "банк", в полном смысле слова и в свете ст. 1 Закона о банках таковым не является. С одной стороны, установление двухгодичного срока и перечня дополнительных требований и условий для получения лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц преследует цель проверить устойчивость функционирования банка и его готовность работать с наименее защищенными клиентами - гражданами, а с другой - рождает противоречие в банковском законодательстве между наименованием "банк" (де-юре) и кругом операций, которые тот фактически может осуществлять (де-факто)" <41>.

<41> Пыхтин С. Лицензирование банковской деятельности // Законность. 2000. N 11. С. 44.

С вопросом расширения деятельности и получения банковской лицензии на другие виды банковских операций О.М. Олейник связывает возможность добровольного изменения банком своей специальной компетенции. В этом случае "речь может идти о получении новых лицензий при условии, что банк соответствует квалификационным требованиям, необходимым для этого" <42>.

<42> Олейник О.М. Основы банковского права. Курс лекций. М., 1999. С. 83.

Таким образом, для банков установлена специальная процедура государственной регистрации и лицензирования банковской деятельности.

Государственную регистрацию банков и лицензирование банковской деятельности осуществляет Банк России, что является оправданным. Банковская деятельность - особый вид предпринимательской деятельности для общества и государства, банки - особый вид коллективных субъектов. Банковская деятельность настолько связана с экономикой страны, с ее благосостоянием, что нуждается в особом надзоре. Банк России в целях осуществления им надзорных функций осуществляет государственную регистрацию банков, лицензирование банковской деятельности. И именно в интересах пользователей банковских услуг надо оставить за Банком России как специализированным органом возможность осуществлять надзорные функции путем государственной регистрации и лицензирования банковской деятельности.

По этой причине мнение некоторых ученых о том, что закрепление за Центральным банком РФ функций по регистрации и лицензированию банков чрезвычайно затрудняет и затягивает процедуру образования банков, можно считать спорным <43>. Хотя встречаются случаи, когда сами банки по ошибке, не обращаясь за решением Банка России о соответствующей государственной регистрации, напрямую обращаются в регистрирующий орган, не соблюдая специальный режим регистрации. Судебные органы считают данные действия коммерческих банков незаконными, отмечая, что внесение сведений в Единый государственный реестр о создании, реорганизации кредитных организаций и иных предусмотренных Законом сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации <44>.

<43> См.: Филатов Ю.В. Указ. соч. С. 161.
<44> См.: Постановление ФАС Московского округа от 9 июня 2004 г. N КА-А40/4815-04 // СПС "КонсультантПлюс".

Вряд ли можно согласиться и с мнением о том, что "с развитием рыночных отношений... увеличится число тех видов деятельности, которые будут требовать специальной профессиональной подготовки, а значит, и специального лицензирования. В связи с этим для дальнейшего развития предпринимательства в России необходимо отойти от практики регистрации и лицензирования предпринимателей различными способами, а наоборот, разработать общий унифицированный порядок" <45>. В интересах самого государства и общества существование специализированного порядка регистрации, лицензирования и государственного надзора за деятельностью важного института - коммерческих банков.

<45> Филатов Ю.В. Указ. соч. С. 161.

Определенные сложности в практической деятельности вызывают вопросы отнесения тех или иных действий к банковским. Например, является ли банковской деятельностью и требует ли получения лицензии на ее осуществление заключение договоров займа между юридическими лицами.

Существует точка зрения, что сложностей в определении субъектов банковской деятельности в качестве кредитных организаций (как банков, так и небанковских кредитных организаций) нет, поскольку решающее значение в решении этой задачи имеют формальные признаки кредитных организаций. Дело в том, что Законом о банках и банковской деятельности установлен жесткий порядок государственной регистрации кредитных организаций и лицензирования их деятельности. При этом необходимыми формальными признаками всякой кредитной организации являются: ее государственная регистрация в качестве таковой (кредитной организации) как в Едином государственном реестре юридических лиц, так и в Книге регистрации кредитных организаций, ведущейся Банком России; наличие у кредитной организации лицензии на осуществление соответствующих банковских операций, выданной Банком России, и необходимой учетной записи об этом в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций, который также ведется Банком России. При наличии указанных формальных признаков соответствующая коммерческая организация (хозяйственное общество) может быть идентифицирована в качестве кредитной организации.

Надлежащим субъектом кредитного договора (на стороне кредитора) в настоящее время является именно банк, поскольку деятельность кредитной организации по предоставлению кредитов представляет собой размещение от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности денежных средств, привлеченных во вклады и на банковские счета физических и юридических лиц. Иными словами, указанная деятельность кредитной организации представляет собой совокупность тех банковских операций, которые составляют исключительные полномочия банков (ст. 1 Закона о банках). Хотя, конечно же, не исключена теоретическая возможность того, что осуществление банковских операций в указанном сочетании может быть дозволено Банком России и другим кредитным (небанковским) организациям <46>.

<46> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о займе, банковском кредите и факторинге. Договоры, направленные на создание коллективных образований. Книга 5: В 2 томах. Т. 1. М., 2006. С. 171.

Это подтверждается и судебной практикой, в которой суд также формально подходит к определению субъектов тех или иных правоотношений. Так, в Постановлении ФАС Поволжского округа <47> суд установил, что в силу ст. 1, 5, 12, 13 Закона о банках специальное разрешение (лицензия) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) на право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом, требуется только кредитным организациям - специально образованным и подлежащим государственной регистрации в специальном порядке юридическим лицам. Общество не является кредитной организацией, осуществляет на основании договора с ОАО "Информационно-вычислительный центр ЖКХ и ТЭК Волгограда", г. Волгоград, прием от населения платежей за жилищно-коммунальные услуги по адресно-именному единому платежному документу и их перечисление на счета ОАО "Информационно-вычислительный центр ЖКХ и ТЭК Волгограда", г. Волгоград. Следовательно, вывод суда о наличии состава правонарушения является необоснованным. Таким образом, судом сделан вывод, что специальное разрешение (лицензия) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) на право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом, требуется только кредитным организациям - специально образованным и подлежащим государственной регистрации в специальном порядке юридическим лицам.

<47> См.: Постановление ФАС Поволжского округа от 19 апреля 2006 г. по делу N А12-32830/05 // СПС "КонсультантПлюс".

Чтобы избежать подобных спорных ситуаций, законодателем были внесены в Закон о банках изменения, зафиксировавшие, что коммерческие организации, не являющиеся кредитными организациями, могут осуществлять некоторые банковские операции, а именно: принимать от физических лиц наличные денежные средства в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги. При этом получения лицензии на осуществление данных операций не требуется <48>.

<48> См.: Закон о банках. Ст. 13.1.

Другой случай из судебной практики связан с применением норм о банковской деятельности к иным правоотношениям <49>. При этом суд отмечает, что в соответствии с Федеральным законом "О потребительской кооперации..." <50> потребительское общество правомочно привлекать заемные средства от пайщиков и других граждан. Данный Закон не называет в числе субъектов, от которых потребительское общество может принимать заемные средства, юридических лиц, не являющихся его пайщиками. Потребительское общество не является кредитной организацией, имеющей право заключать договор банковского вклада. Таким образом, суд при рассмотрении конкретного дела опять же исходит из формальных признаков кредитной организации - необходимости специфической государственной регистрации юридического лица в качестве кредитной организации и лицензирования банковской деятельности. Если данных признаков нет, следовательно, юридическое лицо не является коммерческим банком.

<49> См.: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 8 декабря 2003 г. N Ф08-4501/2003 // СПС "КонсультантПлюс".
<50> См.: Федеральный закон от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" // РГ. N 139. 1992.

Позволю подвергнуть данный подход критике. Неправовая форма, предложенная законодателем, должна "примеряться" к конкретному делу, а правоотношение необходимо анализировать и идентифицировать как ту или иную правовую форму, закрепленную в нормативных правовых актах. То есть не слово "банк" в названии юридического лица и не наличие лицензии должны вызывать у правоприменителей ассоциации с банковской деятельностью, а сама деятельность юридического лица должна анализироваться с теми признаками, которые отличают банковскую деятельность от небанковской.

Можно выделить еще одну проблему, с которой сталкиваются банки при прохождении процедуры лицензирования своей деятельности, - они не указывают в своем фирменном наименовании слово "банк", что является основанием для отказа в выдаче им лицензии <51>. Хотя в связи с этим возникает еще один вопрос: почему Банк России регистрирует юридическое лицо и в то же время не выдает ему лицензию на осуществление банковской деятельности? Банку России в вопросах государственной регистрации и лицензирования банковской деятельности необходимо однозначно толковать и использовать законодательство.

<51> См.: Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31 января 2006 г., 7 февраля 2006 г. по делу N А40-77110/05-84-634 // СПС "КонсультантПлюс".

Регистрационно-лицензионная функция Банка России является производной от его контрольных и надзорных функций <52>. Судебные органы при рассмотрении дел исходят из того, что надзор за соблюдением кредитной организацией требований законодательства, регулирующего банковскую деятельность, осуществляется Банком России и в компетенцию налогового органа не входит осуществление такого надзора <53>.

<52> См.: Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". М., 2003. С. 14.
<53> См.: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2004 г. по делу N 09АП-384/04-АК // СПС "КонсультантПлюс".

Итак, в процессе создания и осуществления деятельности банки вступают в различные административные правоотношения с государственными органами. При этом последние оказывают на них управляющее, властное воздействие. Это отношения, связанные с государственной регистраций и лицензированием банковской деятельности, с осуществлением государственного надзора за деятельностью коммерческих банков со стороны Банка России и иных государственных органов, с привлечением банков к административной ответственности. В данных административных правоотношениях с государственными органами банки выступают носителями пассивной административной правосубъектности.

В.В.Скороходова

Соискатель

кафедры административного права

Уральской государственной

юридической академии

г. Екатеринбург