Мудрый Экономист

Проверки организаций и предпринимателей: грядущие изменения

"Бухгалтерский бюллетень", 2009, N 2

В конце прошлого года были приняты два новых Закона, которые посвящены проверкам, носящим неналоговый характер.

Первый из них затрагивает работу милиции (Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности"). Закон вступил в силу с 10 января 2009 г. Второй - регулирует порядок проверок, проводимых различными госорганами, например противопожарной службой или Роспотребнадзором, на предмет соблюдения компаниями и предпринимателями обязательных требований к товарам, работам и услугам (Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"). Большая часть положений данного Закона действует с 1 июля 2009 г., а некоторые - с 1 января 2010 г.

Контрольные мероприятия

Закон N 294-ФЗ заменит собой Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ, который был принят в 2001 г., и продолжит применяться вплоть до июля 2009 г. Как и прежний Закон, новый распространяет свое действие не на все сферы государственного и муниципального контроля. Порядок налоговых, бюджетных, банковских, таможенных и ряда иных проверок по-прежнему будет регламентироваться отдельными федеральными законами и нормативными правовыми актами. Полный, довольно обширный перечень сфер, не подпадающий под действие Закона N 294-ФЗ, указан в п. 3 ст. 1.

Рассматриваемый Федеральный закон подразделил проверки на документарные (ст. 11) и выездные (ст. 12), определил порядок их проведения. Как можно догадаться из названия, документарные проверки проводятся по месту нахождения контролирующего органа, а выездные - по месту нахождения или месту осуществления деятельности проверяемой организации (предпринимателя). Выездная проверка назначается лишь в тех случаях, когда на основании одной только документарной нет возможности выяснить, имело ли место нарушение (п. 3 ст. 12).

Единый план проверок

Кроме того, проверки могут быть как плановые, так и внеплановые. Закон N 294-ФЗ был принят в целях усовершенствования существующей системы госконтроля и снижения административной нагрузки на бизнес. Поэтому одно из нововведений заключается в том, что теперь плановые проверки в отношении одной и той же компании или предпринимателя могут проводиться не чаще чем раз в три года (п. 2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Ранее делать это можно было не чаще чем раз в два года. Исключение составляют только организации, ведущие деятельность в области здравоохранения, образования, в социальной сфере. Для таких компаний плановые проверки могут проводиться чаще - два и более раза в три года. Перечень указанных видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются отдельно постановлением Правительства РФ. Пока что оно не подготовлено.

Как и ранее, проводить проверку можно в отношении лишь тех организаций (предпринимателей), со времени госрегистрации которых прошло более трех лет (пп. 1 п. 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Ежегодно органы государственного и муниципального контроля обязаны будут направлять в Генеральную прокуратуру РФ план намеченных проверок. На основании этой информации Генпрокуратура составляет сводный план проверок по всем организациям и опубликует его на своем интернет-сайте. По мнению законодателя, составление единого плана проверок позволит избежать ситуации, когда фирму проверяют несколько различных контролирующих органов в отношении одних и тех же требований.

Плановая проверка может осуществляться как в документарной, так и в выездной форме (п. 11 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Не позднее чем за три дня до начала плановой проверки контролирующий орган должен будет уведомить проверяемую организацию о предстоящем мероприятии, предоставив копию соответствующего распоряжения (приказа). Длительность одной проверки (как документарной, так и выездной) не может превышать 20 рабочих дней (п. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). При этом проверяющим нужно учитывать, что суммарная продолжительность плановых проверок для микропредприятий максимально может составить 15 часов в год, а для субъектов малого предпринимательства - 50 часов в год. Правда, в исключительных случаях выездная плановая проверка может быть продлена (п. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).

Что же касается внеплановых проверок, то с вступлением в силу Закона N 294-ФЗ они могут проводиться в случае, если контролирующий орган получил информацию о причинении (угрозе причинения) вреда жизни или здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также при возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций. Предыдущий Закон включал в этот список еще и вред (угрозу вреда) имуществу (п. 5 ст. 7 Закона N 134-ФЗ). Теперь же, по всей видимости, законодатель рассудил, что вопросы нанесения имущественного ущерба должны решаться в рамках гражданского законодательства в судебном порядке. Однако в Законе N 294-ФЗ также прописано, что основанием для выездной проверки может, помимо указанного выше, стать обращение граждан, сообщивших о нарушении их прав потребителей. Порядок проведения внеплановых проверок и оформления их результатов регламентирует ст. 10 Закона N 294-ФЗ.

Дополнительные гарантии

В отличие от предыдущего Закона о неналоговых проверках, в Законе N 294-ФЗ появились положения, посвященные защите прав организаций и предпринимателей, подвергающихся контрольным мероприятиям. Так, согласно ст. 20, если в процессе проверки контролеры допустили грубые нарушения, результаты проверки признаются недействительными и подлежат отмене. Список нарушений, которые считаются грубыми, приведен в п. 2 ст. 20. В частности, к ним относятся отсутствие оснований для проверки, нарушение ее сроков, истребование документов, не относящихся к предмету проверки, и т.д. Добавим, что если проверка, произведенная с нарушениями, привела к убыткам проверяемого, то он вправе потребовать их компенсации в судебном порядке. Данная норма была прописана и в старом Законе, сейчас же она содержится в ст. 22 Закона N 294-ФЗ.

Уведомление о начале деятельности

Важным нововведением Закона N 294-ФЗ является утверждение так называемого уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности. Заключается он в том, что, создавая бизнес (или открывая новое бизнес-направление) в ряде сфер, до начала работы необходимо сообщить об этом в установленной форме соответствующему федеральному органу исполнительной власти (ст. 8 Закона N 294-ФЗ). Такому уведомлению подлежит деятельность в следующих сферах:

Форма уведомлений о начале предпринимательской деятельности в указанных сферах утверждается постановлением Правительства РФ. Информация, указываемая в уведомлении, не требует подтверждения третьими лицами, всю ответственность за ее соответствие действительности несет сам заявитель. Возможно, что в ближайшее время в Кодекс об административных правонарушениях будет внесено дополнение о санкциях, налагаемых на организации за недостоверность и несвоевременность представления уведомлений.

Уведомления также подлежат обновлению в тех случаях, когда организация изменила свое место нахождения (или предприниматель изменил место жительства) либо когда компания произвела реорганизацию. Информацию об этих изменениях организация (предприниматель) сообщает в письменном виде в уполномоченный госорган. Сделать это необходимо в течение 10 рабочих дней с даты внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц (или реестр индивидуальных предпринимателей).

Милицейские проверки

Вернемся к Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. N 293-ФЗ, который начал действовать в январе текущего года. Прежде всего им были внесены изменения в Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции". Так, признан утратившим силу п. 25 ст. 11, в соответствии с которым милиции разрешалось:

На первый взгляд с введением Закона N 293-ФЗ данные полномочия милиция утратила. Однако это не так. Дело в том, что в рамках оперативно-розыскной деятельности (ОРД) милиция по-прежнему вправе исследовать документы, а также обследовать "помещения, здания, сооружения, участки местности и транспортные средства" (ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"). Правда, существует оговорка, что делать это сотрудники милиции могут в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности России. В то же время, как следует из ст. 7 Закона об ОРД, для проведения оперативно-розыскных мероприятий довольно, чтобы сотрудникам милиции стали известны сведения о подготовке противоправного деяния. На практике это означает, что милиция по-прежнему сможет проверять организации и предпринимателей, но квалифицировано это может быть только как оперативно-розыскная деятельность.

Закон N 293-ФЗ также дополнил ст. 27.10 КоАП РФ, указав, что при изъятии документов с них должны быть изготовлены копии, заверенные сотрудником, который данное изъятие произвел. Эти действия в обязательном порядке вносятся в протокол. Если сразу же на месте копии изготовить невозможно, представитель милиции все равно обязан передать их проверяемому, но позднее - в течение пяти дней с момента изъятия. В крайнем случае, если пятидневный срок пропущен, сотрудники милиции должны направить копии по почте заказным почтовым отправлением, зафиксировав его номер в протоколе.

Ю.А.Перебейнос

Независимый консультант

по налогообложению