Мудрый Экономист

Аттестация госслужащих Минспорттуризма

"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 12

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон о госслужбе) аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы РФ, повышению профессионального уровня гражданских служащих, а также решению вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих. О том, в каком порядке проводится аттестация госслужащих Минспорттуризма, мы расскажем в данной статье.

Общие положения об аттестации госслужащих

Основными документами, содержащими правовые основы аттестации госслужащих, а также регламентирующими общий порядок ее проведения, являются:

В соответствии с ч. 3, 8 ст. 48 Закона о госслужбе, п. 3 Положения N 110 аттестации не подлежат гражданские служащие:

Аттестация гражданского служащего осуществляется один раз в три года (ч. 4 ст. 48 Закона о госслужбе, п. 4 Положения N 110). Ранее этого срока может проводиться внеочередная аттестация на основании (ч. 5, 6 ст. 48 Закона о госслужбе, п. 5 Положения N 110):

а) соглашения сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

б) принятого в установленном порядке решения:

В соответствии с Положением N 110 в целях организации проведения аттестации осуществляются следующие мероприятия:

  1. По решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, содержащий положения (п. 7):
  1. Не менее чем за месяц до начала аттестации до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего доводится утверждаемый ежегодно график проведения аттестации, в котором указываются (п. п. 10, 11):
  1. Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем (п. 12). Отзыв должен содержать следующие сведения о гражданском служащем (п. 13):
  1. Не менее чем за неделю до начала аттестации кадровая служба государственного органа должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя (п. 15).

Аттестационная комиссия

Как упоминалось выше, для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия. Согласно ч. 10 ст. 48 Закона о госслужбе в состав аттестационной комиссии включаются:

Стоит отметить, что состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые ею решения (ч. 12 ст. 48 Закона о госслужбе).

Порядок работы аттестационной комиссии Минспорттуризма, принятия ею решений по результатам аттестации, а также реализации таких решений установлен Положением об аттестационной комиссии Минспорттуризма России, утвержденным Приказом Минспорттуризма России от 29.06.2009 N 453 (далее - Положение N 453).

В соответствии с п. 2 Положения N 453 работа аттестационной комиссии осуществляется в соответствии с графиком проведения аттестации гражданских служащих Минспорттуризма, который ежегодно разрабатывается Департаментом управления делами указанного Министерства.

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее членов. Если аттестуемый является членом данной комиссии, то на период его аттестации членство приостанавливается (п. п. 12, 13 Положения N 453).

Проведение аттестации начинается с приглашения аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки без уважительной причины или отказа от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством РФ о государственной гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок. Напомним, что в данном случае на служащего могут быть наложены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы (ч. 1 ст. 57 Закона о госслужбе).

В ходе аттестации комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщение аттестуемого (а в случае необходимости - его непосредственного руководителя) о его профессиональной служебной деятельности. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым дополнительных сведений о его профессиональной служебной деятельности за аттестационный период комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.

Стоит отметить, что профессиональная служебная деятельность госслужащего оценивается на основе (п. 16 Положения N 453):

Также аттестационной комиссией учитываются:

Решения, принимаемые по результатам аттестации

Решение по результатам аттестации принимается аттестационной комиссией открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. В ходе голосования аттестуемый гражданский служащий и его непосредственный руководитель отсутствуют. Равенство голосов трактуется в пользу госслужащего, то есть он признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы (п. 20 Положения N 453).

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией может быть принято одно из следующих решений:

О результатах аттестации аттестуемому госслужащему сообщают непосредственно после подведения итогов голосования.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по форме согласно Приложению к Положению N 110. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании. Ознакомление госслужащего с аттестационным листом осуществляется под расписку. Стоит отметить, что аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, вместе с отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранится в личном деле гражданского служащего (п. п. 22 - 25 Положения N 453).

Протокол заседания аттестационной комиссии ведет ее секретарь. В нем фиксируются решения комиссии и результаты голосования. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

Не позднее чем через семь дней после проведения аттестации руководителю Минспорттуризма представляются документы о результатах аттестации гражданских служащих.

В соответствии с п. 23 Положения N 110, ч. 16 ст. 48 Закона о госслужбе в течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий:

а) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

б) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации;

в) понижается в должности гражданской службы.

Если госслужащий отказывается от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы в соответствии с законодательством РФ о государственной гражданской службе. Стоит отметить, что перевод госслужащего на другую должность либо увольнение по истечении одного месяца после проведения аттестации не допускается. При этом время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается.

Порядок обжалования результатов аттестации

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством РФ (п. 28 Положения N 453). Напомним, что согласно ч. 1 ст. 70 Закона о госслужбе индивидуальные служебные споры рассматриваются:

а) комиссией государственного органа по служебным спорам. Служебный спор рассматривается комиссией по служебным спорам в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя. Комиссия по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение 10 календарных дней со дня подачи письменного заявления (ч. 7, 10 ст. 70 Закона о госслужбе);

б) судом. Стоит отметить, что в судах рассматриваются служебные споры (ч. 13 ст. 70 Закона о госслужбе):

Также непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям (ч. 14, 15 ст. 70 Закона о госслужбе):

а) гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, - о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате времени вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы; представителя нанимателя - о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами;

б) о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу;

в) гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.

Л.Ларцева

Эксперт журнала

"Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"