В продолжение темы изменения налогового законодательства в связи с принятием Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ) мы рассмотрим новшества, внесенные в часть вторую Налогового кодекса.
Закон N 224-ФЗ вступил в силу с 1 января 2009 г., его отдельные статьи - со дня его официального опубликования (27.11.2008), а также имеют более поздние сроки начала действия.
Изменения в гл. 21 НК РФ внесены также Федеральными законами N 251-ФЗ <1> и N 209-ФЗ <2>, в гл. 25 НК РФ - Федеральным законом N 305-ФЗ <3>, в гл. 26.2 НК РФ - Федеральным законом N 208-ФЗ <4>.
Данные новшества мы тоже рассмотрим в нашей статье.
Изменения, внесенные Законом N 224-ФЗ | Дополнения и комментарии |
Налог на добавленную стоимость |
Статья 149 НК РФ |
К операциям, не подлежащим обложению НДС, относится реализация на территории РФ: - лома и отходов черных металлов; - товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых лечебно- производственными (трудовыми) мастерскими лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы <а> | Расширен перечень не облагаемых НДС на территории РФ операций по реализации |
Статья 150 НК РФ |
Принципиальные изменения претерпел пп. 7 ст. 150 НК РФ: не подлежит обложению НДС ввоз на таможенную территорию РФ технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, по перечню, утверждаемому Правительством РФ | Теперь неважно, ввозят технологическое оборудование в качестве вклада в уставный капитал или для перепродажи, но для освобождения от обложения НДС оно не должно иметь аналогов, производящихся в нашей стране. Данное нововведение направлено непосредственно на поддержку отечественного товаропроизводителя. Соответствующие изменения вступают в силу с 1 января 2009 г., но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС, следующего за налоговым периодом, в котором вступило в силу постановление Правительства РФ об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ |
Статья 154 НК РФ |
Новый п. 5.1 ст. 154 НК РФ устанавливает порядок определения налоговой базы по НДС при реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи: налоговая база рассчитывается как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанных автомобилей. Соответствующие технические изменения внесены в п. 4 ст. 164 НК РФ | Данные изменения <б> вступают в силу с 1 апреля 2009 г. Они призваны увеличить реализацию подержанных автомобилей через автосалоны |
Статья 161 НК РФ |
Дополнен п. 3 ст. 161 "Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами" НК РФ: при реализации (передаче) на территории РФ государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области и округа, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база исчисляется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Пункт 4 ст. 161 НК РФ дополнен положением о том, что налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию, в частности, имущества, реализуемого по решению суда (в том числе при проведении процедуры банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации) | Изменения, внесенные в п. 5 ст. 161 НК РФ, расширяют перечень видов деятельности, при которых возникают обязанности налогового агента. До этих изменений речь шла исключительно об аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества |
Статья 165 НК РФ |
Согласно изменениям, внесенным в пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ, не только при вывозе отдельных видов товаров, а всем налогоплательщикам можно представить реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о фактически вывезенных товарах, а также о таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта, с отметками пограничного таможенного органа РФ вместо таможенных деклараций (их копий), а не в дополнение к ним, как это было ранее. Порядок их представления определяется Минфином по согласованию с ГТК | Согласно ст. 3 Закона N 224-ФЗ, если товары помещены соответственно под таможенный режим экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов в период с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г., предусмотренный п. 9 ст. 165 НК РФ срок представления документов (их копий), указанных в п. п. 1 - 4 ст. 165 НК РФ, исчисляемый с даты помещения товаров под таможенные режимы, а также предусмотренный п. 9 ст. 167 НК РФ момент определения налоговой базы, связанный со сроком представления таких документов, увеличиваются на 90 дней. Данные изменения существенны для налогоплательщиков, осуществляющих большое количество экспортных поставок |
Статья 168 НК РФ |
Пункт 1 ст. 168 НК РФ дополнен новым абзацем, согласно которому при получении налогоплательщиком сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реализуемых на территории РФ, налогоплательщик обязан предъявить покупателю сумму НДС, исчисленную в порядке, установленном п. 4 ст. 164 НК РФ. Согласно данному пункту в этих случаях сумма НДС должна определяться расчетным методом: налоговая ставка исчисляется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. п. 2 или 3 ст. 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (18/118 или 10/110). Также в новой редакции представлен п. 3 ст. 168 НК РФ: при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета- фактуры не позднее пяти календарных дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. При исчислении суммы НДС в соответствии с п. п. 1 - 3 ст. 161 НК РФ налоговыми агентами, указанными в п. п. 2 и 3 ст. 161 НК РФ, составляются счета-фактуры в порядке, установленном п. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ | В данную статью внесены революционные изменения: начиная с 1 января 2009 г. при получении предоплаты необходимо выставить контрагенту счет-фактуру на сумму оплаты не в одном экземпляре, как это было раньше - "для себя", а в двух, один из которых надо передать заказчику. С 1 января 2009 г. утрачивает силу абз. 2 п. 4 ст. 168 НК РФ: при проведении зачетов или товарообменных операций больше не надо перечислять НДС отдельным платежным поручением. Соответствующие изменения внесены в ст. 172 НК РФ: утратил силу п. 2. Данное положение просуществовало всего два года и вызывало протест со стороны налогоплательщиков. При этом согласно п. 12 ст. 9 Закона N 224-ФЗ при осуществлении с 1 января 2009 г. товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг), имущественных прав, принятых к учету до 31 декабря 2008 г. включительно, подлежат вычету в соответствии с гл. 21 НК РФ в редакции, действовавшей на дату принятия к учету указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав |
Статья 169 НК РФ |
Соответствующие изменения внесены в п. п. 2, 5 ст. 169 НК РФ, также введен новый п. 5.1, в котором приведены обязательные реквизиты, которые должны быть указаны в счете- фактуре, выставляемом при получении предоплаты. Перечень обязательных реквизитов счета-фактуры для предоплаты существенно отличается от привычного нам. В нем отсутствует ряд реквизитов, вместо этого появился новый пункт - сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав | Теперь будет два варианта счетов- фактур. Один выставляется при реализации товаров (работ, услуг), как и было ранее, а другой - при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав |
Статья 170 НК РФ |
В новой редакции суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам) в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае перечисления покупателем сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Восстановление сумм НДС производится покупателем в том налоговом периоде, в котором: - суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам подлежат вычету в порядке, установленном НК РФ; - произошло изменение условий либо расторжение соответствующего договора и возврат соответствующих сумм оплаты, частичной оплаты, полученных налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав | На изменения, внесенные в данную статью, следует обратить особое внимание: п. 3 ст. 170 НК РФ дополнен новым пп. 3, раньше не был предусмотрен такой порядок восстановления НДС, так как нельзя было принять к вычету НДС с предоплаты. Восстановлению подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок |
Статьи 171 и 172 НК РФ |
Статья 171 НК РФ дополнена новым п. 12, согласно которому налогоплательщик, перечисливший суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, может принять к вычету суммы НДС, предъявленные продавцом. При этом вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм (п. 9 ст. 172 НК РФ). Изменения претерпел п. 5 ст. 172 НК РФ: с 1 января 2009 г. вычеты сумм НДС при выполнении строительно- монтажных работ для собственного потребления производятся на момент определения налоговой базы, установленный п. 10 ст. 167 НК РФ, то есть на последнее число каждого налогового периода, а не по мере уплаты налога в бюджет | Таким образом, законодатель устанавливает условие, при выполнении которого можно будет принять к вычету суммы НДС с предоплаты: наличие договора, в котором предусмотрена предоплата, документов на оплату и счета-фактуры от продавца. Согласно изменениям НДС к вычету при СМР для собственных нужд можно будет принять раньше, что позволит увеличить оборотные средства. Но при этом согласно п. 13 ст. 9 Закона N 224-ФЗ суммы НДС, исчисленные при выполнении с 1 января 2006 г. до 1 января 2009 г. СМР для собственного потребления и не принятые к вычету до дня вступления в силу Закона N 224-ФЗ, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном ст. 172 НК РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Закона |
Статья 176 НК РФ |
Согласно новой редакции НК РФ возможны три варианта решения по результатам камеральной проверки: - решение о полном возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению; - решение об отказе в полном возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению; - решение о частичном возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, и решение об отказе в частичном возмещении суммы налога, заявленной к возмещению | Принципиальные изменения внесены в порядок возмещения НДС, точнее, в порядок принятия решения, выносимого по результатам камеральной проверки. До 2009 г. было два варианта решения: о возмещении (полностью или частично) НДС или об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению. Теперь налоговики могут не отказывать в возмещении всей суммы НДС, если у них есть сомнения в отношении определенной ее части, а принимать одновременно два решения - одно в отношении той суммы, которая не вызывает сомнений, другое относительно суммы, по которой между налоговиками и налогоплательщиком имеется спор |
Налог на доходы физических лиц |
Статья 213 НК РФ |
Федеральный закон от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 216-ФЗ) дополнен ст. 3.1, согласно которой по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным до дня вступления в силу Закона N 216-ФЗ на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривающим осуществления страховых выплат в пользу застрахованного лица, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти застрахованного лица), страховые взносы по которым до дня вступления в силу Закона N 216-ФЗ были в полном объеме уплачены за физических лиц из средств работодателей, исчисление и уплата НДФЛ производятся в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 216-ФЗ | Данная статья Налогового кодекса посвящена особенностям определения налоговой базы по договорам страхования |
Статья 220 НК РФ |
Налогоплательщики - физические лица, имеющие доходы, облагаемые по ставке 13%, вправе получить имущественные налоговые вычеты, в том числе в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам). Общий размер данного имущественного налогового вычета увеличен в два раза и составляет 2 млн руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам) | Данное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г. |
Статья 228 НК РФ |
В новой редакции НК РФ к физическим лицам, которые производят исчисление и уплату налога в соответствии со ст. 228 НК РФ, отнесены и физические лица, которые продали имущественные права, например долю в уставном капитале организации. В новой редакции изложен пп. 7 п. 1 ст. 228 НК РФ: самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ, а также подают декларацию физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных п. 18.1 ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению | Увеличилось количество лиц, которые должны самостоятельно подать декларацию по окончании налогового периода и уплатить НДФЛ. Если подарок получен физическим лицом от организации или индивидуального предпринимателя, налог удерживается налоговым агентом, то есть теперь даритель в лице предприятия и предпринимателя будет нести ответственность за уплату НДФЛ с суммы подарка |
Налог на прибыль |
Статья 251 НК РФ |
Согласно новой редакции пп. 32 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются также доходы в виде капитальных вложений в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем | Увеличился перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы |
Статья 252 НК РФ |
Согласно новой редакции НК РФ расходами вновь созданных и реорганизованных организаций признается в том числе и стоимость неимущественных прав | |
Статья 254 НК РФ |
Согласно новшествам стоимость прочего имущества, выявленного при инвентаризации, а также имущества, полученного при ремонте основных средств, определяется как сумма налога, исчисленная с дохода, предусмотренного п. п. 13 и 20 ст. 250 НК РФ. Эту стоимость можно учесть в качестве материальных расходов | До внесенных изменений финансисты настаивали на том, что сумма налога, исчисленная с суммы внереализационного дохода, начисленного при оприходовании запчастей, может быть включена в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, только в случае, если указанные запчасти выявлены в ходе инвентаризации или получены при ликвидации основных средств (Письмо от 14.11.2008 N 03-03-06/1/631) |
Статья 257 НК РФ |
Первоначальная стоимость основного средства, выявленного в ходе инвентаризации, будет устанавливаться согласно п. п. 8 и 20 ст. 250 НК РФ, то есть исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ | До этого порядок определения первоначальной стоимости основных средств, выявленных при проведении инвентаризации, а соответственно, возможность их амортизации НК РФ не были урегулированы |
Статья 258 НК РФ |
Изменения внесены в п. 9 ст. 258 НК РФ: амортизационная премия увеличена для основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам, до 30% первоначальной стоимости. При применении амортизационной премии в случае реализации данных основных средств ранее чем по истечении пяти лет с момента их ввода в эксплуатацию суммы расходов, включенные в состав расходов очередного отчетного (налогового) периода в соответствии с п. 9 ст. 258 НК РФ, подлежат восстановлению и включению в налоговую базу по налогу на прибыль. Это положение касается всех основных средств, по которым была применена амортизационная премия | Это относится и к расходам, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств. Но вместе с этим внесено ограничение, которого не было ранее в гл. 25 НК РФ. Положения абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ (в ред. настоящего Закона) применяются к основным средствам, введенным в эксплуатацию начиная с 1 января 2008 г. (речь идет о пяти годах с момента ввода в эксплуатацию). Применять амортизационную премию или нет - это право налогоплательщика, а не его обязанность, поэтому в данном случае есть возможность выбора |
Статья 259 НК РФ |
Изменения внесены в п. 1 ст. 259 НК РФ: установленные настоящим пунктом методы начисления амортизации применяются ко всем основным средствам вне зависимости от даты их приобретения. Для устранения разночтений законодатель посчитал целесообразным внести данное уточнение | С 1 января 2009 г. отменяется применение коэффициента 0,5 в отношении легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов, имеющих первоначальную стоимость соответственно более 600 000 и 800 000 руб. (п. 9 ст. 259 НК РФ в редакции до 1 января 2009 г.). Это касается и тех налогоплательщиков, которые начисляли амортизацию с этим понижающим коэффициентом до указанной даты, то есть коэффициент 0,5 не применяется с 1 января 2009 г. вообще (ст. 3 Закона N 224-ФЗ) |
Статья 261 НК РФ |
Изменения затронули абз. 5 п. 1 ст. 261 НК РФ. Слово "землепользователи" заменили на "налогоплательщик", а также для компенсации наносимого землепользователями ущерба природным ресурсам в процессе строительства и эксплуатации объектов договоры должны быть заключены с органами государственной власти субъектов РФ | Для учета расходов на освоение природных ресурсов добавлено требование о заключении договоров с органами государственной власти субъектов РФ |
Статья 263 НК РФ |
В новой редакции название данной статьи звучит как "Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование". Соответствующие изменения внесены в п. 1 ст. 263 НК РФ, пп. 8 дополнен словами "или ответственности по договору". Кроме того, теперь указано, что учитываются расходы на добровольное страхование ответственности по договору, а не только за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями. Добавлены новые пп. 9 и 10 в п. 1 ст. 263 НК РФ. Согласно пп. 9 теперь будут учитываться в расходах затраты на добровольное страхование риска ответственности, связанной со строительством олимпийских объектов в г. Сочи. А вот новый пп. 10 важен тем, что согласно ему можно будет учесть в расходах при расчете налоговой базы по налогу на прибыль затраты на другие виды добровольного имущественного страхования, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности. Данное новшество снимет спорные вопросы по учету этого вида расходов | В данном случае имеет место не просто перестановка слов: понятие "имущественное страхование" гораздо шире, чем "страхование имущества". Согласно ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования могут быть застрахованы следующие имущественные интересы: - риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества; - риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам - риск гражданской ответственности; - риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов - предпринимательский риск |
Статья 265 НК РФ |
Согласно новой редакции пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы на списание нематериальных активов. При этом расходы в виде сумм недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, только по объектам амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется линейным методом. Объекты амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется нелинейным методом, выводятся из эксплуатации в порядке, установленном п. 13 ст. 259.2 НК РФ | С 2009 г. расходы в виде недоамортизированной стоимости нематериальных активов учитываются в составе расходов организации при определении налоговой базы по налогу на прибыль |
Статья 269 НК РФ |
Действие абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ приостанавливается до 31 декабря 2009 г. В период приостановления действия данного абзаца устанавливается следующий порядок: при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу), принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,5 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22% - по долговым обязательствам в иностранной валюте (ст. 8 Закона N 224-ФЗ) | Согласно п. 7 ст. 9 Закона N 224-ФЗ такой порядок распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 г. |
Статья 284 НК РФ |
Налоговая ставка по налогу на прибыль устанавливается в размере 20%, при этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2,5%, зачисляется в федеральный бюджет. С 2009 г. в федеральный бюджет - 2%, в бюджеты субъектов РФ - 18% <в> | В целом снижение налоговой нагрузки по налогу на прибыль произойдет за счет федерального бюджета |
Статья 286 НК РФ |
В Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ включена ст. 27.1, согласно которой налогоплательщики вправе перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли в IV квартале 2008 г. (ст. 3 Закона N 224-ФЗ) | Система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода. Однако для IV квартала 2008 г. законодатели сделали исключение. Изменение порядка расчета авансовых платежей надо отразить в учетной политике и уведомить о нем налоговый орган |
Статья 288 НК РФ |
Для целей применения ст. 288 "Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения" НК РФ организации, перешедшие на начисление амортизации нелинейным методом в составе амортизационных групп, вправе определять остаточную стоимость амортизируемого имущества по данным бухгалтерского учета | Данное новшество будет важно для организаций, имеющих обособленные подразделения, в связи с возможностью изменения с 2009 г. метода начисления амортизации и изменения порядка начисления амортизации нелинейным методом |
Статья 325 НК РФ |
Согласно новой редакции данной статьи расходы, осуществленные по договору с подрядчиком, включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, в котором подписан соответствующий акт выполненных работ (этапов работ) по данному договору, то есть возможно их частичное списание по мере закрытия отдельных этапов работ | Ранее Налоговый кодекс не предусматривал поэтапное списание расходов по освоению природных ресурсов |
Упрощенная система налогообложения |
Статья 346.20 НК РФ |
Пункт 2 данной статьи дополнен следующим положением: законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков | Это прямое снижение налоговой нагрузки на малый бизнес. На момент написания статьи, по данным СМИ, снизили налоговую нагрузку по УСНО до 5% депутаты законодательного собрания Липецкой, Кемеровской, Псковской областей. До 10% снизили ставку в Ростовской, Московской, Калужской областях, Республике Саха (Якутия). В Кировской области планируется снижение налоговой нагрузки до 7% |
Статья 346.14 НК РФ <г> |
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного п. 3 ст. 346.14 НК РФ. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором предполагается сменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения | Положения п. 2 ст. 346.14 НК РФ (в ред. Закона N 208-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г. Таким образом, изменить объект налогообложения при УСНО можно было уже с 1 января 2009 г. |
Единый налог на вмененный доход |
Статья 346.26 НК РФ |
Согласно дополнениям положения пп. 1 и 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ (в ред. настоящего Закона) применяются в отношении аптечных учреждений, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", начиная с 1 января 2011 г. (ст. 5 Закона N 224-ФЗ) | Таким образом, ограничения на перевод на уплату ЕНВД, введенные с 1 января 2009 г. (среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не более 100 человек, доля участия других организаций не более 25%), на аптечные учреждения до 2011 г. не распространяются |
В заключение хотелось бы сказать о том, что изменения налогового законодательства находятся в рамках Основных направлений налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов и Плана действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики <5>.
Достаточно весом пакет мер по снижению налоговой нагрузки: это снижение налога на прибыль с 24 до 20% и возможность снижения ставки налога при УСНО с 15 до 5%. Также существенным является увеличение амортизационной премии до 30%, которое уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.
Что касается НДС, то совершенно новым положением является получение вычета по налогу с авансовых платежей при условии выполнения определенных требований, а также принципиально новым оказывается порядок принятия решения по результатам камеральной проверки: возможность принимать двойное решение.
Таким образом, эти и другие антикризисные меры направлены на дальнейшее развитие экономики, повышение стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории РФ.