Мудрый Экономист

Налоговое законодательство: предновогодние сюрпризы. Изменения в части второй налогового кодекса

"Налоговая проверка", 2009, N 2

В продолжение темы изменения налогового законодательства в связи с принятием Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ) мы рассмотрим новшества, внесенные в часть вторую Налогового кодекса.

Закон N 224-ФЗ вступил в силу с 1 января 2009 г., его отдельные статьи - со дня его официального опубликования (27.11.2008), а также имеют более поздние сроки начала действия.

Изменения в гл. 21 НК РФ внесены также Федеральными законами N 251-ФЗ <1> и N 209-ФЗ <2>, в гл. 25 НК РФ - Федеральным законом N 305-ФЗ <3>, в гл. 26.2 НК РФ - Федеральным законом N 208-ФЗ <4>.

<1> Федеральный закон от 04.12.2008 N 251-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
<2> Федеральный закон от 24.11.2008 N 209-ФЗ "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
<3> Федеральный закон от 30.12.2008 N 305-ФЗ "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
<4> Федеральный закон от 24.11.2008 N 208-ФЗ "О внесении изменения в статью 346.14 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Данные новшества мы тоже рассмотрим в нашей статье.

    Изменения, внесенные Законом
N 224-ФЗ
      Дополнения и комментарии      
                      Налог на добавленную стоимость                     
Статья 149 НК РФ                            
К операциям, не подлежащим обложению
НДС, относится реализация на
территории РФ:
- лома и отходов черных металлов;
- товаров, работ, услуг,
производимых и реализуемых лечебно-
производственными (трудовыми)
мастерскими лечебных исправительных
учреждений уголовно-исполнительной
системы <а>
Расширен перечень не облагаемых НДС 
на территории РФ операций по
реализации
Статья 150 НК РФ                            
Принципиальные изменения претерпел  
пп. 7 ст. 150 НК РФ: не подлежит
обложению НДС ввоз на таможенную
территорию РФ технологического
оборудования (в том числе
комплектующих и запасных частей к
нему), аналоги которого не
производятся в РФ, по перечню,
утверждаемому Правительством РФ
Теперь неважно, ввозят              
технологическое оборудование в
качестве вклада в уставный капитал
или для перепродажи, но для
освобождения от обложения НДС оно не
должно иметь аналогов,
производящихся в нашей стране.
Данное нововведение направлено
непосредственно на поддержку
отечественного товаропроизводителя.
Соответствующие изменения вступают в
силу с 1 января 2009 г., но не ранее
1-го числа очередного налогового
периода по НДС, следующего за
налоговым периодом, в котором
вступило в силу постановление
Правительства РФ об утверждении
перечня технологического
оборудования (в том числе
комплектующих и запасных частей к
нему), аналоги которого не
производятся в РФ
Статья 154 НК РФ                            
Новый п. 5.1 ст. 154 НК РФ          
устанавливает порядок определения
налоговой базы по НДС при реализации
автомобилей, приобретенных у
физических лиц (не являющихся
налогоплательщиками) для
перепродажи: налоговая база
рассчитывается как разница между
ценой, определяемой в соответствии
со ст. 40 НК РФ, с учетом налога и
ценой приобретения указанных
автомобилей. Соответствующие
технические изменения внесены в п. 4
ст. 164 НК РФ
Данные изменения <б> вступают в силу
с 1 апреля 2009 г. Они призваны
увеличить реализацию подержанных
автомобилей через автосалоны
Статья 161 НК РФ                            
Дополнен п. 3 ст. 161 "Особенности  
определения налоговой базы
налоговыми агентами" НК РФ: при
реализации (передаче) на территории
РФ государственного имущества, не
закрепленного за государственными
предприятиями и учреждениями,
составляющего государственную казну
РФ, казну республики в составе РФ,
казну края, области, города
федерального значения, автономной
области и округа, налоговая база
определяется как сумма дохода от
реализации (передачи) этого
имущества с учетом налога.
При этом налоговая база исчисляется
отдельно при совершении каждой
операции по реализации (передаче)
указанного имущества. В этом случае
налоговыми агентами признаются
покупатели (получатели) указанного
имущества, за исключением
физических лиц, не являющихся
индивидуальными предпринимателями.
Указанные лица обязаны исчислить
расчетным методом, удержать из
выплачиваемых доходов и уплатить в
бюджет соответствующую сумму налога.
Пункт 4 ст. 161 НК РФ дополнен
положением о том, что налоговыми
агентами признаются органы,
организации или индивидуальные
предприниматели, уполномоченные
осуществлять реализацию, в
частности, имущества, реализуемого
по решению суда (в том числе при
проведении процедуры банкротства в
соответствии с законодательством
Российской Федерации)
Изменения, внесенные в п. 5 ст. 161
НК РФ, расширяют перечень видов
деятельности, при которых возникают
обязанности налогового агента.
До этих изменений речь шла
исключительно об аренде
федерального имущества, имущества
субъектов РФ и муниципального
имущества
Статья 165 НК РФ                            
Согласно изменениям, внесенным в    
пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ, не только
при вывозе отдельных видов товаров,
а всем налогоплательщикам можно
представить реестр таможенных
деклараций, содержащий сведения о
фактически вывезенных товарах, а
также о таможенном оформлении
товаров в соответствии с таможенным
режимом экспорта, с отметками
пограничного таможенного органа РФ
вместо таможенных деклараций (их
копий), а не в дополнение к ним, как
это было ранее. Порядок их
представления определяется Минфином
по согласованию с ГТК
Согласно ст. 3 Закона N 224-ФЗ,     
если товары помещены соответственно
под таможенный режим экспорта,
международного таможенного транзита,
свободной таможенной зоны,
перемещения припасов в период с
1 июля 2008 г. по 31 декабря
2009 г., предусмотренный п. 9
ст. 165 НК РФ срок представления
документов (их копий), указанных в
п. п. 1 - 4 ст. 165 НК РФ,
исчисляемый с даты помещения товаров
под таможенные режимы, а также
предусмотренный п. 9 ст. 167 НК РФ
момент определения налоговой базы,
связанный со сроком представления
таких документов, увеличиваются на
90 дней. Данные изменения
существенны для налогоплательщиков,
осуществляющих большое количество
экспортных поставок
Статья 168 НК РФ                            
Пункт 1 ст. 168 НК РФ дополнен новым
абзацем, согласно которому при
получении налогоплательщиком сумм
оплаты, частичной оплаты в счет
предстоящих поставок товаров
(выполнения работ, оказания услуг),
передачи имущественных прав,
реализуемых на территории РФ,
налогоплательщик обязан предъявить
покупателю сумму НДС, исчисленную в
порядке, установленном п. 4 ст. 164
НК РФ. Согласно данному пункту в
этих случаях сумма НДС должна
определяться расчетным методом:
налоговая ставка исчисляется как
процентное отношение налоговой
ставки, предусмотренной п. п. 2 или
3 ст. 164 НК РФ, к налоговой базе,
принятой за 100 и увеличенной на
соответствующий размер налоговой
ставки (18/118 или 10/110).
Также в новой редакции представлен
п. 3 ст. 168 НК РФ: при реализации
товаров (работ, услуг), передаче
имущественных прав, а также при
получении сумм оплаты, частичной
оплаты в счет предстоящих поставок
товаров (выполнения работ, оказания
услуг), передачи имущественных прав
выставляются соответствующие счета-
фактуры не позднее пяти календарных
дней считая со дня отгрузки товара
(выполнения работ, оказания услуг),
со дня передачи имущественных прав
или со дня получения сумм оплаты,
частичной оплаты в счет предстоящих
поставок товаров (выполнения работ,
оказания услуг), передачи
имущественных прав.
При исчислении суммы НДС в
соответствии с п. п. 1 - 3 ст. 161
НК РФ налоговыми агентами,
указанными в п. п. 2 и 3 ст. 161 НК
РФ, составляются счета-фактуры в
порядке, установленном п. п. 5 и 6
ст. 169 НК РФ
В данную статью внесены             
революционные изменения: начиная с
1 января 2009 г. при получении
предоплаты необходимо выставить
контрагенту счет-фактуру на сумму
оплаты не в одном экземпляре, как
это было раньше - "для себя", а в
двух, один из которых надо передать
заказчику.
С 1 января 2009 г. утрачивает силу
абз. 2 п. 4 ст. 168 НК РФ: при
проведении зачетов или
товарообменных операций больше не
надо перечислять НДС отдельным
платежным поручением.
Соответствующие изменения внесены в
ст. 172 НК РФ: утратил силу п. 2.
Данное положение просуществовало
всего два года и вызывало протест со
стороны налогоплательщиков. При этом
согласно п. 12 ст. 9 Закона N 224-ФЗ
при осуществлении с 1 января 2009 г.
товарообменных операций, зачетов
взаимных требований, при
использовании в расчетах ценных
бумаг суммы НДС, предъявленные
налогоплательщику при приобретении
им товаров (работ, услуг),
имущественных прав, принятых к учету
до 31 декабря 2008 г. включительно,
подлежат вычету в соответствии с
гл. 21 НК РФ в редакции,
действовавшей на дату принятия к
учету указанных товаров (работ,
услуг), имущественных прав
Статья 169 НК РФ                            
Соответствующие изменения внесены в 
п. п. 2, 5 ст. 169 НК РФ, также
введен новый п. 5.1, в котором
приведены обязательные реквизиты,
которые должны быть указаны в счете-
фактуре, выставляемом при получении
предоплаты. Перечень обязательных
реквизитов счета-фактуры для
предоплаты существенно отличается от
привычного нам. В нем отсутствует
ряд реквизитов, вместо этого
появился новый пункт - сумма оплаты,
частичной оплаты в счет предстоящих
поставок товаров (выполнения работ,
оказания услуг), передачи
имущественных прав
Теперь будет два варианта счетов-   
фактур. Один выставляется при
реализации товаров (работ, услуг),
как и было ранее, а другой - при
получении оплаты, частичной оплаты в
счет предстоящих поставок товаров
(выполнения работ, оказания услуг),
передачи имущественных прав
Статья 170 НК РФ                            
В новой редакции суммы налога,      
принятые к вычету налогоплательщиком
по товарам (работам, услугам) в
порядке, предусмотренном гл. 21 НК
РФ, подлежат восстановлению
налогоплательщиком в случае
перечисления покупателем сумм
оплаты, частичной оплаты в счет
предстоящих поставок товаров
(выполнения работ, оказания услуг),
передачи имущественных прав.
Восстановление сумм НДС производится
покупателем в том налоговом периоде,
в котором:
- суммы НДС по приобретенным товарам
(работам, услугам), имущественным
правам подлежат вычету в порядке,
установленном НК РФ;
- произошло изменение условий либо
расторжение соответствующего
договора и возврат соответствующих
сумм оплаты, частичной оплаты,
полученных налогоплательщиком в счет
предстоящих поставок товаров
(выполнения работ, оказания услуг),
передачи имущественных прав
На изменения, внесенные в данную    
статью, следует обратить особое
внимание: п. 3 ст. 170 НК РФ
дополнен новым пп. 3, раньше не был
предусмотрен такой порядок
восстановления НДС, так как нельзя
было принять к вычету НДС с
предоплаты.
Восстановлению подлежат суммы НДС в
размере, ранее принятом к вычету в
отношении оплаты, частичной оплаты в
счет предстоящих поставок
Статьи 171 и 172 НК РФ                         
Статья 171 НК РФ дополнена новым    
п. 12, согласно которому
налогоплательщик, перечисливший
суммы оплаты, частичной оплаты в
счет предстоящих поставок товаров
(выполнения работ, оказания услуг),
передачи имущественных прав, может
принять к вычету суммы НДС,
предъявленные продавцом. При этом
вычеты производятся на основании
счетов-фактур, выставленных
продавцами при получении оплаты,
частичной оплаты в счет предстоящих
поставок товаров (выполнения работ,
оказания услуг), передачи
имущественных прав, документов,
подтверждающих фактическое
перечисление сумм оплаты, частичной
оплаты в счет предстоящих поставок
товаров (выполнения работ, оказания
услуг), передачи имущественных прав,
при наличии договора,
предусматривающего перечисление
указанных сумм (п. 9 ст. 172 НК РФ).
Изменения претерпел п. 5 ст. 172 НК
РФ: с 1 января 2009 г. вычеты сумм
НДС при выполнении строительно-
монтажных работ для собственного
потребления производятся на момент
определения налоговой базы,
установленный п. 10 ст. 167 НК РФ,
то есть на последнее число каждого
налогового периода, а не по мере
уплаты налога в бюджет
Таким образом, законодатель         
устанавливает условие, при
выполнении которого можно будет
принять к вычету суммы НДС с
предоплаты: наличие договора, в
котором предусмотрена предоплата,
документов на оплату и счета-фактуры
от продавца.
Согласно изменениям НДС к вычету при
СМР для собственных нужд можно будет
принять раньше, что позволит
увеличить оборотные средства. Но при
этом согласно п. 13 ст. 9 Закона
N 224-ФЗ суммы НДС, исчисленные при
выполнении с 1 января 2006 г. до
1 января 2009 г. СМР для
собственного потребления и не
принятые к вычету до дня вступления
в силу Закона N 224-ФЗ, подлежат
вычетам в порядке, предусмотренном
ст. 172 НК РФ в редакции,
действовавшей до дня вступления в
силу данного Закона
Статья 176 НК РФ                            
Согласно новой редакции НК РФ       
возможны три варианта решения по
результатам камеральной проверки:
- решение о полном возмещении суммы
НДС, заявленной к возмещению;
- решение об отказе в полном
возмещении суммы НДС, заявленной к
возмещению;
- решение о частичном возмещении
суммы НДС, заявленной к возмещению,
и решение об отказе в частичном
возмещении суммы налога, заявленной
к возмещению
Принципиальные изменения внесены в  
порядок возмещения НДС, точнее, в
порядок принятия решения, выносимого
по результатам камеральной проверки.
До 2009 г. было два варианта
решения: о возмещении (полностью или
частично) НДС или об отказе в
возмещении суммы налога, заявленной
к возмещению.
Теперь налоговики могут не
отказывать в возмещении всей суммы
НДС, если у них есть сомнения в
отношении определенной ее части, а
принимать одновременно два решения -
одно в отношении той суммы, которая
не вызывает сомнений, другое
относительно суммы, по которой между
налоговиками и налогоплательщиком
имеется спор
                      Налог на доходы физических лиц                     
Статья 213 НК РФ                            
Федеральный закон от 24.07.2007     
N 216-ФЗ "О внесении изменений в
часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и некоторые
другие законодательные акты
Российской Федерации" (далее - Закон
N 216-ФЗ) дополнен ст. 3.1, согласно
которой по договорам добровольного
долгосрочного страхования жизни,
заключенным до дня вступления в силу
Закона N 216-ФЗ на срок не менее
пяти лет и в течение этих пяти лет
не предусматривающим осуществления
страховых выплат в пользу
застрахованного лица, в том числе в
виде рент и (или) аннуитетов (за
исключением страховой выплаты,
предусмотренной в случае наступления
смерти застрахованного лица),
страховые взносы по которым до дня
вступления в силу Закона N 216-ФЗ
были в полном объеме уплачены за
физических лиц из средств
работодателей, исчисление и уплата
НДФЛ производятся в порядке,
действовавшем до дня вступления в
силу Закона N 216-ФЗ
Данная статья Налогового кодекса    
посвящена особенностям определения
налоговой базы по договорам
страхования
Статья 220 НК РФ                            
Налогоплательщики - физические лица,
имеющие доходы, облагаемые по ставке
13%, вправе получить имущественные
налоговые вычеты, в том числе в
сумме, израсходованной
налогоплательщиком на новое
строительство либо приобретение на
территории РФ жилого дома, квартиры,
комнаты или доли (долей) в них, в
размере фактически произведенных
расходов, а также в сумме,
направленной на погашение процентов
по целевым займам (кредитам). Общий
размер данного имущественного
налогового вычета увеличен в два
раза и составляет 2 млн руб. без
учета сумм, направленных на
погашение процентов по целевым
займам (кредитам)
Данное положение распространяется на
правоотношения, возникшие с 1 января
2008 г.
Статья 228 НК РФ                            
В новой редакции НК РФ к физическим 
лицам, которые производят исчисление
и уплату налога в соответствии со
ст. 228 НК РФ, отнесены и физические
лица, которые продали имущественные
права, например долю в уставном
капитале организации.
В новой редакции изложен пп. 7 п. 1
ст. 228 НК РФ: самостоятельно
исчисляют и уплачивают НДФЛ, а
также подают декларацию физические
лица, получающие от физических лиц,
не являющихся индивидуальными
предпринимателями, доходы в денежной
и натуральной формах в порядке
дарения, за исключением случаев,
предусмотренных п. 18.1 ст. 217 НК
РФ, когда такие доходы не подлежат
налогообложению
Увеличилось количество лиц, которые 
должны самостоятельно подать
декларацию по окончании налогового
периода и уплатить НДФЛ.
Если подарок получен физическим
лицом от организации или
индивидуального предпринимателя,
налог удерживается налоговым
агентом, то есть теперь даритель в
лице предприятия и предпринимателя
будет нести ответственность за
уплату НДФЛ с суммы подарка
                             Налог на прибыль                            
Статья 251 НК РФ                            
Согласно новой редакции пп. 32 п. 1
ст. 251 НК РФ при определении
налоговой базы не учитываются также
доходы в виде капитальных вложений в
предоставленные по договору
безвозмездного пользования объекты
основных средств в форме неотделимых
улучшений, произведенных
организацией-ссудополучателем
Увеличился перечень доходов, не     
учитываемых при определении
налоговой базы
Статья 252 НК РФ                            
Согласно новой редакции НК РФ       
расходами вновь созданных и
реорганизованных организаций
признается в том числе и стоимость
неимущественных прав
Статья 254 НК РФ                            
Согласно новшествам стоимость       
прочего имущества, выявленного при
инвентаризации, а также имущества,
полученного при ремонте основных
средств, определяется как сумма
налога, исчисленная с дохода,
предусмотренного п. п. 13 и 20
ст. 250 НК РФ. Эту стоимость можно
учесть в качестве материальных
расходов
До внесенных изменений финансисты   
настаивали на том, что сумма налога,
исчисленная с суммы
внереализационного дохода,
начисленного при оприходовании
запчастей, может быть включена в
состав расходов, уменьшающих
налоговую базу по налогу на прибыль
организаций, только в случае, если
указанные запчасти выявлены в ходе
инвентаризации или получены при
ликвидации основных средств (Письмо
от 14.11.2008 N 03-03-06/1/631)
Статья 257 НК РФ                            
Первоначальная стоимость основного  
средства, выявленного в ходе
инвентаризации, будет
устанавливаться согласно п. п. 8 и
20 ст. 250 НК РФ, то есть исходя из
рыночных цен, определяемых с учетом
положений ст. 40 НК РФ
До этого порядок определения        
первоначальной стоимости основных
средств, выявленных при проведении
инвентаризации, а соответственно,
возможность их амортизации НК РФ не
были урегулированы
Статья 258 НК РФ                            
Изменения внесены в п. 9 ст. 258 НК 
РФ: амортизационная премия увеличена
для основных средств, относящихся к
третьей - седьмой амортизационным
группам, до 30% первоначальной
стоимости. При применении
амортизационной премии в случае
реализации данных основных средств
ранее чем по истечении пяти лет с
момента их ввода в эксплуатацию
суммы расходов, включенные в состав
расходов очередного отчетного
(налогового) периода в соответствии
с п. 9 ст. 258 НК РФ, подлежат
восстановлению и включению в
налоговую базу по налогу на прибыль.
Это положение касается всех основных
средств, по которым была применена
амортизационная премия
Это относится и к расходам, которые 
понесены в случаях достройки,
дооборудования, реконструкции,
модернизации, технического
перевооружения, частичной ликвидации
основных средств. Но вместе с этим
внесено ограничение, которого не
было ранее в гл. 25 НК РФ.
Положения абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ
(в ред. настоящего Закона)
применяются к основным средствам,
введенным в эксплуатацию начиная с 1
января 2008 г. (речь идет о пяти
годах с момента ввода в
эксплуатацию).
Применять амортизационную премию или
нет - это право налогоплательщика, а
не его обязанность, поэтому в данном
случае есть возможность выбора
Статья 259 НК РФ                            
Изменения внесены в п. 1 ст. 259 НК 
РФ: установленные настоящим пунктом
методы начисления амортизации
применяются ко всем основным
средствам вне зависимости от даты
их приобретения. Для устранения
разночтений законодатель посчитал
целесообразным внести данное
уточнение
С 1 января 2009 г. отменяется       
применение коэффициента 0,5 в
отношении легковых автомобилей и
пассажирских микроавтобусов, имеющих
первоначальную стоимость
соответственно более 600 000 и
800 000 руб. (п. 9 ст. 259 НК РФ в
редакции до 1 января 2009 г.).
Это касается и тех
налогоплательщиков, которые
начисляли амортизацию с этим
понижающим коэффициентом до
указанной даты, то есть коэффициент
0,5 не применяется с 1 января
2009 г. вообще (ст. 3 Закона
N 224-ФЗ)
Статья 261 НК РФ                            
Изменения затронули абз. 5 п. 1
ст. 261 НК РФ. Слово
"землепользователи" заменили на
"налогоплательщик", а также для
компенсации наносимого
землепользователями ущерба природным
ресурсам в процессе строительства и
эксплуатации объектов договоры
должны быть заключены с органами
государственной власти субъектов РФ
Для учета расходов на освоение      
природных ресурсов добавлено
требование о заключении договоров с
органами государственной власти
субъектов РФ
Статья 263 НК РФ                            
В новой редакции название данной    
статьи звучит как "Расходы на
обязательное и добровольное
имущественное страхование".
Соответствующие изменения внесены в
п. 1 ст. 263 НК РФ, пп. 8 дополнен
словами "или ответственности по
договору".
Кроме того, теперь указано, что
учитываются расходы на добровольное
страхование ответственности по
договору, а не только за причинение
вреда, если такое страхование
является условием осуществления
налогоплательщиком деятельности в
соответствии с международными
обязательствами РФ или общепринятыми
международными требованиями.
Добавлены новые пп. 9 и 10 в п. 1
ст. 263 НК РФ. Согласно пп. 9 теперь
будут учитываться в расходах затраты
на добровольное страхование риска
ответственности, связанной со
строительством олимпийских объектов
в г. Сочи.
А вот новый пп. 10 важен тем, что
согласно ему можно будет учесть в
расходах при расчете налоговой базы
по налогу на прибыль затраты на
другие виды добровольного
имущественного страхования, если в
соответствии с законодательством
Российской Федерации такое
страхование является условием
осуществления налогоплательщиком
своей деятельности. Данное новшество
снимет спорные вопросы по учету
этого вида расходов
В данном случае имеет место не      
просто перестановка слов: понятие
"имущественное страхование" гораздо
шире, чем "страхование имущества".
Согласно ст. 929 ГК РФ по договору
имущественного страхования могут
быть застрахованы следующие
имущественные интересы:
- риск утраты (гибели), недостачи
или повреждения определенного
имущества;
- риск ответственности по
обязательствам, возникающим
вследствие причинения вреда жизни,
здоровью или имуществу других лиц, а
в случаях, предусмотренных законом,
также ответственности по договорам -
риск гражданской ответственности;
- риск убытков от
предпринимательской деятельности
из-за нарушения своих обязательств
контрагентами предпринимателя или
изменения условий этой деятельности
по независящим от предпринимателя
обстоятельствам, в том числе риск
неполучения ожидаемых доходов -
предпринимательский риск
Статья 265 НК РФ                            
Согласно новой редакции пп. 8 п. 1
ст. 265 НК РФ в состав
внереализационных расходов
включаются расходы на списание
нематериальных активов. При этом
расходы в виде сумм недоначисленной
в соответствии с установленным
сроком полезного использования
амортизации включаются в состав
внереализационных расходов, не
связанных с производством и
реализацией, только по объектам
амортизируемого имущества, по
которым амортизация начисляется
линейным методом. Объекты
амортизируемого имущества, по
которым амортизация начисляется
нелинейным методом, выводятся из
эксплуатации в порядке,
установленном п. 13 ст. 259.2 НК РФ
С 2009 г. расходы в виде            
недоамортизированной стоимости
нематериальных активов учитываются в
составе расходов организации при
определении налоговой базы по налогу
на прибыль
Статья 269 НК РФ                            
Действие абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ  
приостанавливается до 31 декабря
2009 г. В период приостановления
действия данного абзаца
устанавливается следующий порядок:
при отсутствии долговых обязательств
перед российскими организациями,
выданных в том же квартале на
сопоставимых условиях, предельная
величина процентов, признаваемых
расходом (включая проценты и
суммовые разницы по обязательствам,
выраженным в условных денежных
единицах по установленному
соглашением сторон курсу),
принимается равной ставке
рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной
в 1,5 раза, - при оформлении
долгового обязательства в рублях и
равной 22% - по долговым
обязательствам в иностранной валюте
(ст. 8 Закона N 224-ФЗ)
Согласно п. 7 ст. 9 Закона N 224-ФЗ 
такой порядок распространяется на
правоотношения, возникшие с
1 сентября 2008 г.
Статья 284 НК РФ                            
Налоговая ставка по налогу на       
прибыль устанавливается в размере
20%, при этом сумма налога,
исчисленная по налоговой ставке в
размере 2,5%, зачисляется в
федеральный бюджет.
С 2009 г. в федеральный бюджет - 2%,
в бюджеты субъектов РФ - 18% <в>
В целом снижение налоговой нагрузки 
по налогу на прибыль произойдет за
счет федерального бюджета
Статья 286 НК РФ                            
В Федеральный закон от 05.08.2000   
N 118-ФЗ включена ст. 27.1, согласно
которой налогоплательщики вправе
перейти на уплату авансовых платежей
исходя из фактически полученной
прибыли в IV квартале 2008 г. (ст. 3
Закона N 224-ФЗ)
Система уплаты авансовых платежей не
может изменяться налогоплательщиком
в течение налогового периода. Однако
для IV квартала 2008 г. законодатели
сделали исключение. Изменение
порядка расчета авансовых платежей
надо отразить в учетной политике и
уведомить о нем налоговый орган
Статья 288 НК РФ                            
Для целей применения ст. 288
"Особенности исчисления и уплаты
налога налогоплательщиком, имеющим
обособленные подразделения" НК РФ
организации, перешедшие на
начисление амортизации нелинейным
методом в составе амортизационных
групп, вправе определять остаточную
стоимость амортизируемого имущества
по данным бухгалтерского учета
Данное новшество будет важно для    
организаций, имеющих обособленные
подразделения, в связи с
возможностью изменения с 2009 г.
метода начисления амортизации и
изменения порядка начисления
амортизации нелинейным методом
Статья 325 НК РФ                            
Согласно новой редакции данной      
статьи расходы, осуществленные по
договору с подрядчиком, включаются в
состав прочих расходов с 1-го числа
месяца, в котором подписан
соответствующий акт выполненных
работ (этапов работ) по данному
договору, то есть возможно их
частичное списание по мере закрытия
отдельных этапов работ
Ранее Налоговый кодекс не           
предусматривал поэтапное списание
расходов по освоению природных
ресурсов
                    Упрощенная система налогообложения                   
Статья 346.20 НК РФ                           
Пункт 2 данной статьи дополнен      
следующим положением: законами
субъектов РФ могут быть установлены
дифференцированные налоговые ставки
в пределах от 5 до 15% в зависимости
от категорий налогоплательщиков
Это прямое снижение налоговой       
нагрузки на малый бизнес. На момент
написания статьи, по данным СМИ,
снизили налоговую нагрузку по УСНО
до 5% депутаты законодательного
собрания Липецкой, Кемеровской,
Псковской областей. До 10% снизили
ставку в Ростовской, Московской,
Калужской областях, Республике Саха
(Якутия). В Кировской области
планируется снижение налоговой
нагрузки до 7%
Статья 346.14 НК РФ <г>
Выбор объекта налогообложения       
осуществляется самим
налогоплательщиком, за исключением
случая, предусмотренного п. 3
ст. 346.14 НК РФ. Объект
налогообложения может изменяться
налогоплательщиком ежегодно. Объект
налогообложения может быть изменен
с начала налогового периода, если
налогоплательщик уведомит об этом
налоговый орган до 20 декабря года,
предшествующего году, в котором
предполагается сменить объект
налогообложения. В течение
налогового периода налогоплательщик
не может менять объект
налогообложения
Положения п. 2 ст. 346.14 НК РФ (в  
ред. Закона N 208-ФЗ)
распространяются на правоотношения,
возникшие с 1 января 2008 г. Таким
образом, изменить объект
налогообложения при УСНО можно было
уже с 1 января 2009 г.
                     Единый налог на вмененный доход                     
Статья 346.26 НК РФ                           
Согласно дополнениям положения      
пп. 1 и 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ (в
ред. настоящего Закона) применяются
в отношении аптечных учреждений,
признаваемых таковыми в соответствии
с Федеральным законом от 22.06.1998
N 86-ФЗ "О лекарственных средствах",
начиная с 1 января 2011 г. (ст. 5
Закона N 224-ФЗ)
Таким образом, ограничения на       
перевод на уплату ЕНВД, введенные с
1 января 2009 г. (среднесписочная
численность работников за
предшествующий календарный год не
более 100 человек, доля участия
других организаций не более 25%), на
аптечные учреждения до 2011 г. не
распространяются
<а> Изменения внесены Федеральным законом N 209-ФЗ.
<б> Изменения внесены Федеральным законом N 251-ФЗ.
<в> Изменения внесены Федеральным законом N 305-ФЗ.
<г> Изменения внесены Федеральным законом N 208-ФЗ.

В заключение хотелось бы сказать о том, что изменения налогового законодательства находятся в рамках Основных направлений налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов и Плана действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики <5>.

<5> Утвержден Председателем Правительства РФ от 06.11.2008 N 4863п-П13.

Достаточно весом пакет мер по снижению налоговой нагрузки: это снижение налога на прибыль с 24 до 20% и возможность снижения ставки налога при УСНО с 15 до 5%. Также существенным является увеличение амортизационной премии до 30%, которое уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.

Что касается НДС, то совершенно новым положением является получение вычета по налогу с авансовых платежей при условии выполнения определенных требований, а также принципиально новым оказывается порядок принятия решения по результатам камеральной проверки: возможность принимать двойное решение.

Таким образом, эти и другие антикризисные меры направлены на дальнейшее развитие экономики, повышение стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории РФ.

Е.П.Зобова

Главный редактор журнала

"Налоговая проверка"