Мудрый Экономист

Новое в практике Госзаданий для учреждений здравоохранения

"Руководитель автономного учреждения", 2011, N 11

Как известно, формирование государственных (муниципальных) заданий зависит и от отраслевой специфики, и от типа учреждения. Что нужно учитывать при составлении этого документа и расчете нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ)? Рассмотрим особенности планирования деятельности в рамках госзаданий в учреждениях здравоохранения и соцзащиты.

Виды учреждений

К государственным (муниципальным) учреждениям, которым следует формировать государственные (муниципальные) задания, в сфере здравоохранения и соцзащиты относятся учреждения стационарного и нестационарного социального обслуживания, источником финансирования которых, помимо средств бюджетов субъектов РФ, являются дополнительные внебюджетные средства (от приносящей доход деятельности), а также учреждения системы социальной защиты населения. Внебюджетным финансированием в последних будут средства, поступившие от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве платы за стационарное обслуживание и социальные услуги, благотворительные взносы и пожертвования, а также другие источники, не запрещенные законом.

В перечень казенных учреждений, финансируемых по бюджетной смете, но для которых по решению главного распорядителя бюджетных средств предусмотрены государственные задания, могут быть включены:

Обратите внимание! Государственные учреждения субъектов РФ и муниципальные учреждения, участвующие в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, не могут быть созданы в виде казенных учреждений.

Структура перечня услуг

При разработке перечня услуг (работ) рекомендуется следующая структура:

Для отнесения государственных (муниципальных) услуг (работ) к первому или второму разделам в качестве основного критерия рекомендуется принимать показатель "Категория потребителей". Так, если потребителями государственной (муниципальной) услуги (работы) являются конкретные физические лица, она включается в раздел "Услуги" (например, оказание определенного вида медицинской помощи). Если же потребители - это государственные органы исполнительной власти, юридические лица, все общество в целом, наименование включается в раздел "Работы" (например, научные исследования).

Перечни услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями, формируют органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 определены полномочия органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в области охраны здоровья граждан, а именно:

Нормативные затраты на оказание госуслуг

Расчет нормативных затрат для государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений рекомендуется осуществлять в соответствии с выбранным в регионе вариантом распределения затрат (затраты на оказание услуг плюс затраты на содержание имущества либо прямые и косвенные затраты).

При определении объема нормативных затрат на оказание государственных услуг в расчет не включаются:

  V   затраты, финансируемые путем предоставления  субсидий на иные цели, в
соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, в том числе расходы:
- на капитальный ремонт;
- на приобретение основных средств, за исключением затрат на
комплектование фондов;
- другие расходы, финансируемые путем предоставления субсидий на иные
цели;
---------------------------------------------------------------------
V объемы бюджетных инвестиций;
---------------------------------------------------------------------
V затраты на содержание движимого имущества, не отнесенного к категории
особо ценного;
---------------------------------------------------------------------
V расходы на финансовое обеспечение осуществления государственным
учреждением субъекта РФ полномочий органов государственной власти
субъекта РФ по исполнению публичных обязательств, подлежащих
исполнению в денежной форме.

Отметим, что для расчета нормативных затрат рекомендуется детально структурировать деятельность государственных учреждений субъекта РФ и муниципальных учреждений. Для каждой из услуг должно рассчитываться свое значение нормативных затрат. А при необходимости может быть произведена дополнительная детализация состава государственных услуг для целей расчета нормативов.

Средства на содержание учреждений, оказывающих медицинскую помощь в рамках обязательного медицинского страхования, передаются указанным учреждениям в форме субсидий, предоставляемых на иные цели (в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ).

Принципы формирования госзаданий

Государственное (муниципальное) задание разрабатывается при формировании закона (решения) о соответствующем бюджете, а утверждается в течение месяца после принятия этого закона. Оно формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами автономного, бюджетного или казенного учреждения субъекта РФ либо муниципального учреждения.

Госзадание устанавливает показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) услуги (работы), а также порядок ее оказания (выполнения). При этом рекомендуется использовать форму госзадания, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 <1>.

<1> "О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания".

При установлении государственному учреждению субъекта РФ или муниципальному учреждению государственного задания на оказание нескольких услуг (выполнение нескольких работ), государственное (муниципальное) задание формируется из нескольких разделов, каждый из которых должен содержать требования к оказанию одной услуги (выполнению одной работы).

Если одновременно предусмотрено оказание услуги (услуг) и выполнение работы (работ), государственное (муниципальное) задание должно содержать две части, в каждой из которых отдельно устанавливаются требования к оказанию услуги и выполнению работы.

Обратите внимание! Согласно рекомендации Минздравсоцразвития в части медицинской помощи, оказываемой в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), государственное (муниципальное) задание не устанавливается.

Рассмотрим принцип расчета стоимости государственных услуг в рамках ОМС на примере Вологодской области.

    Стоимость госуслуги в системе ОМС (СТ   )  рассчитывается  по  формуле:
омс
СТ = Ед x НЗ ,
омс ед
где Ед - единица измерения услуги (койко-день, количество пациентов в
день в дневном стационаре, количество вызовов скорой помощи);
НЗ - норматив затрат на единицу объема услуги.
ед

Также на примере Вологодской области представим нормативы затрат на единицу государственной услуги в здравоохранении:

        Единица измерения услуги      
 Психиатрия
 Наркология
 Фтизиатрия
 Один койко-день   
Норматив, руб.    
  1599,28  
  1604     
  1325,4
Факт 2009 г., руб.
   640,85  
   861,88  
   919,53
Отклонение, %     
    40     
    53,7   
    69,4
 Одно посещение    
Норматив, руб.    
   312     
   270,68  
   262,43
Факт 2009 г., руб.
   229,19  
   128,52  
   214,37
Отклонение, %     
    73,5   
    47,5   
    81,7
 Один пациенто-день
Норматив, руб.    
   539     
   484,73  
   446,8
Факт 2009 г., руб.
   346,46  
   144,94  
     0
Отклонение, %     
    64,3   
    29,9   
     0

Перечень платных услуг (работ) и тарифов на них

С целью совершенствования и развития финансово-экономической самостоятельности регионов орган исполнительной власти субъекта РФ сам принимает решение о формировании и утверждении единого исчерпывающего перечня платных услуг (работ), а государственные учреждения субъектов РФ и муниципальные учреждения определяют, какие услуги (работы) из данного перечня они оказывают. При этом орган исполнительной власти субъекта РФ вправе утверждать предельные цены (тарифы) на каждую платную услугу (работу), оказываемую (выполняемую) подведомственными ему учреждениями.

При формировании нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ, утверждающих порядок определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности подведомственных госучреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений, могут быть использованы ведомственные нормативные правовые акты Минздравсоцразвития, в том числе Приказы:

А.Г.Ловидова

К. э. н.,

заместитель начальника

отдела анализа и развития

бюджетной системы

Департамента бюджетной

политики и методологии

Минфина России