Мудрый Экономист

Цели и методы регулирования перестраховочной деятельности за рубежом

"Юридическая и правовая работа в страховании", 2009, N 1

Статья посвящена различным аспектам государственного регулирования перестраховочной деятельности и операций по перестрахованию. Для нашей страны данный вопрос важен в связи с тем, что в России законодатель фактически распространил на договоры перестрахования правовой режим договора имущественного страхования, что создает целый ряд серьезных проблем юридического характера.

Совокупность особенностей, присущих перестраховочной деятельности, позволяет выделить несколько наиболее критичных аспектов осуществления операций перестрахования, в отношении которых требуется государственное регулирование в прямой или косвенной форме. При этом главная цель, которая преследуется государственным регулированием, состоит в обеспечении целостности национального страхового рынка и защиты интересов потребителей страховых услуг. Эти цели должно обеспечивать и перестрахование, гарантирующее перестраховочные выплаты в случаях, предусмотренных договорами перестрахования, с тем чтобы обеспечить финансовую устойчивость прямых страховщиков. В связи с этим можно выделить аспекты перестраховочной деятельности, которые, особенно в условиях стран с переходной экономикой, могут провоцировать экономические проблемы в обеспечении непрерывности предоставления страховой защиты национальным потребителям. Мы остановимся как на макроэкономической, так и на микроэкономической составляющих, представляющих собой экономику отдельно взятой страховой компании.

В макроэкономическом аспекте перестрахование как на внутреннем, так и на зарубежном рынке должно решать задачу обеспечения средствами страховщиков для покрытия принятых страховых обязательств путем участия в страховых выплатах. Казалось бы, чем более высок уровень капитализации национального рынка, тем меньшая потребность в перестраховании должна возникать. Однако рост стоимости отдельно взятых страховых рисков (объектов страхования), с одной стороны, и все большая концентрация национального богатства в отдельных городах, регионах, странах, с другой, формируют проблему кумуляции убытков в результате одного страхового случая, такого, как различного рода стихийные бедствия или техногенные катастрофы. Именно поэтому потребность в предоставлении перестраховочных услуг традиционного характера развитых страховых рынков уменьшается при одновременном росте потребности в предоставлении катастрофического покрытия на суммы свыше нескольких сотен миллионов долларов США. В связи с этим, по нашему мнению, трудно установить прямую зависимость между потребностью в перестраховании и показателями капитализации страхового рынка или отдельных страховых компаний. Более того, и в развитых странах размеры капитализации страховщиков и принимаемых на страхование рисков чрезвычайно различаются, поэтому потребность в объеме перестраховочного покрытия по различным видам и даже объектам страхования очень неоднородна.

С другой стороны, приобретение перестраховочного покрытия за рубежом в отсутствие национального предложения достаточных по размеру, стоимости и условиям перестраховочных емкостей связано с перечислением части перестраховочных премий за рубеж. Перестраховочные премии, уплаченные только страховщиками США, составляют в год более 30 млрд долл. США при совокупной национальной страховой премии более 350 млрд долл. Понятно, что сравнение абсолютных показателей не позволяет сделать вывод о том, что чуть менее 10% собираемых премий следует считать показателем оптимального перестрахования. Соответственно сравнение абсолютных показателей не может явиться отправной точкой для решения задач государственного регулирования международного перестрахования. Вместе с тем понятно, что перечисление перестраховочной премии зарубежным перестраховщикам может рассматриваться как негативный элемент платежного баланса страны. Хотя дополнительным позитивным фактором должно являться то, что при наступлении крупных страховых случаев (пожары на производственных предприятиях, природные катастрофы и др.) приток перестраховочных выплат из-за рубежа позволяет не только не поставить на грань исчезновения национальный рынок и компенсировать наступившие убытки, но и сформировать положительный результат совокупных макроэкономических показателей. Таким образом, главными факторами макроэкономической государственной политики должны являться оценка достаточной обеспеченности капиталом национального страхового рынка, оценка совокупного страхового капитала и возможность приобретения необходимого перестрахования у зарубежных финансовоустойчивых перестраховщиков.

С точки зрения отдельно взятой страховой компании ключевыми факторами оценки эффективности перестрахования, а потому и возможности, и необходимости государственного вмешательства в свободу предпринимательской деятельности являются:

Подводя итог вышесказанному, можно выделить две составляющие предмета государственного регулирования:

  1. обеспечение финансовой устойчивости и транспарентности перестраховщика независимо от места его регистрации;
  2. гражданско-правовое регулирование договоров перестрахования.

Примечание. Государственное регулирование в сфере перестрахования в большинстве государств традиционно незначительно, так как в этой сфере сторонами сделок являются профессиональные участники страхового рынка.

Рассмотрим, каковы подходы к государственному регулированию названных проблем в различных странах мира. Большинство национальных источников права не содержат специальных норм, регулирующих договор перестрахования, предоставляя тем самым его участникам широкую свободу при определении предмета договора, его существенных условий, прав и обязанностей сторон, порядка разрешения споров между сторонами. На сегодня фактически ни в одной стране мира нет развитой нормативной базы для регулирования договора перестрахования. Лицензирование страховых компаний и последующий надзор со стороны государства за соблюдением уровня платежеспособности практически во всех странах является прерогативой национальных законов, регламентирующих страховую деятельность.

Директивы Европейского союза по страхованию, которые регулируют единый страховой рынок на территории ЕС, до недавнего времени не распространялись на перестрахование, регулируя лишь прямой страховой бизнес по страхованию жизни и страхованию иному, чем страхование жизни. Вопрос о том, подвергается ли перестрахование структурному разделению, которое установлено для прямого страхования, остался на усмотрение стран-участниц (хорошо известно, что директивы ЕС устанавливают разграничение между долгосрочным бизнесом - страхованием жизни (Life) и бизнесом иным, чем страхование жизни (Non-life), и страховые компании не могут заниматься одновременно и страхованием жизни, и страхованием иным, чем страхование жизни).

Позиции других стран в вопросе регулирования перестраховочной деятельности разделились. Некоторые страны оставили перестрахование полностью нерегулируемой областью гражданских отношений путем исключения каких-либо упоминаний об этой деятельности из правовых норм, регулирующих страхование. Большинство же стран регулируют перестрахование как само страхование с учетом соответствующей модификации правового режима. В некоторых юрисдикциях перестрахование подвергается собственному регулированию. Рассмотрим на примерах конкретных зарубежных стран законодательные нормы, применявшиеся до возникшей ряд лет назад проблемы банкротств перестраховщиков и появления специальных стандартов Международной ассоциации страхового надзора по перестрахованию в 2002 - 2003 гг.

Аргентина. Прямое страхование регулируется специальным законом - Страховым актом. Все специальные и основные условия договоров должны быть утверждены Национальным надзором за страхованием (NSI), который также регулирует такие вопросы, как формы оплаты премии, порядок составления соглашений и т.д. NSI, кроме того, определяет минимальные требования к уставному капиталу страховых компаний, требования к платежеспособности и необходимые условия для получения лицензии. В основном это регулирование не распространяется на договоры перестрахования. Деятельность по перестрахованию управляется отдельными правилами, установленными NSI, которые содержат следующие требования к компании, занимающейся перестраховочной деятельностью в Аргентине: регистрация, определенная величина собственных средств (30 млн долл. США), ежегодное представление годовой бухгалтерской отчетности. Перестраховщик также должен представлять отчет об убытках, превышающих 100 тыс. долл., в оплате которых было отказано. Договоры перестрахования должны содержать оговорку о несостоятельности, согласно которой перестраховщик соглашается в случае ликвидации перестрахователя уплатить кредитовое сальдо в пользу страхователя по основному договору страхования после того, как все дебетовые задолженности перед перестраховщиком будут урегулированы. Договор перестрахования может заключаться на свободно согласованных условиях; в случае если не достигнуто согласие по некоторым условиям договора, возможно применение условий Страхового акта.

Австралия. Создание и деятельность страховых и перестраховочных компаний регулируется Федеральным правительством на основании Страхового акта 1973 г., являющегося законодательным. Этот закон предъявляет следующие требования к страховым и перестраховочным компаниям, которые работают на территории Австралии: они должны быть зарегистрированы в этой стране в надлежащем порядке и должны отвечать определенным финансовым критериям. Таким образом, страховое законодательство Австралии применимо в равной степени и к страхованию, и к перестрахованию.

Дания. Перестрахование рассматривается как форма страхования, регулирование которого подчинено Датскому акту о страховых компаниях, который не проводит различий между страхованием и перестрахованием. Таким образом, и страховые компании, и перестраховочные общества регулируются одними и теми же законодательными нормами.

Сальвадор. Согласно законодательству Сальвадора перестрахование регулируется теми же нормативными актами, что и прямое страхование. Кроме того, в этой стране нет особых требований к перестраховщикам для работы на рынке Сальвадора, в том числе не установлены никакие финансовые ограничения.

Финляндия. Финские страховые организации могут проводить перестрахование на основании лицензии. Согласно этому перестраховочная деятельность подчиняется тем же принципам, что и страховая. Специальный акт регулирует деятельность иностранных страховых компаний в Финляндии, но этот документ не распространяется на перестраховочную деятельность. Соответственно иностранные страховые компании не нуждаются в получении лицензии для перестрахования финских рисков.

Франция. Перестрахование не регулируется. Тем не менее Закон от 08.08.1994 N 94679, который вступил в силу 1 января 1995 г., предусматривает, что перестраховщики, головной офис которых расположен на территории Франции, подотчетны Комиссии по контролю за страхованием. Правила, установленные государственным надзором для таких перестраховщиков, менее строги, чем для прямых страховщиков. Например, перестраховочные компании не обязаны следовать правилам, установленным для страховых компаний в отношении резервов убытков и незаработанной премии, а также в отношении маржи платежеспособности; в то время как Комиссия имеет право отзывать какие-либо разрешения, данные страховой компании, запретить какие-либо операции перестраховочной компании Комиссия не в силе.

Германия. Перестрахование в отличие от страхования законодательством и подзаконными актами совсем не регулируется. Тем не менее перестраховочная деятельность находится под контролем финансового надзора.

Израиль. Закон о контроле предъявляет к компаниям, зарегистрированным в качестве юридического лица в Израиле и намеренным осуществлять перестраховочную деятельность только на территории этой страны, требование о регистрации для получения лицензии. Других требований к перестраховочным компаниям на территории этой страны нет.

Италия. Комплексная структура регулирования, применимая к страхованию, совершенно не приспособлена для перестрахования. Особыми нормативами регулируются только некоторые особенные аспекты перестраховочной деятельности.

Словения. Перестрахование регулируется Актом о страховых компаниях и другими подобными нормативными документами (в области страхования) в отношении создания перестраховочных обществ, их деятельности и надзора за ними.

Швейцария. Швейцарские перестраховочные компании являются объектом наблюдения Федерального офиса по частному страхованию (FOPI). Швейцарские компании, которые собираются заниматься перестрахованием, должны получить разрешение от Федерального департамента юстиции. Национальные перестраховочные компании обязаны представлять полный отчет о своей деятельности в FOPI. Федеральный офис имеет право вмешаться в случаях, если в компании осуществляется ненадлежащий менеджмент, ведется неправильная финансово-учетная политика или формирование технических резервов осуществляется в недостаточном объеме. Но несмотря на это нет четко определенных финансовых стандартов для перестраховочных компаний. От перестраховщиков не требуется иметь ликвидные активы в размере, достаточном для покрытия маржи платежеспособности, и создавать гарантийный фонд, в то время как такие требования предъявляются к прямым страховщикам. Правила инвестиционной политики, установленные для страховых компаний, к перестраховщикам не применяются. В ежегодно представляемом отчете прямые страховщики должны приводить данные о перестраховании своих рисков. Надзор имеет право вмешаться в деятельность страховой компании, если сочтет, что размещение рисков в перестрахование ненадежно и угрожает показателю маржи платежеспособности страховой компании.

В противоположность страховым компаниям перестраховочные общества могут заниматься одновременно и перестрахованием жизни (Life), и перестрахованием иных рисков, не связанных со страхованием жизни (Non-life), - для перестраховщиков не требуется разделения этих видов деятельности. Перестраховщикам, как и прямым страховщикам, запрещено заниматься деятельностью, не относящейся к страхованию (в широком смысле этого понятия).

Иностранные перестраховщики, работающие на рынке Швейцарии, не подлежат национальному контролю. Они могут заниматься перестрахованием на территории Швейцарии без лицензии либо через представительство на территории Швейцарии, либо непосредственно напрямую через трансграничные сделки. Соответственно в противоположность прямым страховщикам иностранные перестраховочные компании пользуются полной свободой предоставления своих услуг страховым организациям.

Великобритания. Страховой акт 1982 г., который является воплощением Директив ЕС, устанавливает только ограничительные требования к перестрахованию, но в документе, который называется Re NRG Victory Insurance Ltd., предусматривается, что все формы перестрахования (включая ретроцессию) являются аналогичными прямому страхованию с точки зрения законодательного регулирования: перестраховщик должен иметь отдельные разрешения на все виды страхования, которые он принимает в перестрахование; также к перестраховщику существует ряд определенных требований финансового характера, сходных с требованиями к прямым страховщикам.

США. Согласно законодательству штата Нью-Йорк перестрахование считается составной частью страхования, и соответственно деятельность по перестрахованию регулируется теми же нормами права, что и страховая деятельность. Хотя нью-йоркское законодательство и регулирует перестрахование в рамках собственно страхования, объем правовых норм, посвященных именно перестрахованию, представлен скудно. Например, рассматриваемое законодательство не регулирует условия и котировки в договорах перестрахования. Что же касается лицензии, то законодательство Нью-Йорка предусматривает следующее:

В других штатах США существуют несколько иные нормативные акты, регламентирующие перестраховочную деятельность.

На основе приведенных выше примеров можно сделать вывод о том, что перестраховочная деятельность подвергалась менее жесткому регулированию, чем страховая; к тому же не все страны считали необходимым издавать нормативные акты, посвященные регулированию деятельности перестраховочных обществ.

Примечание. Почти во всех странах законы о договоре страхования содержат норму о том, что они не применяются к договорам перестрахования.

Что касается гражданско-правового регулирования договоров перестрахования, то здесь ситуация аналогичная. Почти во всех странах законы о договоре страхования ограничиваются указанием на то, что они не применяются к перестрахованию (например, § 186 германского и § 101 швейцарского законов о договоре страхования) или закон только в общем разрешает заключение договоров перестрахования, но не содержит никаких особенных норм, их регулирующих.

В некоторых других странах перестрахование регулируется общими нормами (например, в штате Калифорния в США - § 620 - 623 Страхового кодекса этого штата). Законодательство о страховании непосредственно применяется к факультативному перестрахованию (примером являются положения Английского закона 1906 г. о морском страховании, применяемые к факультативному перестрахованию). Облигаторное перестрахование, напротив, регулируется сложившимися в данной сфере обычаями.

В отдельных случаях принципы права о договоре страхования распространяются на перестрахование, однако они носят настолько общий характер, что действительны в равной степени для договоров страхования и перестрахования. В остальных случаях применяются не нормы законодательства о прямом страховании, а вышеупомянутые обычаи делового оборота.

Что касается судебной практики, то в континентальных европейских странах это ограниченный источник права о перестраховании. Подборка судебных решений, вынесенных в большинстве своем достаточно давно в Германии, содержится в Комментарии Prolss-Martin к Закону о договоре страхования (ч. 186, прим. 4) (1992). В странах континентального и общего права предпочтение отдается арбитражной процедуре. В Великобритании и США судебные решения - важнейший источник права, регулирующего перестрахование. Это происходит благодаря публикации большого количества судебных решений по вопросам, связанным с перестрахованием. К этим решениям (в отличие от континентального права, регулирующего перестрахование) существует свободный доступ: их можно найти обычными методами поиска или посредством обращения к публикациям по правовому регулированию перестрахования. Самый известный научный труд по перестрахованию, касающийся английской судебной практики, - это Reinsurance Law (1993) Батлера и Меркина.

Таким образом, при перестраховании стороны опираются на условия заключенных между ними договоров. Договоры перестрахования - это способ оформления и основа правоотношений между прямым страховщиком и перестраховщиком. Положения этих договоров сформулированы кратко, используют специальную терминологию и требуют дальнейшего пояснения относительно обычаев перестрахования, сложившихся за десятилетия тесного международного сотрудничества в этой сфере.

При обсуждении этих договорных положений, включающих в зависимости от обстоятельств особые требования перестрахователя, стороны пользуются полной свободой договора. Исходя из условий договора можно сделать четкий вывод о намерениях и обязанностях сторон.

Несмотря на предпринятые попытки унификации до сих пор не разработаны типовые формы и нормы, определяющие содержание договоров перестрахования.

Анализ приведенных определений позволяет сделать вывод о том, что юридическое определение перестрахования все еще нуждается в доработке, может быть, в настоящее время еще в большей степени в связи с появлением новых форм и видов перестрахования.

Национальное регулирование международного перестрахования, то есть перестрахования, в котором участвуют стороны, зарегистрированные в разных странах, может быть связано с принятием специальных норм права в областях:

В том случае когда национальное регулирование разрешает передачу риска по договорам перестрахования за рубеж, договор международного перестрахования регулируется с учетом особенностей международного частного права и национального гражданского права сторон - страховщика и перестраховщика. В частности, особенностью российского страхового права является то, что в общем случае к договору перестрахования (ст. 967 ГК РФ) применяются правила, регулирующие договор страхования предпринимательского риска, что дает возможность в дальнейшем распространить на договор перестрахования общие нормы международного частного права, применяемые в Российской Федерации к договорам страхования. Следовательно, к договору международного перестрахования в соответствии с гл. 48 ГК РФ применяется право страны перестраховщика, если собственно договором международного перестрахования не предусмотрено иное. Если сочетать отмеченное правило с нормами Второй директивы ЕС по страхованию иному, чем страхование жизни, от 22.06.1988 N 88/387/ЕЕС, установленными в отношении договоров, касающихся так называемых крупных рисков, то стороны договора международного перестрахования вправе выбрать в качестве права договора право любой страны по своему усмотрению. Однако и это является признанным фактом практики международного перестрахования - основное влияние на юридическую конструкцию и формулирование прав и обязанностей сторон в договоре международного перестрахования оказывают обычаи делового оборота. Перечень таких обычаев достаточно широк. Основу составляют пять правил международного перестрахования (или оговорки): следование судьбе и расчетам, право на проверку бухгалтерских книг и иной документации прямого страховщика, право на ошибки и упущения, арбитражная оговорка и принцип наивысшего доверия сторон. Одновременно специальные дополнительные условия по соглашению сторон могут также являться обязательными условиями договоров международного перестрахования.

Примечание. Введение запретов на проведение операций по перестрахованию с зарубежными перестраховочными обществами всегда носит временный характер, поскольку в этом случае все риски остаются в стране.

Административно-правовое регулирование международного перестрахования является в определенной мере индикатором осознания экономической роли международного перестрахования в распределении рисков. Как правило, введение прямых запретов на проведение операций по перестрахованию с зарубежными перестраховочными обществами связано с неверной оценкой роли перестрахования во вторичном распределении рисков между страховщиком и перестраховщиком и сопровождающей эту операцию уплатой перестраховочной премии. Чем меньше капитализация национального страхового рынка, тем выше потребность в перестраховании за рубежом. Однако уровень и совокупная величина капитализации национальных страховщиков не являются единственной причиной международного перераспределения рисков. Кумуляция рисков, характерная для страхования на случай стихийных бедствий, неравномерность страхового портфеля, потребность в привлечении средств на цели покрытия единичных крупнейших убытков - эти причины являются основными и для развитых рынков, заставляющими в значительной мере использовать мировой перестраховочный рынок для решения этих задач.

Основные методы в области административного регулирования деятельности иностранных перестраховщиков по предоставлению услуг национальным страховщикам могут быть связаны с введением в национальном законодательстве норм:

В различных странах можно встретить довольно сложные комбинации административного регулирования деятельности иностранных перестраховщиков, однако следует заметить, что абсолютно "свободных" стран, законодательство которых не содержит никаких ограничений деятельности иностранных перестраховщиков на национальной территории, скорее, не существует. Подобное замечание связано как с отсутствием исчерпывающей информации о регулировании деятельности иностранных перестраховщиков в различных странах, так и зачастую с национальными особенностями финансового и административного права в области страхования. Вместе с тем нельзя не обратить внимание на тенденцию, четко оформившуюся в течение последних 25 - 30 лет прошлого столетия, - на всемерную либерализацию операций международного перестрахования.

Объяснения этой тенденции связаны прежде всего с интеграцией и глобализацией мирового страхового и перестраховочного рынков. Появление интеграционных соглашений, таких, как Римское соглашение 1957 г. о создании Европейского сообщества или Соглашение о свободной экономической зоне между Канадой, США и Мексикой 1984 г., неизбежно влечет за собой снятие ограничений на проведение операций по перестрахованию между субъектами - страховщиками и перестраховщиками, зарегистрированными на территории стран - участниц таких интеграционных соглашений.

Например, одной из первых директив, принятых Европейским сообществом, стала Директива от 25.02.1964 N 64/225/ЕЕС о свободе предоставления услуг в области перестрахования и ретроцессии на территории ЕС, положения которой предписывали упразднение ранее существовавших в национальном законодательстве стран - участниц ЕС каких бы то ни было финансовых или административных ограничений на проведение операций по перестрахованию между страховщиками и перестраховщиками, зарегистрированными на территории стран ЕС.

Важнейшей движущей силой в либерализации международного перестрахования является Всемирная торговая организация и рамочное Генеральное соглашение о торговле услугами, принятое в апреле 1994 г. Согласно классификатору услуг в рамках ВТО перестрахование является самостоятельным видом страховых услуг, поэтому условия присоединения различных стран к ВТО также подразумевают и принятие обязательств по либерализации условий доступа иностранных перестраховщиков к операциям по перестрахованию с национальными страховыми обществами.

Оформление этой тенденции еще на этапе переговоров, связанных с Уругвайским раундом, предшествующим созданию ВТО, повлияло на отмену государственных перестраховочных монополий в странах Латинской Америки. Отмена государственной монополии на перестрахование у зарубежных перестраховщиков также является характерной чертой либерализации доступа на страховые рынки стран Юго-Восточной Азии, Индии, Китая в рамках переговоров о присоединении к ВТО в период 1996 - 2000 гг.

Одновременно следует отметить также и то, что координация страхового законодательства в рамках деятельности Международной ассоциации органов страховых надзоров и сотрудничество между национальными страховыми надзорами позволяют как существенно упростить собственно надзор за деятельностью страховщиков и перестраховщиков в связи с проведением операций по перестрахованию, так и выработать взаимоприемлемые минимальные требования к деятельности иностранных перестраховщиков по предоставлению страховых услуг на национальной территории стран-участниц.

В странах Латинской Америки (Аргентина, Чили, Уругвай) отмена государственной монополии на перестрахование у зарубежных перестраховщиков была связана с появлением новых требований. В частности, если зарубежный перестраховщик имеет международный рейтинг финансовой устойчивости не ниже BBB от Moody's или аналогичный от Standard&Poor's, AM Best, то он обладает полной свободой предоставления услуг (нет требования коммерческого присутствия в форме дочернего общества, или отделения, или представительства). При этом необходима регистрация в национальном страховом надзоре; точно так же национальный страховой надзор должен быть уведомлен обо всех изменениях, связанных с заключенными договорами облигаторного перестрахования. В той или иной форме (в том числе в форме представителя) зарубежный перестраховщик должен обеспечить юридическое присутствие на национальной территории. Минимальный размер уставного капитала в стране регистрации головного офиса компании не должен быть ниже 30 млн долл. США. Участие перестраховщика в несении риска не учитывается при оценке платежеспособности прямого страховщика.

В Южно-Африканской Республике, если перестраховщик не имеет дочернего общества или отделения, обладающего достаточной капитализацией, требуется внесение гарантийного депозита, являющегося своего рода гарантией исполнения обязательств по договорам перестрахования. Это требование становится особенно существенным при проведении операций по перестрахованию жизни. Операции по перестрахованию с конкретным зарубежным перестраховщиком должны быть разрешены национальным органом страхового надзора. При оценке платежеспособности прямого страховщика участие перестраховщика в несении риска учитывается, однако существует требование о "депозите премии" в балансе прямого страховщика как актива особенного рода, положительно влияющего на его финансовое состояние.

Примечание. Международный рынок перестрахования объективно требует либерализации условий доступа иностранных перестраховщиков к операциям по перестрахованию с национальными страховыми обществами.

В Китае требование о коммерческом присутствии иностранного перестраховщика является обязательным для начала предоставления услуг по перестрахованию национальным страховщикам. До сих пор сохраняется требование обязательной цессии в пользу национального государственного перестраховщика China Re в размере 20% от всех перестраховочных премий. Участие перестраховщика принимается во внимание при оценке платежеспособности прямого страховщика - показатель страховой премии, полученной по договорам прямого страхования, может быть уменьшен на коэффициент до 50%, если столько фактически составляет премия, уплаченная по договорам перестрахования. Платежи по договорам международного перестрахования подлежат налогообложению, если между Китаем и страной регистрации головного офиса иностранного перестраховщика не заключено международное соглашение об избежании двойного налогообложения доходов.

Характерно, что и в странах Европейского союза, если перестраховщиком выступает юридическое лицо, не зарегистрированное в ЕС, национальное законодательство может содержать существенные ограничения на проведение операций по перестрахованию. Так, например, в Испании и Португалии в таких случаях требуется внесение депозита премий или депозита убытков в баланс прямого страховщика, применяется налогообложение перестраховочной премии, если перестраховщик не зарегистрирован на территории ЕС или между странами не заключено соглашение об избежании двойного налогообложения полученных доходов.

Таким образом, мы видим, что национальное законодательство может содержать достаточно широкий перечень прямых или косвенных ограничений на проведение операций по перестрахованию с зарубежными перестраховщиками.

Как мы отмечали ранее, интенсивное обсуждение эффективности государственного регулирования перестраховочной деятельности в рамках Международной ассоциации страховых надзоров привело к существенным изменениям в национальных и региональных подходах к страховому надзору за деятельностью перестраховщиков. Отдельные страны ЕС, например Германия, уже приняли в 2004 г. поправки к закону о страховом надзоре, введя лицензирование перестраховочной деятельности и оценку финансовой устойчивости перестраховщиков в соответствии с требованиями первого поколения директив о платежеспособности 2002 г.

А.П.Артамонов

К. э. н.,

заместитель генерального директора

ОСАО "ГЕФЕСТ"